+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Трасологическая экспертиза: определение и порядок проведения

Экспертиза — самостоятельный юридический институт в уголовном процессе, охватывающий понятия эксперта как физического лица, осуществляющего процесс экспертного исследования и понятия экспертизы как действие эксперта, а заключения экспертов является самостоятельным видом доказательств по судебным делам. Заключение экспертов — результат их деятельности в судебном деле. Экспертиза — исследование объектов, проводимые на основании постановления, с целью решения вопросов, возникающих в процессе расследования и рассмотрения уголовного или гражданского дела. Проведение трасологической экспертизы определено рядом специальных статей Уголовного, Уголовно-процессуального, гражданского, гражданского процессуального кодекса.

Трасологическая экспертиза — это один из видов судебной (криминалистической) экспертизы. Как один из видов судебной экспертизы это процессуальное действие, в ходе которого лицом, обладающим специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле осуществляется исследование следов, вещественных доказательств с целью получения доказательственной информации.

Предметом трасологической экспертизы, как вида практической деятельности являются те фактические данные, которые необходимо установить исходя из поставленных перед экспертом вопросов, т.е. все те вопросы, которые мы будем рассматривать при проведении данного учебного сбора.

Все трасологические экспертизы можно разделить на три группы:

1. экспертиза следов человека (гомеоскопические):

· следов ног, обуви человека;

· следов зубов человека;

· следов губ и других частей тела человека;

· следов перчаток и следов других элементов одежды человека.

2. экспертиза следов орудий и инструментов (механоскопические):

· следов транспортных средств;

· следов орудий взлома и инструментов;

· следов производственных механизмов;

· пломб и закруток;

· замков и других запирающих устройств;

· установления целого по частям;

· механических повреждений одежды.

3. экспертиза следов ног (лап) и зубов животных.

По природе устанавливаемого тождества их можно разделить на идентификационные и неиндентификационные. Неидентификационные экспертизы в свою очередь делятся:

1. диагностические (исправность замка и т.п.);

2. классификационные (установление групповой принадлежности отдельных объектов по их отображениям на других объектах, установление модели шины оставившей след, установление виду обуви и т.п.);

3. ситуационные (решают вопросы возможности совершения явлений при определенных условиях);

4. реконструкционные (исследования направлены на выявление и восстановление утраченных свойств объектов). Шляхов А.Р. Судебная экспертиза: организация и проведение. М.,1979г. — с. 72-75

5. По последовательности выполнения все экспертизы (в том числе и трасологические) делятся на: первичные, повторные и дополнительные. По количеству участвующих в производстве исследований лиц: единоличные и комиссионные. Очень часто при выполнении комплексных экспертиз отдельные вопросы решаются с участием эксперта-трасолога. Основанием для производства экспертизы является постановление следователя (определение суда).

6. Методика трасологической экспертизы — это система методов, приемов и технических средств, применяемых в процессе исследования объектов. Предметом экспертизы являются те фактические данные, которые необходимо установить эксперту в процессе исследования. Объекты экспертизы — это предметы, которые используются экспертом при производстве исследования, они подразделяются на следующие группы:

1. вещественные доказательства (материальные следы преступления);

2. проверяемые объекты;

а) отображающие свойства проверяемых объектов;

б) характеризующие отдельные виды объектов (коллекция фарного стекла, картотека подошв обуви и т.п.);

4) материальная обстановка места происшествия;

5) материалы справочного характера;

6) процессуальные документы, в которых отображена обстановка места происшествия или признаки отдельных предметов (протокол ОМП, допроса, осмотра вещественных доказательств). Белкин Р.С.. Криминалистическая энциклопедия. — М: Мегатрон XXI; 1995г. — с. 152

Кроме того, объекты прямо или косвенно участвующие в процессе идентификации делятся на две группы:

1. идентифицируемые — в отношении которых решается вопрос о тождестве;

2. идентифицирующие — объекты, отображающие свойства других объектов, но сами отождествлению не подвергающиеся.

Виды идентифицируемых объектов — это люди, животные, предметы, помещения, участки местности, механизмы. Виды идентифицирующих объектов это материально-фиксированные отображения (остатки человека; объекты, отображающие на себе внешнее строение контактирующих частей других объектов; объекты, характеризующие единство целого по частям; объекты, отображающие функционально-динамические свойства других объектов); идеальные отображения (непреобразованные — зрительный, обаятельный образ и преобразованные — описание предметов, субъективный портрет и т.п.). Стоит отметить, что конечно в трасологии используются не все из них.

Существуют следующие стадии экспертизы: 1) предварительное исследование 2) детальное исследование 3) оценка результатов и формирование выводов 4) оформление материалов исследований. На стадии предварительного исследования эксперт знакомится с материалами поступившими на исследование, производит осмотр объектов, поступивших на исследование, соответствия их постановлению следователя, характер упаковки, производит фотосъемку упаковки и внешнего вида объектов; заканчивается данная стадия составлением устного плана дальней- шего исследования. На стадии детального исследования эксперт выявляет идентификационные признаки объекта. Идентификационные признаки отражают свойства идентифицируемого объекта и используются с целью его отождествления. Эджубов Л.Г., Голдованский Ю.П., Поташник С.И. Судебно-трасологическая экспертиза: Учебно-методическое пособие. Вып. II. Дактилоскопическая экспертиза. — М.: ВНИИСЭ,, 1971г. — с. 125

Виды идентифицирующих признаков: признаки группового значения и признаки индивидуального значения. Первые из них присущи определенному виду, группе, классу объектов, а вторые — встречаются только у отдельных объектов. По отношению к целому объекту или его части все признаки подразделяются на общие и частные. Общие признаки характеризуют объект в целом (вес, форма, модель, конструкция и т.п.), а частный- его детали или отдельные участки. В зависимости от постановки вопроса частный признак может быть группового или индивидуального характера. Лишь частные признаки в большинстве случаев в совокупности с общими образуют индивидуальные совокупности, позволяющие установить тождество в отношении конкретного человека (объекта).

По характеру связи с идентифицируемым объектом признаки бывают: случайные и необходимые.

По времени возникновения признаки подразделяются на признаки, возникшие во время разделения объекта на части и признаки, возникшие до его разделения. По характеру оценки частоты встречаемости они делятся на субъективно определяемые и статистически определяемые.

Необходимо остановиться и на понятии идентификационного период. Идентификационный период — это время, в течении которого можно идентифицировать предмет по его отображениям. На стадии детального исследования может производиться раздельное и сравнительное исследование, а также экспертный эксперимент. Сравнительное исследование, составляющее основу идентификации, может производиться с использованием следующих приемов:

· путем сопоставления признаков;

· путем наложения (фотографического, оптического, либо натурального);

· путем совмещения признаков (в поле зрения микроскопа МБС, фотоснимков изображений). Криминалистика. Учебник для ВУЗов//Под ред. Р.С. Белкина. — М.: ИНФРА-М, 1998г. — с. 213

На стадии оценки результатов исследования и формирования выводов эксперт оценивает совокупность выявленных совпадающих и различающихся признаков, и на основании внутреннего убеждения эксперта формируется вывод. Выводы должны быть четкими, не иметь двоякого толкования и содержать ответ на поставленный вопрос. Если эксперт отказывается от решения вопроса, то он должен указать причины. Выводы эксперта классифицируются следующим образом: выводы, содержащие ответ на поставленный вопрос; выводы, указывающие на невозможность решения вопроса (НПВ); категорические или вероятные, положительные или отрицательные, условные или безусловные, однозначные или альтернативные (разделительные) На стадии оформления заключения эксперт составляет письменное заключение эксперта установленной формы и фототаблицу, в которой иллюстрирует ход проведенного исследования.

Система средств познания в любой экспертизе, кроме теории и методологии, включает в себя общие и частные методики исследования. Необходимо подчеркнуть, что в трасологических экспертизах используются общепризнанные, традиционные общие и частные трасологические, судебно-химические, судебно-биологические, судебно-медицинские и пр. методики исследования.

Специфическим для трасологической экспертизы является то, что она ориентирована на системный подход к исследованию. В традиционных судебно-трасологических исследованиях следообразующие и следовоспринимающие объекты рассматриваются как отдельные вещественные образования. В основу исследований берется представление об элементарном уровне причинно-следственной связи между следообразующим объектом и следом, то есть следообразующий объект — причина, след — следствие. Системный подход к анализу следов дает возможность суммировать информацию на объектах в единую совокупность, которая оказывает содействие решению поставленной перед экспертами задачи.

Содержание

Это интересно:  Проверка интернет магазина на мошенничество

Регламент проведения трасологической экспертизы повреждений автомобиля

ДТП, вовремя трасологической процедуры проводится ряд обязательных мероприятий, регламентированных положениями соответствующего кодекса. Так, в порядок осуществления подобной автоэкспертизы входит:

  • четкое ограничение места наезда или столкновения;
  • определения взаиморасположения всех участников дорожного движения, направления самого удара и траектории перемещения объектов после столкновения;
  • воссоздание механизма ДТП;
  • устная или письменная фиксация объяснений клиента;
  • тщательное изучение предоставленных по факту экспертизы документов — акт от ГИБДД, официальный отказ оплаты страховки, полезные фотоматериалы и предметы с места аварии;
  • составление трасологического заключения.

Таким образом, автотехническая экспертиза является универсальным в своем роде независимым методом анализа всех факторов дорожного происшествия.

Порядок проведения трасологической экспертизы при дтп

Это поможет в точности смоделировать схему ДТП и определит, как двигались его участники. Проведение экспертизы подразумевает наличие определенного пакета заключений и материалов дела. Методика трасологической экспертизы сводится к изучению следующих документов и материалов:

  1. Составленная участниками ДТП или полицией схема ситуации;
  2. Протокол, составленный правоохранительными органами;
  3. Фотоматериалы эксперта с места ДТП;
  4. Автомобили, попавшие в ДТП для изучения повреждений;
  5. Видео и фото с транспортных средств (при наличии регистратора);
  6. Протокол проверки технического состояния авто;
  7. Справка о совершенном происшествии.

Весь перечень документов не является обязательным, но если ситуация очень тяжелая, тогда может понадобиться больше материалов.

Трасологическая экспертиза после дтп: нюансы проведения

Таким образом, для проведения данного исследования экспертам необходимо предоставить:

  • Все материалы, которые были составлены сотрудниками ГИБДД при выезде на место дорожно-транспортного происшествия (протокол, схема, фото-таблицы и др.).
  • Материалы административного, уголовного или судебного дела в рамках гражданско-правового спора.
  • Доступ к транспортным средствам, участвовавшим в аварии.
  • Одежда и обувь лиц, являющихся участниками аварийной ситуации.
  • Техническая документация на автотранспорт, участвовавший в ДТП.

Кроме того, не всегда фотографий и схемы ДТП бывает достаточно для представления экспертом полной картины, потому зачастую осуществляется выезд на место происшествия и выполнение рядя действий непосредственно на месте аварии (изучения следов шин, например). Вернуться к содержанию ○ Порядок трасологической экспертизы.

Необходимость проведения трасологической экспертизы

Автотехническая экспертиза имеет определенную классификацию, зависящую от объекта, предмета, порядка и последовательности исследований. В трасологическую типологизацию входят следующие виды экспертиз:

  1. Гомеоскопическая — изучение человеческих следов (одежды, обуви, отпечатков пальцев рук, ног, крови).
  2. Механоскопическая — исследование механизмов, инструментов, орудий и предохранительных устройств.
  3. Транспортная — определение отпечатков транспортных средств.
  4. Экспертиза животных следов.
  5. Идентификационная.
  6. Не идентификационная — диагностическая, ситуационная, реконструкционная и классификационная.
  7. Первичная, повторная и дополнительная.

К тому же в трасологическую экспертизу могут быть вовлечено разное количество специалистов, что определяет форму проведения исследования — единоличное, комплексное или комиссионное.

Порядок проведения транспортно-трасологической экспертизы

  • Визуальный осмотр транспортных средств, участвовавших в происшествии.
  • Детальный осмотр деталей и агрегатов автомобиля (при этом автомобиль может подвергаться частичному разбору, если это необходимо для правильной оценки характера повреждений той или иной детали транспорта).
  • Воссоздание картины аварии (в настоящее время данный этап, как правило, выполняется путем компьютерного моделирования для наглядности).
  • Подготовка отчета по результатам проведенной трасологической экспертизы.

Инициатором проведения данной экспертизы может выступать любой участник аварии, страховая фирма, суд (при наличии судебного спора гражданско-правового характера между участниками ДТП или страховой компанией и ее клиентом), правоохранительные органы (если авария послужила основанием возбуждения уголовного дела). Вернуться к содержанию ○ Сроки и стоимость.

Для чего необходима трасологическая экспертиза

  • изучение механизма взаимодействия (скорости, расположения) транспортного средства (далее — ТС) и другого предмета (дорожного покрытия, другого ТС) (транспортно-трасологическая диагностика);
  • идентификация ТС по следам (транспортно-трасологическая идентификация).

При возникновении потребности в проведении такого вида исследования нужно определить, есть ли такая необходимость именно на досудебном этапе. В случае если спорная ситуация в дальнейшем будет являться предметом судебного разбирательства, возможно, следует отложить этот вопрос до его начала и заявить ходатайство в суде. Иначе судебная экспертиза может быть проведена по просьбе другой стороны, что повлечет дополнительные затраты времени и средств.

Трасологическая экспертиза при дорожно-транспортном происшествии

Существуют различные виды трасологического исследования в зависимости от применяемых методик, механизмов и оборудования. ✔ Гомеоскопическая экспертиза. Исходя из понятия данного вида понятно, что он изучает следы, оставленные человекам. К ним могут относиться:

  • Следы зубов, ног и иных частей тела.
  • Отпечатки пальцев.
  • Результаты воздействия предметов одежды.
  • Отпечатки обуви и др.

Может потребоваться для установления действий конкретного лица в аварии или, например, действий угонщика или похитителя транспортного средства.

Вернуться к содержанию ✔ Транспортно-трасологическая экспертиза. Данный вид исследований направлен на изучение предметов, при помощи которых были осуществлены какие-либо действия (вскрытие замков, угон транспорта и т.п.) или которыми нанесены определенные повреждения.

Зачем и как проводится трасологическая экспертиза при дтп

Автотехническая экспертиза (экспертиза автомобиля)

    Пострадавшие заявители могут необоснованно потребовать штраф от возможного виновника, указав на повреждения автомобиля, которые уже были на нем до совершения ДТП.

Такой ситуацией очень любят пользоваться мошенники. Определить, действительно ли вмятина, царапина является следствием ДТП или она была еще до ситуации, может транспортно-трасологическая экспертиза.

Трасологическоя экспертиза: основания и причины назначения, виды. Результаты и их значение.

Проведение трасологической экспертизы зачастую становится единственным возможным выходом в установлении обстоятельств произошедшего дорожно-транспортного происшествия, виновника и причин данной аварии. Рассмотрим виды данного исследования, причины его назначения, порядок и результаты его проведения для полного понимания данного вопроса и возможности защиты своих прав в случае назначения подобного исследования по ДТП с участием читателя.

○ Вопросы, в решении которых может помочь трасологическая экспертиза и причины назначения.

Понятие трасологической экспертизы в области автомобильного транспорта (или, как ее еще называют, транспортно-трасологическая идентификация) следует из нормативного правового акта, а не просто научной теории и практики.

  • «Приказ Минюста России от 27.12.2012 № 237 «Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечня экспертных специальностей, по которым представляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России»:
  • Трасологическая экспертиза.
  • Исследование следов человека и животных.
  • Исследование следов орудий, инструментов, механизмов, транспортных средств (транспортно-трасологическая идентификация).»

Таким образом, данный вид экспертизы изучает следы автотранспортного средства в целях установления конкретных обстоятельств и фактов, будь то:

  • Определение марки и модели транспортного средства, следы которого исследуются.
  • Составление схемы происшествия.
  • Установление виновника аварии.
  • Определение конкретных повреждений, полученных при определенных обстоятельствах.
  • Определение конкретной детали, механизма, агрегата, которым было нанесено повреждение.
  • Определение причины появления повреждений (другой автомобиль, иной предмет и др.).
  • Понимание направления, в котором двигалось транспортное средства, траектории его движения и угла столкновения с другой машиной и др.

Назначается же данное исследование в том случае, если выявить указанные обстоятельства иными, более доступными способами, не представляется возможным, либо если существует спор между участниками аварии, между участником ДТП и страховой компанией.

Существуют различные виды трасологического исследования в зависимости от применяемых методик, механизмов и оборудования.

✔ Гомеоскопическая экспертиза.

Исходя из понятия данного вида понятно, что он изучает следы, оставленные человекам. К ним могут относиться:

  • Следы зубов, ног и иных частей тела.
  • Отпечатки пальцев.
  • Результаты воздействия предметов одежды.
  • Отпечатки обуви и др.

Может потребоваться для установления действий конкретного лица в аварии или, например, действий угонщика или похитителя транспортного средства.

✔ Транспортно-трасологическая экспертиза.

Данный вид исследований направлен на изучение предметов, при помощи которых были осуществлены какие-либо действия (вскрытие замков, угон транспорта и т.п.) или которыми нанесены определенные повреждения. В ходе подобной экспертизы специалисты могут установить, каким образом применялось орудие, каким способом, направления его движения. Кроме того, в ходе данного исследования изучаются и сами механические повреждения, являющиеся объектом исследования. Это может касаться как транспортного средства, так и механических повреждений одежды.

✔ Транспортно-трасологическая экспертиза.

Проведение трасологической экспертизы транспорта позволяет выявить непосредственные обстоятельства аварии и восстановить ее схему. Именно в ходе данного исследования изучаются следы колес, повреждения транспортных средств, их характер. По результатам проведения анализа можно установить виновность или невиновность каждого из участников аварии, а также объем повреждений и причинно-следственную связь между дорожным происшествием и конкретными повреждениями.

✔ Экспертиза следов животных.

В рамках данного исследования изучаются следы животных, в том чисел их лап, зубов и иных следов. По результатам экспертизы можно установить:

  • Вид животного, его биологический и физиологические характеристики.
  • Определить количество животных.
  • Установить направление их передвижения.
  • Могло ли какое-то конкретное животное оставить подобный след и нанести конкретный ущерб и т.п.
Это интересно:  Как перевести жилое помещение в нежилое по закону?

В сфере автотранспорта может требоваться в случаях нанесения вреда, компенсируемого КАСКО, животным, или случаи аварий с участием животных (когда есть основания предполагать, что животное выступило причиной ДТП).

○ На основе чего производится.

Трасологическая экспертиза при ДТП должна производиться квалифицированными экспертами, которые могут выполнить ее компетентно и выдать обоснованное заключение лишь на основе всех необходимых достоверных материалов. Таким образом, для проведения данного исследования экспертам необходимо предоставить:

  • Все материалы, которые были составлены сотрудниками ГИБДД при выезде на место дорожно-транспортного происшествия (протокол, схема, фото-таблицы и др.).
  • Материалы административного, уголовного или судебного дела в рамках гражданско-правового спора.
  • Доступ к транспортным средствам, участвовавшим в аварии.
  • Одежда и обувь лиц, являющихся участниками аварийной ситуации.
  • Техническая документация на автотранспорт, участвовавший в ДТП.

Кроме того, не всегда фотографий и схемы ДТП бывает достаточно для представления экспертом полной картины, потому зачастую осуществляется выезд на место происшествия и выполнение рядя действий непосредственно на месте аварии (изучения следов шин, например).

○ Порядок трасологической экспертизы.

Проведение трасологической экспертизы проходит в несколько этапов, каждый из которых способствует правильному и компетентному установлению всех обстоятельств аварии. В их числе:

  • Подготовительный этап, в рамках которого должны быть собраны все необходимые документы, на основании которых проводится экспертиза.
  • Ознакомление эксперта с представленной документацией.
  • Проведение необходимых действий на непосредственном месте ДТП (фотосъемка, фиксация и измерение следов, изъятие каких-либо частиц и материалов, оставшихся на месте аварии).
  • Визуальный осмотр транспортных средств, участвовавших в происшествии.
  • Детальный осмотр деталей и агрегатов автомобиля (при этом автомобиль может подвергаться частичному разбору, если это необходимо для правильной оценки характера повреждений той или иной детали транспорта).
  • Воссоздание картины аварии (в настоящее время данный этап, как правило, выполняется путем компьютерного моделирования для наглядности).
  • Подготовка отчета по результатам проведенной трасологической экспертизы.

Инициатором проведения данной экспертизы может выступать любой участник аварии, страховая фирма, суд (при наличии судебного спора гражданско-правового характера между участниками ДТП или страховой компанией и ее клиентом), правоохранительные органы (если авария послужила основанием возбуждения уголовного дела).

○ Сроки и стоимость.

Сроки проведения трасологической экспертизы могут различаться в каждом конкретном случае, но минимально эксперту понадобиться несколько дней для того, чтобы тщательно изучить все документы, выехать на место аварии и проанализировать имеющийся материал. В ряде случае все процедуры могут продолжаться не одну неделю, иногда только на составление итогового отчета требуются дни.

Стоимость ее также индивидуальная в каждом случае. Она зависит от:

  • Серьезности аварии.
  • Сроков для проведения экспертизы.
  • Конкретной фирмы или эксперта, ее выполняющего.
  • Применяемых методов анализа и т.д.

Самая дешевая экспертиза обойдется заказчику в несколько тысяч рублей (3-5), более серьезная, требующая серьезного анализа, может стоить более 10 тысяч рублей, достигать цифры в 20 тысяч.

○ Результаты и документы.

Итоговым документом исследования, в котором содержатся заключительные выводы об обстоятельствах аварии, виновных лицах, характере и виде повреждений, является заключение эксперта, которое принимается в качестве надлежащих доказательств страховыми компаниями, судами и правоохранительными органами.

Данные результаты направляются экспертной организацией тому, кто выступал заказчиком экспертизы. Дальнейшее ее использование зависит от цели проведения (в качестве доказательства в суде, в качестве основания получения страховой выплаты у страховщика, как обоснование невиновности при наличии уголовного дела или доследственной проверки).

○ Как оспорить результаты.

Несогласие с результатами исследования и заключениями эксперта можно обжаловать. Однако, для того, чтобы обжалование не было бессмысленным действием, влекущим только материальные расходы, необходимо наличие веских оснований для данной процедуры. К веским доводам при обжаловании отчета можно отнести:

  • Превышение полномочий специалистом, проводящим исследование.
  • Отсутствие выводов по каким-либо вопросам, поставленных перед экспертом.
  • Неоднозначность выводов.
  • Очевидное несоответствие заключений фактическим обстоятельствам.
  • Недостижение конечной цели экспертизы (когда эксперт хотя и описывает всю необходимую информацию, но не компилирует ее в заключительный вывод, однозначно дающий ответ на поставленный вопрос).
  • В заключении содержится не полная информация о событии.
  • Указаны не все исследованные материалы и т.д.

При наличии веских доводов в обоснование недостоверности отчета эксперта, он может быть обжалован в судебном порядке путем подачи соответствующего искового заявления. Однако в этом случае понадобится проведение другой независимой экспертизы, которая сможет провести другое исследование. Если его результаты будут иными, то есть большая вероятность отмены предыдущей экспертизы.

○ Советы юриста:

✔ Выбираем эксперта.

Выбор экспертной организации оказывает серьезное влияние на качество экспертизы и достоверность полученных в ходе нее выводов. Прибегать стоит к помощи таких специализированных бюро, которые отвечают следующим критериям:

  • Длительность работы на данном рынке услуг.
  • Юридическое лицо является членом Центра судебной экспертизы.
  • Специалисты экспертного бюро имеют членство в ассоциации оценщиков.
  • Применение в работе компьютерных технологий и лицензионного программного обеспечения.
  • Срок, в течение которого организация готова выполнить работы и предоставить заключение.
  • Наличие прейскуранта на все виды услуг.
  • Наличие официального сайта и контактов для оперативной связи со специалистами.

Кроме того, желательно при наличии возможности ознакомиться с предыдущей работой конкретной организации. Спорные или скандальные заключения заставляют лишний раз задуматься о компетентности и непредвзятости таких экспертов.

✔ Что делать, если не уверен в объективности эксперта?

Чтобы хоть немного ориентироваться в полноте и компетентности полученного заключения трасологической экспертизы, необходимо знать, что должен содержать данный документ. В него должны входить следующие разделы:

  • Вводный раздел с описанием оснований проведения экспертизы, предоставленных материалов, правовых актов, регламентирующих ее проведение, методик проведения исследований.
  • Описательная часть, где эксперт подробно описывает обстоятельства аварии, выявленные в ходе проведения исследования.
  • Заключительная часть, содержащая итоговые выводы эксперта, ответы на поставленные перед ним вопросы.

Если отчет специалиста является обрывистым, не содержит полной информации, лишен какого-либо из указанных разделов, то этот факт сам по себе является основанием для обжалования проведенной экспертизы и ее итогов.

Трасологическая экспертиза — важнейший фактор при установлении виновника ДТП. Для чего она нужна и что определяет расскажет эксперт «Союза потребителей» Петров А.В.

Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ

Порядок проведения транспортно-трасологической экспертизы

Трасологическая экспертиза, которая является предметом нашего рассмотрения, имеет наиболее распространенный вариант применения к исследованию последствий ДТП. В этой области существуют особенности, которые необходимо учитывать как до обращения к экспертам, так и при изучении результатов их деятельности.

Транспортно-трасологическая экспертиза: общее понятие

Трасологическая экспертиза — термин, объединяющий все виды исследований, которые связаны с получением информации на основе изучения следов-отображений, возникающих после воздействия предметов. Наиболее часто к этому источнику сведений о событиях прибегают при рассмотрении спорных вопросов относительно обстоятельств дорожно-транспортных происшествий.

Это исследование проводят, как правило, автотехнические подразделения экспертных учреждений. Затрагивая различные виды других экспертиз (автотехническую, материаловедческую), Данная экспертиза чаще всего является комплексной.

  • изучение механизма взаимодействия (скорости, расположения) транспортного средства (далее — ТС) и другого предмета (дорожного покрытия, другого ТС) (транспортно-трасологическая диагностика);
  • идентификация ТС по следам (транспортно-трасологическая идентификация).

При возникновении потребности в проведении такого вида исследования нужно определить, есть ли такая необходимость именно на досудебном этапе. В случае если спорная ситуация в дальнейшем будет являться предметом судебного разбирательства, возможно, следует отложить этот вопрос до его начала и заявить ходатайство в суде. Иначе судебная экспертиза может быть проведена по просьбе другой стороны, что повлечет дополнительные затраты времени и средств.

До экспертизы следует:

  • максимально зафиксировать следы: в протоколе, описании, на схеме ДТП, на ТС и его деталях, в фотоснимках, слепках;
  • разработать вопросы для постановки перед экспертом (для ходатайства о назначении экспертизы в суде).

Основные вопросы транспортно-трасологической экспертизы

Основные вопросы, которые ставятся перед экспертами, можно разделить на две группы:

  1. Диагностические:
    • Могло ли повреждение возникнуть при описанном ДТП? Соответствует ли характер повреждений обстоятельствам ДТП?
    • С какой скоростью двигались ТС непосредственно перед столкновением?
    • Где располагается место столкновения транспортных средств?
    • Двигался ли указанный автомобиль в момент столкновения?
  2. Идентификационные:
    • Оставлены ли следы указанным автомобилем?
    • Принадлежит ли деталь указанному ТС?

Из обстоятельств ДТП могут вытекать другие вопросы.

Экспертиза проводится в следующих случаях:

  • На основании определения суда. В этом случае вопросы фиксируются в определении суда, уточнения возможны либо при допросе эксперта, либо путем назначения дополнительной экспертизы. Эксперт дает подписку по ст. 308 УК РФ об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного экспертного заключения.
  • По прямому договору с заказчиком экспертизы (во внесудебном порядке).
Это интересно:  Нужно ли межевание земельного участка, если есть кадастровый паспорт?

Эксперт принимает к производству поступившие материалы: знакомится с ними, определяя возможность дачи ответа на поставленные вопросы по имеющимся материалам либо необходимость проведения исследовательских мероприятий.

Этапы проведения экспертизы

Деятельность государственных экспертных учреждений подчиняется ФЗ «О государственной экспертной деятельности» от 31.05.2001 № 73-ФЗ и ведомственным нормативным актам (приказ МВД России «Вопросы организации производства судебных экспертиз…» от 29.06.2005 № 511, приказ Минюста РФ от 20.12.2002 № 346 «Об утверждении Методических рекомендаций…»).

Исследование чаще всего включает в качестве этапа проведение осмотра транспортных средств. Вызываются участники процесса, владельцу предлагается представить автомобиль для осмотра. Эксперт проводит осмотр, фотографирование, измерения, взятие образцов. Результаты всех действий заносятся в акт осмотра, который подписывается всеми участниками процедуры.

Дальнейшая работа состоит в аналитической деятельности по сопоставлению полученных материалов (схемы ДТП, протоколы допроса участников, акт медицинского освидетельствования, фотографии, образцы, слепки и т. д.). При необходимости идентификации исследуются образцы на предмет установления тождества материалов.

Экспертная деятельность завершается составлением экспертного заключения, которое включает вводную часть, описание, исследовательскую часть и выводы — ответы на поставленные перед экспертом вопросы. Заключение в виде документа за подписью эксперта, заверенной печатью экспертного учреждения, направляется в суд или выдается заказчику.

Результат экспертизы и его использование

Заключение должно основываться на общеизвестных и научных данных, которые можно проверить. Как правило, в тексте указываются источники и фактические данные, которые были положены экспертом в основу выводов. Поэтому, если в заключении есть погрешности, теоретически оно опровержимо.

В результате проведенной транспортно-трасологической экспертизы могут возникнуть следующие нюансы:

  1. В некоторых случаях эксперт на основе имеющихся материалов не может дать категоричный ответ на вопрос. Например, при невозможности проведения осмотра ТС. В этом случае следует исходить из обстоятельств, по которым осмотр не состоялся. Если сторона ссылается на то, что уже проведен ремонт ТС, замененные детали уничтожены, однако автомобиль не представлен к назначенному времени, то можно со ссылкой на ст. 79 ГПК РФ просить признать факт, для выяснения которого назначалась экспертиза, установленным.
  2. В случае спорности выводов эксперта или неполноты проведенного исследования сторона вправе просить назначения дополнительной или повторной экспертизы по ст. 87 ГПК РФ. Такое ходатайство будет обоснованным, если ранее был проведен судебный допрос эксперта и пробелы экспертного заключения при этом не удалось устранить. Однако не всегда повторная экспертиза дает ясную картину событий. Например, такая ситуация имела место по делу, указанному в п. 7 обзора судебной практики рассмотрения уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях ВС РТ за 1-й квартал 2014 года (дело № 33-3998/2014).

Итак, транспортно-трасологическая экспертиза призвана дать ответы на вопросы о механизме образования следов на ТС и (или) образовавшихся вследствие его воздействия. Наиболее целесообразно ее проведение по назначению суда. Вопросы этой экспертизы специфичны и требуют специальных технических познаний.

Все новое и интересное
для юриста — в нашей
e-mail рассылке!

ЮРИСТ?
Присоединяйся, обсуждай,
спрашивай — в наших группах!

Порядок проведения трасологической экспертизы при ДТП

Непредвиденные ситуации и ДТП на дороге — далеко не редкость. Решить же возможные в таких случаях спорные моменты и установить истинную причину происшествия, способна специальная трасологическая автоэкспертиза.

Сегодня это один из самых распространенных и эффективных способов исследования причинно-следственной связи всех форс-мажоров на трассе.

Трасологическая экспертиза — в чем суть?

Транспортная автотехническая экспертиза особенна прежде всего тем, что занимается детальным изучением всех видимых следов и повреждений после дорожных аварий. Она позволяет доподлинно воссоздать истинную картину случившегося и дать максимально объективную оценку происшествия. В качестве главных для экспертного изучения объектов выступают — оставшиеся на месте события последствия и отпечатки от транспорта, людей или животных, видеозаписи, автомобильные элементы, фотоснимки и прочее.

В целях наилучшей реконструкции ДТП, вовремя трасологической процедуры проводится ряд обязательных мероприятий, регламентированных положениями соответствующего кодекса. Так, в порядок осуществления подобной автоэкспертизы входит:

  • четкое ограничение места наезда или столкновения;
  • определения взаиморасположения всех участников дорожного движения, направления самого удара и траектории перемещения объектов после столкновения;
  • воссоздание механизма ДТП;
  • устная или письменная фиксация объяснений клиента;
  • тщательное изучение предоставленных по факту экспертизы документов — акт от ГИБДД, официальный отказ оплаты страховки, полезные фотоматериалы и предметы с места аварии;
  • составление трасологического заключения.

Таким образом, автотехническая экспертиза является универсальным в своем роде независимым методом анализа всех факторов дорожного происшествия. Именно ее результаты и выводы могут иметь решающую роль в судебном или криминальном следствии ДТП.

Для чего необходимо исследование?

В основу любой трасологической экспертизы положено достижение двух важнейших целей — идентификации и диагностики. Идентификация направлена на установление причин и участников ДТП, а также определение размеров нанесенных повреждений и ущерба. Диагностика же изучает механизмы происшествия с исследованием всех явных последствий аварии на частях и деталях транспортного средства.

Помимо этого, каждая автотранспортная экспертиза в процессе своего исполнения решает целый ряд своеобразных задач, специфика которых определяется конкретными претензиями клиента и поставленными перед экспертом целями. Так, в списке заявленных на транспортно-трасологическую экспертизу вопросов:

  • определение механизма столкновения автомобилей;
  • оценка, зафиксированных в актах ГИБДД, повреждений;
  • сопоставление причиненного ущерба, указанным в документе, событиям;
  • установление источника повреждений — являются ли дефекты следствием реальной аварии или же противоправных действий третьих лиц;
  • определение статичности/динамичности транспортного средства на момент происшествия;
  • последовательность образования повреждений;
  • установление причин аварии;
  • выявление истинного виновника ДТП;
  • определение вида и модели транспортного средства, участника аварии;
  • выяснение направления, режима движения автомобиля и угла столкновения транспорта;
  • анализ протекторов и повреждений на них;
  • идентификация оставленных на месте происшествия следов.

К тому же нередки случаи обращения к независимой трасологической экспертизе при решении финансовых споров со страховой компанией. Обладая абсолютной юридической силой, заключение транспортной экспертизы является достаточной доказательной базой для подачи заявления на выплату страховки или в суд по факту сложившегося конфликта.

Виды экспертизы

Автотехническая экспертиза имеет определенную классификацию, зависящую от объекта, предмета, порядка и последовательности исследований. В трасологическую типологизацию входят следующие виды экспертиз:

  1. Гомеоскопическая — изучение человеческих следов (одежды, обуви, отпечатков пальцев рук, ног, крови).
  2. Механоскопическая — исследование механизмов, инструментов, орудий и предохранительных устройств.
  3. Транспортная — определение отпечатков транспортных средств.
  4. Экспертиза животных следов.
  5. Идентификационная.
  6. Не идентификационная — диагностическая, ситуационная, реконструкционная и классификационная.
  7. Первичная, повторная и дополнительная.

К тому же в трасологическую экспертизу могут быть вовлечено разное количество специалистов, что определяет форму проведения исследования — единоличное, комплексное или комиссионное.

Номенклатура трасологической экспертизы при ДТП

Для проведения объективного трасологического исследования дорожно-транспортного происшествия, эксперт-трасолог должен владеть максимальным количеством информации о происшествии. Подавать же нужные для экспертизы материалы следует в виде:

  • схемы места аварии на основании, фиксирующих факт ДТП, актов;
  • протокола осмотра места происшествия, составленного правоохранительными структурами;
  • фотографий и видео с места аварии, соответствующих судебным нормам;
  • протокола техосмотра транспортного средства на предмет подтверждения его исправности;
  • справка-свидетельство о ДТП от службы ГБДД;
  • фото или видео ДТП, сделанное участниками самого происшествия.

Также трасологу необходимо предоставить возможность наружного обследования полученных повреждений у всех автомобилей-участников аварии.

Состав документов, подаваемого на транспортный анализ, может изменяться в зависимости от объема исходных данных и поставленных задач. К примеру, иногда бывает достаточно только одних подробных фотоматериалов ДТП.

Заключение трасологической экспертизы

Оформление полного пакета материалов экспертизы должно проходить только в письменном виде и в соответствии с установленной формой. Так, профессиональное заключение трасологического исследования непременно содержит в себе окончательные, четко сформулированные и не несущие двойной смысл, выводы специалиста.

Кроме того, все экспертные силлогизмы обязаны ясно отвечать на заявленные вопросы, указывать пути решения возникших проблем, иметь оценочную окраску (положительную или отрицательную), а также быть однозначными или альтернативными. Стоимость же трасологического анализа определяется целью, задачами и количеством требуемых экспертиз.

Статья написана по материалам сайтов: studwood.ru, vip-real-estate.ru, topurist.ru, rusjurist.ru, avtojuristinfo.com.

»


Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector