Земли запаса: понятие, правовой режим, разрешенное использование, перевод в другую категорию

Главная » Земля » Перевод земель запаса в другую категорию

Существуют некоторые категории землепользования, суть которых ясна далеко не каждому. Если участок предназначен для сельскохозяйственного использования, то его назначение известно. Все так же просто и с землями поселений, которые предоставляются под строительство на них жилой недвижимости и проживания населения.

А вот термин «земли запаса» для большинства не знаком, так как по его названию сложно что-либо выяснить. Что же собой представляют такие участки и как происходит их переход в другие категории?

Содержание

Как земли запаса перевести в другую категорию земель

Под землями запаса подразумевают наделы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, которые не могут принадлежать гражданам и юридическим лицам, так как числятся в резерве. Для начала эксплуатации таких земель нужно осуществить перевод их в другие категории, к примеру, сельскохозяйственных или промышленных наделов. Статусом участка определяется, что такие землевладения пока не причислены ни к одной распространенной категории.

Существуют некоторые моменты, определяющие участки, относящиеся к запасу:

  • по документам такие земли являются государственными и муниципальными;
  • наделы не могут быть оформлены на физическое или юридическое лицо;
  • участок, которому присвоена такая категория, нельзя эксплуатировать, пока ему не присвоят иную категорию.

Учитывая вышеперечисленное, можно сделать вывод, что такие наделы никак не используются, а просто числятся в резерве. Законодатель предусмотрел определенный алгоритм переведения указанных землевладений из запаса в требуемую категорию для их последующей эксплуатации. Наделы, находящиеся в запасе, которые пока не переведены, могут предназначаться для исполнения работ, относящихся к кадастровым, геодезическим, поисковым, изыскательным и прочее.

Для присвоения наделу, числящемуся в запасе, новой категории, выносится соответствующий акт о ее присвоении. Согласно действующему законодательству, необходимо выполнить инвентаризацию участков резерва, и только после этого возможна смена категории.

Процедура перевода категорий регламентируется специальными правовыми документами. Есть закон, который прописывает причины и порядок такой замены.

В соответствии с ним, мероприятие производится в несколько шагов:

  • выясните, к компетенции какого органа относится разрешение вопроса о замене целей землепользования;
  • составьте ходатайство и соберите пакет документации;
  • зарегистрируйте свои права с учетом произведенной смены целей пользования наделом.

Кадастровая информация не в каждом случае является исчерпывающей, и, при ее недостатке, она получается из правоустанавливающих документов. Раньше положения закона попросту изменялись и субъекты земельных правоотношений сталкивались с серьезными затруднениями и недостатком сведений.

Выступление с инициативой уточнения категорий земель возлагается на собственников и владельцев недвижимости, а после этого властные структуры уже принимают решение. При наличии расхождений данных кадастра со сведениями, зафиксированными документацией, преимущество имеется у последней, в случаях, если она оформлена после 05 января 2005 года.

Если нужную информацию не отражает ни свидетельство, ни акт на землевладение, ни кадастр, муниципальными органами осуществляется принятие решения о целях землепользования. Запись в кадастр вносится на бесплатной основе, а регистрация изменений предусматривает оплату госпошлины.

В отношении изменений категории при неимении деления государственных землевладений установлено следующее:

  • определение изменений категории московских и питерских участков, а также их границ в связи со сменой, входит в компетенцию федерального правительства;
  • переведение резервных наделов в другие категории, направленное на выполнение общегосударственных целей, осуществляет федеральное правительство;
  • в остальных обстоятельствах переход участков, отведенных в запас, происходит при помощи региональных и местных властей, в зависимости от порядка распределения их полномочий.

Органами региональной власти может предоставляться такое правомочие муниципальным органам. Перевод участков, входящих в состав городских округов, районных или населенных пунктов, исполняется органами местной власти, которые функционируют на их территории, за исключением ситуаций, когда наделы относились к территориальным образованиям до 05 января 2005 года.

Что значит земли запаса?

Как СНТ перевести в ИЖС, читайте тут.

Помните, что замена категории городских и поселковых земель происходит только по решению, принимаемому органами власти, землевладельцы и собственники в процессе участия не принимают. Перечисленные положения относятся к регионам, где отсутствует разделение землевладений центрального правительства и региональных властей, что касается и муниципальных властных структур.

При наличии разграничения, соответствующие земельные вопросы разрешаются самостоятельно на каждом уровне власти.

Документы для перевода земель запаса в другую категорию

Для перевода резервного надела в другую категорию, предъявите местной администрации ходатайство об этом, которое должно отражать данные в отношении:

  • кадастрового номера надела;
  • категории земли (установленной и желаемой);
  • оснований для смены категории;
  • прав на объект недвижимости (если имеются).

Ходатайство сопроводите следующим пакетом бумагам:

  • копией вашего паспорта (если вы — физическое лицо), выпиской из ЕГРИП (если вы — предприниматель), выпиской из ЕГРЮЛ (если вы представляете интересы организации);
  • кадастровой справкой о включении земли в запас;
  • заключением, выданным по результатам экологической государственной экспертизы (если она необходима согласно предписаниям действующего законодательства);
  • одобрением правообладателя на замену категории земельного участка (кроме тех ситуаций, когда права в отношении надела принадлежат лицу, с которым оформлен договор о сервитуте на данное землевладение).

Какие категории земель могут быть присвоены землям запаса

Согласно нормам российских правовых актов, перевод земель, находящихся в запасе, может осуществляться в категорию, относящуюся к следующим видам:

  • сельскохозяйственные участки. В их качестве выступают такие земли, которые отведены под ведение различных сельхозработ. Помимо сказанного, в пределах таких объектов могут располагаться дороги, разнообразная коммуникация, лесные и водные территории, недвижимость, построенная в целях обработки и сохранения продуктов сельского хозяйства;
  • земли населенных пунктов. Такие участки предполагают возведение строений жилого типа;
  • промышленные земли. Они располагаются за чертой поселений и применяются определенными хозяйствующими субъектами в промышленности (включая постройку объектов производственного назначения);
  • особо охраняемые земли. Такие наделы обладают исключительной важность, так как представляют собой природную ценность (к примеру, на их территории находятся памятники культуры);
  • территории, относимые к лесному и водному фонду.

Отказ в переводе земель запаса в другую категорию

Поданное ходатайство в отношении замены категории могут не принять в случаях, когда:

  • документация отсутствует или противоречит нормам закона (выдана органам, не уполномоченным на оформление таких бумаг, не содержит необходимых реквизитов);
  • документы представлены лицом, не обладающим такими правами.

Если причины для отказа имеются, то государственные органы обязаны письменно уведомить об этом заявителя в срок, не превышающий тридцати дней:

  • вынесение решения Федеральным правительством происходит в трехмесячный период;
  • региональными властями — до двух месяцев.

Акт о смене установленной категории содержит принятое решение и отражает:

  • причину его принятия (это могут быть решения советов, собраний или прочих властных структур);
  • параметры надела, его местоположение и уникальный номер;
  • имеющуюся ранее категорию и присвоенную.

Такого рода акты являются постоянными документами и не могут применяться лишь в течение некоторого временного интервала.

Отказ в замене категории участка возможен:

  • на основании федерального законодательства, которым предусмотрены определенные ограничения;
  • ввиду нарушений норм градостроительной регламентации конкретной территории (расхождение с целями, направленными на последующее развитие);
  • отрицательные итоги в заключении экологической экспертизы.

Если вы считаете, что вам отказали неправомерно и необоснованно, обращайтесь в суд. В случае вынесения положительного решения, об этом уведомляются все заинтересованные лица. Копия судебного акта направляется органам, осуществляющий кадастровый учет и регистрацию недвижимости.

Из сказанного выше закономерно вытекает вопрос о том, стоит ли производить замену правоподтверждающих документов на землю? Законодателем установлено, что в таких случаях бумаги, выданные ранее, остаются действительными. Поэтому приложите копию полученного акта или оформите новый кадастровый паспорт. В данном документе будет зафиксирована обновленная категория участка.

Понятие целевого назначения земель и разрешенного использования земельных участков. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую

Целевое назначение – это установленный законодательством порядок и условия использования земель для конкретных целей в соответствии с категорией земель (понятие по лекции).

Целевое назначение земель – это особое направление использования земель, функции земель в общественных отношениях: средство производства, база для развития промышленности, место проживания людей и расположения всех существующих природных объектов.

В соответствии с Земельным кодексом РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются в зависимости от категории земель на следующие:

Это интересно:  Для установления сервитута необходимо

· земли сельскохозяйственного назначения;

· земли населенных пунктов;

· земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

· земли особо охраняемых территорий и объектов;

· земли лесного фонда;

· земли водного фонда;

Разрешённое использование – это условия и порядок использования земельных участков с учётом целевого назначения и установленных ограничений (понятие по лекции).

Разрешенное использование – это особенности использования земель внутри установленных категорий. Правовой режим земель зависит также и от установленного разрешенного использования. Виды и условия разрешенного использования устанавливаются для каждой категории отдельно. Например, виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства определены Градостроительным кодексом РФ. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков.

Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Земельный кодекс РФ в качестве одного из принципов земельного законодательства установил деление земель на категории. Принадлежность земель к той или иной категории предопределяет основное их целевое назначение и соответствующий правовой режим использования земель каждой конкретной категории (с учетом зонирования и разрешенного использования). Отнесение земель к категориям и перевод их из одной в другую определяется и производится компетентными органами власти, но не самими пользователями земли. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории земель, целевого назначения и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Перевод земельных участков из одной категории в другую – это процедура, результатом осуществления которой является изменение целевого назначения земельных участков вследствие изменения его принадлежности к соответствующей категории.

Органы, которые осуществляют перевод земель из одной категории в другую: по большей части муниципальными образованиями, за исключением земель сельхоз назначения – субъектами РФ.

Для перевода земельных участков из одной категории другую подаётся ходатайство в соответствующие органы власти. В ходатайстве обязательно указывается кадастровый номер земельного участка; категории земель, из которой переводится и в которую переводится; обоснование перевода и права на земельный участок.

К ходатайству о перевод прилагаются следующие документы:

1. Выписка из государственного кадастра недвижимости.

2. Документы, удостоверяющие личности гражданина или выписка из регистрации юридических лиц.

3. Выписка из единого государственного реестра прав на недвижимого имущества.

4. Заключение государственной экспертизы.

5. Согласие правообладателя земельного участка на перевод.

На уровне субъектов принимается значительно большее количество документов, которые требуются на практике.

Когда не требуется согласие правообладателя на перевод: 1) согласие правообладателя не требуется для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков; 2) при установлении и изменении черты поселения.

Перевод не допускается, если: 1) установлены ФЗ заперты и ограничения на перевод; 2) поступило отрицательное заключение экологической экспертизы; 3) перевод не соответствует документам территориального планирования и документации по планировки территории.

Переоформление правоустанавливающих документов на земельные участки при переводе не требуются.

Что такое земли запаса?

Землями запаса считаются земли, не переданные в частную, или использованные гражданами или организациями.

  • Так называются земли, считающиеся «ничейными», на деле же они принадлежит государству или муниципалитету (разницы почти никакой нет);
  • Земли запаса не используются в сельском хозяйстве или по иному назначению, формально они не относятся ни к какой категории, не имею целевого назначения;
  • На карте нельзя найти земельные участки, обозначенные в качестве «запасных».

Общее описание земель запаса

Их сравнивают с резервами для использования в будущем. Они находятся в любой точке страны, где никто не пожелал их приобрести, что свойственно малоосвоенным территориям: Сибири, Дальнему Востоку и т.д.

Земли запаса обладают разным качеством почв. Земли запаса понятие юридическое и их качество не определяет, к какой категории она относится.

Земли описываемой категории, если правильно рассчитать перспективу развития местности, вполне прибыльный объект вложения средств. Развитие городов, населенных пунктов, их расширение приводит к изменению цены.

Так, например, при изъятии участка под государственные или общественные нужды, выкуп проводится по рыночной цене.

В земли запаса переводятся участки, подвергшиеся загрязнению (в частности, радиоактивному облучению) или непригодные в качестве сельскохозяйственных угодий.

Отсутствие в документах сведений об отнесении земель к той или иной категории, означает, что земля относится к категории запаса. Законодательство требует отнесения земель к одной из категорий.

Правовой режим земель запаса

С точки зрения закона все земли, не имеющие владельцев, ни как не обозначенные, считаются государственными или муниципальными автоматически, никакого специального решения по ним не принимается.

  • Земли запаса не используются гражданами или организациями;
  • На земли запаса не распространяется градостроительный регламент, из-за неизвестности их использования в будущем;
  • Разрешается перевод в любую целевую категорию;
  • Решению о праве собственности или ином праве предшествует определение категории земельного участка;
  • Разрабатываются программы по их улучшению, очищению;
  • Ответственность распределяется между органами власти, согласно разделению прав на землю между регионами и государством;
  • Используются в качестве территорий, отведенных для охоты, разработки недр или иных целей использования.

Как поменять категорию земель запаса?

Процесс перемены категории расписан в отдельных нормативных документах. Существует закон, в котором расписываются основания и процедуры изменения категорий.

Согласно ему, процесс заключается в нескольких стадиях:

  • найти орган, который вправе решать вопрос об изменении цели использования участка;
  • подготовить ходатайство, собрать бумаги;
  • оформить свое право собственности уже с учетом изменения цели использования.

Кадастровые данные не всегда полные, и, при нехватке, они берутся из договора, иной бумаги, подтверждающей право собственности. Ранее действующее законодательство постоянно менялось и гражданам приходится сталкиваться с путаницей, отсутствием данных.

Инициировать вопрос об уточнении категории обязаны владельцы, собственники участков, после чего и принимаются решения органами власти.

Если сведений нет ни в свидетельстве, ни в акте на землю, ни в кадастре, муниципальные власти (местный совет) принимают решение о цели использования земель). Записи в кадастре делаются бесплатно, изменения в реестре оплачиваются пошлиной.

Предусмотрены полномочия в вопросе изменения категорий при отсутствии разделения государственных земель:

  • изменение категорий земли и изменение из-за этого границ земель Москвы, Петербурга, утверждается федеральным правительством (по Севастополю изменений не вносилось);
  • перевод земель запаса в иную категорию в общегосударственных целях проводится федеральным правительством;

В оставшихся случаях перевод земель запаса осуществляют или региональные власти или муниципальные власти, смотря, как распределяются полномочия между ними. Муниципальные власти могут получить такое право от региональных властей.

Переводом земель, относящихся к городским округам, районным или населенным пунктам занимаются органы власти, действующие в их пределах, если только земли находились в пределах территориальных образований до 05.01.2005.

Описанные правила касаются регионов, где не разделены земли между центральным правительством и региональными властями, что затрагивает и муниципальные власти. Если же разграничение проведено, каждый уровень власти решает вопросы по землям, находящимся под его ответственностью.

Какие категории земель могут быть присвоены землям запаса?

Их количество ограничено:

  • землями запаса;
  • землями населенных пунктов;
  • землями, используемыми под промышленные, транспортные, коммуникационные, оборонные, космические объекты – нет замкнутого списка целей назначения;
  • земли лесов;
  • земли занятые водными объектами;
  • земли под занятие сельским хозяйством.

В классификаторе целей использования земли перечислены возможные варианты использования участка в рамках каждой категории:

  • какие здания, какого назначения возводятся.
  • если речь идет о садоводческих товариществах, описаны варианты использования общих земель и отдельного участка, принадлежащего каждому владельцу.

В рамках категории предлагается свободно выбирать один из видов разрешенного использования, никакого специального разрешении, получать нет необходимости.

Процесс перевода земель в другую категорию

Изменение категории проходит почти одинаково, ряд особенностей обуславливается предыдущей категорий. Особенность земель запаса в предварительном формировании участка.

  • Кадастровые инженеры фиксируют границы участка;
  • Составляется план расположения участка;
  • Участок вносится в кадастр.

Услуги кадастровых инженеров не бесплатны и их оплачивает заинтересованное лицо, имеющее разрешение на оформление бумаг на права на конкретный участок.

Особенностью земель запаса – отсутствие согласования границ участка с другими собственниками.

В тоже время не разрешается формировать участки:

  • На охраняемых территориях (земли, занятые водными объектами, лесами);
  • Пересекающие границы территориальных образований (городов, поселков и т.д.).

Формирование участка не должно нарушать градостроительные регламенты, в частности, размеры участков, целевое использование и т.д.

Категорию меняют после подачи заявления и бумаг, к нему приложенных. Каково примерное содержание ходатайства?

  • указание сведений из кадастрового паспорта;
  • категории (первоначальная и желаемая);
  • выписка из реестра об отсутствии правообладателя;
  • копии паспорта;
  • копия доверенности представителя и его паспорта;
  • выписка из реестра об отсутствии прав на участок;
  • материалы отправляются на проведение государственной экологической экспертизы.

Но, что, если приходиться заниматься изменением категории?

Это интересно:  Где и как зарегистрироваться по месту жительства?

Заявление передается в нужный орган, который проверяет и заявление, и приобщенные бумаги.

Отказывают в принятии заявления, если:

  • нет всех документов или они не соответствуют законодательству (выдал не полномочный орган, отсутствуют обязательные элементы);
  • бумаги подало лицо, не имеющее на это право.

Наличие оснований отказать в ходатайстве обязывает госорган отослать ответ не позже 30 суток.

  • Федеральное правительство принимает решение в срок – 3 месяца;
  • Региональным властям отводится 2 месяца.

Решение об изменении категории излагается в акте.

  • На основании чего принят акт (решение совета, собрания, думы или иного органа власти);
  • Описываются размеры участка, адрес, кадастровый номер;
  • Категория, которая была и категория, которая присвоена.

Акт носит постоянный характер, его нельзя принять на ограниченный отрезок времени.

Когда отказывают в перемене категорий?

  • Ограничение, установленное федеральным законом;
  • Нарушение градостроительного регламента местности (не соответствие категории планам дальнейшего развития);
  • Негативные выводы экологической экспертизы.

Заинтересованный человек вправе жаловаться в суде, если считает отказ необоснованным и незаконным.

Если принимается решение в пользу изменения категории, сообщение направляется всем заинтересованным. Копия отправляется в органы кадастрового учета и регистрации прав на недвижимость.

Возникает вопрос: нужно ли менять бумаги, подтверждающие права на участок или нет?

В законе говорится, что действительность выданных ранее бумаг сохраняется. Достаточно приобщать копию акта или получить новый кадастровый паспорт. В новом паспорте будет вписано наименование новой категории.

Категории земель

Статья посвящена категориям земель, определенным Земельным кодексом РФ. Рассматриваются правовой статус и виды разрешенного использования

Понятие «категория земель»

В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ, принятого 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее – ЗК РФ) все земли в России по своему целевому назначению делятся на 7 категорий:

  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли населенных пунктов;
  • земли для нужд:
    • промышленности;
    • транспорта;
    • энергетики;
    • связи и телевидения;
    • обороны и космической деятельности;
    • а также иного специального назначения;
  • земли особо охраняемых объектов и территорий;
  • земли водного фонда;
  • земли лесного фонда;
  • земли запаса.

Пункт 2 указанной статьи ЗК РФ «Состав земель в РФ» закрепляет, что все земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного вида использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральними законами.

Земли сельскохозяйственного назначения

В эту категорию входят земли, расположенные за пределами населенных пунктов и определенные для использования в нуждах сельского хозяйства.

В категории земель сельскохозяйственного назначения входят:

  • собственно сельскохозяйственные угодья – сенокосы, пашни, плодовые сады, пастбища и др.;
  • земли, отведенные под внутрихозяйственные дороги и коммуникации;
  • земли, отведенные для создания зон древесно-кустарниковой растительности в целях защиты от воздействия негативных природных и техногенных факторов;
  • земли, окружающие замкнутые водоемы;
  • земли, занятые зданиями и сооружениями, используемыми в целях хранения и переработки сельхозпродукции.

Земли сельскохозяйственных угодий имеют приоритетный статус и подлежат особой охране. Земли сельскохозяйственного назначения могут быть предоставлены для нужд промышленности или иных несельскохозяйственных нужд. В этом случае предоставляются земли, непригодные для сельскохозяйственного производства, либо земли сельхозугодий максимально худшего качества в соответствии с их кадастровой стоимостью.

Земли населенных пунктов

В эту категорию входят земли, расположенные в черте населенных пунктов (городов, сел, поселков и т.д.) и предназначенные для застройки или размещения инфраструктуры этих населенных пунктов. Целевое назначение земель этой категории определяется нахождением того или иного участка в той или иной территориальной зоне населенного пункта. Согласно ЗК РФ в населенных пунктах выделяют следующие территориальные зоны:

  • жилые;
  • производственные;
  • общественно-деловые
  • рекреационные;
  • зоны инженерных и транспортных инфраструктур;
  • специального назначения;
  • иные.

Для каждой из этих зон существуют собственные регламенты, определяющие правовой режим и целевое использование расположенных в этих зонах земельных участков. Для всех участков, которые расположены в пределах одной территориальной зоны, действует единый регламент целевого использования. Этот регламент обязателен к выполнению всеми собственниками, арендаторами и пользователями земельных участков вне зависимости от формы собственности на эти участки.

В соответствии с ЗК РФ участки и расположенные на них объекты при несоответствии их параметров предельным значениям, прописанным в регламенте, или при несоответствии их профиля перечню разрешенных типов использования могут быть запрещены к использованию органами местного самоуправления.

Территориальные зоны, расположенные вне черты городов, но при этом составляющие с этим городом единую природную, социальную и хозяйственную инфраструктуру и не находящиеся в составе земель других населенных пунктов, считаются пригородными. В составе пригородных земель различают;

  • зоны сельскохозяйственного назначения;
  • зоны отдыха населения;
  • зоны развития города.

Земли промышленного и специального наначения

В эту категорию входят земли, используемые для нужд различных отраслей промышленности, энергетики, транспорта и коммуникаций, а также иного специального назначения. Важной особенностью этой категории земель становится то, что многие участки, имеющие данное целевое назначение, окружены охранными, санитарными и иными зонами с особыми условиями использования. Эти условия ограничивают права всех землепользователей вне зависимости от формы собственности.

Земли особо охраняемых объектов и территорий

В эту категорию входят земли, имеющие особое научное, природоохранное, историко-культурное, оздоровительное или иное назначение. Эти земли частично или целиком изъяты из хозяйственного оборота. К землям этого типа относят, например, земли заповедников.

Земли водного и лесного фондов, а также земли запаса

В эту категорию входят земли для ведения лесного хозяйства, земли, на которых расположены водные объекты и водоохранные зоны. А также земли государственной или муниципальной собственности, которые в настоящий момент никак не использованы – это земли запаса. Предоставление земель запаса физическим или юридическим лицам возможно только после перевода этих земель в другую категорию.

Вид разрешенного использования или целевое назначение

Каждая из представленных выше категорий земель имеет свой индивидуальный список видов разрешенного использования.

То, к какой именно категории будет отнесен тот или иной земельный участок, определяется:

— правительством РФ – для земель, находящихся в федеральной собственности;

— органами власти субъектов федерации – для земель, находящихся в собственности этих субъектов, а также земель, состоящих в частной или муниципальной собственности, в том числе и в отношении земель сельскохозяйственного назначения;

— органами местного самоуправления – для муниципальных земель и земель, находящихся в частной собственности, кроме земель сельскохозяйственного назначения.

Также вышеназванные властные структуры имеют право перевода земель из одной категории в другую в отношении всех земель, попадающих под их юрисдикцию.

Любой из видов целевого использования, разрешенный согласно классификатору для данной категории и подкатегории земель, может осуществляться без получения каких-либо дополнительных разрешений или процедур согласования.

В тех же случаях, когда целевое назначение конкретного участка земли не предусматривает осуществление планируемого вида деятельности (например, ИЖС), можно обратиться в соответствующие властные органы за получением разрешения на изменение целевого назначения.

В том случае, если в отношении данной территориальной зоны действуют регламенты, предусматривающие соответствующий вид деятельности, такое разрешение получить существенно легче, чем инициировать процедуру перевода участка земли в другую целевую категорию.

Соотношение деления земель по категориям и разрешенным видам использования

Понятие «разрешенного использования земель» намного шире категорий – для каждой категории может быть предусмотрено несколько видов использования. Определение указанных видов соответствует принципам территориального зонирования территорий, каждый вид использования соотносится с определенной зоной. Общий перечень разрешенных видов пользования землей установлен системой классификаторов. Основной целью установления вида разрешенного использования является конкретизация правового статуса участка земли для вовлечения его в хозяйственный оборот. Субъект, осуществляющий владение или пользование участком земли, обязан подчиняться ограничениям, которые возлагаются на него исходя из разрешенного вида пользования принадлежащей ему земли, а также условиям режима территориальной зоны.

Перевод земель из одной категории в другую

Статья 8 ЗК РФ «Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую» предусматривает как порядок перевода земель из одной категории в другую, так и процедуру переоформления.

Категории земель (согласно п. 2 ст. 8 ЗК РФ) указывается в:

1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов РФ и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;

2) договорах, предметом которых являются земельные участки;

3) государственном кадастре недвижимости;

4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.

Пункт 3 данной статьи ЗК РФ закрепляет, что нарушение установленного Кодексом, Федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Мнение адвоката о правовом режиме земель запаса

В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса все земли в Российской Федерации разделяются на семь категорий. Правовой режим первых шести категорий земель установлен достаточно определенно. Под номером семь в ст. 7 Земельного кодекса указана категория земель запаса — категория с самым неопределенным правовым статусом и скудными правовыми характеристиками. В юридической науке проблематике земель запаса также не уделяется большого внимания. Научные работы, посвященные исследованию правового режима земель этой категории, практически отсутствуют.

Это интересно:  Вам продали некачественный товар? в Москве

Что же такое земли запаса?

В Земельном кодексе лишь одна статья — ст. 103 — раскрывает сущность и назначение земель этой категории.

Итак, земли запаса определяются как земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением фонда перераспределения земель.

Для анализа данного определения земель запаса необходимо в первую очередь обратиться к принципу отнесения земель к определенным категориям.

В соответствии с п. 8 ст. 1 Земельного кодекса основой деления земель на категории является их целевое назначение и разрешенное использование. В соответствии с данным принципом формируются шесть из семи категорий земель. Например, земли сельскохозяйственного назначения — это земли для ведения сельского хозяйства (ст. 77 Земельного кодекса), земли населенных пунктов предназначены для застройки и развития населенных пунктов (ст. 83 Земельного кодекса) и т.д.

Из анализа определения земель запаса можно сделать вывод, что отнесение их к данной категории обусловлено не их специальным целевым назначением, как в случае с первыми шестью категориями, а субъектным составом их собственников — государства и муниципальных образований.

Интересен сравнительный анализ положений ст. 103 и ч. 1 ст. 16 Земельного кодекса в практике адвоката по земельным вопросам, где определяется понятие государственной собственности на землю: «…в государственной собственности находятся земельные участки, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований».

В государственной или муниципальной собственности могут находиться земли всех семи категорий. Критерием же отнесения их в состав земель запаса будет то формальное основание, что такие земельные участки не предоставлены на праве аренды, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения гражданам или юридическим лицам.

Большинство ученых склоняются к выводу, что целевое назначение земель запаса не определено или что в законе не сформулированы требования к целевому назначению земель запаса. И действительно, если подходить к данному вопросу с формально-юридической точки зрения, данный вывод авторов является оправданным.

Однако зачастую категория земель определятся, исходя не только из их целевого назначения, но и в зависимости от местонахождения земельного участка. Так, земли сельскохозяйственного назначения находятся только за чертой населенного пункта (ст. 77 Земельного кодекса), земли же населенных пунктов, наоборот, четко совпадают с границами определенного населенного пункта. Таким образом, даже исходя из территориального расположения земельного участка, включенного в состав земель запаса, уже можно определить его целевое назначение. То есть если земельный участок находится в черте населенного пункта, то у него не может не быть целевого назначения, так как категория земель определяется автоматически. Если земельный участок находится за пределами населенного пункта и на нем не располагаются промышленные и иные объекты (объекты транспортной, инженерной, космической и иной инфраструктуры), позволяющие его отнести к третьей категории земель — земель промышленности или иного специального назначения, если он не занят особо охраняемыми объектами (природного, исторического, рекреационного назначения), лесами и водными объектами, то вывод один — этот земельный участок предназначен для сельскохозяйственного производства.

Таким образом, по данному признаку можно определить, что земли запаса — это все же не востребованные земли именно сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, которые в будущем можно будет использовать не только для сельскохозяйственного производства, но и для строительства промышленных объектов, что сейчас особо модно, — логистических центров, коттеджных поселков и других подобных успешных коммерческих проектов, осуществив их перевод из состава земель запаса в земли соответствующей категории, как это предписывает ч. 2 ст. 103 Земельного кодекса.

Вместе с тем земли сельскохозяйственного назначения — это особая категория земель, п. 6 ст. 1 Земельного кодекса определяет ее как приоритетную категорию. В связи с этим в законодательстве предусматривается ряд мер, направленных на наиболее эффективное и рациональное использование этих земель. Одной из таких мер является создание в каждом субъекте Российской Федерации фонда перераспределения земель (ст. 80 Земельного кодекса). В состав данного фонда поступают земельные участки сельскохозяйственного назначения из земель, ранее находившихся в частной собственности или в пользовании частных лиц. Перечень оснований для поступления земель в данный фонд крайне ограничен. Ситуации, когда нет наследников, желающих унаследовать земельный участок, а также когда земельный участок изымается за нарушение требований земельного законодательства, в нашей стране большая редкость. Поэтому представляется, что создание такого фонда носит формальный характер.

Вместе с тем в ч. 1 ст. 103 Земельного кодекса определено, что земельные участки, входящие в фонд перераспределения земель, не являются землями запаса. Эта норма является, безусловно, положительной, так как данный факт освобождает лицо, желающее использовать по назначению земельный участок из фонда перераспределения земель, от процедуры перевода земель из состава земель запаса в состав земель сельскохозяйственного назначения.

Специалисты бьют тревогу о том, что количество сельскохозяйственных угодий резко сокращается, основной причиной тому является их активная застройка. Несмотря на то что Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. «О переводе земель из одной категории в другую» содержит ряд ограничений по переводу земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий, сегодня любое поле можно перевести в земли населенных пунктов, не учитывая его уникальную почвенную ценность.

Перевести же земельный участок, формально входящий в состав земель запаса, даже если он реально предназначен для сельскохозяйственного производства, намного легче. В указанном Федеральном законе никаких ограничений этого процесса нет. Содержится лишь требование о том, что переводимый земельный участок должен быть сформирован, т.е. прошел процедуру кадастрового учета. К слову сказать, такое требование существует при переводе земель всех категорий. Проблема перевода земель из одной категории в другую является самостоятельной и сложной проблемой. В данной статье не будем затрагивать ее подробно.

На основе вышеизложенного по мнению адвокатов отнесение земель к составу земель запаса по тем лишь признакам, что они находятся в публичных формах собственности и не предоставлены в пользование гражданам и юридическим лицам, является недостаточным и неоправданным.

На наш взгляд, необходимо расширить перечень оснований для отнесения земельных участков в фонд перераспределения земель, указав, что в него входят также земельные участки сельскохозяйственного назначения, не предоставленные в пользование граждан и юридических лиц. Их формирование и меры по дальнейшему эффективному использованию по целевому назначению — это прямая обязанность уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления.

В данном примере суд был вынужден принять подобное решение. Здесь представляется, что предприниматель неверно сформулировал исковые требования. Необходимо было выдвигать требования о признании незаконным и отмене решения органа государственной власти, осуществляющего кадастровый учет, об отнесении земельного участка в состав земель запаса, так как очевидно, что оснований для такого отнесения не было, земельный участок использовался лицом, имеющим в собственности недвижимое имущество.

Тем не менее земли запаса необходимо оставить как самостоятельную категорию. В нее должны входить земельные участки, которые использовать по целевому назначению по тем или иным причинам невозможно. Как правило, это будут земли, подвергшиеся негативному воздействию, которые будут постоянно или временно изыматься у их собственников или иных землепользователей для восстановления. В данном случае перевод земель в состав земель запаса будет логическим продолжением их консервации, т.е. временного изъятия из оборота Постановление Правительства РФ от 2 октября 2002 г. N 830 «Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота» // СЗ РФ. 2002. N 47. Ст. 4676.

К сожалению, в нашей стране, пожинающей плоды масштабных экологических катастроф конца XX в., земли, которые выведены из оборота и законсервированы, существуют. Прежде всего это все земли, находящиеся на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АС, различные законсервированные полигоны, склады и др. То, что данные земли необходимо определить как земли запаса, для нас является очевидным.

Такой четкий и однозначный подход к землям данной категории повысил бы земельный правопорядок, а также в определенной мере препятствовал бы незаконному извлечению земель сельскохозяйственного назначения из их приоритетного использования.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий