Муниципальный жилищный контроль это

Для соблюдения контроля норм Жилищного Кодекса РФ и прочих нормативных документов в сфере жилищно-коммунального хозяйства создаются специализированные контрольные органы на различных уровнях, начиная с государственного и заканчивая муниципальным. На местах данные функции с января 2013 года выполняет муниципальный жилищный контроль, который создается при отделах жилищно-коммунального хозяйства или в качестве самостоятельных отделов органов местного самоуправления. Организации, в зависимости от численности населенного пункта могут существовать в виде отделов, секторов или осуществляются государственным жилищным инспектором в единственном числе.

Содержание

Основное назначение МЖК

Основная задача МЖК – проведение проверочной работы юридических лиц, предпринимателей и граждан, выполняющих функции управляющих многоквартирных домов, в том числе жилищных кооперативов и товариществ собственников жилья, и осуществление лицензионного контроля в их отношении.

Методы работы включают следующие действия:

  • проведение проверок выполнения норм и требований, установленных в сфере жилищного хозяйства нормативными документами различного уровня;
  • выдача предписаний об устранении выявленных нарушений, установление сроков для их исполнения;
  • получение информации и фактические проверки выполнения выписанных ранее предписаний;
  • передача материалов в органы, осуществляющие жилищный надзор.

В своей деятельности МЖК тесно сотрудничает с региональными органами государственного жилищного надзора.

Нормативные основания работы органов контроля

Основной законодательный документ, регламентирующий существование, порядок деятельности, права и функции МЖК – это Жилищный Кодекс РФ. Основные положения по МЖК изложены в статье 20 данного документа.

Порядок проведения и оформления проверок осуществляется в соответствии с Кодексом об административных нарушениях (глава 21) и федеральными законами:

  • № 131 от 06.10.03 по вопросам организации органов местного самоуправления;
  • № 59 от 02.05.06 о порядке рассмотрения обращений от граждан;
  • № 294 от 26.12.08 по вопросам защиты прав юридических лиц и ИП в ходе работы органов государственного и муниципального контроля.

Пошаговый регламент порядка разработки планов регулярных проверок утвержден Постановлением Правительства № 489 от 30.06.10 года.

В ходе проверки представители МЖК руководствуются нормативными документами в сфере жилищно-коммунального хозяйства, такими как:

  • Постановление Госстроя № 170 от 27.09.03 года, определяющее технические нормативы эксплуатации жилого фонда;
  • Постановление Правительства РФ от 06.05.11года № 354 о порядке предоставления коммунальных услуг;
  • Постановление Правительства от 21.01.06 года № 25. установившее правила использования помещений жилого фонда;
  • Постановление Правительства РФ от 1308.06 года N 491, утвердившее правила, которыми определяется содержание общего имущества и размер платы за содержание жилого фонда

Порядок проведения проверок

Контролирующая работа МЖК состоит из плановых и внеплановых проверок субъектов, порядок проведения которых строго регламентирован.

Плановые проверки производятся на основании составленного графика и приказа по организации о начале проверки и назначении участвующих в ней лиц. Порядок их проведения регламентируется ст.20 ЖК РФ.

Такие плановые мероприятия производятся один раз в год:

  • Первая проверка производится по истечении одного года с момента начала деятельности лица, занимающегося управлением МКД.
  • Следующая проверка назначается не ранее чем через год после предыдущего посещения проверяющих лиц.

Внеплановые проверки производятся на основании ст.10 ФЗ № 294-фз от 26.12.08 г. Основанием для выхода на внеплановое мероприятие могут служить:

  • жалобы или обращения физических и юридических лиц;
  • поступившие сведения от государственных или муниципальных органов;
  • самостоятельно выявленные факты нарушений.

Поступление информации может быть как письменным, так и в виде электронных писем. Для направления жалоб и обращений по интернету используется сайт госуслуг.

Проверки назначаются, если в полученной информации предоставлены сведения о допущенных нарушениях:

  • в ходе проведения выбора субъекта на место управляющей компании или заключении с ней договора на управление;
  • во время утверждения и утверждения текста договора управления;
  • при неисполнении или недостаточном исполнении управляющей компанией своих обязательств, предусмотренных статьей 162 ЖК Российской Федерации;
  • в содержании жилого фонда и проведении ремонтов общего имущества, особенно влияющих на уровень безопасности зданий;
  • при начислении платы за коммунальные услуги для жильцов управляемого многоквартирного дома;
  • в финансовых вопросах и возможных хищениях учредителями или должностными лицами управляющей компании.

В отличие от плановых мероприятий о проведении внеплановых выездов проверяемый субъект предварительно не предупреждается. Также не требуется согласование проверки с органами прокуратуры.

Проверки на основании жалоб о недостаточно эффективной работе управляющих компаний производятся в тех случаях, когда заявитель предварительно обращался в УК и перечисленные им недостатки и нарушения в установленный срок устранены не были. Если же жалоба поступает непосредственно в МЖК, минуя управляющую компанию, то заявителю указывают на необходимость соблюдения порядка подачи жалоб и обращений, или информация перенаправляется лицу, ответственному за устранение перечисленных недостатков.

Допускается подача жалоб одновременно в несколько инстанций, например, в МЖК и прокуратуру по вопросам хищений, или в МЖК и Роспотребнадзор при некачественном оказании коммунальных услуг.

Органы МЖК рассматривают жалобу в течение 20 дней, в течение которых принимается решение о проведении проверки, производится переадресование жалобы или направляется отказ заявителю.

Если жалоба поступила через сайт госуслуг, ответ можно оформлять почтовым отправлением или по телефону, указанному в заявлении.

Права и полномочия службы МЖК

В статье 20 ЖК РФ приведен перечень прав и полномочий, которыми наделяется муниципальный жилищный контроль для выполнения своих функций.

Сотрудники МЖК могут с полным основанием:

  • оформлять запросы в различные организации для получения информации, необходимой для проведения проверок;
  • осматривать помещения, находящиеся в общей собственности, а также частные жилые помещения при согласии владельцев, проводить экспертизы и другие способы определения состояния имущества при условии, если сотрудник МЖК имеет служебное удостоверение и приказ о проведении проверки;
  • проверять документы, протоколы общих собраний, заключения и договорные документы, имеющие отношение к работе управляющей компании;
  • по результатам проверки оформлять и вручать предписания с требованием устранить обнаруженные нарушения или провести обязательные, предусмотренные в нормативных документах мероприятия;
  • составлять протоколы с описанием административных нарушений в области лицензионной деятельности;
  • направлять информацию в правоохранительные органы, если выявленные нарушения носят преступный характер, для уголовного расследования и возбуждения дел по лицам-нарушителям;
  • привлекать и подключать административные органы, прокуратуру, Роспотребнадзор и другие контролирующие организации.

Зачастую происходит наоборот, т.е. прокуратура или другой контролирующий орган, получив информацию, передает ее специалистам муниципального жилищного контроля для рассмотрения и проверки, так как именно сотрудники МЖК профессионально ориентируются в жилищном законодательстве и могут провести более эффективную проверку.

В ходе контрольной работы проверяются следующие вопросы:

  • наличие лицензии на занятие деятельностью по управлению жилыми комплексами;
  • правильность оформления учредительной документации;
  • сохранение и использование общедомовой собственности и прилегающих земель;
  • санитарное состояние помещений, в том числе муниципальной доли общей собственности;
  • состояние сезонных работ и подготовки к отопительному или летнему сезону общего имущества;
  • техническая безопасность газового оборудование, своевременность проведения проверок и ремонтных работ;
  • своевременность, полноту и качество оказываемых коммунальных услуг;
  • соблюдение сроков выполнения обязательных работ по обслуживанию жилого фонда и их качество;

Также сотрудник МЖК имеет право:

  • созывать собрания собственников для выбора новой управляющей компании и расторжения договора с той, которая выбрана с нарушением законодательства или не имеет права заниматься деятельностью в этой сфере;
  • инициировать проверки при получении сведений из различных источников о наличии нарушений законодательства в подконтрольной сфере;
  • осуществлять контроль за соблюдением законодательства наймодателями помещений в наемных домах социального типа.

Органы муниципального жилищного контроля имеют право выступать в качестве истцов в суде для принятия решений:

  • об отмене решений общих собраний собственников жилья в многоквартирных домах, если в них допущены нарушения ЖК;
  • о признании недействительными заключенных договоров управления, а также других договоров, если управляющая компания была выбрана с нарушением законодательных норм и предписание по устранению нарушений на момент составления договоров было не выполнено;
  • по защите интересов собственников или нанимателей жилья, если управляющая компания нарушает лицензионные условия.

Перед органами МЖК стоит задача не только выявлять нарушения и наказывать субъекты, но и предупреждать возможные нарушения и действия, которые могут привести к нежелательным последствиям. В своей деятельности МЖК постоянно сотрудничает с органами жилищного надзора и жилищными инспекциями муниципального уровня.

Одна из основных целей работы этих органов – соблюдение прав жильцов и контроль взаимоотношений между собственниками квартир, управляющей компанией и местными коммунальными службами.

Муниципальный жилищный контроль

СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЛИЩНОЙ ИНСПЕКЦИИ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(одобрены решением Президиума

от 01.01.01г., протокол )

Муниципальный жилищный контроль (одобрены решением Президиума Совета муниципальных образований Ивановской области от 01.01.01г., протокол ). Иваново, 2013 г., 16 стр.

, заместитель начальника Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области.

, исполнительный директор Совета муниципальных образований Ивановской области.

, заместитель исполнительного директора Совета муниципальных образований Ивановской области по организационно–правовым вопросам.

, ведущий консультант Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области.

Настоящие методические рекомендации составлены в целях оказания практической помощи органам местного самоуправления при осуществлении муниципального жилищного контроля.

Муниципальный жилищный контроль — это деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.

Муниципальный жилищный контроль на территории Ивановской области осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления (далее — органы жилищного муниципального контроля) в порядке, установленном Законом Ивановской области от 01.01.2001 №65-ОЗ «О муниципальном жилищном контроле и взаимодействии органа исполнительной власти Ивановской области, осуществляющего региональный жилищный надзор, с органами муниципального жилищного контроля» и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

В рамках реализации полномочий по осуществлению муниципального жилищного контроля органы местного самоуправления городских округов и поселений должны разработать и принять муниципальные правовые акты, регламентирующие:

— порядок осуществления муниципального жилищного контроля;

— порядок проведения проверок деятельности управляющих организаций.

Примерные формы указанных правовых актов прилагаются.

Формирование типовой структуры

органов муниципального жилищного контроля

Формирование структуры органов муниципального жилищного контроля необходимо начать с принятия муниципальных правовых актов, которыми:

— следует определить должностных лиц или структурные подразделения, осуществляющие муниципальный жилищный контроль; либо сформировать новые структурные подразделения администрации городских округов и поселений, осуществляющих муниципальный жилищный контроль; либо возможно создание самостоятельного органа муниципального жилищного контроля, являющегося юридическим лицом;

— утвердить перечень должностных лиц,
уполномоченных осуществлять муниципальный жилищный контроль в качестве муниципальных жилищных инспекторов.

Предусмотреть в должностных инструкциях лиц, осуществляющих полномочия руководства органа муниципального жилищного контроля, право на подписание распоряжений (приказов) о проведении проверок муниципальными жилищными инспекторами.

Примерная структура органов муниципального жилищного контроля:

• Руководитель – глава администрации городского или сельского поселения (для городских округов возможно создание самостоятельного юридического лица, уполномоченного на осуществление муниципального жилищного контроля и возглавляемого руководителем).

• Заместитель – заместитель главы администрации городского или сельского поселения (для городских округов – заместитель руководителя юридического лица, уполномоченного на осуществление муниципального жилищного контроля).

Это интересно:  Онлайн калькулятор для расчета пени за неуплату земельного налога

• Муниципальные жилищные инспекторы.

Муниципальные жилищные инспекторы должны иметь техническое или юридическое образование, так как специфика проверок требует знаний:

жилищного законодательства, законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах; по созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

• Обеспечивающие специалисты: юристы, технические работники.

Организация проведения органами

муниципального жилищного контроля проверок

Муниципальный жилищный контроль осуществляется посредством организации и проведения плановых и внеплановых проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда.

Организация и проведение проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 01.01.2001 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Формирование ежегодного плана проведения плановых проверок рекомендуется начать с согласования со Службой государственной жилищной инспекции Ивановской области, в целях недопущения проверок в отношении одного и тоже проверяемого лица.

Внеплановые проверки проводятся в сроки, установленные действующим законодательством.

осуществления муниципального жилищного контроля

на территории _________________ (наименование муниципального образования)

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 01.01.2001 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 01.01.2001 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Законом Ивановской области от 01.01.2001 «О муниципальном жилищном контроле и взаимодействии органа исполнительной власти Ивановской области, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, с органами муниципального жилищного контроля», Уставом ____________(наименование муниципального образования) и иными нормативными актами.

1.2. Настоящий Порядок определяет предмет и процедуру осуществления муниципального жилищного контроля на территории _________ (наименование муниципального образования) (далее — муниципальный контроль); полномочия должностных лиц, осуществляющих муниципальный контроль.

1.3. В настоящем Порядке под муниципальным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории _________ (наименование муниципального образования) проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.

2. Организация осуществления муниципального контроля

2.1. Органом, уполномоченным на осуществление муниципального контроля на территории _________ (наименование муниципального образования), является ________________________ (далее – орган муниципального контроля).

2.2. При организации и осуществлении муниципального жилищного контроля уполномоченный орган взаимодействует с уполномоченным органом исполнительной власти Ивановской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, в порядке, установленном Законом Ивановской области от 01.01.2001 «О муниципальном жилищном контроле и взаимодействии органа исполнительной власти Ивановской области, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, с органами муниципального жилищного контроля».

2.3. Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований в сфере жилищного законодательства.

2.4. Орган муниципального контроля организует и осуществляет муниципальный контроль на территории _________ (наименование муниципального образования) путем:

— контроля за исполнением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими управление многоквартирными домами, условий заключенных договоров управления многоквартирным домом независимо от формы собственности на помещения в многоквартирном доме;

— контроля за использованием общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, техническим состоянием общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соблюдением требований к содержанию такого общего имущества, своевременным выполнением работ по его содержанию и ремонту, если все жилые и (или) нежилые помещения в многоквартирном доме либо их часть находятся в муниципальной собственности;

— контроля за соблюдением правил предоставления коммунальных услуг нанимателям жилых помещений муниципального жилищного фонда;

— контроля за подготовкой муниципального жилищного фонда к сезонной эксплуатации;

— контроля за исполнением в отношении муниципального жилищного фонда требований, установленных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

— контроля за использованием муниципального жилищного фонда, соблюдением правил пользования жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, а также за обеспечением органами местного самоуправления исполнения требований, установленных статьей 29 Жилищного кодекса Российской Федерации;

— мониторинга исполнения собственниками помещений в многоквартирном доме требования жилищного законодательства о выборе способа управления многоквартирным домом независимо от формы собственности на помещения в многоквартирном доме;

2.5. Муниципальный контроль осуществляется в форме плановых и внеплановых документарных и выездных проверок (далее — проверки).

2.6. Основания для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок и проведения внеплановых проверок установлены федеральным законодательством.

3. Права и обязанности должностных лиц

органа муниципального контроля

3.1. Должностные лица органа муниципального контроля ( далее — должностные лица) обладают правами, предусмотренными ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также имеют право:

— обращаться в правоохранительные, контрольные и надзорные органы за оказанием содействия в предотвращении и (или) пресечении действий, препятствующих осуществлению муниципального контроля, а также в установлении лиц, виновных в нарушении жилищного законодательства.

3.2. Должностные лица обязаны:

— своевременно и в полном объеме осуществлять полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушения жилищного законодательства;

— принимать в пределах своих полномочий необходимые меры к устранению и недопущению нарушений жилищного законодательства, в том числе проводить профилактическую работу по устранению обстоятельств, способствующих совершению таких нарушений;

— оперативно рассматривать поступившие обращения органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц, содержащие сведения о нарушениях жилищного законодательства и принимать меры в пределах имеющихся полномочий;

— соблюдать законодательство и не нарушать права и охраняемые законом интересы проверяемых лиц при осуществлении мероприятий по муниципальному контролю;

— соблюдать сроки уведомления физических и юридических лиц о проведении проверки, сроки проведения проверок;

— проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей и при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения (приказа);

— не препятствовать руководителю или иному уполномоченному представителю юридического лица, физическому лицу или его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, и предоставлять таким лицам информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;

— составлять по результатам проверок акты проверок в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 01.01.2001 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

— в случае выявления административного правонарушения или нарушений требований жилищного законодательства по вопросам, входящим в компетенцию муниципального жилищного контроля, в соответствии с законодательством составлять и выдавать предписание об устранении выявленных нарушений, о прекращении нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, о проведении других мероприятий, предусмотренных законодательством.

— не требовать от физического, юридического лица документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено действующим законодательством;

— перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя или иного уполномоченного представителя юридического лица, физического лица или его уполномоченного представителя ознакомить их с положениями административного регламента (при его наличии), в соответствии с которым проводится проверка;

— доказывать обоснованность своих действий и решений при их обжаловании;

— осуществлять контроль исполнения предписаний по вопросам соблюдения жилищного законодательства и устранения выявленных нарушений.

4. Ответственность должностных лиц

органа муниципального контроля

4.1. В случае выявления нарушений действующего законодательства и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к осуществлению муниципального контроля, виновные должностные лица несут персональную ответственность за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе осуществления муниципального контроля.

4.2. Персональная ответственность должностных лиц закрепляется в должностных инструкциях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

4.3. О мерах, принятых в отношении должностных лиц, виновных в нарушении действующего законодательства и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к осуществлению муниципального контроля, в течение десяти рабочих дней со дня принятия таких мер администрация _________ (наименование муниципального образования) сообщает в письменной форме проверяемым субъектам, права и (или) законные интересы которых нарушены.

5. Права лиц, в отношении которых осуществляется

5.1. Руководители или иные уполномоченные представители юридического лица, физические лица или их уполномоченные представители при проведении мероприятий по муниципальному контролю имеют право:

1) присутствовать при проведении мероприятий по муниципальному контролю и давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

2) знакомиться с результатами проверки и получать относящуюся к предмету проверки информацию и документы;

3) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц и результаты проверок.

проведения проверок деятельности управляющих организаций

на территории ___________________ (наименование муниципального образования)

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок проведения проверок деятельности управляющих организаций на территории _______________ (наименование муниципального образования) (далее — порядок) разработан в соответствии с ч. 1.1. ст. 165 Жилищного кодекса Российской Федерации.

1.2. Проведение проверок деятельности управляющих организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами на территории _______________ (наименование муниципального образования) (далее – проверки), осуществляется с целью усиления контроля за деятельностью управляющих организаций, упрощения процедуры разрешения споров между управляющими организациями и собственниками помещений в многоквартирном доме, обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, обеспечения сохранности, надлежащего управления, содержания и ремонта жилых помещений, общего имущества многоквартирных домов, в том числе инженерных систем и оборудования, придомовой территории, решения вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления жилищно-коммунальных услуг гражданам.

2. Основные задачи

2.1. Основными задачами проверок являются:

— контроль исполнения требований жилищного законодательства по процедуре выбора собственниками помещений многоквартирных домов способа управления своими домами;

— выявление технического состояния многоквартирного дома, находящегося в управлении управляющих организаций;

— выявление соответствия требованиям действующего законодательства договоров, заключенных управляющими организациями с собственниками помещений в многоквартирных домах;

— контроль соблюдения управляющими организациями требований действующего законодательства при осуществлении деятельности по содержанию, обслуживанию и ремонту жилищного фонда, переданного им в управление, а также организации и качества предоставления коммунальных услуг гражданам;

— установление наличия у управляющих организаций диспетчерской и аварийной служб, проверка их работы. В случае их отсутствия — наличие заключенных договоров на обслуживание.

3. Организация и проведение проверки

3.1. Проверки проводятся на основании обращения:

— собственников помещений в многоквартирном доме;

— председателя совета многоквартирного дома;

— органов управления товарищества собственников жилья;

— органов управления жилищного кооператива;

— органов управления иного специализированного потребительского кооператива о невыполнении принятых управляющей организацией обязательств по договору управления многоквартирным домом.

3.2. Проверки проводятся комиссией по проведению проверок деятельности управляющих организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами (далее — комиссия), в пятидневный срок со дня поступления обращения, указанного п. 3.1. настоящего Порядка.

3.3. Комиссия состоит из: председателя комиссии, заместителя председателя комиссии, секретаря комиссии и ___ членов комиссии.

3.4. Члены комиссии при проведении проверок имеют право в установленном порядке:

— истребовать необходимые для проведения проверки информацию и документацию;

Это интересно:  Автоплатеж ЖКХ от Сбербанка: что это такое, как отключить и как можно отказаться от этой услуги?

— обеспечивать проверку достоверности предоставленных сведений;

— получать необходимые для проведения проверки объяснения в письменной и (или) в устной форме по предмету проверки.

3.5. Поступившее в комиссию обращение, независимо от способа его доставки, подлежит рассмотрению председателем комиссии в течение одного рабочего дня с момента его поступления. Председатель комиссии рассматривает обращение и принимает решение о порядке дальнейшего рассмотрения обращения по существу, и о необходимости проведения проверки.

3.6. В случае принятия решения о проведении проверки в течение двух дней с момента регистрации обращения ____________________ (наименование должностного лица) подписывается распоряжение (приказ) о проведении проверки.

3.7. Заверенные копии распоряжения (приказа) о проведении проверки вручаются под роспись руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю управляющей организации (далее – проверяемое лицо).

Проверяемому лицу предоставляется информация о назначении проверки, полномочиях проводящих проверку лиц, а также целях, задачах, основаниях проведения проверки, сроках и условиях ее проведения.

3.8. Проверяемое лицо обязано предоставить комиссии возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом проверки, а также обеспечить доступ лиц, проводящих проверку, на территорию, используемую управляющей организацией при осуществлении своей деятельности.

4. Оформление результатов проверки

4.1. По результатам проведения проверки комиссия составляет акт, в котором указываются факты и обстоятельства, установленные по итогам проведения проверки.

4.2. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается проверяемому лицу под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия проверяемого лица, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в комиссии.

4.3. Комиссия в течение 5 рабочих дней со дня проведения проверки направляет письменный ответ заявителю, основанный на фактах, изложенных в акте проверки.

4.4. В случае, если по результатам проверки выявлено невыполнение управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом, не позднее чем через пятнадцать дней со дня поступления обращения, указанного в 3.1. настоящего Порядка, ____________________ (наименование органа местного самоуправления) созывает собрание собственников помещений в данном доме для решения вопросов о расторжении договора с такой управляющей организацией и о выборе новой управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.

4.5. Решение собрания собственников помещений многоквартирного дома по вопросам, указанным в 4.4. настоящего порядка, оформляется протоколом, копия которого направляется в течение ___ рабочих дней со дня его составления в управляющую организацию, осуществляющую управление многоквартирным домом.

Функции и компетенция муниципального жилищного контроля

К нам поступил вопрос или, скорее, даже просьба от одного из наших клиентов, рассказать, что такое муниципальный жилищный контроль, каковы его задачи и функции. Поэтому появилась такая тема для статьи. Просили — рассказываем.

Что такое муниципальный жилищный контроль

По сути, это деятельность органов местного самоуправления в сфере ЖКХ, которые наделены полномочиями в соответствии с законодательством на организацию и проведение в своём субъекте РФ проверок, направленных на выявление соблюдения юридическими лицами и ИП предъявляемых к ним требований, согласно ч.1.1 ст.20 ЖК РФ.

Проще говоря, органы местного самоуправления ЖКХ могут проводить плановые и внеплановые проверки управляющих компаний на соответствие их деятельности нормам, правилам и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, федеральными законами и подзаконными актами (ст.17.1 ФЗ №131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).

Также органы государственной власти субъектов РФ могут наделять законными правами органы местного самоуправления определёнными полномочиями для проведения проверок в рамках осуществления лицензионного контроля в отношении юридических лиц или ИП, осуществляющих деятельность по управлению МКД на основании лицензии (ч.1.1 ст.20 ЖК РФ).

Исполнение функции муниципального жилищного контроля осуществляется на основании:

  • Конституции РФ;
  • КоАП РФ;
  • ФЗ №131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»;
  • ФЗ №294 от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  • ФЗ №59 от 02.05.2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»;
  • Правил подготовки органами государственного и муниципального контроля ежегодных планов проведения проверок юридических лиц и ИП, утверждённых Постановлением Правительства РФ №489 от 30.06.2010 года.

Кем осуществляется муниципальный жилищный контроль

В соответствии с ч.2 ст.20 Жилищного Кодекса, муниципальный жилищный контроль относится к компетенции уполномоченных региональных органов исполнительной власти. Также муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления. При осуществлении муниципального жилищного контроля органы этого контроля взаимодействуют с региональным ГЖН.

Согласно ч.2.3 ст.20 ЖК РФ, главный государственный жилищный инспектор РФ координирует деятельность органов ГЖН и муниципального жилищного контроля при проведении контроля, включая лицензионный. Назначение на должность и освобождение от неё главного государственного жилищного инспектора РФ осуществляется Правительством РФ на основании предложения уполномоченного им федерального органа исполнительной власти.

Функции муниципального жилищного контроля

Функции муниципального жилищного контроля исполняются Администрацией города, округа или региона в лице муниципальных инспекторов. В их число входит:

  • проверка соблюдения гражданами, юридическими лицами и ИП на территории субъекта РФ обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными и региональными законами в сфере ЖКХ;
  • выдача предписаний при выявлении нарушений вышеописанных требований;
  • подготовка материалов для направления в надзорные органы (ГЖИ).

Все действия муниципальных инспекторов регламентированы Жилищным Кодексом РФ.

Основания для проверок

В соответствии с ч.4.1 ст.20 ЖК РФ, основанием для проведения ежегодных плановых проверок является истечение одного года со дня:

  • начала осуществления юридическим лицом или ИП деятельности по управлению МКД и оказания услуг/выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в доме согласно представленного в орган ГЖН уведомления о начале упомянутой деятельности;
  • окончания проведения последней плановой проверки юридического лица или ИП, осуществляющего деятельность по управлению МКД на основе соответствующей лицензии.

Согласно ч.4.2 ст.20 ЖК РФ, основаниями для проведения внеплановой проверки является ч.2 ст.10 ФЗ №294 от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Кроме того, внеплановые проверки могут быть инициированы поступлением, в частности через ГИС ЖКХ, в орган ГЖН или муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, ИП, юридических лиц, информации от органов государственной власти, местного самоуправления, а также выявление в системе информации о фактах нарушений требований:

  • о выборе управляющей компании;
  • решения о заключении с УК договора управления (ч.1 ст.164 ЖК РФ);
  • порядка утверждения условий ДУ и его заключения;
  • порядка содержания общего имущества и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в МКД на основании заключённого договора;
  • обязательств УК, предусмотренных ч.2 ст.162 ЖК РФ;
  • применения предельных индексов изменения размера вносимой населением платы за КУ.

Вся поступившая в орган ГЖН по обычной или электронной почте, а также посредством ГИС ЖКХ информация является официальной и подлежит проверке. Поэтому внеплановая проверка по вышеперечисленным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного оповещения проверяемой управляющей компании.

Полномочия муниципальных жилищных инспекторов

Муниципальные жилищные инспекторы, в порядке, установленном законодательством РФ (ч.5 ст.20 ЖК РФ), имеют право:

  • запрашивать и получать на основании обоснованных письменных обращений от органов государственной власти, местного самоуправления, юридических лиц, ИП и граждан информацию и документацию, необходимую для проверки соблюдения обязательных (лицензионных) требований;
  • беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения и копии приказа/распоряжения руководителя (его заместителя) органа ГЖН, муниципального жилищного контроля о назначении проверки посещать территорию и расположенные на ней МКД, помещения общего пользования в жилых домах; (с согласия собственников помещений) жилые помещения и проводить их обследования, исследования, испытания, расследования, экспертизы и прочие действия по контролю, а также определять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в МКД решения о выборе УК, заключения с УК договора управления и соблюдения условий данного ДУ;
  • выдавать предписания об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных (лицензионных) требований;
  • составлять протоколы об административных правонарушениях, касающихся соблюдения обязательных (лицензионных) требований;
  • рассматривать дела об административных правонарушениях и принимать меры по недопущению таких нарушений;
  • направлять в уполномоченные органы информацию по нарушениям обязательных (лицензионных) требований для возбуждения уголовных дел (при наличии признаков совершённых преступлений).

Полномочия органа ГЖН и муниципального жилищного контроля

Данные ведомства могут обратиться в суд с заявлениями (ч.6 ст.20 ЖК РФ):

  • о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в МКД, если были выявлены нарушения требований Жилищного Кодекса;
  • о признании договора управления МКД, договора оказания услуг/выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в доме недействительными, если в установленный срок не было исполнено предписание об устранении нарушений требований ЖК РФ о выборе УК, утверждении условий договора управления и его заключении;
  • для защиты прав, свобод и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений в МКД на основании их обращений при выявлении нарушений обязательных (лицензионных) требований управляющими компаниями.

ВАЖНО! Согласно ч.7 ст.20 ЖК РФ государственный жилищный надзор не проводится в отношении управляющих компаний, осуществляющих деятельность по управлению МКД на основании соответствующей лицензии.

Общественный жилищный контроль может проводиться для обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан. Субъектами такого контроля могут быть общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы МКД и прочие заинтересованные лица по законодательству РФ (ч.8 ст.20 ЖК РФ).

Это всё, что касается темы муниципального жилищного контроля. Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией.

Также мы помогаем управляющим компаниям заполнять сайты Реформа ЖКХ и ГИС ЖКХ. Мы всегда рады вам помочь! Ксения Терлецкая

Что делает отдел муниципального жилищного контроля и когда в него стоит обращаться — разбираемся

Жилищный фонд РФ имеет в своем составе немалое количество различных видов имущества. Региональные субъекты нашей страны, преимущественно, владеют муниципальной жилой площадью, распределяемой между физическими и юридическими лицами.

За правомочностью, правомерностью и рациональностью распределения муниципального жилищного фонда следит специально организованная для этих целей государственная структура, а точнее – отделы жилищного контроля.

В сегодняшнем материале наш ресурс более детально хотел бы ознакомить всех читателей с принципом работы данного госоргана и его основными функциями.

Что собой представляет жилищный контроль?

Что такое отдел жилищного муниципального контроля? Фото № 1

Согласно действующему законодательству РФ, местное самоуправление, владеющее соответствующим жилищным фондом (ЖФ) и отвечающее за рациональность его использования, обязуется следить за всем, что с ним связано.

В соответствии с изменениями в Жилищном Кодексе от 6 октября 2013, любой муниципалитет нашей страны наделен соответствующими полномочиями относительно контроля за использованием ЖФ на его территории. Исполнением данной обязанности должны заниматься полномочные в этом организации, сформированные местным самоуправлением конкретного субъекта РФ.

В широком смысле, под муниципальным жилищным контролем понимается работа отдельных органов муниципалитета, деятельность которых направлена на организацию и проведение мероприятий, связанных с проверкой на правомерность, правомочность и рациональность использования ЖФ муниципального характера.

Нормы, на которые должна ссылаться данная организация, четко регламентированы следующими законодательными актами:

  • Жилищный Кодекс РФ;
  • Положения постановления Госстроя России от 27.09.2003 года;
  • Положения постановления Правительства РФ от 6.05.2011 года;
  • Положения постановления Правительства от 21.01.2006 года.
Это интересно:  Использование дополнительного листа в книге покупок и продаж

Обязанности отдела жилищного муниципального контроля. Фото № 2

Организуя деятельность соответствующих структур, муниципалитет обязуется контролировать все действия юридических и физических лиц относительно использования с их стороны муниципального ЖФ. При этом отделы жилищного контроля должны работать в полном соответствии с положениями указанных выше законодательных актов.

Структурно, жилищный контроль местного самоуправления представлен специальными центрами, функционирование которых официально началось с 1 января 2013 года. Сотрудники данных центров исполняют следующий перечень функций:

  • проверка рациональности и правомерности использования муниципального ЖФ со стороны третьих лиц, которым он предоставлен, как по своей инициативе, так и по просьбе граждан или сторонних организаций;
  • решение спорных вопросов, возникших у субъектов правоотношений относительно использования ЖФ муниципалитета;
  • обнаружение и пресечение фактов, связанных с нерациональным или неправомерным использованием муниципального ЖФ.

Говоря простым языком, отделы жилищного контроля конкретного муниципалитета следит за тем, чтобы жильцы МКД или их управляющие компании исполняли свои обязанности по содержанию имущества, которые регламентированы для них законодательством.

В частности, контролирующие организации ежегодно проверяют ЖУК на правомерность функционирования и стабильность выполнения их функций. При выявлении нарушений в работе управляющей компании жилищный контроль вправе уведомить об этом соответствующие ведомственные структуры для дальнейшего решения проблемы.

Как работает госорганизация?

Функции отдела жилищного муниципального контроля. Фото № 3

Как было упомянуто ранее, жилищный контроль на территории муниципальных образований РФ представлен специальным центрами, имеющими аналогичное название. Деятельность таких структур осуществляется в соответствии с рассмотренными ранее законами и функциями.

По итогу, деятельность отделов жилищного контроля направлена на поддержание стабильно правильного использования ЖФ муниципалитета.

Работа данной госорганизации проводится в двух основных режимах:

  • Первый – проведение проверок и прочих мероприятий относительно использования ЖФ по своей инициативе.
  • Второй – проведение аналогичных процедур по просьбе других лиц, обратившихся в орган с соответствующим заявлением.

В первом случае, все предельно просто: отдел жилищного контроля выбирает день и проводит плановую проверку работы одной или нескольких ЖУК, работающих на подконтрольной ему территории. Однако во втором случае принцип организации деятельности слегка иной. Здесь на первый план выходит обращение в организацию со стороны третьих лиц, которыми могут быть как физические, так и юридические лица.

Работа с обращением граждан. Фото № 4

Чаще всего в муниципальный жилищный контроль обращаются обычные граждане, которые недовольны работой их управляющей компании. Дабы уведомить об этом полномочный госорган любой гражданин может прибегнуть к одному из следующих способов обращения в жилищный контроль:

  • личное посещение с целью проведения консультационных бесед и подачи соответствующих заявлений или жалоб;
  • обращение в жилищный контроль через Интернет при помощи официального сайта организации по месту жительства или единого портала «ГосУслуг»;
  • отправка жалобы или заявления заказным письмом, курьером или представителем по адресу центра.

Вне зависимости от формы обращения граждан сотрудники жилищного контроля обязаны предпринять соответствующие меры. Если же такового не происходит, то заявителю остается жаловаться на саму организацию путем обращения в вышестоящие инстанции: Госжилнадзор, Прокуратура или Суд.

На этом, пожалуй, повествовании об отделах муниципального жилищного контроля на территории РФ можно заканчивать. Надеемся, с предназначением и функциями данной госорганизации вы разобрались. Удачи в организации правоотношений!

Более подробно об осуществлении жилищного муниципального контроля вы можете узнать, посмотрев видео:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Муниципальный жилищный контроль – есть ли польза?

Статьи по теме

С целью контроля соблюдения положений Жилищного Кодекса РФ и других нормативных актов, касающихся отрасли ЖКХ, на разных уровнях власти формируются специальные надзорные органы, начиная с муниципальных образований и заканчивая государственными. С начала 2013 г. указанные функции местного масштаба возложены на муниципальный жилищный контроль, действующий как независимый отдел в ОМС или входящий в состав структурных подразделений жилищно-коммунального хозяйства.

Как работает муниципальный жилищный контроль

Соблюдение законодательства в сфере ЖКХ на муниципальном и федеральном уровне контролируется разными надзорными органами. С 2013 года на местах этой работой занимаются муниципальные жилищные инспекции. Они могут входить в структуру органов местной власти или действовать в качестве независимых подразделений.

Что такое муниципальный жилищный контроль (МЖК)

Под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность, связанная с регулярными проверками работающих в ЖКХ субъектов на соблюдение отраслевого законодательства. Основная задача – ведение контроля в отношении тех, кто управляет многоэтажными домами. Для управляющих организаций, которые могут работать только после оформления разрешительных документов, это будет лицензионный контроль.

В зависимости от количества жителей в муниципалитете осуществлением МЖК может заниматься как целый отдел, так и единственный инспектор по жилищным вопросам.

Работа контролеров заключается в следующем:

— проверять соблюдение законов;

— при фиксации нарушений – выдавать предписания, назначать сроки устранения и отслеживать результаты;

— проводить повторные проверки по выданным ранее предписаниям;

— готовить документацию о правонарушениях для последующего привлечения нарушителей к ответственности, в том числе, через суд.

Жилищный контроль на уровне муниципалитета тесно работает с действующими в регионе подразделениями государственного жилнадзора. Основные моменты, касающиеся ведения МЖК, описаны в ст. 20 ЖК РФ.

Контролеры могут проводить плановые и внеплановые проверки. Выполняются они по строго установленным правилам – по графику, с подготовкой локального приказа и в определенные сроки. Управляющую организацию могут впервые проверить только после того, как истечет 1 год с момента начала ее работы. Следующая плановая проверка возможна только через год со дня окончания предыдущей.

Для назначения внеплановых проверочных действий должны быть законные основания. Они появляются, если:

— обращаются или жалуются граждане (обычно имеются в виду жильцы) и организации (например, арендаторы);

— госорганы передали сведения о нарушениях;

— инспекторы сами обнаружили нарушения законодательства.

О плановых проверках УК обязательно предупреждаются. Внеплановые действия не нуждаются в оповещении, равно как и в согласовании с прокуратурой. Если жильцы жалуются на некачественную работу управляющей организации, то по первой такой заявке внеплановой проверки проводиться не будет. Для начала от заявителя требуется обратиться в саму УО, и только в случае игнорирования его требований можно подключать представителей жилищного надзора и жилищного контроля.

Организации МЖК рассматривают поступающие обращения в течение 20 дней. Указанного времени достаточно для того, чтобы:

— убедиться в целесообразности проверки;

— перенаправить бумагу управляющей компании;

— отказать заявителю в письменной форме и с обоснованием.

Виды жилищного контроля

В России контроль организаций, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, имеет трехуровневую структуру.

1 уровень. Организации, занимающиеся общественным жилищным контролем, в том числе, НКО. В МКД этим часто занимается домовой совет, и жильцы в первую очередь обычно обращаются именно к его представителям. Сюда же относятся различные организации, защищающие права потребителей.

2 уровень. Муниципальные контролеры, работающие на местном уровне – в своих городах и районах. Эти представители местных администраций не только рассматривают жалобы потребителей и контролируют деятельность УК и РСО, но и решают вопросы, связанные с:

— межеванием земли вокруг многоэтажек;

— переводом жилья в нежилые площади;

— согласованием реконструкций и перепланировок в МКД;

— заключением договоров соцнайма;

— порубкой деревьев в жилом секторе и так далее.

3 уровень. Госжилинспекция, которая занимается государственным жилищным надзором и лицензионным контролем. В первой части в задачи ГЖИ входит предупреждение, обнаружение и пресечение правонарушений, связанных с предоставлением ЖКУ. В рамках лицензионного контроля инспекторы следят за тем, чтобы работа УО велась без нарушения условий лицензирования.

ГЖИ и органы МЖК подчиняются Главному государственному жилинспектору России.

Тарифами на ЖКУ в каждом регионе занимается орган со своим названием. К примеру, это может быть управление, служба, департамент или комиссия по тарифам и ценам.

Полномочия МЖК

Согласно статьи 20 ЖК РФ при осуществлении муниципального жилищного контроля выполняющие его сотрудники могут:

— запрашивать сведения от организаций в рамках проверочных действий;

— осматривать помещения в МКД, относящиеся к общей собственности;

— осматривать квартиры с разрешения их владельцев;

— определять состояние имущества путем экспертиз и другими доступными способами при наличии соответствующих полномочий;

— проверять документацию УК, протоколы общедомовых собраний, договоры и прочие бумаги;

— выносить предписания по результатам проверок;

— оформлять протоколы в случае административных правонарушений, связанных с несоблюдением лицензионных требований;

— передавать правоохранительным органам информацию о преступных действиях представителей УО с дальнейшим расследованием и судебным разбирательством по уголовной статье;

— привлекать к совместной работе прокуратуру, местную администрацию, Роспотребнадзор и прочие контролирующие органы.

Часто все происходит в обратном порядке – сначала подается жалоба в прокуратуру или иной орган, и только потом начинается проверка со стороны муниципального жилищного контроля, специалисты которого обладают необходимыми знаниями для решения подобных вопросов.

При проверке УО обязательно обращается внимание на следующие моменты:

— есть ли у организации лицензия на управление МКД;

— насколько корректно оформлены учредительные документы;

— как используется общедомовое имущество и окружающая дом территория;

— в каком состоянии находятся помещения с точки зрения санитарии. Осматривается и та часть общей собственности, которая принадлежит муниципалитету;

— насколько полно проводятся сезонные работы по подготовке многоэтажки к лету или холодному времени года;

— соблюдаются ли правила безопасного обращения с газовыми магистралями и оборудованием;

— насколько полно, качественно и своевременно предоставляются ЖКУ;

— насколько своевременно и качественно выполняются работы по поддержанию дома в надлежащем состоянии.

Контролер МЖК также может:

— организовывать общедомовое собрание с целью выбора новой УК и разрыва отношений со старой, если она выбрана с нарушениями или не имеет права заниматься подобной деятельностью;

— запускать проверки по сведениям о нарушениях в работе управляющей организации, поступающим из разных источников;

— контролировать соблюдение законодательства при заключении договоров социального найма.

Органы муниципального жилищного контроля могут подавать судебные иски для запуска разбирательств, в ходе которых будут решаться следующие вопросы:

— аннулируются решения общедомовых собраний, если нарушены положения ЖК РФ;

— признаются недействительными заключенные договоры управления и другие соглашения, если УК выбирали с нарушением правовых норм и недостатки к моменту заключения соглашения исправлены не были;

— отстаиваются интересы собственников жилья, если УО не соблюдает условия лицензирования.

Задачей МЖК является не только вскрытие нарушений и наложение взысканий. Контролеры также занимаются предотвращением действий, которые могут спровоцировать негативные последствия. В рамках жилищного контроля и жилищного надзора на уровне муниципалитета управляющие компании далеко не всегда выступают в роли проверяемых, в работе которых ищут нарушения. УК могут получать пользу от деятельности МЖК, так как одной из его задач является регулирование отношений между всеми участниками процесса:

— районными коммунальными службами.

Сроки и порядок работы муниципального жилищного контроля в каждом случае определяются принятым на месте административным регламентом. В нем указываются:

— нормативные акты, описывающие деятельность контролеров;

— обязанности и полномочия инспекторов при выполнении МЖК;

— обязанности лиц, в отношении которых проводятся контрольные мероприятия.

Статья написана по материалам сайтов: ru-act.com, pandia.ru, roskvartal.ru, pravozhil.com, www.gkh.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий