Как передать в аренду землю — принадлежащую муниципалитету

Бесплатная горячая линия

Содержание

Использование земель

Порядок сдачи в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Содержание статьи:

Проведение торгов при сдаче в аренду земель государственной или муниципальной собственности

Многие статьи земельного кодекса РФ содержат нормы о порядке осуществления аренды территорий, стоимости, сроках. Также такие сделки регулируются гражданским кодексом и рядом федеральных законов. Некоторые различия присутствуют в зависимости от принадлежности участка.

Внимание, акция! Получите консультацию юриста по земельным вопросам!

+7 (499) 553-09-05

+7 (812) 448-61-02

+7 (800) 550-38-47

Земли, принадлежащие муниципалитету или государству, также могут быть оформлены по договору аренды. В том случае, когда речь идет о площади, не предназначенной для возведения строений, достаточно обратиться в администрацию и подать соответствующее заявление. Через некоторое время участок будет выделен и гражданину останется лишь поставить его на учет в Росреестре.

Аренда земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, которые в дальнейшем будут использованы для застройки, оформляется только по итогам аукциона. Для того чтобы получить такую территорию, придется принять участие в торгах, которые организовывает распорядитель площадей, то есть администрация. Торги в форме аукциона представляют собой мероприятие, в котором несколько претендентов борются за право заключения договора аренды территории, постепенно повышая цену. На начальном этапе участники подают заявки, и устанавливается стартовая стоимость аренды. Показатель исчисляется при помощи выполнения независимой оценки.

Аренда земельных участков, находящихся в государственной собственности, доступна не только гражданам, но и организациям. Предприятия вправе получить землю без осуществления торгов, если она предоставляется для застройки.

Образец договора аренды

Сделка о временной передаче земли в пользование арендатора фиксируется в специальном акте. Договор аренды земельного участка муниципальной собственности представляет собой типовой бланк, который составляется в письменном виде и обязательно требует регистрации в назначенном законом порядке. Посмотреть и скачать можно здесь: [Образец договора аренды земельного участка].

Сторонами сделки являются арендодатель – это, как правило, то учреждение, которое распоряжается земельным имуществом, в частности, местная администрация или государственный орган и арендатор. В роли арендатора могут выступать граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели.

В соглашении обязательно указываются следующие данные:

  • дата и место составления акта;
  • реквизиты сторон;
  • права и обязанности сторон;
  • объект сделки и его характеристики;
  • порядок произведения расчетов, включая исчисление арендной платы;
  • период действия соглашения;
  • обстоятельства, при которых сделка прекращает свое действие;
  • подписи сторон.

Если хотя бы одно из существенных условий документа будет отсутствовать, то договор не считается заключенным.

Порядок сдачи в аренду земельного участка государственной или муниципальной собственности без проведения торгов

Порядок передачи земли в аренду без проведения торгов определен ст. 39.14 ЗК РФ. По указанному положению для оформления арендной сделки относительно земли, состоящей в распоряжении муниципалитета или государства, необходимо совершить следующие действия:

  1. Заявитель готовит схему расположения участка, если его предстоит образовать.
  2. В уполномоченный орган заявителем подается документ о предварительном согласовании предоставления участка
  3. Выносится предварительное решение о согласовании предоставления надела во временное пользование.
  4. Заявитель обеспечивает выполнение необходимых кадастровых работ.
  5. В связи с уточнением границ, участок ставится на учет.
  6. Заявитель подает заявление о предоставлении земельного участка.
  7. Заключается соответствующий договор.
  8. Оформленное соглашение регистрируется в Росреестре.

Когда речь идет о землях, предназначенных для застройки или другого вида освоения, назначается процедура торгов в форме аукциона. При существовании таких обстоятельств, порядок действий несколько иной:

  1. Гражданин или организация обращаются к распорядителю участка с заявлением о передаче земли в аренду.
  2. Назначаются торги, организатор публикует извещение.
  3. Претендент на аренду подает заявку как участник и вносит залог.
  4. Во время проведения аукциона определяется выигравший, то есть, участник, предложивший максимальную цену аренды. Данный факт фиксируется в протоколе.
  5. По итогам проведения торгов также заключается соглашение об аренде и документ проходит регистрацию.

Если арендатор эксплуатирует надел более пяти лет, то он вправе оформить передачу земли во временное использование другому человеку или организации (ст. 22 ЗК РФ). В этом случае, извещение собственника носит уведомительный характер, а между участниками новой сделки составляется акт переуступки прав на землю.

Список документов

Для участия в аукционе могут потребоваться следующие документы:

  • заявление на участие в торгах, образец которого можно найти на нашем сайте;
  • квитанция о внесении задатка;
  • паспорт;
  • учредительные документы для организаций.

Для оформления договора аренды дополнительно понадобятся:

  • технические бумаги на землю – кадастровый паспорт, выписка из БТИ (если на территории имеются постройки);
  • справки об отсутствии обременений на территорию;
  • сведения об отсутствии задолженностей по налогам и иным начислениям.

Все документы предоставляются в виде копий и подтверждаются оригинальными экземплярами.

Пример по сдаче в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Анатолий Семенович получил в свое время городской надел в аренду посредством торгов. После того, как срок действия его договоренности превысил 5 лет, мужчина сдал площадь в субаренду, о чем уведомил администрацию. С новым пользователем было составлено соглашение уступки прав на территорию.

Через месяц после этого, Анатолий Семенович получил письмо, где сообщалось, что его территория снова выставляется на торги, так как он якобы нарушил порядок эксплуатации территории.

Мужчина обратился в администрацию, на что ему сообщили, что торги состоятся, и он действительно совершил правонарушение в отношении надела. Анатолий Семенович обратился к юристу и на следующий день подал иск с требованием признать будущие торги незаконными. Через несколько недель суд вынес решение в пользу Анатолия Семеновича.

Заключение

В итоге можно сделать несколько выводов:

  1. Земли могут быть переоформлены в рамках арендного соглашения по заявке гражданина или организации, а могут быть оформлены только после осуществления торгов.
  2. Аукцион назначается относительно тех земель, которые передаются для дальнейшего освоения или застройки.
  3. Земельным законодательством определен порядок действий для оформления арендного соглашения.
  4. При проведении торгов, сделка оформляется после определения победителя. Цена устанавливается в зависимости от последней заявленной позиции со стороны претендентов.
  5. Договор аренды представлен типовым бланком, который составляется только в письменном виде и подписывается сторонами.
  6. Договор, заключенный более чем на год подлежит государственной регистрации.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по сдаче в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Полина. Недавно я обратилась в административный орган с заявкой о получении надела в порядке аренды. Там я хочу построить дачу.

Однако в удовлетворении заявки мне было отказано без объяснения причин. Через некоторое время я узнала, что в отношении того надела, который я хотела получить будет проводиться аукцион.

Подскажите, пожалуйста, почему мне отказали в выделении площади, если ее все равно будут оформлять в аренду и как мне ее теперь получить?

Ответ: Здравствуйте, Полина. Согласно ст. 39.14 ЗК РФ существует установленный порядок передачи земель данной группы по арендному соглашению. Поскольку вы планируете возвести на территории дачу, надел может быть вам передан лишь по результатам аукциона.

В вашем случае, отказ является полностью законным, за исключением того, что сотрудник административного ресурса обязан был пояснить вам причину отказа, а также подтвердить ее законодательными актами.

Что касается получения надела, то здесь от вас потребуется принять участие в процедуре и предложить самую высокую цену аренды среди претендентов. Если вы выиграете торги, то сделка будет оформлена именно с вами.

Список законов

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов:

Сдача в аренду земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности (Ларцева Л.)

Дата размещения статьи: 07.09.2015

В соответствии со ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Одна из форм платы за использование земли — арендная плата. В данной статье рассмотрим особенности сдачи в аренду земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, и порядок установления платы за аренду. Выясним, каковы правила отражения в бюджетном учете доходов от сдачи земельных участков, составляющих казну и закрепленных за казенными учреждениями на праве оперативного управления. Кроме того, рассмотрим особенности налогообложения доходов от сдачи в аренду земли государственными (муниципальными) органами и казенными учреждениями.

Правовые основы сдачи в аренду земельных участков

Согласно ст. 608 ГК РФ, п. 2 ст. 22 ЗК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Однако арендодателями могут быть также лица, уполномоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

В отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности, собственником выступает РФ либо субъект РФ (ст. 214 ГК РФ). От имени РФ и субъекта РФ права собственника на земельные участки осуществляют государственные органы (п. 3 ст. 214, п. 1 ст. 125 ГК РФ).

В отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, собственником выступает муниципальное образование (ст. 215 ГК РФ). От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления (п. 2 ст. 215, п. 2 ст. 125 ГК РФ).

Это интересно:  Кассационная жалоба на апелляционное определение: что это, как составить, куда подается, как рассматривается

Государственным (муниципальным) учреждениям, в том числе казенным, земельные участки предоставляются на праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 1 ст. 268 ГК РФ, п. 1 ст. 20 ЗК РФ).

Стоит отметить, что имущество, в том числе земельные участки, не закрепленное за государственными учреждениями, составляет государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа (п. 4 ст. 214 ГК РФ). Имущество, не закрепленное за муниципальными учреждениями, составляет муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (п. 3 ст. 215 ГК РФ).

Таким образом, земельные участки, находящиеся в государственной (муниципальной) собственности и не закрепленные за государственными (муниципальными) учреждениями, входят в состав государственной (муниципальной) казны. Указанные земельные участки сдаются в аренду государственными органами (органами местного самоуправления).

Что касается земельных участков, закрепленных за государственными (муниципальными) учреждениями, их учреждения вправе сдавать в аренду только с согласия собственника, то есть государственных органов (органов местного самоуправления), иных органов, уполномоченных осуществлять права собственника от имени РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Такой вывод следует из положений п. п. 2, 3, 4 ст. 298 ГК РФ, исходя из которых казенные и другие учреждения госсектора (автономные, бюджетные) не вправе без согласия собственника распоряжаться недвижимым имуществом. Поскольку земельные участки в силу п. 1 ст. 130 ГК РФ относятся к недвижимому имуществу, указанные выше положения п. п. 2, 3, 4 ст. 298 ГК РФ распространяются на них в полной мере.

Также о том, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления в пределах их компетенции соответствующих земельных участков, говорится в ст. 29 ЗК РФ.

Арендная плата

Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка (п. 3 ст. 65 ЗК РФ).

Общие принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством РФ (п. 4 ст. 22 ЗК РФ).

Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления (п. 3 ст. 65 ЗК РФ).

На сегодняшний день Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 утверждены:

— Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

— Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее — Правила N 582).

Так, согласно указанному Постановлению арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной (муниципальной) собственности, определяется исходя из следующих основных принципов:

принципа экономической обоснованности, в силу которого арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;

принципа предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;

принципа предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;

принципа недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в два раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;

принципа учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, который соблюдается посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;

принципа запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.

Согласно п. 2 Правил N 582 размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности РФ и расположенные на территории РФ, в расчете на год определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия собственника, если иное не установлено федеральными законами, одним из следующих способов:

— на основании кадастровой стоимости земельных участков;

— по результатам торгов (конкурсов, аукционов);

— в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Минэкономразвития;

— на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.

При заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в нем случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком. При этом арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды (п. 8 Правил N 582).

Если на стороне арендатора выступают несколько лиц, арендная плата для каждого из них определяется пропорционально их доле в праве на арендованное имущество исходя из договора аренды земельного участка (п. 11 Правил N 582).

Согласно п. 12 Правил N 582 при заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре, что арендная плата перечисляется не реже раза в полгода в безналичной форме на счета территориальных органов Федерального казначейства для ее распределения указанными территориальными органами в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Регистрация договора аренды земельных участков

В силу п. 2 ст. 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества (в том числе земельных участков) подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.

Исключение составляют договоры аренды земельного участка (субаренды земельного участка), заключенные на срок менее одного года. Такие договоры не подлежат государственной регистрации (п. 2 ст. 26 ЗК РФ).

Однако стоит отметить, что в связи с вступлением в силу с 1 марта 2013 г. Федерального закона N 302-ФЗ с указанной даты отменяются положения, касающиеся государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом. В частности, с 1 марта 2013 г. не применяются вышеприведенные правила о государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом, содержащиеся в ст. 609 ГК РФ (п. 8 ст. 2 Федерального закона N 302-ФЗ). Что же, получается, впредь регистрировать договоры аренды земельного участка не нужно?

Федеральный закон от 30.12.2012 N 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса РФ».

Данное утверждение не совсем верно. Разъяснения о государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом с 1 марта 2013 г. приводятся в Письме Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству ГД ФС РФ от 22.01.2013 N 3.3-6/94. В нем говорится о том, что с 1 марта 2013 г. устраняется смешение различных видов регистрации и создаются необходимые правовые условия для перехода только на систему регистрации прав. Таким образом, требования об обязательной регистрации сделок впредь не подлежат применению.

Однако специалисты отмечают, что в данном случае следует учитывать также п. 1 вводимой в действие с 1 марта 2013 г. ст. 8.1 ГК РФ, согласно которому ограничения прав и обременения имущества подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Что касается договора аренды, по нему собственник не может самостоятельно использовать переданное в аренду имущество, следовательно, указанный договор является обременением недвижимого имущества и, соответственно, выступает основанием для государственной регистрации такого обременения.

Таким образом, с 1 марта 2013 г. будут продолжать сохранять силу правовые основания для государственной регистрации обременения недвижимости в виде аренды по договору аренды, заключенному сторонами в простой письменной форме.

Налогообложение

Налог на добавленную стоимость. Рассмотрим особенности обложения НДС и его уплаты в случаях, когда услуги по сдаче в аренду земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, оказывают государственные органы (органы местного самоуправления). В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ передача имущественных прав признается объектом обложения НДС. Однако стоит учитывать, что согласно п. 3 ст. 161 НК РФ при предоставлении на территории РФ органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом обязанность по исчислению, удержанию из доходов, уплачиваемых арендодателю, а также уплате в бюджет суммы НДС возникает у арендаторов указанного имущества. Таким образом, в данном случае услуги по сдаче земельных участков в аренду облагаются НДС, уплату которого производят арендаторы таких участков.

Это интересно:  Как оформить ипотеку в Сбербанке: порядок действий в 2019 году

Согласно изложенной в них позиции доходы от сдачи в аренду государственного (муниципального) имущества казны не являются доходами, подлежащими обложению налогом на прибыль организаций. Данный вывод специалисты финансового ведомства делают из того, что РФ, субъекты РФ, иные публично-правовые образования (равно как и государственные органы (органы местного самоуправления), наделенные от их имени соответствующими полномочиями) не являются плательщиками налога на прибыль в силу положений ст. 246 НК РФ. Напомним, что согласно данной статье плательщиками налога на прибыль организаций признаются российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.

А подлежат ли налогообложению доходы от аренды, если участок сдают казенные учреждения? Согласно пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций. Следовательно, признание в целях исчисления налога на прибыль доходов от сдачи казенными учреждениями земельных участков в аренду будет зависеть от того, является ли такая услуга государственной (муниципальной) услугой.

По мнению налоговых органов, приведенному в Письмах от 13.08.2012 N 16-15/073584@, от 04.10.2011 N 16-12/095677@, если вид деятельности казенного учреждения — сдача в аренду имущества — не обозначен в уставе казенного учреждения как основной, то он не является государственной услугой, следовательно, доходы от сдачи в аренду имущества подлежат обложению налогом на прибыль организаций в общеустановленном порядке. Исходя из ст. 250 НК РФ указанные суммы учитываются в составе внереализационных доходов. При этом расходы, которые непосредственно связаны с такой деятельностью, учитываются для целей налогообложения прибыли при их соответствии положениям п. 1 ст. 252 НК РФ.

Бюджетный учет

Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные (муниципальные) казенные учреждения ведут бюджетный учет, руководствуясь Инструкциями N N 157н и 162н .

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, в ред. Приказа Минфина России от 12.10.2012 N 134н.

Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

В соответствии с п. 333 Инструкции N 157н земельные участки, используемые учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенные под объектами недвижимости), учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком, по кадастровой стоимости (стоимости, указанной в документе на право пользования земельным участком, расположенном за пределами территории РФ).

Кроме того, стоит отметить, что в целях обеспечения надлежащего контроля за сохранностью, целевым использованием и движением имущества, переданного учреждением по договору аренды, указанное имущество подлежит учету на забалансовом счете 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)» (п. 381 Инструкции N 157н).

Согласно п. 382 Инструкции N 157н аналитический учет по счету 25 ведется в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей в разрезе арендаторов (пользователей) имущества, мест его нахождения, по видам имущества в структуре групп (10, 20, 30, 40, 50 и т.д.), его количеству и стоимости.

Прежде чем привести бухгалтерские записи, отражающие операции по сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, отметим следующее. В соответствии с п. 3 ст. 41 БК РФ доходы от использования такого имущества, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, относятся к неналоговым доходам бюджета. Следовательно, средства, полученные от сдачи в аренду указанного имущества, подлежат зачислению в бюджет.

Далее рассмотрим на примерах порядок отражения в бюджетном учете операций по сдаче земельных участков в аренду.

Администрация муниципального района является администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет.

В бюджетном учете данные операции отразятся следующим образом:

Как взять в аренду муниципальную землю

Аренда земельного участка – это право на временное использование земли на основании договора с собственником участка . В договоре установлены условия, сроки и размеры оплаты. Основные правовые нормы содержатся в ст. 39.6 Земельного кодекса РФ (закон № 136-ФЗ от 25.10.2001) о предоставлении земельных участков, принадлежащих государственной или муниципальной власти, в аренду с проведением торгов или напрямую с арендатором (введена законом № 171-ФЗ от 23.06.2014).

Выделение земельных участков для арендования

Краткосрочная аренда продолжается менее 1 года, а длительная аренда – до 49 лет , местное законодательство может регулировать сроки для ИЖС, сельхозугодий и другого назначения. Договоры аренды или субаренды земельного участка, безвозмездного использования, действующие сроком менее 1 года, не подлежат госрегистрации (ст. 26 гл. 5 ЗК РФ).

Договоры аренды оформляются на торгах, которые муниципальная администрация проводят в виде аукциона. Без назначения торгов предоставляются участки в соответствии с п.2 ст. 39.6 указанного закона. Сюда относится почти 40 различных категорий:

  • для организаций по распоряжению Президента РФ, Правительства РФ, главного должностного лица по региону РФ, которые занимаются коммунальными и социально-культурными объектами, реализуют инвестиционные предложения;
  • для деятельности компаний, занятых обустройством автодорог и железнодорожных путей;
  • для устройства водохранилищ и гидротехнических конструкций;
  • для размещения объектов водоснабжения, газо-, тепло-, электросетей, каналов связи, нефтепроводов и прочих сооружений;
  • для комплексной застройки территории и организации индивидуального жилищного строительства;
  • для занятий садоводством, огородничеством;
  • для крестьянских и фермерских хозяйств;
  • для охотничьих хозяйств;
  • для казачьих, религиозных объединений, которые развивают сельхозпроизводство, продолжают культурно-исторические традиции;
  • для пользования недрами и природными ресурсами.

Порядок действий для аренды муниципальной земли

В зависимости от того, поставлен ли участок на кадастровый учёт, можно выделить различные способы оформления его в аренду.

  1. Аукцион со стороны администрации с участками, которые в муниципальной собственности, на кадастровом учёте, показаны на кадастровой карте Росреестра. На основании утверждённых Правил землепользования и застройки территория делится на участки по видам разрешённого пользования. Значит, представленные на аукционе участки уже выделены и учтены, чтобы выбрать себе подходящий, нужно проверять информацию про аукционы в печатных периодических изданиях или на сайте администрации. Для участия необходимо не позднее 5 дней до даты аукциона предоставить такие документы: копия паспорта (или другого личного удостоверения), заявка на участие, квитанция о выплате задатка.

  1. Аукцион инициирует гражданин с правом дальнейшего выкупа участка, который принадлежит муниципальной власти и состоит на кадастровом учёте. Для организации аукциона необходимо направить заявление на имя главы муниципальной администрации, в котором указать цели получения участка. Условия торгов и список документов практически такой же, как в первом способе.

До получения ответа может пройти 1 месяц, на аукционе лидирует тот, кто предлагает самую высокую арендную плату . Обычно начальное предложение звучит в пределах 0,5-2% кадастровой стоимости, а шаги торгов увеличивают его на 0,5%. Содержание аукциона заносится в протокол, на основании которого представитель администрации и финалист торгов заключают договор аренды.

  1. Аренда без аукциона на участки, которые не выделены, границы не показаны на кадастровой карте Росреестра. Может быть предоставлена для крестьянского или фермерского подворья, для ведения личного хозяйства, садоводства и огородничества, а так же для ИЖС.

Для этого нужно найти невыделенный участок на кадастровой карте Росреестра и заказать схему его расположения (в соответствии со ст. 11.10 ЗК РФ).

В администрации нужно заполнить заявление о том, чтобы утвердить схему расположения участка на кадастровом плане и заявление о том, чтобы предварительно согласовать предоставление земельного участка в аренду. В заявлении нужно указать цель использования участка, приложить схему расположения и копию личного документа.

Администрация публикует в газете извещение о проведении аукционных мероприятий, если на протяжении 1 месяца отсутствуют другие заявки об участии в торгах, то выдаётся постановление о предварительном согласовании (по ст. 39.15 ЗК).

Постановление администрации о предварительном согласовании является основанием для того, чтобы передать участок в аренду без назначения аукциона (согласно ст. 39.18 ЗК РФ).

С подписанным постановлением о предварительном согласовании и схемой расположения участка нужно пригласить кадастрового инженера, чтобы оформить межевой план, получить кадастровый паспорт и поставить сформированный земельный участок на кадастровый учёт. На основании кадастровых документов нужно написать заявление в адрес главы администрации о передаче земельного участка в аренду без организации аукциона.

  1. Аренда без аукциона на участки, принадлежащие муниципальной власти, состоящие на кадастровом учёте, возможна в таких случаях: при завершении начатого строительства, при продлении договора аренды, подписанного ранее без торгов или при участии на торгах. Необходимо направить заявление о новом договоре аренды до даты окончания договора.

И в случае, когда единственная заявка на участие в торгах поступила от лица, которое отвечает требованиям, выдвинутым в извещении о проведении аукциона. Когда единственный заявитель является участником, тогда договор аренды заключается с ним .

Помимо этого предусмотрено упрощённое оформление аренды без участия в торгах для некоторых льготных категорий населения (Герои РФ, Герои труда РФ, Ветераны ВОВ, Ветераны боевых действий, многодетные семьи, инвалиды, участники федеральных программ – Дальневосточный гектар, переселенцы из районов Крайнего Севера и др.).

Имеет ли право юрлицо землю, переданную ему в бессрочное пользование, сдавать в аренду другому юрлицу?

Имеет ли право одно юрлицо (государственное учебное заведение), землю переданную ему в бессрочное пользование, сдавать в аренду другому юрлицу?

Ответы юристов (2)

Согласно п. 3 ст. 269 ГК РФ лица, которым предоставлены земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими участками (в том числе сдавать в аренду), за исключением случаев заключения соглашения об установлении сервитута и передачи земельного участка в безвозмездное пользование гражданину в виде служебного надела в соответствии с Земельным кодексом РФ.

Это интересно:  Как узнать штрафы ГИБДД - проверить по фамилии бесплатно онлайн, по номеру машины, свидетельству о регистрации

Уточнение клиента

Спасибо. А если этот земельный участок принадлежащий юрлицу на праве бессрочного пользования не используется вот уже более полувека ( и не использовался никогда) — есть ли какие законные способы вернуть его муниципалитету?

06 Января 2016, 21:37

1. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.

2. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются принудительно:
1) при ненадлежащем использовании земельного участка, а именно при:
использовании земельного участка с грубым нарушением правил рационального использования земли, в том числе если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;
порче земель;
невыполнении обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;
невыполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;
2) при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными настоящим Кодексом;
3) утратил силу с 1 апреля 2015 года. — Федеральный закон от 31.12.2014 N 499-ФЗ.
3. Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 54 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Уточнение клиента

06 Января 2016, 22:17

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Процедура аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности

Все вопросы относительно того, как осуществляется аренда земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, регулируется Земельным кодексом, Гражданским кодексом и некоторыми другими правовыми актами, как федерального, так и муниципального уровня. Процедура заключения договора зависит от разных составляющих.

Особенности аренды

Российскому государству принадлежит огромная площадь земли. Следить за ней в централизованном порядке не представляется возможным. Поэтому имеется порядка 14,5 тысячи образований муниципального уровня, представляющих власть в конкретных местах. Чтобы получить землю в аренду, обычно, обращаются именно к ним. Право распоряжения землей за местными властями закреплено в Земельном кодексе.

Аренда, находящейся в муниципальной собственности, земли, в основном, производится за плату. Но возможна и бесплатная передача участков, что также прописано в ЗК РФ. Обычно такой порядок реализуется для государственных учреждений и зданий религиозного назначения.

Если земля арендуется, не с целью строительства, то обращаются с заявлением на имя главы административного органа. После получения участка, его самостоятельно ставят на учет по кадастру. Затем в муниципалитете решают вопрос об аренде. При положительном исходе, заключают соответствующий договор аренды.

Для получения земли под строительство предусмотрена более сложная процедура. Скорее всего, нужно будет принимать участие в торгах, которые организовывает муниципальный орган. Выиграв торги, заключают договор и вносят арендную плату. Происходит это все в следующем порядке.

  1. Местные власти извещают население о проведении аукциона, его месте и времени, а также лотов, которые выставлены до мероприятия.
  2. Всех заинтересованных лиц регистрируют в качестве участников, и назначают день торгов. Выигрывает их тот, кто предложит большую сумму. Остальным лицам возвращаются внесенные задатки.
  3. Победитель вносит плату и заключает договор аренды. Если срок превышает один год, то документ регистрируют надлежащим образом.
  4. В случаях, когда других желающих на участок не было, договор аренды заключают с заявителем без торгов.

Аренда участка в муниципальной собственности

Землю вправе арендовать граждане, иностранные граждане, предприниматели и организации. В одном и другом случае предусмотрены свои особенности предоставления муниципальной земли.

Физические лица

Для получения участка любой гражданин может обратиться в администрацию и выяснить, является ли он свободным. Если земля необходима под индивидуальное строительство, то в муниципалитете предлагают различные варианты, которые могут быть использованы для этих целей. Тогда участок регистрируют и заключают договор аренды.

Чтобы стать арендатором земли под застройку, обычно, нужно пройти тап торгов. Перед этим выясняют характеристики участка и предпринимают шаги, чтобы ему был присвоен кадастровый номер. После этого администрация публикует данную информацию, и если конкурентов не найдется, муниципальная земля будет сдана в аренду. В противном случае, нужно выиграть торги. Для участия, предоставляют следующие бумаги:

  • заявление об участии, где указывают реквизиты счета, чтобы вернуть вносимый задаток;
  • удостоверение личности;
  • квитанцию об оплате задатка.

Юридические лица

Если арендовать земельный участок собирается организация, также предстоит проходить торги. Для этого заполняют заявление с реквизитами и вносят квитанцию о платеже. Если же организация не оформлена соответствующим образом, то она считается не существующей юридически и принимать участие в торгах не может.

Миновать этап торгов смогут предприниматели, которые согласовали размещение на определенном участке объектов со всеми инстанциями, необходимыми для этого. Государство может предоставить землю в аренду тем организациям, которые будут развивать территорию.

Немаловажным моментом при аренде являются особенности применения НДС. Если муниципальная земля сдается в аренду напрямую, то плата в виде НДС не взимается. Но при субаренде, начисляется и налог на добавленную стоимость, так как субарендатор получает земли не от муниципалитета, а от частного лица.

Сложности возникают, когда участок арендуется предпринимателями или организациями. Они не обязаны платить налог за землю, находящуюся в муниципальной собственности. Однако они, как налоговые агенты, несут ответственность за то, чтобы соответствующая плата взималась с арендодателя. Поэтому при расчете считается, как непосредственно арендная плата, так и начисляемый НДС.

При этом на арендатора распространяются следующие обязанности:

  • предоставлять счет-фактуру, где ставить пометку «без налога» регистрировать ее надлежащим образом;
  • сдавать декларацию об НДС, где заполнять раздел об операциях, не подлежащих налогообложению (ее подают ежемесячно не позже 20 числа).

Если обязанности выполняться не будут, то на предпринимателя будут наложены штрафные санкции. Таким образом, перед тем, как заключать договор аренды, все нюансы должны быть изучены полностью. В противном случае, можно навлечь на себя неприятности.

Выкуп муниципальной земли

Арендованный муниципальный земельный участок может быть оформлен в частную собственность, если имеются соответствующие основания:

  • документы, которые подтверждают право собственности на объекты ИЖС, расположенные на данном участке;
  • распоряжение местных властей о передаче земельного участка в пользование на бессрочной основе или пожизненно.

Оформление участка в собственность является сложным процессом, где те или иные действия зависят от нахождения земли, разрешенного использования, региона, где он расположен. Но основными этапами в данном случае являются:

  • заключение соглашения с указанием срока и размера платежей;
  • оценка и сравнение цены кадастровой с рыночной;
  • решение о купле-продаже надела;
  • оформление соответствующего договора;
  • регистрация права собственности.

По договору купли-продажи участок переходит к арендатору. Договор заключается в соответствии с Гражданским кодексом (статьи 609 и 624). При оформлении соглашения обязательно должны присутствовать арендатор и арендодатель. Если же последний будет уклоняться, арендатор вправе обратиться с иском в судебную инстанцию. Тогда стоимость определяется по итогам экспертизы, которую проведет независимый оценщик.

Муниципальная земля может быть выкуплена в следующих случаях:

  • лицо имеет недвижимость на участке, взятом в аренду, при этом стоимость не может превышать ту, которая установлена по кадастру;
  • религиозные организации могут выкупать землю, на которой находятся здания религиозного назначения;
  • земли сельскохозяйственного назначения может выкупить арендатор через 3 года после того, как подписан договор аренды, и надел был использован надлежащим образом в течение всего времени аренды.

Порядок выкупа

Для осуществления выкупа лицо, которое арендует участок, направляет в местную администрацию следующие документы:

  • удостоверение личности;
  • заявление;
  • соглашение об аренде;
  • квитанцию с оплаченной госпошлиной.

Если все вопросы с местными властями урегулированы, то далее проходят процедуру государственной регистрации. Для этого в Росреестр предоставляют другой пакет документов:

  • договор купли-продажи;
  • заявление;
  • оплаченную госпошлину;
  • документ об оплате земельного участка;
  • расчет стоимости;
  • постановление административной власти о предоставлении участка.

Статья написана по материалам сайтов: zk-expert.ru, xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai, vse-pro-nedvizhimost.ru, pravoved.ru, prosobstvennost.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий