Наезд на пешехода на пешеходном переходе ответственность

Наезд на пешехода – это самое худшее, что способно произойти на дороге. Водитель всегда должен быть очень внимательным, ведь он управляет средством, которое может быть потенциально опасным для граждан, передвигающихся пешим ходом. Наезд на пешехода влечет за собой ответственность, в 2018 она не отличается от той, что была в предыдущие годы.

Содержание

Виды ответственности

Штраф за наезд на пешехода наложат в любом случае, а вот его размер будет зависеть от исхода дорожно-транспортного происшествия и от места происшествия. Наказание за наезд на пешехода определяется судом. За ДТП, в зависимости от последствий, наступает ответственность, предусмотренная законодательством РФ, а именно, согласно:

  • Гражданскому кодексу;
  • Кодексу об административных правонарушениях;
  • Криминальному кодексу, в случае если произошел умышленный наезд на пешехода.

Ответственность за наезд на пешехода во дворе

Аварии довольно распространены во дворах, поскольку там много объектов, ухудшающих обзор, а также играют дети, которые могут выбегать на дорогу. Да и взрослые часто ведут себя невнимательно. Наезд на пешехода во дворе дома наказывается в зависимости от последствий, а именно:

  1. Согласно классификации происшествия по Гражданскому кодексу, водителя обяжут выплатить моральный и материальный ущерб.
  2. Касательно административной ответственности, ее разделяют на три группы в зависимости от тяжести:
  • Легкая – это когда пострадавший лечился максимум три недели и утратил не более 10% трудоспособности. Штраф при таких обстоятельствах будет составлять от 2 500 до 5 000 тысяч рублей либо лишение прав на срок от года до полутора.
  • Средняя тяжесть случая – потеря трудоспособности не более чем на 1/3 – предусматривает взыскание в размере 10-25 тысяч рублей.
  • Если последствия тяжелые либо это происшествие с летальным исходом, следует криминальная ответственность.
  1. По УК РФ за нанесение тяжелого вреда пешеходу в случае наезда на него водитель понесет наказание от полугода до трех лет лишения свободы; если исход был смертельным, то срок наказания – от 4 до 9 лет.

Наказание за наезд на пешехода на тротуаре

Закон всегда на стороне пешехода, ответственность водителю за наезд по неосторожности в пешеходной зоне не отличается от наказания за наезд на территории двора жилого дома. В большинстве случаев водитель оказывается виновным, ведь транспортное средство – это объект повышенной опасности. Судебная практика подтверждает этот факт. Единственным вариантом оправдания для водителя будет привести аргументы, что пешеход сам бросился под колеса, намеренно либо по неосторожности.

Ответственность за наезд на пешехода задним ходом

Двигаться задним ходом необходимо с особой внимательностью и максимально медленно. В случае наезда на гражданина, который перемещался пешим ходом, водитель будет нести ответственность согласно Гражданскому кодексу либо Кодексу об административных правонарушениях. В ситуации смертельного ДТП водителя, сбившего пешехода, подвергают уголовной ответственности.

Какое наказание за наезд на пешехода со смертельным исходом

В случае ДТП с летальным исходом, водитель несет ответственность согласно Уголовному кодексу Российской Федерации. Ситуация будет рассматриваться судом, решение вынесут исходя из обстоятельств, при которых произошла авария. Если автомобилист сбил пешехода в неположенном месте для пересечения дороги, то это будет смягчающим для него обстоятельством, а если на пешеходном переходе – то это только усугубит ситуацию. Ответственность за наезд на пешехода наступает согласно со статьей 264 УК РФ. По ней водителя могут приговорить:

  • к принудительным работам на срок до четырех лет;
  • лишить свободы на срок до пяти лет;
  • помимо этого, могут лишить разрешения на управление транспортным средством на срок до трех лет.

Если водитель совершал движение согласно правилам, прописанным в ПДД, а пешеход пребывал в алкогольном опьянении, то это является поводом для оправдания или смягчения наказания для автовладельца.

Действия водителя в случае наезда

Если авария все же произошла, независимо от обстоятельств и вины, водитель должен совершить ряд действий:

  • остановить транспорт, поставить аварийный знак и включить аварийную сигнализацию;
  • защитить потерпевшего от других транспортных средств;
  • оказать потерпевшему домедицинскую помощь и вызвать скорую (нежелательно отвозить пострадавшего на своей машине, поскольку лучше не трогать авто до прибытия инспекторов ГИБДД);
  • сделать фото или видеофиксацию места происшествия;
  • если есть возможность – записать показания свидетелей аварии;
  • сообщить в свою страховую компанию о ДТП, ведь именно она будет возмещать ущерб пострадавшему;
  • по прибытии сотрудников ГИББД составляется протокол.

Затем, в зависимости от сложности, ситуацию в дальнейшем будет рассматривать суд. Чтобы не усугубить свои проблемы, необходимо действовать строго по закону.

Какая ответственность за наезд на пешехода

Правила дорожного движения постоянно трансформируются, вносятся поправки в законодательство, но одна из главных мыслей не меняется — у пешеходов всегда будет приоритетное право независимо от наличия переходов, светофоров, знаков либо же их отсутствия.

В статье ниже рассмотрим такой вид ДТП, как наезд на пешехода на пешеходном переходе и какие из этого выходят правовые последствия.

Определение

Наезд на пешехода — ДТП, в котором автомобиль наехал на человека или человек сам натолкнулся на движущийся автомобиль. На пешеходном переходе (регулируемом либо нет) водитель всегда обязан убедиться в отсутствии пешехода и после этого совершать дальнейшие манёвры. То есть, при ДТП на переходе виновным всегда считается водитель.

Исключением будет только случай, когда пешеход намеренно просился под автомобиль (например, чтобы затем угрожать водителю подачей на него иска). Однако в данном случае необходима фиксация данного факта — видеорегистратор, камеры дорожного движения. Показания свидетелей на практике также часто играют на руку водителю.

Ответственность

За наезд на пешехода предусмотрены три вида наказания — гражданская, административная, уголовная ответственность. Гражданская ответственность — самая мягкая. Она именуется как причинение вреда объектом повышенной опасности (автомобилем). Водитель должен возместить причинённый пешеходу вред (моральный вред, упущенную выгоду (заработок) за время лечения, затраты на лечение и прочее).

В ГК также предусмотрена ответственность пешехода, если он причинил вред автомобилю либо водителю. Хотя судебная практика такова, что эта норма используется крайне редко (ввиду того, что вред, причинённый пешеходу, обычно гораздо больше либо из-за банальной юридической неграмотности), она имеет место быть. К этой норме прибегают страховые компании, чтобы уменьшить свои расходы, и при наличии достаточных доказательств суды принимают её во внимание.

Административная ответственность за наезд на пешехода в 2018 году не претерпела изменений. Она предусмотрена статьёй 12.24 КОАП, может выражаться в виде штрафа за наезд на пешехода либо другого наказания, и представляет собой:

  1. Штраф от 2500 до 5000 рублей либо лишение прав (от 1 до 1.5 года) за причинение лёгких повреждений вследствие наезда. Лёгким повреждением считается кратковременное расстройство здоровья либо незначительная потеря общей трудоспособности.
  2. Штраф от 10000 до 20000 рублей либо лишение прав (от 1.5 до 2 лет) за средние повреждения из-за наезда на переходе. Повреждением средней тяжести считается расстройство здоровья (не несущее опасности для жизни) либо же средняя утрата трудоспособности (до 1/3, согласно КОАП).

Самое суровое наказание за наезд на пешехода — это уголовная ответственность. В этом случае водитель не отделается штрафами, УК предусматривает такие наказания:

  1. За тяжкие телесные вследствие наезда — принудительные работы (до 2 лет), ограничение свободы (до 3 лет), арест (до 6 месяцев), лишение свободы (до 3 лет). Дополнительным наказанием может стать лишение прав (до 3 лёт, в зависимости от тяжести).
  2. За наезд со смертельным исходом для пешехода — принудительные работы (до 4 лет), лишение свободы (ранее было до 5 лет, согласно последним изменениям — до 7). Конфискация прав является обязательным наказанием.

Видео: Регистратор заснял наезд на пешехода, когда его не видно из-за другой машины

Отсутствие вреда

Если был совершён наезд на пешехода без причинения вреда здоровью последнему, перечисленные выше статьи административного и уголовного права не применяются к водителю, он может притягиваться только к материальной (гражданской) ответственности.

Также с водителя могут взыскать штраф (либо иное административное взыскание), если он даже не причинил вреда здоровью, но в конкретной ситуации нарушил другие статьи ПДД (например, совершал манёвр на красный свет, пересёк сплошную и прочее).

Что грозит водителю, если сбил пешехода?

Ежедневно под колесами авто оказываются десятки пешеходов. Происходит это как по их вине, так и по вине водителей транспортных средств.

Несмотря на ужесточение ответственности в этой области и требований при выдаче водительских прав, процент ДТП с участием пешеходов остается высоким.

Обезопасить себя от подобных ситуаций по силам лишь им самим. Выходя на проезжую часть, пусть даже по пешеходному переходу, нужно лишний раз убедиться, что вас пропускают, только потом начинать движение.

Если вы стали участником рассматриваемого ДТП и хотите узнать, что вам грозит или как наказать обидчика – прочитайте статью «Наезд на пешехода: ответственность».

Данные приведены с учетом всех поправок в законодательстве на 2018 год.

Наезд на человека в пределах пешеходного перехода

За наезд на пешехода предусмотрена административная, гражданская и уголовная ответственность. Размер наказания зависит от тяжести нанесенных человеку повреждений.

Минимальный ущерб, выражающийся в нанесении легкого и среднего вреда здоровью – повод для административного дела, подачи заявления в суд о компенсации морального вреда. Тяжкий вред здоровью – основание для возбуждения уголовного судопроизводства.

Исход истории зависит и от степени вины – был ли наезд умышленным/совершенным по неосторожности или же человек сам виноват и у водителя не было возможности затормозить.

Это интересно:  Заочное собрание собственников МКД и поквартирный обход. Судебная практика

В случае спорных моментов, когда ни одна сторона не признает себя виновной – необходимо проводить автотехническую экспертизу, инициировать которую может как водитель, так и пешеход, а также суд, следователь или представитель страховщика. Экспертиза ДТП оплачивается либо обратившимся лицом либо страховой компанией.

Отметим тот факт, что если виновником наезда является пешеход, водитель все равно будет вынужден возместить ему моральный ущерб.

Ответственность придется нести и в том случае, если пешеходу был причинен тяжкий вред, пусть даже он сам был в этом виноват.

Наезд на пешехода на пешеходном переходе – ответственность по статьям:

  1. 12.54 КоАП РФ;
  2. 12.27 КоАП РФ;
  3. 264 УК РФ;
  4. 1064 ГК РФ;
  5. 1079 ГК РФ.

Статья 12.54 КоАП РФ предусматривает административное наказание за причинение легкого и среднего вреда здоровью вследствие наезда на участника дорожного движения, находящегося на пешеходном переходе.

Легкий вред это:

  • Расстройство здоровья, кратковременное;
  • Незначительная, но устойчивая утрата общей трудоспособности.

Ушибы, царапины, синяки, небольшое сотрясение, перелом одного или двух ребер, неподвижность суставов пальцев и т.п. – все это легкий вред здоровью. Степень тяжести определяется в ходе судебно-медицинской экспертизы.

Вред средней тяжести это:

  • Расстройство здоровья длительное по времени и не опасное для жизни;
  • Стойкая утрата общей трудоспособности не более чем на 1/3.

Примеры: сотрясение мозга 1 и 2 степени и все вытекающие из это симптомы, рваные раны, разрыв сухожилий пальцев рук, перелом руки или пальцев и т.п.

Что будет водителю? Рассматриваемая статья УК РФ предусматривает:

За легкий вред:

  • Штраф от 2.5 до 5 тыс. руб.;
  • Лишение права управления ТС на срок от 1 года до 1.5 лет.

За средний вред:

  • Штраф от 10 до 25 тыс. руб.;
  • Лишение прав на 1.5-2 года.

Если водитель сбил пешехода на пешеходном переходе, ответственность за это он может понести и по статье УК РФ под номером 12.27, в случае, если после ДТП не принял необходимые меры: не оказал первую помощь/не вызвал скорую/не доставил потерпевшего на своем или попутном транспорте в больницу и т.д.

Штраф за наезд на пешехода – 1000 рублей. Также есть ответственность за непредоставление преимущества участникам дорожного движения. Наказание – штраф от 1.5 до 2.5 тыс. руб.

Наезд на человека за пределами пешеходного перехода

Вне пешеходного перехода куда больше шансов сбить перебегающего человека, особенно в темноте и при отсутствии световозвращающих элементов на его одежде.

И последствия такого происшествия зачастую более серьезные – тяжкий вред здоровью или того хуже. Ответственность за подобное предусмотрена статьей 264 УК РФ.

Аналогичная ситуация может произойти и на пешеходном переходе, но возмездие по статье рассмотрим именно в разделе – «Наезд на пешехода вне пешеходного перехода: наказание».

Итак, нарушение ПДД во время управления ТС, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью наказывается:

  • Ограничением свободы сроком до 3 лет;
  • Принудительными работами сроком до 2 лет;
  • Арестом до полугода;
  • Лишением свободы сроком до 2 лет.

В дополнение к принудительным работам и лишению свободы суд может назначить наказание в виде запрета занимать определенные должности и заниматься некоторыми видами деятельности сроком до 3 лет.

По этой же статье наказание ужесточается, если водитель во время управления ТС был пьян. Отправить за решетку могут на срок до 4 лет или назначить принудительные работы сроком до 3 лет.

В обоих случаях дополнительно суд может запретить некоторые виды деятельности и работу на определенных должностях.

Если произошло ДТП со смертельным исходом и совсем неважно в положенном или неположенном месте человек переходил дорогу – водителю грозит наказание в виде принудительных работ сроком до 4 лет или до 5 лет лишения свободы. Если он к тому же был пьян – до 7 лет лишения свободы.

Когда водитель сбил насмерть 2 и более лиц, его накажут:

  • Принудительными работами сроком до 5 лет;
  • Лишением свободы сроком до 7 лет.

За аналогичное ДТП, произошедшее по вине пьяного водителя, суд назначит наказание в виде лишения свободы на срок от 4 до 9 лет. Во всех случаях виновному запрещается занимать определенные должности и осуществлять определенную деятельность на срок до 3 лет.

Наказание за умышленный наезд на пешехода

Умышленный наезд на человека, когда тот не нарушал правил ПДД, может стать причиной возбуждения уголовных дел по статьям против личности, если будет доказана вина водителя.

Уголовный кодекс выделяет 3 вида вреда здоровью: легкий, средний, тяжкий. Статья и наказание по ней выбираются в зависимости от степени нанесенных человеку повреждений.

За легкий вред:

  • Штраф до 40 тысяч рублей;
  • Обязательные работы до 480 часов;
  • Исправительные работы на срок до 1 года;
  • Арест на срок до 4 месяцев.

За вред здоровью средней тяжести:

  • Ограничение свобод сроком до 3 лет;
  • Принудительные работы на такой же срок;
  • Арест до полугода;
  • Лишение свободы сроком до 3 лет.

За тяжкий вред: лишение свободы на срок до 8 лет.

Наказание по статьям Гражданского кодекса

Так как автомобиль – средство повышенной опасности, пешеход, даже будучи виновным, имеет право требовать компенсации морального вреда.

Выплату водитель осуществляет самостоятельно или это делает за него страховая компания. Если же он докажет, что невиновен – то освобождается от выплат.

В некоторых случаях суд может обязать сделать выплаты лицо, которое не причинило вред. Положения закона регулируются статьями 1064 ГК РФ и 1079 ГК РФ.

Если водитель сбил пешехода вне пешеходного перехода – ответственность он понесет в зависимости от тяжести нанесенного вреда. Пешеход же всегда сможет подать еще и заявление на компенсацию ущерба.

Если ДТП произошло на пешеходном переходе – наказание будет назначаться аналогично. В дополнение пешехода, переходившего дорогу в неположенном месте, накажут штрафом.

Полный расклад станет известен только после завершения автотехнической экспертизы, где рассмотрят все обстоятельства произошедшего.

Водитель сбил пешехода на пешеходном переходе: ответственность. Ответственность за наезд на пешехода

Автомобиль — это не роскошь, а средство передвижения. Кто из нас не слышал этот тезис, ставший уже практически афоризмом? Однако тенденции современного рынка автомобилей в России все сильнее и сильнее переворачивают это высказывание с ног на голову. Злободневная реальность такова, что автомобиль вновь становится предметом роскоши. Вместо того чтобы купить себе практичный «универсал» в хорошей комплектации, будущий автовладелец уже посматривает в сторону кроссовера, несмотря на более скудное оснащение. Ведь такие «квази-вседорожники» сейчас в тренде. Но каков бы ни был автомобиль, начиная от двухместных малюток типа «Смарт» и заканчивая такими гигантами, как «Форд Ф-150» или «Тойота-Тундра», он всегда был и остается механизмом, способным нанести серьезный вред здоровью как водителя, так и пешехода.

Источник повышенной опасности

Самая страшная опасность для любого водителя — это наезд на пешехода. При этом уже становится не так важно, прав водитель или он нарушил правила дорожного движения. Моральная травма останется на всю его оставшуюся жизнь, особенно если наезд обернется для пострадавшего летальным исходом. Более того, превентивно будет виноват именно тот, кто управлял автомобилем, источником повышенной опасности. Ответственность за сбитого пешехода всегда ложится на плечи того, кто это сделал. Все экспертизы и разбирательства будут позже, и, по сути, водителю придется доказывать свою правоту вразрез с основными положениями Конституции о презумпции невиновности.

Суровая реальность

В нашей жизни может случиться всякое, и надо постараться быть готовым к основным неприятностям, с которыми современный человек может столкнуться на своем жизненном пути. Самое главное, не паниковать и не усугубить ситуацию своими дальнейшими действиями.

Все происходит буквально за доли секунды. Раздается отчаянный визг тормозов, потом глухой удар, сопровождающийся, как правило, звоном разбитого стекла, и тело пешехода отлетает в сторону от автомобиля. Как бы нам ни хотелось об этом думать, но следует сразу признать факт – произошло ДТП с участием пешехода. И если за рулем были вы, то вам за это и отвечать.

Сразу после столкновения

Первым делом надо заглушить мотор автомобиля и, выйдя из транспортного средства, убедиться в том, что созданная ситуация не повлечет дальнейших аварий. Если все в пределах нормы – бегом к пострадавшему, оказывать ему первую помощь. Есть сомнения или много машин вокруг? Попросите кого-нибудь рядом предупредить других водителей и вызвать спасателей и инспекторов дорожно-постовой службы.

Дальнейшие действия зависят от состояния пострадавшего. Если водитель совершил наезд на пешехода, но тот в сознании, пытается подняться или самостоятельно покинуть место происшествия, попросите его не делать этого. Узнайте, нужна ли ему медицинская помощь, предложите отвезти его в больницу. Визуально оцените его состояние. Иногда люди в состоянии шока могут подняться на ноги и уйти с открытым переломом ноги или отбитыми внутренними органами при обильном кровотечении изо рта, носа или ушей. А спустя полчаса теряют сознание или, что еще страшнее, падают замертво. Помните главное правило – если водитель сбил пешехода, ответственность за это ложится на него в любом случае. Лучше всего дождаться наряда ДПС, даже если пострадавший покинул место аварии. Ведь вечером он вполне может пойти в полицию и написать на вас заявление.

Срочно звонить спасателям

Не пытайтесь скрыться с места ДТП. Это карается не только за «оставление места аварии», но и «оставление человека в опасности», особенно если его травмы тяжелые. Как определить степень тяжести? Если человек без сознания, бьется в судорогах, у него обильное кровотечение или идет пена изо рта, отсутствует дыхание или пульс – нужно срочно звонить в службу спасения. Телефонный номер в Российской Федерации для вызова экстренных служб единый – 112.

После подключения автоматического оператора вызывайте сразу службу скорой медицинской помощи. Назовите ваше полное имя и фамилию, сообщите, что произошел наезд на пешехода, и что он находится в критическом состоянии. Сообщите медику примерное место дорожно-транспортного происшествия и опишите симптомы пострадавшего. Оператор на проводе даст вам точный порядок действий по оказанию первой помощи. Помните, чем быстрее вы сделаете это, тем больше шансов спасти человеческую жизнь.

Что делать потом

Не звоните в полицию сразу, не тратьте драгоценные секунды. Оператор медицинской службы отправит наряд по указанному адресу в любом случае, а если рядом с вами есть свидетели или желающие помочь, то они, скорее всего, уже вызвали полицию. При совершении ДТП с участием пешехода важно как можно быстрее помочь тому человеку, которого вы сбили. Затем еще раз проверьте безопасность вокруг вас, выставите знак аварийной остановки, наденьте световозвращающий жилет и только после этого сделайте звонок в полицию, чтобы сообщить об инциденте.

Это интересно:  Какие монеты принимает Сбербанк за деньги

От того, как вы позаботились о пострадавшем и как быстро и четко выполнили все пункты, которые прописываются в таких ситуациях в правилах дорожного движения, будет зависеть ваша степень вины и вынесенное вам наказание. Ответственность за наезд на пешехода может предусматривать как денежный штраф, так и возбуждение уголовного дела с возможным лишением свободы.

Перебегая проезжую часть

Пешеход всегда сильно рискует. Согласно правилам дорожного движения, он должен ее пересекать по минимально короткому пути и только убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств. Если водитель сбил пешехода не на пешеходном переходе, то ему позже, в суде, будет легче доказать свою невиновность. Беспечность пострадавшего будет стоить ему не только подорванного здоровья, но и отсутствия компенсации со стороны автолюбителя, совершившего наезд. Особое место занимают случаи, когда пострадавший был под действием алкоголя или сильнодействующих психотропных препаратов, изменяющих восприятие существующей реальности. Как мы все прекрасно знаем, участникам дорожного движения запрещено находиться в состоянии наркотического или алкогольного опьянения. Поэтому, пересекая автодорожное полотно, да и просто находясь на пешеходном тротуаре (ведь он также относится к определению «дорога»), пешеход становится участником дорожного движения, равно как и водитель автомобиля, велосипеда или гужевой погонщик. Выходя на улицу в нетрезвом состоянии, пешеход заранее нарушает установленные нормы и правила дорожного движения, что, несомненно, будет учтено в суде не в его пользу. Даже если водитель сбил пешехода на пешеходном переходе, ответственность будут делить между собой оба участника дорожного инцидента. Здесь не рассматриваются случаи, когда сам водитель находится в алкогольном или наркотическом опьянении. Такие ситуации караются по отдельным статьям жестко и справедливо: огромные денежные штрафы, лишение права управления транспортным средством, возмещение пострадавшей стороне, лишение свободы или принудительные общественные работы.

Опасная «зебра»

Если водитель сбил пешехода на пешеходном переходе, то в этом случае все сложнее. Ведь, согласно пункту 14.1 свода правил дорожного движения, водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть. Более того, следующий пункт, 14.2, регламентирует обязательное снижение скорости вплоть до полной остановки, если другое транспортное средство снизило скорость или остановилось перед пешеходным перекрестком. Эти две аксиомы движения по улицам городов должны быть заучены и применяться водителями на уровне подсознания при управлении автомобилем. Ведь именно поэтому, если в настоящее время водитель сбил пешехода на пешеходном переходе, ответственность будет ложиться на него в любом случае. Не успел среагировать – вина водителя, нарушение пункта 14.2, не остановился и снес человека – вина водителя, нарушение пункта 14.1.

Повышенные штрафы и серьезный контроль со стороны дорожно-постовой службы — это не прихоть чиновников, а результат печальной статистики и попытки исправить положение с использованием метода «стальной руки» или повышения штрафных тарифов. Однако такой подход не всегда работает в полную силу. Возможность за крупную сумму денег или при наличии связей в определенных кругах избежать наказания за совершенный проступок выделяет среди основной массы водителей некую группу лиц, для которых ужесточение закона не создает видимых барьеров и не заставляет их пересмотреть свой стиль вождения. Для такого человека не играет особой роли, что он сбил пешехода вне пешеходного перехода или на нем. Он уверен, что наказание способно обойти его персону стороной. И в этом проблема нашего общества.

Пока у нас не будет достигнут принцип «неотвратимости наказания» за наезд на человека и другие тяжелые ДТП, горестные вести все так же будут врываться в квартиры простых граждан, изменяя статистику пострадавших пешеходов и покалеченных жизней в сторону ее увеличения.

В суд в любом случае

Итак, что сегодня, в реалиях правового государства, грозит водителю, если он сбил пешехода вне пешеходного перехода или совершил наезд непосредственно на нем? Независимо от того, на кого ложится вина за дорожно-транспортное происшествие, у водителя, который управлял в этот момент автомобилем, в любом случае наступает гражданско-правовая ответственность. Это говорит о том, что пострадавший пешеход может обратиться в суд с иском и потребовать возмещения как материального, так и морального ущерба. Такая практика существует даже тогда, когда в аварии виноват сам потерпевший. Даже в этом случае автолюбителю придется отвечать перед судом за совершенный поступок.

Морально и материально

Если водитель сбил пешехода на пешеходном переходе, ответственность за это деяние предусматривает компенсацию последнему материального и морального вреда. Материальный вред — это оплата всех трат, направленных на лечение пострадавшего и восстановление его здоровья. Естественно, любая сумма должна быть подтверждена документально, то есть чеками или выписками из медицинских учреждений и пунктов продажи лекарственных средств. Моральный вред — это компенсационная сумма за нравственные или физические страдания, недополученный доход пострадавшего вследствие его травмы, возможная упущенная выгода или любые иные факторы. Сумма морального вреда обычно устанавливается потерпевшей стороной, а утверждается или понижается до приемлемых значений судом, рассматривающим исковое заявление от пострадавшего пешехода. Здесь стоит отметить тот факт, что если автолюбитель считает себя невиновным, он может подать встречный иск на пешехода с требованиями компенсировать как ремонт автомобиля, получивший повреждения в результате дорожно-транспортного происшествия, так и моральный вред, нанесенный ему пережитым стрессом от перенесенного столкновения. Однако если водитель сбил человека на пешеходном переходе, от таких действий лучше отказаться. В ходе судебного разбирательства они могут ухудшить положение дел обвиняемого автолюбителя.

Буква закона

Печальная статистика ДТП с участием пешеходов заставляет руководство нашей страны периодически пересматривать правовые акты, регулирующие административное и уголовное наказание за такие правонарушения. Пересматривать в сторону их ужесточения, что хоть и в неравном процентном соотношении, но все же приводит к снижению летальных исходов. В настоящее время тем из нас, кто сбил пешехода на пешеходном переходе, ответственность предусматривает как административное, так и уголовное наказание.

Статья 12.24 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает в качестве наказания либо штраф в количестве 5-8 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), либо лишение права на управление автомобилем на срок от шести месяцев до года, либо административный арест на 15 суток, либо совместное применение указанных санкций по отношению к виновному водителю. Такая мера применяется, если пострадавшему причинен легкий вред здоровью, и он пробыл на лечении не более трех недель.

При нанесении сбитому пешеходу вреда здоровью средней тяжести, тяжкого вреда или при смертельных случаях для водителя наступает уголовная ответственность по статье 264 Уголовного Кодекса РФ, предусматривающей лишение свободы сроком от 6 месяцев до пяти лет. В случае отягчающих обстоятельств каждое дело рассматривается тщательно и в индивидуальном порядке.

Осторожнее, пешеход

В современном мире автомобиль был и остается опасным механизмом, способным не только покалечить, но и, к сожалению, даже лишить жизни других участников дорожного движения. Находясь на улице, особенно в непосредственной близости от проезжей части, следует проявлять адекватность в поведении и осторожность, быть внимательным и четко контролировать то, что происходит по сторонам. Это касается в первую очередь пешеходов, то есть всех нас вместе взятых. Ведь припарковав свое транспортное средство и поставив его на сигнализацию, каждый из нас перестает быть водителем и становится обычным пешеходом.

Штраф за непропуск пешехода в 2018 году

Автомобиль — это средство передвижения, которое можно рассматривать как потенциальную угрозу жизни и здоровью для посторонних людей. Особенно опасными для человека считаются «зебры» — то есть место перехода проезжей части. Поэтому следует чётко знать последние поправки в ПДД, касающиеся пропуска пешеходов, и разного рода нюансы в законах.

Что значит «пропустить пешехода»

Вокруг статьи 12.18 КоАП имеются разногласия, так как её формулировка постоянно меняется, и водитель не может быть уверен, что «правильно» пропустил пешехода и при этом не нарушил какого-либо правила.

Итак, «уступить дорогу», согласно ПДД Российской Федерации (п. 1.2.), это значит «не мешать, не становиться помехой». Трактовка предписывает водителю не начинать движение по проезжей части, если это мешает другим участникам движения (в частности, пешеходам), то есть они будут вынуждены поменять траекторию движения или же свою скорость.

Однако сами водители прекрасно понимают, что на практике доказать, что скорость или характер движения человека были изменены именно из-за действий автовладельца, практически невозможно. Поэтому формулировка этого пункта ПДД явно требовала каких-то более конкретных пояснений. И в конце 2014 года пункты 14.1 и 14.2 ПДД были доработаны и конкретизированы — они касались правил проезда пешеходных переходов без регулировщика или светофора.

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

14.2. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость. Продолжать движение разрешено с учетом требований пункта 14.1 Правил.

То есть водитель должен внимательно следить за линиями разметки на дороге и за установленными знаками и выполнять ряд действий, предписываемых ПДД:

  • снижать скорость движения перед знаком перехода для пешеходов и разметкой «зебра»;
  • внимательно следить за тротуарными зонами на предмет наличия пешеходов, желающих перейти улицу;
  • прикидывать скорость движения пешехода и его расстояние до «зебры»;
  • своевременно сбрасывать скорость при выявлении намерения пешехода выйти на проезжую часть.

Важно отметить, что старая редакция пункта 14.1 ПДД РФ гласила, что водитель должен остановиться, как только пешеход ступил на разметку «зебры». Однако после доработки данного пункта это необязательно: автомобиль имеет право проехать через «зебру», если траектории пешехода и машины никак не совпадают, а количество полос на проезжей части позволяет безопасно завершить такой манёвр.

Если на дороге более двух полос в одну сторону, то водитель имеет право проехать по одной из них уже при начале движения пешехода по «зебре»

Штраф за непропуск пешехода в 2018 году

Штрафные санкции для автовладельцев год из года растут, и штраф за непропуск пешехода тоже стал выше. В 2018 году это нарушение «оценивается» в сумму 1500 — 2500 рублей.

Это интересно:  Возврат автомобиля в автосалон по закону: можно ли вернуть обратно машину и как сдать назад новое и б/у ТС, в том числе купленное у официального дилера или в кредит?

Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, — влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей (ст. 12.18 КоАП РФ)

Обычно такие штрафы выписываются на месте сотрудниками ГИБДД: по факту непропуск пешехода — это одновременное нахождение на «зебре» как пешехода, так и автомобиля в опасной близости друг от друга. Важно, что конкретный размер штрафа может определить только инспектор ГИБДД, отталкиваясь от конкретной ситуации нарушения и риска аварии.

Знак устанавливается непосредственно перед «зеброй», предупреждая водителей о возможности появления пешеходов

Эксперимент со штрафами

На территории Российской Федерации несколько лет проводятся пилотные экспериментальные запуски автосистемы фиксации нарушений на пешеходных переходах (то есть на «зебре»). Тестирование системы проводилось в столице (Москве) и Зеленограде, попутно — на территории г. Улан-Удэ.

Камеры, установленные на самых оживлённых переходах городов, в автоматическом режиме фиксировали «непропуск пешеходов» и передавали данные в ведомство ГИБДД, откуда водителям уже рассылались письменные уведомления.

Разумеется, такая система автоматической фиксации нарушений значительно снижает затраты на содержание штата государственной дорожной автоинспекции, но в то же время алгоритм ПО камер ещё не до конца проработан и в ряде случаев ошибался.

Автоматическая фиксация нарушений на переходах пока не доведена «до ума»

Как должен поступать пешеход на переходе

Пешеход — полноправный участник дорожного движения, как и любое транспортное средство. Выходя на дорожную часть — «зону автомобилиста», пешеход должен подчиняться правилам безопасного движения.

Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

Различаются обязанности пешеходов на перекрёстках разных видов. Так, при наличии светофора (регулируемый перекрёсток), человек должен подчиняться сигналам светофора, регулировщика или, если таковые отсутствуют, транспортного светофора (п.4.4 ПДД РФ).

Пешеходы переходят проезжую часть строго по правилам: по «зебре» и при включённом зелёном сигнале светофора

Однако п. 4.5 — 4.7 чётко описывают поведение пешехода при движении на нерегулируемых перекрёстках:

  • На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
  • Выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).
  • При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода дороги, а пешеходы, находящиеся на проезжей части (трамвайных путях), должны незамедлительно освободить проезжую часть (трамвайные пути).

Находясь на «зебре» без светофора, пешеход должен постоянно следить за траекторией автомобилей

Пешеходов могут оштрафовать за пренебрежение данными правилами на сумму от 500 до 1500 рублей (в зависимости от тяжести последствий нарушения) по статьям 12.29 и 12.30 КоАП РФ.

Таким образом, Правила дорожного движения обязывают пешехода самостоятельно заботиться о своей безопасности и учитывать характер движения автомобилей и расстояние до них. Всем без исключения пешеходам, независимо от положения на дороге, предписывается пропускать спецавтомобили различных служб, двигающихся с проблесковыми маячками и звуковой сиреной (скорая помощь, пожарные машины, автомобили полиции и т. п.).

Обязанности водителей на переходе: когда нужно уступить дорогу

Согласно Правилам дорожного движения, пропускать пешеходов необходимо не только на «зебрах» и светофорах. В ПДД очень чётко и понятно прописаны случаи, когда пешеход имеет право без помех продолжить движение, а автомобилист должен остановиться и пропустить его:

  • человек переходит с одной тротуарной зоны на другую через дорогу, а автомобиль в это время появляется из-за поворота (пункт 13.1 ПДД РФ);
  • человек переходит с тротуарной зоны на другую тротуарную зону через дорогу, где нет «зебры», а автомобиль поворачивает с главной дороги на прилегающую, то есть заезжает на дворовую территорию (пункт 8.3 ПДД РФ); то же правило действует и в случае выезда транспортного средства с территории двора;
  • пешеход незрячий, о чём свидетельствует белая трость в руке (пункт 14.5 ПДД РФ);
  • пешеход или группа пешеходов направляются к общественному транспорту (автобус, троллейбус) рядом с остановочным пунктом (пункт 14.6 ПДД РФ).

Зная эти нюансы ПДД, водитель будет увереннее чувствовать себя за рулём. Однако знание данных правил не даёт гарантии того, что каждый пешеход будет им следовать. В подавляющем количестве случаев перехода пешеходы «надеятся» на то, что водитель самостоятельно успеет разобраться в дорожной ситуации и «вовремя» затормозит.

«Зебра» — это территория пешеходов в зоне движения автомобилей

Когда не нужно пропускать

На законодательном уровне прописаны так же и случаи, когда водитель может не останавливаться на «зебре»:

  1. Если на «зебре» стоит светофор, он в рабочем состоянии и для пешеходов горит красный сигнал (запрет).
  2. Если существует высокий риск столкновения с машиной, которая идёт сзади, из-за экстренного торможения перед «зеброй» — в данном случае непропуск пешехода обязательно нужно обозначить звуковыми сигналами.

Однако понятно, что данные правила не отменяют ответственности водителей: если пешеход начал переходить дорогу, потребуется затормозить или резко изменить траекторию движения, чтобы избежать столкновения.

Как доказать свою невиновность и обжаловать штраф за непропуск пешехода

Действительно, законно и справедливо выписанный штраф за непропуск пешехода — это яркое напоминание водителю о его обязанностях. В конце концов, любое транспортное средство может причинить пешеходу тяжёлые увечья и даже стать причиной его гибели. Но бывает и так, что инспектор ГИБДД «перегибают палку» и наказывает водителей за те нарушения, которые не доказаны или доказать крайне сложно.

В том случае, если сотрудник ГИБДД собирается выписать водителю протокол о правонарушении за непропуск пешехода, а данный факт не имел места, необходимо тщательно во всём разобраться. Многие автолюбители сегодня используют видеорегистраторы — достаточно просто ознакомить с записями последних минут инспектора, чтобы тот убедился в несостоятельности своих намерений. К тому же пригодится и помощь свидетелей. Даже сам пешеход, которому не уступили дорогу, может быть свидетелем защиты — нужно просто ему сказать, что на него также будет наложен штраф, так как он выскочил прямо под колёса автомобиля.

Сотрудник ГИБДД имеет право остановить автомобиль при фиксации непропуска пешехода

Если же факт нарушений, как говорится, «налицо», можно апеллировать нюансами в законодательстве. Так, статья 2.7 КоАП говорит о том, что административное правонарушение может не сопровождаться наложением штрафа в тех случаях, когда у лица есть крайняя необходимость — например, водитель вёз в больницу ребёнка или же направлялся в родильный дом с женой. В данном случае потребуется, однако, доказать наличие «крайней необходимости».

Инспектор ГИБДД может сократить сумму штрафа при наличии «смягчающих обстоятельств». Согласно статье 4.2 КоАП, к обстоятельствам, смягчающим административное нарушение, относятся:

  • раскаяние нарушителя;
  • исправление поведения или своего поступка;
  • признание вины полностью;
  • помощь следствию;
  • своевременная компенсация последствий;
  • беременность /наличие малолетних детей;
  • состояние аффекта.

Помимо этого, на решение сотрудника ГИБДД, принимающего решение о наложении штрафа, могут повлиять разного рода и другие факторы:

  • неудовлетворительное дорожное покрытие;
  • неблагоприятные погодные условия;
  • яркая реклама в зоне видимости;
  • непрогнозируемое поведение пешехода.

На сложных перекрёстках с множеством полос труднее доказать свою невиновность

Стандарты ПДД и КоАП нельзя считать истинными и заслуживающими слепой веры нормами. В каждом конкретном случае водитель должен руководствоваться здравым смыслом и не отвлекаться от дороги.

Видео: как избежать штрафа за непропуск пешехода

Действия водителя при обжаловании штрафа

Важно, что при составлении протокола об административном правонарушении водителю нужно обязательно его подписать. В ином случае обжаловать правоту будет гораздо труднее. На обратной стороне протокола есть графа «Объяснения нарушителя» — в ней рекомендуется описать свою точку зрения и указать на невиновность либо смягчающие обстоятельства. Это позволит оспорить штраф.

В течение 10 дней с момента оформления протокола водитель может написать письмо-жалобу руководителю отдела ГИБДД (статья 30.3 КоАП РФ). Одновременно можно подать исковое заявление в районный суд, приложив к нему все имеющиеся документы и материалы, подтверждающие невиновность (фото и видеоматериалы). В том случае, если доказательства отсутствуют, можно апеллировать другими факторами и обязательно указать их в своём заявлении:

  • отсутствие сертификации на измерительные приборы у сотрудника ГИБДД;
  • отсутствие свидетелей и понятых;
  • ошибки и неточности при написании протокола и т. п.

Судебные органы рассматривают документы в течение 2 месяцев с момента получения заявления и пакета документов. В случае если их вердикт не в пользу водителя, нарушитель может обжаловать решение в вышестоящих инстанциях.

При оформлении жалобы необходимо внимательно и без ошибок оформить бланк данного документа

Таким образом, если внимательно вчитаться по все изменения и поправки в ПДД и КоАП, то можно заметить, что преимущество при движении отдаётся именно пешеходам. Поэтому водитель должен быть крайне внимателен за рулём, чтобы обеспечить безопасность движения себе и окружающим. Слепое следованием всем правилам не даёт гарантии безопасности на дорогах: необходимо постоянно контролировать дорожную ситуацию и иметь план на случай внезапного выхода человека на дорогу.

Статья написана по материалам сайтов: inetjurist.ru, pravo-auto.com, ugolovnyi-expert.com, fb.ru, avtozakon.guru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий