+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Публично правовой характер функций адвокатуры в россии

Дата размещения статьи: 29.01.2018

Между тем недостаточно указать на необходимость самоограничения государства. Закон об адвокатуре также нуждается в улучшении. Начать, на наш взгляд, нужно с принципов адвокатуры. Например, помимо простого упоминания принципа независимости, в законе следует установить конкретные гарантии данного принципа, как это сделано, например, в отношении судей.
Можно также вывести несколько принципов, позволяющих более четко обозначить границы публичности адвокатуры. Во-первых, случаи государственного вмешательства в деятельность адвокатуры должны быть четко прописаны в федеральном законе. Во-вторых, государственное вмешательство в деятельность адвокатуры (в том числе предусмотренное федеральным законом) должно быть обосновано выполнением ими публично значимых функций. В-третьих, любое государственное вмешательство в деятельность адвокатуры должно осуществляться с обязательным участием членов адвокатского сообщества, что подразумевает, что ни один акт, регулирующий деятельность адвокатуры, не может быть принят без учета мнения членов адвокатского сообщества.
Исходя из всего вышеизложенного, с учетом дуальной природы адвокатуры, можно сформулировать следующее ее определение. Адвокатура — это независимый, но ограниченно подконтрольный государству институт гражданского общества, реализующий через органы самоуправления публично значимые функции по обеспечению оказания адвокатами квалифицированной юридической помощи.

Адвокатура — институт гражданского общества. Адвокатура и государство. Публично-правовой характер функций адвокатуры в России

16 Январь 2013 Адвокатура

Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Адвокатура является защитником гражданского общества. Это единственный элемент политической системы нашей страны, о котором законодатель высказался как об институте гражданского общества (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре»).

Гражданское общество — это естественно складывающееся состояние человеческого сообщества данной страны, формирующееся и развивающееся на основе саморегулирования, которое исключает или крайне ограничивает вмешательство государства. Гражданское общество есть все то, что находится за пределами государства, это ступень общественного развития, которая характеризуется совокупностью социально-политических, товарно-рыночных, семейно-бытовых, духовно-культурных отношений в условиях рынка и демократического правового государства.

Для гражданского общества характерны три особенности. Во-первых, наличие множества ассоциаций или, в более общем плане, центров социальной власти, так как гражданское общество несовместимо с жесткой, единовластной государственной машиной. Во-вторых, относительная независимость этих центров социальной власти для противостояния контролю со стороны государства. И в-третьих, чувство гражданской ответственности, а также цивилизованное поведение и активная гражданская позиция — все это необходимые элементы подлинно гражданского общества.

Правовая природа любой адвокатуры вообще отражается в ее официальном статусе: это независимая, негосударственная, некоммерческая, добровольная организация квалифицированных юристов, созданная для оказания юридической помощи всем, кто в ней нуждается.

Наличие адвокатуры как независимого, профессионального, саморегулируемого сообщества не может не свидетельствовать о развитии гражданского общества.

Адвокатура как самостоятельная организация не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В соответствии с известным принципом разделения властей органы государственной власти и органы местного самоуправления относятся к исполнительной ветви власти, которая по отношению к законодательной и судебной является независимой.

Адвокатура не является частью органов власти ни на одном из ее уровней, и уж тем более не входит в систему какой-либо ветви власти. Этим обеспечивается ее независимость в осуществлении деятельности, основанной на ряде принципов.

Деятельность адвокатуры носит публично-правовой характер, связанный с работой суда — государственного органа, осуществляющего правосудие, что требует четкого законодательного урегулирования взаимоотношений адвокатуры и органов государства с учетом принципов ее независимости, корпоративности и самоуправления.

В целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи.

Субъективная сторона преступления: понятие, содержание и значение, обязательные и факультативные признаки

25 Декабрь 2010 Уголовное право

Субъективная сторона преступления – это совокупность признаков, характеризующих психическое отношение субъекта к совершенному им общественно опасному деянию и его последствиям. Она представляет собой обязательный элемент состава преступления. Ее отсутствие исключает наличие состава преступления, а точное установление обеспечивает правильную квалификацию конкретного деяния и, как следствие, законную и обоснованную ответственность виновного. Кроме того, субъективная сторона служит основанием для разграничения преступлений между собой, а также для разграничения преступлений с иными правонарушениями.

Содержание субъективной стороны преступления раскрывается с помощью таких юридических признаков, как вина, мотив и цель.

Вина в форме умысла или неосторожности является обязательным признаком любого состава преступления. Вина – это психическое отношение субъекта к совершенному им деянию и его последствиям. Уголовный закон предусматривает две формы вины: умысел инеосторожность.

Большое влияние на характер и степень общественной опасности совершенных преступлений, и индивидуализацию наказаний оказывают мотивы и цели преступлений, которые относятся к факультативным признакам субъективной стороны преступления.

Под мотивом преступления принято понимать осознанное побуждение к действию. Основной мотива является человеческие потребности в материальных или нематериальных (духовных) благах. В основе мотивов преступных деяний, как правило, лежат низменные побуждения (корысть, зависть, ревность, карьеризм, хулиганские побуждения и т.д.).

Цель – это представление виновного о конечном, желаемом результате, к достижению которого он стремится, совершая преступление.

Значение субъективной стороны преступления, в частности как её обязательного признака, в общих основных чертах состоит в следующем:

1) субъективная сторона преступления – обязательный элемент любого состава преступления;

2) вина – обязательный признак субъективной стороны состава преступления. При её отсутствии нет ни субъективной стороны, ни самого состава в целом;

3) установление субъективной стороны состава преступления, всех её признаков, включенных в данный состав, — обязательное и необходимое условие правильной и обоснованной квалификации содеянного, отграничения одного преступления от другого;

4) точное установление субъективной стороны преступления является предпосылкой для индивидуализации уголовной ответственности инаказания, назначения режима лишения свободы и т.д.;

5) в целом установление субъективной стороны преступления является непременным условием обеспечения и укрепления законности.

Опека и попечительство над детьми. Понятие, права и обязанности опекуна (попечителя). Права детей, находящихся под опекой (попечительством)

4 Январь 2011 Семейное право

Правовое регулирование отношений опеки и попечительства осуществляется посредством норм Гражданского кодекса (ст. 31–40) и норм Семейного кодекса (ст. 145–155).

Опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (пункт 1 статьи 121 СК РФ), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

Это интересно:  Сосед залез на мой участок: что делать

Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет (ст. 32 ГК РФ, п. 2 ст. 145 СК РФ).

Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет (ст. 33 ГК РФ, п. 2 ст. 145 СК РФ).

Таким образом, опека над детьми – это такая форма устройства малолетних граждан, при которой назначенный органом опеки и попечительства гражданин (опекун) является законным представителем подопечного и совершает от его имени и в его интересах все юридически значимые действия.

Попечительство над детьми – такая форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, при которой назначенный органом опеки и попечительства гражданин (попечитель) обязан оказывать содействие в осуществлении указанными лицами своих прав и исполнении обязанностей, а также охранять их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если иное не предусмотрено Семейным Кодексом и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права.

Устройство ребенка под опеку или попечительство осуществляется с учетом его мнения. Назначение опекуна ребенку, достигшему возраста десяти лет, осуществляется с его согласия.

Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. Не могут быть назначены опекунами (попечителями) лица, лишенные родительских прав (ст. 146 СК РФ).

При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также, если это возможно, желание самого ребенка.

Не назначаются опекунами (попечителями) лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья (пункт 1 статьи 127 СК РФ) не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.

Права и обязанности опекуна или попечителя ребенка возникают в соответствии с Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».

Права и обязанности опекунов и попечителей подразделяются на два основных вида: а) права и обязанности в отношении подопечных и их имущества, реализующиеся как во внутренних, так и во внешних правоотношениях по опеке и попечительству, т.е. в отношениях законного представительства, когда опекун или попечитель вступает в интересах подопечного в правоотношения с третьими лицами; б) права и обязанности в отношении органов опеки и попечительства.

Права и обязанности опекунов и попечителей первого вида подразделяются на две группы: 1) права и обязанности непосредственно в отношении самих подопечных и 2) права и обязанности в отношении имущества подопечных. К первой группе относятся пять основных обязанностей опекунов и попечителей несовершеннолетних:

— заботиться о содержании своих подопечных;

— заботиться об обеспечении их уходом и лечением;

— заботиться об их обучении и воспитании;

— обязанность по совместному проживанию с подопечными, за исключением случая, установленного в п. 2 ст. 36 ГК РФ;

— обязанность представлять и защищать их права и интересы.

Все отмеченные обязанности, как и иные обязанности опекунов и попечителей, исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом (п. 1 ст. 36 ГК РФ, ст. 16 Закона об опеке). Вместе с тем обязанность опекуна (попечителя) заботиться о содержании ребенка может обеспечиваться за счет установленных законами субъекта РФ социальных выплат.

Опекун или попечитель вправе требовать на основании решения суда возврата ребенка, находящегося под опекой или попечительством, от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований, в том числе от родителей или других родственников либо усыновителей ребенка.

Опекун или попечитель не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими родственниками, за исключением случаев, если такое общение не отвечает интересам ребенка.

Опекун или попечитель ребенка имеет право и обязан воспитывать ребенка, находящегося под их опекой или попечительством, заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии ребенка.

Опекун или попечитель вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой или попечительством, с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства, а также при соблюдении требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 65 СК РФ.

Опекун или попечитель имеет право выбора образовательного учреждения и формы обучения ребенка с учетом мнения ребенка до получения им общего образования и обязан обеспечить получение ребенком общего образования.

Имущественные права и обязанности опекуна или попечителя определяются гражданским законодательством, а также Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».

Надзор за деятельностью опекунов или попечителей несовершеннолетних граждан осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».

Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на:

воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации;

обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважение их человеческого достоинства;

причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты;

сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством;

защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя) в соответствии со статьей 56 Семейного Кодекса РФ.

Дети, находящиеся под опекой (попечительством), обладают также правами, предусмотренными статьями 55 (право ребенка на общение с родителями и другими родственниками) и 57 (право ребенка выражать свое мнение) СК РФ.

Дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, если опекуны или попечители назначаются по заявлениям родителей в порядке, определенном частью 1 статьи 13 Федерального закона «Об опеке и попечительстве». Указанные денежные средства расходуются опекунами или попечителями в порядке, установленном статьей 37 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Адвокатура — институт гражданского общества. Адвокатура и государство. Публично-правовой характер функций адвокатуры в России.

Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Адвокатура является защитником гражданского общества. Это единственный элемент политической системы нашей страны, о котором законодатель высказался как об институте гражданского общества (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре»).

Гражданское общество — это естественно складывающееся состояние человеческого сообщества данной страны, формирующееся и развивающееся на основе саморегулирования, которое исключает или крайне ограничивает вмешательство государства. Гражданское общество есть все то, что находится за пределами государства, это ступень общественного развития, которая характеризуется совокупностью социально-политических, товарно-рыночных, семейно-бытовых, духовно-культурных отношений в условиях рынка и демократического правового государства.

Это интересно:  Кредит на строительство жилья 2019 - ипотечный, для нуждающихся, молодой семье

Для гражданского общества характерны три особенности. Во-первых, наличие множества ассоциаций или, в более общем плане, центров социальной власти, так как гражданское общество несовместимо с жесткой, единовластной государственной машиной. Во-вторых, относительная независимость этих центров социальной власти для противостояния контролю со стороны государства. И в-третьих, чувство гражданской ответственности, а также цивилизованное поведение и активная гражданская позиция — все это необходимые элементы подлинно гражданского общества.

Правовая природа любой адвокатуры вообще отражается в ее официальном статусе: это независимая, негосударственная, некоммерческая, добровольная организация квалифицированных юристов, созданная для оказания юридической помощи всем, кто в ней нуждается.

Наличие адвокатуры как независимого, профессионального, саморегулируемого сообщества не может не свидетельствовать о развитии гражданского общества.

Адвокатура как самостоятельная организация не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В соответствии с известным принципом разделения властей органы государственной власти и органы местного самоуправления относятся к исполнительной ветви власти, которая по отношению к законодательной и судебной является независимой.

Адвокатура не является частью органов власти ни на одном из ее уровней, и уж тем более не входит в систему какой-либо ветви власти. Этим обеспечивается ее независимость в осуществлении деятельности, основанной на ряде принципов.

Деятельность адвокатуры носит публично-правовой характер, связанный с работой суда — государственного органа, осуществляющего правосудие, что требует четкого законодательного урегулирования взаимоотношений адвокатуры и органов государства с учетом принципов ее независимости, корпоративности и самоуправления.

В целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи.

Основные принципы адвокатской деятельности и адвокатуры: Видео

Адвокатура — институт гражданского общества. Адвокатура и государство. Публично-правовой характер функций адвокатуры в России.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона об адвокатуре, адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. В Законе об адвокатуре особо подчеркивается, что адвокатура как профессиональное общество не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В своей деятельности адвокатура независима от государственных органов, но взаимодействует с ними при выполнении своих профессиональных обязанностей, так же как и с другими институтами гражданского общества.

Адвокатура имеет довольно четкую организационную структуру. При этом вопрос о том, в какой организационной форме выполнять свои профессиональные обязанности, адвокаты решают самостоятельно. В каждом субъекте Российской Федерации образуется адвокатская палата. Собрание адвокатов (конференция) субъекта Российской Федерации является высшим органом адвокатского самоуправления.

Все адвокатские палаты России объединяются в Федеральную палату адвокатов РФ, а высшим органом адвокатского самоуправления является Всероссийский съезд адвокатов. Эти положения полностью соответствуют рекомендациям Организации Объединенных Наций, содержащимся в преамбуле к Основным принципам, касающимся роли адвокатов, принятым Конгрессом ООН, проходившим с 7 августа по 7 сентября 1990 г. В этом документе подчеркивается, что Основные принципы сформулированы с целью оказать помощь государствам — членам ООН в осуществлении задач развития и обеспечения надлежащей роли адвокатов, что эти принципы должны соблюдаться и учитываться правительствами в рамках их национального законодательства и что они должны быть доведены до сведения как адвокатов, так и других лиц, таких, как судьи, обвинители, представители исполнительных и законодательных органов, и населения в целом.

Органы самоуправления адвокатского сообщества призваны представлять интересы адвокатов, способствовать повышению их профессиональных знаний, защищать их законные права. Они выполняют организационные функции самостоятельно, без вмешательства органов государственной власти и органов местного самоуправления. В части 2 ст. 3 Закона об адвокатуре сформулированы (но не раскрыты) основные принципы деятельности адвокатуры.

Основополагающим в деятельности адвокатуры является принцип законности. Это общий принцип деятельности государства и общества. Из этого принципа следует, что органы самоуправления адвокатуры должны создаваться в строгом соответствии с законом. Деятельность адвокатов должна осуществляться в организационно-правовых формах, предусмотренных законом. При выполнении своих профессиональных обязанностей адвокаты, как это следует из содержания ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, обязаны соблюдать Конституцию и действующие законы. При этом необходимо учитывать, что в правовую систему Российского государства входят общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В связи с этим ч. 4 ст. 15 Конституции РФ устанавливает весьма важное правило — если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрено законом, то применяются правила международного договора.

Вторым принципом организации и деятельности адвокатуры является независимость. Это означает, что никакие органы и должностные лица не имеют права вмешиваться в профессиональную деятельность как адвокатских сообществ, так и отдельных адвокатов.

Адвокат при оказании юридической помощи, при осуществлении защиты по уголовным делам, при отстаивании интересов своего клиента, действуя как представитель в административных, гражданских, арбитражных делах, самостоятельно определяет свою позицию и не связан мнением ни участников судопроизводства, ни любых иных лиц, наделенных властными полномочиями. Попытки вмешательства в профессиональную деятельность адвоката со стороны любых лиц считаются недопустимыми. Этот принцип распространяется и на взаимоотношения внутри адвокатского сообщества. Любые формы влияния на профессиональную позицию адвоката по конкретному делу со стороны адвокатского сообщества и отдельных его членов не должны иметь места.

Третьим принципом Закон указывает самоуправление. Этот принцип выражается в том, что адвокатские сообщества как не входящие в систему органов государственной власти и местного самоуправления самостоятельно определяют правила, которые регулируют отношения, возникающие в процессе их деятельности. По существу, самоуправление является органически необходимым составным элементом механизма функционирования адвокатуры. Адвокатские образования, созданные в установленном Законом порядке, самостоятельно решают все организационные вопросы.

Таким образом, самоуправление означает, что деятельность адвокатских образований осуществляется в соответствии с решениями, принятыми правомочными органами, которые формируются в установленном законом порядке. Характерно, что решения органов самоуправления адвокатских сообществ обязательны для исполнения всеми адвокатами, являющимися членами этого адвокатского образования. В то же время все исполнительные органы подотчетны и подконтрольны общему собранию.

Четвертым принципом является принцип корпоративности, т.е. общности профессиональных интересов. Этот принцип определяет особый характер взаимоотношений между адвокатами. При осуществлении своих профессиональных обязанностей адвокат, руководствуясь требованиями закона, отстаивает свою позицию и в то же время как член адвокатского сообщества должен действовать в интересах этого сообщества. Принцип корпоративности также означает, что все вопросы в органах самоуправления адвокатского сообщества должны решаться в интересах всего коллектива с максимальной пользой для каждого из адвокатов.

Из принципа корпоративности вытекает право осуществления контроля над соблюдением корпоративных правил адвокатского сообщества его членами. В частности, с этим принципом связана возможность адвокатского сообщества в установленном порядке рассматривать вопросы, связанные с дисциплинарной ответственностью адвокатов, право квалификационной комиссии давать заключение о наличии или отсутствии в действиях адвоката нарушения норм Кодекса профессиональной этики адвоката.

Это интересно:  Кредитные долги при разводе

Пятый принцип — равноправие выражается в том, что лицо, принятое в установленном порядке в адвокатское сообщество, является полноправным его членом и с этого момента наделяется определенными правами и исполняет определенные обязанности.

Из этого принципа также вытекает важное правило, согласно которому никто из членов адвокатского сообщества не имеет каких-либо преимуществ перед другими. Права всех адвокатов гарантируются равным образом.

В третьей части ст. 3 Закона об адвокатуре определяются основные направления деятельности органов государственной власти в содействии адвокатскому сообществу при осуществлении адвокатами их профессиональных функций. Как указано в Законе, такое содействие осуществляется в целях обеспечения доступности для населения юридической помощи. Оно выражается в том, что органы государственной власти обеспечивают независимость адвокатуры, осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи. Направления этой деятельности более детально отражены в иных законах и нормативных правовых актах. Так, в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» это учреждение взаимодействует с адвокатурой в вопросах надлежащего обеспечения деятельности судов.

Таким образом, правовая природа любой адвокатуры вообще отражается в ее официальном статусе: это независимая, негосударственная, некоммерческая, добровольная организация квалифицированных юристов, созданная для оказания юридической помощи всем, кто в ней нуждается.

Адвокатура никогда не была закрытой для народа корпорацией. Она создана для людей и действует только в их интересах. И если само общество стало жить совершенно по другим принципам, законам, социальным и нравственным регламентациям, то и адвокатура волей-неволей должна была приспособиться к новым общественным требованиям.

Гражданское общество в современном его понимании представляет собой необходимый и рациональный способ сосуществования людей, основанный на разуме, свободе, праве и демократии при разумно необходимом вмешательстве государства.

Гражданское общество — демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека. Оно создает атмосферу уважения к правовым традициям и законам, дает возможность реализации прав человека и гражданина во всех сферах жизнедеятельности при контроле общества за деятельностью государства.

В ст. 2 Конституции РФ записано, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», а «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ему с рождения». Это означает, что Конституция провозглашает человека центром всей правовой системы государства и в этом направлении происходит развитие государства посредством деятельности всех ветвей власти в создании и применении законов. Эта деятельность и определяет роль и место адвокатуры России в современном обществе.

Правовое государство невозможно представить без адвокатуры. С понятием правовое государство тесно связан еще ряд понятий — справедливость, законность, правопорядок.

Правопорядок достигается законностью через справедливость. Кажется, все просто и понятно, а на самом деле, это далеко не равнозначные понятия. Законность — очень сложное и медленно устанавливающееся понятие. Оно требует сложных процедур, большого массива работающих законов и времени, а также долготерпения всего общества, справедливость — более быстрое понятие, т.к. представление о справедливости в обществе меняется быстро и иногда почти мгновенно. Справедливость основывается на идеалах общества и завит от отношения человека к какому-то явлению. При этом всегда надежды населения, связанные с установлением справедливости, обращены к правосудию. Правосудие, как одна из форм деятельности государства, изначально несет в себе свойство быть средством разрешения конфликтов в интересах всего общества.

Правосудие в демократических государствах осуществляется в виде состязательного процесса при равенстве сторон. И если обвинение в уголовных процессах идет от имени государства, то защита осуществляется от имени общества и является сдерживающим фактором от чрезмерной абсолютизации права, не давая превратить правовое государство в полицейское. Поэтому мы и считаем адвокатуру инструментом в руках гражданского общества, т.к. она не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, а непосредственно представляет общество, основываясь на принципах законности, независимости, корпоративности и равноправия адвокатов.

Деятельность адвокатуры носит публично-правовой характер, связанный с работой суда — государственного органа, осуществляющего правосудие, что требует четкого законодательного урегулирования взаимоотношений адвокатуры и органов государства с учетом принципов ее независимости, корпоративности и самоуправления.

Вопрос 9. Адвокатура – институт гражданского общества. Адвокатура и государство. Публично-правовой характер функций адвокатуры в России.

Вопрос 9. Адвокатура – институт гражданского общества. Адвокатура и государство. Публично-правовой характер функций адвокатуры в России.

Статья 3 Закона об адвокатуре закрепляет следующее соотношение адвокатуры и государства:

— адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления;

— адвокатура действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов;

— органы государственной власти в целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам бесплатно, при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи.

Под гражданским обществом[6] принято понимать сферу саморегулирования и самоуправления граждан и их добровольных объединений, независимую от прямого вмешательства государства. Именно независимость от государства вкупе с осуществлением публичной функции урегулирования общественных отношений составляют основные признаки гражданского общества. Таким образом, определяя адвокатуру как институт гражданского общества, законодатель устанавливает, что она отделена и независима от государства, но в то же время выполняет публично-правовые функции.

Независимость от государства означает прежде всего не включенность адвокатуры в систему государственных органов. Вопросы организации ее деятельности, приобретения и прекращения статуса адвоката, привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности она решает самостоятельно через систему органов корпоративного самоуправления. Кроме того, Закон об адвокатуре предусматривает ряд гарантий независимости адвокатуры, среди которых запрет вмешательства в ее деятельность со стороны каких-либо государственных органов или должностных лиц, особый порядок привлечения адвоката к уголовной ответственности, невозможность привлечения адвоката к ответственности за выраженное им при осуществлении своей профессиональной деятельности мнение, институт адвокатской тайны, функционирование адвокатуры на основе принципов законности и самоуправления и др. (ст. 3,18 Закона об адвокатуре).

[1] Законодательно это понятие не закреплено.

Статья написана по материалам сайтов: xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai, studopedia.org, legalquest.ru, lexguide.ru, law.wikireading.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector