Мониторинг в сфере закупок по 44-ФЗ: порядок и правила проведения, цели контроля, итоговый сводный отчет

Сущность и нормативно-правовая база

Для того чтобы узнать, каким образом проводится мониторинг централизованных закупок, кто его санкционирует и кто отвечает за результаты, а также какая именно информация должна поступать в контролирующие органы, следует рассмотреть понятие более детально.

Мониторинг закупок представляет собой комплексную систему наблюдения в сфере государственных закупок. Основными инструментами выступают:

  • сбор;
  • обобщение;
  • систематизирование;
  • аналитическая оценка полученной информации.

Процесс аккумулирования необходимых информационных данных непрерывен и систематичен.

Кто и что проверяет

Ответственными за сбор, обобщение и анализ тендерных данных выступают федеральные органы, регулирующие надлежащее исполнение норм и правил контрактной системы: Минфин, Федеральное казначейство, ФАС. В их задачи входит не только подготовка актуализированной информации о тендерах в целом, но также обработка данных о планах-графиках, планах закупок, о состоянии их реализации, о судебных актах и решениях в области закупок. Они также обязаны обрабатывать информационные потоки из писем и обращений как от федеральных законодательных и исполнительных органов, так и от представителей организаций и физических лиц.

Ответственные за наблюдение органы имеют право привлекать иных лиц для сбора и подготовки информационного анализа, а также организовывать специализированные экспертные советы, включающие в состав представителей различных федеральных органов власти и субъектов РФ.

Цели процедуры наблюдения

Мониторинг закупок осуществляется в целях выявления актуальных данных из ЕИС для дальнейшего оценивания реальной эффективности обеспечения государственных и муниципальных потребностей.

По факту использования комплексной системы наблюдения будет дана оценка:

  • уровня достижения основных задач, с целью которых проводятся торги (ст. 13 44-ФЗ);
  • обоснованности закупочных процедур (ст. 18 44-ФЗ).

Еще одной из целей мониторинга закупок является совершенствование законодательства, регулирующего контрактную систему и юридические отношения в ней.

Когда и как обнародуются результаты

На основании результатов, полученных по факту мониторинга, итоговые показатели вносятся в сводный аналитический отчет, который должен быть сформирован и направлен для контроля в Правительство РФ не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным периодом. В нем содержатся следующие информационные параметры о госзакупках:

  • планирование;
  • фактическое осуществление;
  • результаты контрольных мероприятий;
  • оценка эффективности обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • меры по совершенствованию действующего законодательства.

Комплекс действий, составляющих мониторинг в сфере закупок по 44-ФЗ, а также размещение полученной в результате анализа информации в ЕИС осуществляется ежеквартально — не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Данные публикуются в виде аналитических отчетов отдельно за каждый квартал. Отчет за 4 квартал отчетного периода (года) размещается до 1 марта года, следующего за отчетным. Сводный аналитический отчет публикуется ежегодно. Все отчеты можно посмотреть на сайте ЕИС.

В период до 1 ноября отчетного периода федеральным органом, регулирующим исполнение нормативов контрактной системы, разрабатывается структура сводного аналитического отчета, в предмете которого должно быть отмечено краткое содержание разделов, подразделов и приложений на основании п. 1 Постановления Правительства от 03.11.2015 № 1193.

ФАС и прочие регулирующие органы согласовывают вышеуказанный проект структуры сводного документа в срок до 1 декабря отчетного периода.

Разработка проекта аналитического отчета производится в срок до 15 марта года, следующего за отчетным, а до 15 апреля осуществляется итоговое согласование проекта.

Как проходит мониторинг в сфере закупок по 44-ФЗ

Что такое мониторинг госзакупок

Мониторинг закупок представляет собой систематическое наблюдение, регистрацию параметров закупочной деятельности всех участников контрактной системы, подведение итогов и предложение мер по совершенствованию процесса осуществления заказов, проводимых в рамках 44-ФЗ.

Правила проведения мониторинга утверждены Постановлением от 03.11.2015 № 1193.

  1. Оценки степени достижения целей госзакупок, согласно ст. 13.
  2. Оценки обоснованности госзакупок, согласно ст. 18.
  3. Совершенствования законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

В процессе оценки достижения целей проверяется: реализованы ли мероприятия, предусмотренные документами стратегического и программно-целевого планирования, исполнены ли международные обязательства РФ, выполнены ли полномочия государственных, муниципальных органов и органов субъектов РФ.

Оценка обоснованности выражается в правильности определения следующих параметров: объект, размер НМЦК, способ определения поставщика.

Порядок проведения

Органом, осуществляющим мониторинг тендеров и закупок, является федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы (Постановление от 26.08.2013 № 728 — Минфин, ранее — Минэкономразвития).

Минфин должен формировать аналитические отчеты за каждый квартал (публикация в Единой информационной системе (далее — ЕИС) до последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а за последний квартал отчетного года — до 1 марта года, следующего за отчетным годом).

А также сводный аналитический отчет. Он публикуется в ЕИС до 30 апреля года, следующего за отчетным.

На сайте ЕИС можно ознакомиться с отчетами предыдущих периодов.

Исполнительные органы субъектов РФ, а также местные администрации также вправе проводить анализ закупочной деятельности на соответствующем уровне, согласно изданным данными органами актами.

Это интересно:  Материальное возмещение убытка и морального вреда – бесплатная консультация юриста

Сводный аналитический отчет

В связи с тем, что одной из целей мониторинга закупок является оценка эффективности обеспечения государственных и муниципальных нужд, рассмотрим подробнее содержание и требования к порядку составления сводного отчета, являющегося документом-индикатором основных показателей закупочной деятельности и изменений контрактной системы.

Используя информацию, содержащуюся в ЕИС, обращаясь в Счетную палату, контрольно-счетные органы, ФАС, а также привлекая иных лиц, Минфин должен подготовить отчет, содержащий в том числе следующую информацию:

  • о количестве размещенных извещений об осуществлении закупок, суммарном значении НМЦК, в том числе мониторинг централизованных закупок;
  • о количестве состоявшихся и несостоявшихся процедур;
  • о количестве и общей стоимости контрактов;
  • об исполнении контрактов, в том числе об оплате и начислении неустоек;
  • о ведении реестра недобросовестных поставщиков;
  • о ведении реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок;
  • о количестве банковских гарантий и общей денежной сумме, указанной в них;
  • о результатах осуществления контроля;
  • о функционировании ЕИС.

Проект сводного отчета разрабатывается до 15 марта года, следующего за отчетным. До 15 апреля он подлежит согласованию с ФАС и иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. А до 30 апреля он предоставляется на рассмотрение в Правительство.

Определены правила проведения мониторинга госзакупок

Напомним, мониторинг закупок представляет собой систему наблюдений в сфере закупок, осуществляемых на постоянной основе посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок, в том числе реализации планов закупок и планов-графиков. Он осуществляется в целях оценки степени достижения целей осуществления закупок, оценки обоснованности закупок, а также совершенствования законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок (ст. 97 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). Соответствующая норма вступит в силу с 1 января 2017 года.

Согласно правительственному постановлению, мониторинг будет осуществляться на постоянной основе посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации:

Для составления проектов государственных (муниципальных) контрактов на оказание услуг, поставку товаров или на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства воспользуйтесь «Конструктором правовых документов» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

  • об осуществлении закупок, в том числе о реализации планов закупок и планов-графиков закупок, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок;
  • поступающей в орган, обеспечивающий мониторинг, от федеральных органов исполнительной власти;
  • содержащейся в письмах и обращениях, поступающих от федеральных органов исполнительной власти, федеральных госорганов, органов госвласти субъектов РФ и местного самоуправления, граждан, организаций, в том числе общественных объединений, объединений юридических лиц, включая результаты общественного контроля за соблюдением требований законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
  • о вступивших в законную силу судебных решениях и судебных актах, касающихся вопросов осуществления закупок;
  • содержащейся в иных открытых источниках.

При осуществлении мониторинга будут оцениваться степень достижения целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, обоснованность таких закупок. Также оценке будут подвергаться необходимость совершенствования законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и эффективность обеспечения государственных и муниципальных нужд на основе специальной методики.

Определены полномочия органа, обеспечивающего мониторинг. В их числе – право привлекать на основании госконтракта иных лиц для осуществления мониторинга и подготовки сводного аналитического отчета по его результатам и аналитических отчетов об осуществлении закупок, а также право формировать экспертные советы из представителей федеральных органов исполнительной власти, федеральных госорганов, органов госвласти субъектов РФ и местного самоуправления, экспертных организаций, общественных объединений и объединений юридических лиц.

По результатам мониторинга в единой информационной системе появятся аналитические отчеты за каждый квартал, содержащие систематизированную информацию. Также будет размещен в системе и представлен в кабмин сводный аналитический отчет. Установлены требования к содержанию и порядку подготовки такого сводного отчета. Например, он должен содержать информацию о планировании закупок, об осуществлении закупок, о результатах контроля в сфере закупок, об оценке эффективности обеспечения государственных и муниципальных нужд и мерах по совершенствованию законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

Правила проведения мониторинга госзакупок вступят в силу с 1 января 2017 года.

Отмечается, что принятые решения позволят проводить оценку эффективности обеспечения государственных и муниципальных нужд для принятия мер, направленных на совершенствование российского законодательства и других нормативных правовых актов в сфере закупок.

Мониторинг закупок по Закону № 44-ФЗ

Статьи по теме

Как и кем осуществляется мониторинг в сфере закупок, что будет оцениваться при мониторинге закупок, кто и какую информацию представлять в орган мониторинга закупок, рассмотрим, что должен содержать сводный аналитический отчет и порядок его подготовки.

С 1 января 2017 года вступили в силу правила осуществления мониторинга. Они утверждены постановлением № 1193 от 03.11.2015 г. По результатам сбора, обобщения, систематизации и оценки информации, орган, обеспечивающий мониторинг, будет должен сформировать сводный аналитический отчет, который в последующем должен будет быть представлен в Правительство РФ не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

Как и кем осуществляется мониторинг закупок

Мониторить систему в сфере закупок будет федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы. Орган должен будет собрать, обобщить, и систематизировать информацию о закупках в целом, о планах закупок и планах-графиках , об их реализации, а также о судебных решениях и судебных актах в области госзаказа и информацию, поступающей в письмах и обращениях как от федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, так и организаций, общественных объединений и граждан.

Это интересно:  Отчисления в пенсионный фонд за работников

«Управление закупками (120 часов)»
Программа разработана согласно методическим рекомендациям Минэкономразвития России и Минобрнауки России и полностью соответствует Профстандарту.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Орган будет вправе привлекать иных лиц для сбора информации и для подготовки отчета, а так же формировать экспертные советы из представителей различных федеральных органов власти и субъектов РФ.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

При мониторинге закупок будет проводиться оценка:

  • степени достижения целей осуществления закупок (ст. 13 Закона № 44-ФЗ);
  • обоснованности закупок (ст.18 Закона № 44-ФЗ);
  • необходимости совершенствования законодательства РФ и иных НПА;
  • эффективности обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Материалы по теме:

Орган, обеспечивающий мониторинг, использует информацию, содержащуюся в ЕИС:

  1. О реализации планов закупок и планов-графиков закупок .
    • количество размещенных извещений;
    • сколько из числа размещенных состоялись;
    • сколько признаны несостоявшимися.
  2. О ведении реестра контрактов.
    • сколько и какова общая стоимость контрактов процедур, которые состоялись;
    • все контракты с единственным поставщиком и их суммарная стоимость, а также по результатам процедур, которые не состоялись;
    • количество расторгнутых контрактов;
    • об исполнении контрактов и начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств.
  3. О ведении реестра недобросовестных поставщиков (РНП) .
  4. О ведении реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок.
    • количество жалоб и результаты рассмотрения;
    • сколько было плановых и внеплановых проверок и их результаты;
    • сколько выдано предписаний об устранении тех или иных нарушений.
  5. О ведении реестра банковских гарантий .
    • общее количество банковских гарантий;
    • сколько банковских гарантий не были приняты заказчиками;
    • сколько возвращены заказчиками в банки.
  6. О результатах осуществления контроля (ч.5 и 6 ст.99 Закона № 44-ФЗ).

Кто и какую информацию представляют в орган, осуществляющий мониторинг закупок

  • федеральный орган исполнительной власти, функции которого по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов:
    • сколько и какая сумма закупок;
    • информация о закрытом реестре банковских гарантий.
  • контролирующий федеральный орган исполнительной власти:
    • сколько всего поступило обращений о включении участников закупок в РНП;
    • сколько обращений было рассмотрено;
    • сведения обо всех обращений заказчиков о заключении контракта с единственным поставщиком.

Важно

Информация представляется в орган, обеспечивающий мониторинг, ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным годом.

Результатом мониторинга будет размещение в ЕИС аналитических отчетов за каждый квартал и представление в Правительство РФ сводного аналитического отчета за год.

Сводный аналитический отчет с результатами мониторинга закупок

По итогам мониторинга закупок за отчетный год формируется сводный аналитический отчет, который должен содержать информацию:

  • о планировании закупок ;
  • об осуществлении закупок;
  • о результатах контроля;
  • об оценке эффективности обеспечения нужд;
  • о мерах по совершенствованию законодательства РФ.

Порядок подготовки сводного аналитического отчета о мониторинге закупок:

  • сбор и размещение информации в ЕИС за каждый квартал осуществляются до последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом (за последний квартал отчетного года — до 1 марта года, следующего за отчетным годом;
  • до 1 ноября отчетного года — разработка проекта структуры сводного отчета;
  • до 1 декабря отчетного года — согласование проекта структуры отчета с Минфином РФ, ФАС и т.д.;
  • разработка проекта аналитического отчета осуществляется до 15 марта года, следующего за отчетным годом;
  • до 15 апреля — согласование проекта отчета с Министерством финансов и Федеральной антимонопольной службой;
  • представление сводного аналитического отчета в Правительство РФ осуществляется до 30 апреля года, следующего за отчетным годом.

Получите квалифицированную экспертную помощь в Системе «Госзаказ» Подписаться

Особенности казначейского контроля в сфере закупок

В ФЗ «О контрактной системе» №44 от 5 апреля 2013 года указано, что сфера закупок – это сфера, которая тщательно проверяется. Осуществляется контроль различными органами. Основная структура, ответственная за проверку, – казначейство.

Полномочия казначейства

Правила в области закупок установлены Постановлением №1367 от 12 декабря 2015 года. Соответствующее положение содержится в части 5 статьи 99 ФЗ №44. Казначейство проверяет эти аспекты деятельности:

  • Соблюдение объектом контрольных мероприятий бюджетного законодательства и прочих актов, касающихся бюджетного законодательства.
  • Достоверность отчетности о выполнении различных программ.
  • Соблюдение норм, касающихся формирования плана закупок (статья 18 ФЗ №44).
  • Нормирование в области закупок, соответствие статье 19 ФЗ №44.
  • Установление начальной стоимости контракта.
  • Наложение ответственности на поставщика, если последний не выполнил условия контракта.
  • Соответствие исполненной работы или предоставленной услуги тем положениям, которые содержатся в контракте.
  • Своевременность фиксирования выполненной работы и ее результатов в документах.
  • Соответствие работы и ее результатов целям, заявленным в контракте.
  • Отсутствие фактов ненадлежащего расходования.

В части 27 статьи 99 ФЗ №44 указаны полномочия представителей казначейства, актуальные в рамках проверки:

  • Запрашивание всех сведений и документов, нужных для достижения целей проверки.
  • Беспрепятственное посещение помещений, которые связаны с деятельностью предпринимателя.
  • Требование о предъявлении продукции от поставщика, итогов исполненных работ.
  • Осуществление экспертизы.
  • Оформление предписаний об устранении обнаруженных правонарушений.
  • Оформление протокола о нарушении.
  • Подача иска в суд с целью аннулирования контракта.
Это интересно:  Передача годных остатков страховщику

В части 3 статьи 269.2 БК РФ указано, что проверка представителями казначейства осуществляется в соответствии с ФЗ, предписаниями правительства.

Кого именно проверяют

С начала 2017 года проверка казначейством осуществляется в отношении этих лиц:

  • Госзаказчики, выполняющие закупки от имени РФ за счет денег из бюджета.
  • Бюджетные учреждения, выполняющие закупки на основании части 1 статьи 15 ФЗ №44.
  • Автономные или унитарные субъекты, осуществляющие закупки на основании части 4 статьи 15 ФЗ №44.

Этот перечень не является исчерпывающим. То есть он может дополняться. Актуально это в том случае, если казначейство выполняет функции финансовых органов или структур по управлению внебюджетными структурами.

Перемены в 2018 году

Контроль регламентируется ст. 99 ФЗ №44. Процесс осуществления мероприятий регламентируется Правительственным Постановлением №1367 от 12 декабря 2015 года. Это Постановление действует давно, однако до начала 2018 года действие некоторых его положений было приостановлено. Связано это с тем, что в реальности механизм проверки и получения результатов был плохо налажен. Сведения несвоевременно размещались в единой системе, что приводило к возникновению проблем. По этой причине действие ряда условий было остановлено до 1 января 2018 года. Но теперь федеральные заказчики должны исполнять все положения Постановления.

Порядок осуществления мероприятий

Представители казначейства проверяют эту информацию:

  • Лимиты обязательств на закупку.
  • Выплаты на закупку, их размер и дату операции.
  • Размер денежного обеспечения капитальных вкладов, предусмотренный соглашением о субсидиях на эти вложения.
  • Значительное увеличение начальной стоимости контракта, переход за установленные лимиты.
  • Соответствие кода закупки, прописанного в протоколе об установлении поставщика, коду, указанному в бумаге о закупке.
  • Соответствие начальной стоимости контракта, указанной в проекте, цене, указанной в протоколе установления поставщика.
  • Соответствие стоимости контракта и кода в реестре контрактов стоимости и коду, прописанных в условиях контракта.

Это основные этапы проверки. Контроль обычно заключается в анализе документов, сверке сведений из разных бумаг. Однако иногда перечень мероприятий может быть расширен.

Контрольное мероприятие базируется на сочетании работы Единой системы и системы «Бюджет». Сначала госзаказчику нужно разместить все требуемые сведения в онлайн-кабинете Единой системы. Затем требуется нажать на кнопку «На контроль». После этого шага все нужные документы идут в Казначейство. Специалисты проверяют документацию на протяжении рабочего дня. Данные, отправленные в реестр, проверяются на протяжении 3 суток. То есть все операции можно проделать в режиме онлайн.

Результаты контрольных мероприятий

По итогам проверочных мероприятий обязательно предпринимаются какие-либо действия. К примеру, они могут быть следующими:

  • Составление протокола, в котором перечисляются обнаруженные правонарушения. Если обнаружены нарушения, лицо, участвующее в закупке, не вносится в информационную систему вплоть до выполнения предписаний.
  • Проставление отметки о несоответствии информации/документов закону.
  • Если в рамках проверки никаких нарушений не выявлено, субъект вносится в систему.

Проверяемую компанию должны в течение 3 часов уведомить о результатах контрольных мероприятий. Этот срок отсчитывается с момента получения этих результатов.

ВАЖНО! Об итогах мероприятия можно узнать в кабинете ЕС. Если представленная информация соответствует всем нормам, она автоматически помещается в ЕИС. Если же обнаружены несоответствия, заказчик получает протокол о нарушениях. Контрактный орган обязан убрать все нарушения, прислушаться к замечаниям. Затем следует отправлять документы на новое контрольное мероприятие.

Стандартные ошибки при прохождении казначейской проверки

Рассмотрим документы, с которыми наиболее часто возникают проблемы:

  • Планы закупок. Размер спланированных трат не должен выходить за пределы обеспечения. В этом документе следует правильно перечислить все коды.
  • Планы-графики. Начальная максимальная цена контракта не должна быть больше расходов, зафиксированных в плане закупок.
  • Итоговый протокол. Стоимость контракта не должна быть больше начальной максимальной стоимости контракта, указанной в извещении.
  • Контракт. Информация из контрактов (цены и коды) сверяется с той же информацией из итогового протокола.

Основная ошибка госзаказчика – это несовпадение положений. К примеру, в одном документе указан один код, а во втором – другой.

Ответственность за нарушения

За нарушения, обнаруженные в процессе мероприятия, может накладываться дисциплинарная, административная или уголовная ответственность. Рассмотрим нарушения и формы наказания:

  • Нарушение в сфере оформления документов по закупке. Лицо привлекается к ответственности на основании статей 7.29-7.32 КоАП РФ.
  • Обнаружение ненадлежащих и неразумных трат предоставленных денег. Накладывается взыскание на базе статьи 15.14 КоАП РФ или 285.1 УК РФ.

Административная ответственность может накладываться и за несвоевременное размещение данных в Единой системе. Степень тяжести наказания определяется степенью тяжести нарушения.

Статья написана по материалам сайтов: gosuchetnik.ru, goscontract.info, www.garant.ru, www.pro-goszakaz.ru, assistentus.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий