+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Фз рф о некоммерческих организациях

Главная > Статья >Государство и право

Чтобы вернуться на предыдущую страницу, используйте кнопку «Назад» («Back») в верхнем левом углу

О НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

От 12 января 1996 года N 7-ФЗ

8 декабря 1995 года

(в ред. Федеральных законов от 26.11.1998 N 174-ФЗ,

от 08.07.1999 N 140-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ,

от 28.12.2002 N 185-ФЗ)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования и область действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления.

2. Настоящий Федеральный закон применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории Российской Федерации, постольку, поскольку иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

3. Настоящий Федеральный закон не распространяется на потребительские кооперативы. Деятельность потребительских кооперативов регулируется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, законами о потребительских кооперативах, иными законами и правовыми актами.

Статья 2. Некоммерческая организация

1. Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

2. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

3. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Статья 3. Правовое положение некоммерческой организации

1. Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением учреждений) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету.

2. Некоммерческая организация создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами некоммерческой организации.

3. Некоммерческая организация вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории.

4. Некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке.

Некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.

Статья 4. Наименование и место нахождения некоммерческой организации

1. Некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно — правовую форму и характер деятельности.

Некоммерческая организация, наименование которой зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования.

2. Место нахождения некоммерческой организации определяется местом ее государственной регистрации.

3. Наименование и место нахождения некоммерческой организации указываются в ее учредительных документах.

Статья 5. Филиалы и представительства некоммерческой организации

1. Некоммерческая организация может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Филиалом некоммерческой организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения некоммерческой организации и осуществляющее все ее функции или часть их, в том числе функции представительства.

3. Представительством некоммерческой организации является обособленное подразделение, которое расположено вне места нахождения некоммерческой организации, представляет интересы некоммерческой организации и осуществляет их защиту.

4. Филиал и представительство некоммерческой организации не являются юридическими лицами, наделяются имуществом создавшей их некоммерческой организации и действуют на основании утвержденного ею положения. Имущество филиала или представительства учитывается на отдельном балансе и на балансе создавшей их некоммерческой организации.

Руководители филиала и представительства назначаются некоммерческой организацией и действуют на основании доверенности, выданной некоммерческой организацией.

5. Филиал и представительство осуществляют деятельность от имени создавшей их некоммерческой организации. Ответственность за деятельность своих филиала и представительства несет создавшая их некоммерческая организация.

Глава II. ФОРМЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Статья 6. Общественные и религиозные организации (объединения)

1. Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

Общественные и религиозные организации (объединения) вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы.

2. Участники (члены) общественных и религиозных организаций (объединений) не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Участники (члены) общественных и религиозных организаций (объединений) не отвечают по обязательствам указанных организаций (объединений), а указанные организации (объединения) не отвечают по обязательствам своих членов.

3. Особенности правового положения общественных организаций (объединений) определяются иными федеральными законами.

4. Особенности правового положения, создания, реорганизации и ликвидации религиозных организаций, управления религиозными организациями определяются федеральным законом о религиозных объединениях.

1. Для целей настоящего Федерального закона фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

2. Фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

3. Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства.

Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.

Порядок формирования и деятельности попечительского совета фонда определяется уставом фонда, утвержденным его учредителями.

Статья 7.1. Государственная корпорация

(введена Федеральным законом от 08.07.1999 N 140-ФЗ)

1. Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.

Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации.

Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.

2. Государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.

Государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации.

3. Особенности правового положения государственной корпорации устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов, предусмотренных статьей 52 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В законе, предусматривающем создание государственной корпорации, должны определяться наименование государственной корпорации, цели ее деятельности, место ее нахождения, порядок управления ее деятельностью (в том числе органы управления государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц государственной корпорации и их освобождения), порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации и порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации.

Комментарий к Федеральному закону о некоммерческих организациях» (постатейный) (3-е издание, переработанное и дополненное) (Залесский В.В., Каллистратова Р.Ф.) («Юрайт», 2000)

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ
КОММЕНТАРИЙ
К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ О НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 30 марта 2000 года
Издание 3-е, дополненное и переработанное
В.В. ЗАЛЕССКИЙ, Р.Ф. КАЛЛИСТРАТОВА
Авторы
Залесский В.В. — доктор юридических наук, заведующий отделом Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.
Каллистратова Р.Ф. — доктор юридических наук, профессор, руководитель отдела гражданско — правовых исследований Российской правовой академии МЮ РФ.
Настоящее издание представляет собой подробный постатейный комментарий Федерального закона «О некоммерческих организациях». Комментарий подготовлен с учетом судебной практики и имеющихся литературных источников. В приложении представлены официальные материалы, регламентирующие деятельность некоммерческих организаций.
Рассчитан не только на специалистов, преподавателей, студентов, аспирантов юридических и экономических вузов, но и будет полезен тем, кто собирается учреждать некоммерческие организации или участвовать в их работе (общественные объединения, ассоциации, клубы, союзы, ЖСК, ГСК и т.д.).
12 января 1996 года N 7-ФЗ

Это интересно:  Федеральная служба судебных приставов

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 12 января 1996 года №7-ФЗ

О некоммерческих организациях

(В редакции Федеральных законов Российской Федерации от 26.11.1998 г. №174, 08.07.1999 г. №140, 21.03.2002 г. №31, 28.12.2002 г. №185, 23.12.2003 г. №179-ФЗ, 10.01.2006 г. №18-ФЗ, 02.02.2006 г. №19-ФЗ, 03.11.2006 г. №175-ФЗ, 30.12.2006 г. №274-ФЗ, 30.12.2006 г. №276-ФЗ, 02.03.2007 г. №24-ФЗ, 17.05.2007 г. №83-ФЗ, 26.06.2007 г. №118-ФЗ, 29.11.2007 г. №278-ФЗ, 01.12.2007 г. №300-ФЗ, 13.05.2008 г. №68-ФЗ, 22.07.2008 года №148-ФЗ, 23.07.2008 г. №160-ФЗ, 03.06.2009 г. №107-ФЗ, 17.07.2009 г. №145-ФЗ, 17.07.2009 г. №170-ФЗ, 05.04.2010 г. №40-ФЗ, 08.05.2010 г. №83-ФЗ, 19.05.2010 г. №88-ФЗ, 22.07.2010 г. №164-ФЗ, 29.12.2010 г. №437-ФЗ (см. вступ. в силу), 04.06.2011 г. №124-ФЗ, 11.07.2011 г. №200-ФЗ, 18.07.2011 г. №220-ФЗ (вступ. в силу 02.08.2011 г.), 18.07.2011 г. №239-ФЗ, 18.07.2011 №242-ФЗ, 06.11.2011 г. №291-ФЗ, 16.11.2011 г. №317-ФЗ, 20.07.2012 г. №121-ФЗ (вступ. в силу 21.11.2012 г.), 28.07.2012 г. №134-ФЗ, 30.12.2012 г. №325-ФЗ, 11.02.2013 г. №8-ФЗ, 02.07.2013 г. №172-ФЗ, 02.07.2013 г. №185-ФЗ, 28.12.2013 г. №396-ФЗ, 28.12.2013 г. №413-ФЗ, 21.02.2014 г. №18-ФЗ, 04.06.2014 г. №147-ФЗ, 21.07.2014 г. №236-ФЗ, 14.10.2014 г. №303-ФЗ, 04.11.2014 г. №329-ФЗ, 24.11.2014 г. №358-ФЗ, 22.12.2014 г. №440-ФЗ, 31.12.2014 г. №505-ФЗ, 08.03.2015 г. №43-ФЗ, 06.04.2015 г. №80-ФЗ, 02.05.2015 г. №115-ФЗ, 13.07.2015 г. №225-ФЗ, 28.11.2015 г. №341-ФЗ, 28.11.2015 г. №358-ФЗ, 30.12.2015 г. №436-ФЗ, 31.01.2016 г. №7-ФЗ, 09.03.2016 г. №67-ФЗ, 30.03.2016 г. №82-ФЗ, 23.05.2016 г. №149-ФЗ, 02.06.2016 г. №179-ФЗ, 03.07.2016 г. №236-ФЗ, 03.07.2016 г. №286-ФЗ, 03.07.2016 г. №287-ФЗ, 03.07.2016 г. №372-ФЗ (вступ. в силу 01.07.2017 г.), 19.12.2016 г. №449-ФЗ, 07.06.2017 г. №113-ФЗ (вступ. в силу 01.01.2018 г.), 14.11.2017 г. №320-ФЗ, 31.12.2017 г. №506-ФЗ, 05.02.2018 г. №15-ФЗ, 27.06.2018 г. №164-ФЗ, 29.07.2018 г. №260-ФЗ)

Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года

Глава I. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования и область действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон определяет особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также возможные формы поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления.

2. Настоящий Федеральный закон применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории Российской Федерации, постольку, поскольку иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

2.1. Настоящий Федеральный закон определяет порядок создания и деятельности на территории Российской Федерации структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

2.2. Положения настоящего Федерального закона, определяющие порядок создания и деятельности на территории Российской Федерации структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций, применяются к структурным подразделениям международных организаций (объединений) в части, не противоречащей международным договорам Российской Федерации.

3. Настоящий Федеральный закон не распространяется на потребительские кооперативы, товарищества собственников жилья, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан.

(Пункт 4 изложен в новой редакции в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 20.07.2012 г. №121-ФЗ)

4.1. Действие статьи 13.1, пунктов 1, 1.1 — 1.3 статьи 15, статей 23 и 23.1, абзаца первого пункта 2 статьи 24 (в части приобретения и реализации ценных бумаг и участия в товариществах на вере в качестве вкладчика), пункта 1 статьи 30, пунктов 3, 3.1, 5, 7 и 10 статьи 32 настоящего Федерального закона не распространяется на бюджетные учреждения.

4.2. Действие статьи 13.1, пунктов 1, 1.1 — 1.3 статьи 15, статей 18, 19, 20, 23 и 23.1, абзаца первого пункта 2 (в части приобретения и реализации ценных бумаг и участия в товариществах на вере в качестве вкладчика), пункта 3 и пункта 4 (за исключением абзаца четвертого) статьи 24, пункта 1 статьи 30, пунктов 3, 3.1, 5, 7, 10 и 14 статьи 32 настоящего Федерального закона не распространяется на казенные учреждения.

5. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на органы государственной власти, иные государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, публично-правовые компании, а также на автономные учреждения, если иное не установлено федеральным законом.

6. Действие пункта 6 статьи 2, абзаца третьего пункта 1 статьи 32 настоящего Федерального закона не распространяется на государственные корпорации, государственные компании, а также на созданные ими некоммерческие организации, государственные и муниципальные (в том числе бюджетные) учреждения.

7. Действие пункта 6 статьи 2 настоящего Федерального закона не распространяется на объединения работодателей, торгово-промышленные палаты, зарегистрированные в установленном законом порядке.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Федеральными законами Российской Федерации от 28.11.2015 г. №341-ФЗ, 31.01.2016 г. №7-ФЗ, 03.07.2016 г. №236-ФЗ)

Статья 2. Некоммерческая организация

1. Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

2. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

2.1. Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона.

2.2. Под некоммерческой организацией — исполнителем общественно полезных услуг понимается социально ориентированная некоммерческая организация, которая на протяжении одного года и более оказывает общественно полезные услуги надлежащего качества, не является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и не имеет задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам.

3. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

4. Под иностранной некоммерческой неправительственной организацией в настоящем Федеральном законе понимается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, созданная за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителями (участниками) которой не являются государственные органы.

5. Иностранная некоммерческая неправительственная организация осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации через свои структурные подразделения — отделения, филиалы и представительства.

Структурное подразделение — отделение иностранной некоммерческой неправительственной организации признается формой некоммерческой организации и подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном статьей 13.1 настоящего Федерального закона.

Структурные подразделения — филиалы и представительства иностранных некоммерческих неправительственных организаций приобретают правоспособность на территории Российской Федерации со дня внесения в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций сведений о соответствующем структурном подразделении в порядке, предусмотренном статьей 13.2 настоящего Федерального закона.

6. Под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в настоящем Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее — иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она осуществляет деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия.

Указанная деятельность осуществляется в следующих формах:

участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений;

участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий;

Это интересно:  Согласие супруга на передачу в залог недвижимости (ипотеку)

публичные обращения к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;

распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике;

формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований;

вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в указанную деятельность;

финансирование указанной деятельности.

К политической деятельности не относятся деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность.

(В статью 2 внесены изменения в соответствии с Федеральными законами Российской Федерации от 28.11.2015 г. №358-ФЗ, 02.06.2016 г. №179-ФЗ, 03.07.2016 г. №287-ФЗ)

Статья 3. Правовое положение некоммерческой организации

1. Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением случаев, установленных законом) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету.

2. Некоммерческая организация создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами некоммерческой организации.

3. Некоммерческая организация вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

4. Некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке.

Некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием.

5. Некоммерческие организации вправе иметь символику — эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в учредительных документах.

Символика некоммерческих организаций должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности.

Символика некоммерческих организаций не должна совпадать с государственной символикой Российской Федерации, государственной символикой субъектов Российской Федерации, символикой муниципальных образований, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, символикой иностранных государств, а также с символикой международных организаций.

В качестве символики некоммерческой организации не могут быть использованы эмблемы и иные символы, описание которых ранее включено в устав существующей в Российской Федерации политической партии, а также эмблемы и иные символы организаций, деятельность которых на территории Российской Федерации запрещена.

Символика некоммерческих организаций не должна порочить Государственный флаг Российской Федерации, Государственный герб Российской Федерации, Государственный гимн Российской Федерации, флаги, гербы и гимны субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных государств, религиозные символы, а также оскорблять расовые, национальные или религиозные чувства.

(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21.07.2014 г. №236-ФЗ)

Фз рф о некоммерческих организациях

Статья 7. Фонды
[Закон «О некоммерческих организациях»] [Глава II] [Статья 7]

1. Для целей настоящего Федерального закона фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

2. Фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

3. Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства.

Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.

Порядок формирования и деятельности попечительского совета фонда определяется уставом фонда, утвержденным его учредителями.

4. Особенности создания и деятельности фондов отдельных видов могут устанавливаться федеральными законами о таких фондах.

1 комментарий к записи “Статья 7 Закон о Некоммерческих организациях. Фонды”

Комментарий к ст. 7

1. Определение фонда как некоммерческой организации, содержащееся в п. 1 комментируемой статьи, повторяет соответствующее определение ст. 118 ГК РФ. Фонд, как одна из форм существования некоммерческих организаций, отличается от прочих тем, что фонд является не объединением граждан и (или) юридических лиц, а объединением имущества граждан и (или) юридических лиц для достижения общественно полезных целей. В этом, наверное, самое существенное отличие фонда от любой другой некоммерческой организации. А коль скоро для создания фонда объединяется или аккумулируется имущество, то законодательство строго не ограничивает возможный состав учредителей. Учредить фонд может и одно лицо, как физическое, так и юридическое, как коммерческая, так и некоммерческая организация. Таково общее правило, определенное ГК РФ (ст. 118) и Законом. Но ФЗ «Об общественных объединениях» ограничивает круг возможных учредителей общественного фонда только гражданами и юридическими лицами — общественными объединениями. Иными словами, учредить общественный фонд вправе только физические лица и некоммерческие организации, созданные в форме общественного объединения (ст. 6 ФЗ «Об общественных объединениях»).
Согласно ст. 8 ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» в учреждении благотворительных фондов не могут участвовать органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия. Не вправе выступить учредителями благотворительного фонда и государственные и муниципальные учреждения.
Учредители, объединяя имущество, создают имущественную базу фонда и определяют направления использования этого имущества. Переданное фонду имущество как при его создании, так и впоследствии переходит в собственность фонда. Как и общественное объединение, фонд является собственником переданного ему учредителями имущества, а также имущества, приобретенного фондом. Учредители утрачивают все права на переданное фонду в собственность имущество. Поскольку фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, то согласно этому положению учредители фонда после его создания утрачивают возможность расширить свой состав, т.к. учредительным документом фонда является только устав. Более того, они теряют всякую возможность влиять на деятельность фонда, во всяком случае формально, если сами не участвуют в работе его высшего органа управления. В этом своеобразие фонда, но такое положение порождает и ряд трудностей.
Согласно ст. 118 ГК РФ учредители в уставе фонда предусматривают порядок управления фондом и формирования его органов. Кто, как не учредители заинтересованы в надлежащей деятельности фонда, и согласно ст. 29 Закона, они формируют высший орган управления фондом. Как отмечалось выше, изменить состав учредителей путем привлечения новых или замены уже существующих нельзя после регистрации фонда в качестве некоммерческой организации, когда процесс его создания уже завершен. Состав учредителей фонда может измениться только в сторону уменьшения при выходе учредителя из числа учредителей по не зависящим от фонда причинам, повлекшим либо ликвидацию учредителя — юридического лица, либо смерть учредителя — физического лица. Долги учредителей фонда не имеют отношения к имуществу фонда, а учредители, в свою очередь, не отвечают по обязательствам фонда, даже если у фонда недостаточно имущества для их исполнения.
В настоящее время конструкция фонда очень широко используется при создании различных организаций. Фонды создаются не только на основании действующих законов, но и в силу специальных актов Президента РФ и Правительства РФ, что вовсе не означает, что их учредительные документы могут не соответствовать действующему законодательству. Цели создания фонда часто определяют специфику его правового статуса, например, Национальный фонд молодежи создан и дополнительно его деятельность регулируется Указом Президента РФ от 6 марта 1995 г. N 242 «О Национальном фонде молодежи» (СЗ РФ, 1995, N 11, ст. 965), Фонд национально-культурного возрождения народов России создан в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 мая 1994 г. N 535 «Об образовании Фонда национально-культурного возрождения народов России» (СЗ РФ, 1994, N 6, ст. 608). Как видно из приведенных примеров, инициировать создание фондов можно и путем принятия подзаконных актов.
Использование формы фонда очень широко представлено в разных направлениях общественно полезной деятельности, что, естественно, влияет на специфику правового положения той или иной группы фондов. Еще большее влияние на статус фонда оказывает состав учредителей фонда, а это в конечном итоге позволяет отнести фонд к той или иной категории. В законодательстве не проводится классификация фондов и не выделяются особенности того или иного вида фондов. С одной стороны, это предоставляет широкие возможности для рационального использования фонда как организационно-правовой формы, с другой стороны, — создает благоприятные возможности для появления различных организаций, называющих себя фондами, но по существу таковыми не являющихся. Правовая природа этих организаций чаще всего совпадает с правовой природой учреждений, а не фондов. Примерами могут служить созданный на основании Постановления Правительства РФ от 8 сентября 1994 г. N 1023 «О Российском гуманитарном научном фонде» (СЗ РФ, 1994, N 21, ст. 2386) Российский гуманитарный научный фонд; созданный на основании Постановления Правительства РФ от 16 декабря 1995 г. N 1239 «О государственном фонде конверсии» (СЗ РФ, 1995, N 52, ст. 5165) государственный фонд конверсии; образованный в соответствии с Указом Президента РФ от 21 ноября 1994 г. N 2092 «О Фонде президентских программ» (СЗ РФ, 1994, N 31, ст. 3248) Фонд президентских программ и др. Подобное вольное использование формы фонда вносит путаницу и не способствует практическому становлению правового применения организационно-правовой формы фонда.
Выше уже были рассмотрены особенности по составу учредителей при создании двух видов фондов — благотворительных и общественных. ФЗ «Об общественных объединениях» (ст. 10) предусматривает возможность создания иных видов фондов, отличных от общественного фонда, таких как частный, корпоративный, государственный, общественно-государственный и др. При этом предполагается, что особенности правового регулирования каждого вида фондов будут определены законом о фондах или законами об определенных видах фондов. Пока такие законы не приняты. Однако, действует Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 сентября 1991 г. «О регистрации общественно-государственных фондов» (Ведомости РСФСР, 1991, N 39, ст. 1239), которое возлагает на Минюст регистрацию общественно-государственных фондов. Общественно-государственные фонды создаются на базе государственной и (или) муниципальной собственности с привлечением средств общественных объединений (например, фонд «Российские немцы», образованный на основании Указа Президента РФ от 15 декабря 1992 г. N 1562 «О создании фонда «Российские немцы», — Ведомости РФ, 1992, N 51, ст. 3042; Фонд социальных гарантий военнослужащим, созданный в соответствии с Указом Президента РСФСР от 10 ноября 1991 г. «О Фонде социальных гарантий военнослужащим» — Ведомости РСФСР, 1991, N 46, ст. 1566). Государственные фонды создаются исключительно за счет государственной и (или) муниципальной собственности (например, Государственный фонд борьбы с преступностью, учрежденный Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 1994 г. N 1272 «Об утверждении Положения о Государственном фонде борьбы с преступностью» — СЗ РФ, 1994, N 31, ст. 3285).
Необходимо отметить, что само слово «фонд» употребляется и для обозначения совокупности денежных ресурсов, что вовсе не противоречит правилам толкования русского языка. Однако не следует смешивать эти два понятия: организационно-правовую форму некоммерческой организации и форму объединения денежных ресурсов с определенными целями (например, Дорожный фонд, Фонд социального страхования).
ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» устанавливает такую организационно-правовую форму некоммерческой организации, как негосударственный пенсионный фонд (ст. 2). Созвучие в названиях двух форм некоммерческих организаций не должно вводить в заблуждение, т.к. это две совершенно разные формы некоммерческих организаций. Учредительными документами негосударственных пенсионных фондов являются учредительный договор и устав, которые отражают правовую природу этой формы, как объединения имущества, денежных средств и лиц. Негосударственный пенсионный фонд — это имеющая членство некоммерческая организация с установленной законом формой управления (ст. 28 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»). Комментируемым Законом эта организационно-правовая форма не предусмотрена.
2. При объединении имущества учредители фонда осуществляют эти действия с вполне конкретными целями и рассчитывают на определенный результат. Целенаправленная общественно полезная деятельность, для проведения которой создается фонд, является основной деятельностью фонда, и имущество фонда должно использоваться исключительно при осуществлении этой деятельности. Нарушение этого положения может повлечь ликвидацию фонда в судебном порядке. Однако совершенно очевидно, что ни фонд, ни любая другая некоммерческая организация не в состоянии реализовать свои уставные цели только за счет учредителей и членов организации. Общественно полезная деятельность требует наличия финансовых возможностей, в связи с чем фонды имеют право заниматься коммерческой деятельностью. То, как сформулировано это право, с одной стороны, существенно ограничивает правоспособность фонда (как и любой другой некоммерческой организации), а с другой — затрудняет зарабатывание доходов.
На практике бывает достаточно сложно отделить коммерческую деятельность фонда, соответствующую целям его создания, от коммерческой деятельности, явно не соответствующей им. Более того, если полученная прибыль направляется на уставную деятельность фонда, то это, пожалуй, наиболее важный критерий оценки соответствия коммерческой деятельности фонда целям его создания. Если некоммерческим организациям разрешено заниматься коммерческой деятельностью, то логичнее было бы определить те виды деятельности, которыми запрещено заниматься различным видам некоммерческих организаций. Тем более, что право некоммерческих организаций участвовать в хозяйственных обществах (а для некоторых и в товариществах на вере в качестве вкладчика) не ограничено, чем бы эти общества ни занимались.
Для фондов комментируемой статьей Закона и другими законами не предусмотрено право участвовать в товариществах на вере в качестве вкладчика. Фонды могут создавать и участвовать только в хозяйственных обществах (акционерных, с дополнительной ответственностью и с ограниченной ответственностью). Возможности благотворительных фондов еще более ограничены. Согласно п. 4 ст. 12 ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», благотворительный фонд не только не имеет права участвовать в товариществах на вере в качестве вкладчика, но он не вправе также участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими лицами.
Фонды как организации, созданные для достижения определенных целей, обязаны использовать свое имущество именно для этих целей. В надлежащем использовании фондами своего имущества заинтересованы не только учредители, но и общество. В целях возможного контроля со стороны любого заинтересованного лица законодатель обязал фонды публично отчитываться об использовании ими своего имущества путем ежегодных публикаций отчетов в средствах массовой информации. Законодательство не определяет печатные органы, в которых надлежит ежегодно публиковать отчет об использовании фондом своего имущества. Очевидно, что печатать отчеты фонды должны в печатных органах, издаваемых по месту регистрации фонда, с тем, чтобы регистрирующий орган всегда мог проконтролировать достоверность отчета или просто его наличие. Отчет фонда об использовании своего имущества, по существу, является отчетом о финансово-хозяйственной деятельности фонда.
3. Кроме заинтересованных лиц и регистрирующего органа контроль за использованием фондом своего имущества осуществляет специально создаваемый в самом фонде орган — попечительский совет. Комментируемая статья придает попечительскому совету достаточно широкие полномочия, но оставляет на усмотрение учредителей разработку механизма эффективного использования попечительским советом своих полномочий. Практически задача не из простых: с одной стороны, совет не должен мешать фонду осуществлять свою уставную и коммерческую деятельность, с другой, — контроль за надлежащим использованием имущества фонда его органами управления должен быть реальным, а не подразумеваемым. На сколько обязательны для высшего органа управления фонда решения попечительского совета и какие именно решения, определяется учредителями фонда в его уставе. Если устав не содержит таких положений, то у попечительского совета как контролирующего органа всегда остается возможность через суд воздействовать на органы управления фонда в случае ненадлежащего использования имущества фонда.
Работа членов попечительского совета не оплачивается, а осуществляется на общественных началах. Из этого можно заключить, что для членов попечительского совета данная должность — скорее общественная нагрузка, а не дополнительный источник доходов. И хотя попечительский совет действует исключительно на общественных началах, создание его как органа фонда — это обязательное требование законодательства (п. 4 ст. 118 ГК РФ, п. 3 ст. 14 Закона).
Законодатель не случайно выделил попечительский совет в качестве органа фонда, контролирующего (осуществляющего надзор) деятельность фонда, тем самым исключив возможность объединить орган управления фондом с попечительским советом. Объединение функций двух различных органов — органа управления фондом и попечительского совета — свело бы на нет надзорную функцию попечительского совета и исключило бы надлежащий контроль за деятельностью фонда и использованием его имущества. Закон (ст. 29 и 30) выделяет для всех некоммерческих организаций (высший) орган управления и исполнительный орган, а для фондов еще и контрольный орган — попечительский совет.

Это интересно:  Комиссия Сбербанка при оплате квитанции ЖКХ: почему компания берет проценты за услуги и как сделать платеж через интернет, терминал или кассу?

Статья написана по материалам сайтов: works.doklad.ru, www.lawmix.ru, base.spinform.ru, rukak.ru.

»


Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector