+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 104 ЗК РФ. Цели установления зон с особыми условиями использования территорий

1. Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее — земли промышленности и иного специального назначения).

Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.

2. Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на:

1) земли промышленности;

2) земли энергетики;

3) земли транспорта;

4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;

5) земли для обеспечения космической деятельности;

6) земли обороны и безопасности;

7) земли иного специального назначения.

Особенности правового режима этих земель устанавливаются статьями 88 — 93 настоящего Кодекса и учитываются при проведении зонирования территорий.

3. В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.

Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.

4. Земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.

5. Порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории, если иное не установлено настоящим Кодексом, определяется:

1) Правительством Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в федеральной собственности;

2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;

3) органами местного самоуправления в отношении указанных земель, находящихся в муниципальной собственности.

5.1. Обязательным приложением к решению об установлении зоны с особыми условиями использования территории являются сведения о границах такой зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра объектов недвижимости. Требования к системе координат, точности определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.

5.2. Подготовка текстового и графического описаний местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории, устанавливаемых в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации указанных в пункте 3 настоящей статьи объектов, перечня координат характерных точек границ такой зоны обеспечивается правообладателями указанных объектов или иными лицами на основании договора с такими правообладателями.

5.3. Правообладатели земельных участков, включенных в границы зоны с особыми условиями использования территории, должны быть уведомлены об ограничениях использования земельных участков в границах такой зоны в течение пятнадцати дней с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об установлении такой зоны в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

6. Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 24 настоящего Кодекса могут предоставляться в безвозмездное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования.

Комментарий к Ст. 87 ЗК РФ

1. Статья 87 ЗК для характеристики данной категории земель использует наименование «земли промышленности и иного специального назначения». Полное наименование данной категории земель включает перечисление всех их видов.

В соответствии со ст. 87 ЗК к землям специального назначения относятся земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения. Это самостоятельная категория земель. Поэтому предоставление земель для объектов обороны и иного специального назначения нередко обусловлено их предварительным изъятием или выкупом с соответствующим возмещением для государственных нужд. Однако при изъятии, например, земель связи для нужд обороны не должен производиться перевод таких земель из одной категории в другую.

Земли специального назначения располагаются за границей земель населенных пунктов. Они используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космической деятельности, обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач. Земли, занятые такими объектами, но расположенные в населенных пунктах, не относятся к категории земель специального назначения.

Предусмотренная законодательством «предназначенность», т.е. неиспользование земель специального назначения в данное время, представляет собой резервирование земель для расширения объектов специального назначения на этих землях и направлена на минимизацию случаев возмещения убытков при изъятии земель для государственных нужд. Необходимость резервирования земель для строительства и реконструкции объектов транспорта предусмотрена и п. 7 ст. 90 ЗК. Порядок такого резервирования установлен ФЗ о резервировании земель и должен быть детализирован Правительством РФ.

Примером законодательного регулирования резервирования земель является также положение п. 1 ст. 55 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, в соответствии с которым территорию порта составляют земельные участки, отведенные порту в соответствии с земельным законодательством, в том числе зоны, необходимые для его перспективного развития. Такая «предназначенность» земель специального назначения подразумевает запрет их предоставления частным лицам, а на уже предоставленных — нежелательность застройки. Исходя из этого резервирование земель можно определить как деятельность, направленную на ограничение и (или) изъятие земельных участков из оборота с целью их перспективного использования по определенному назначению.

2 — 4. Земли специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются ст. 87 ЗК на:

1) земли промышленности;

2) земли энергетики;

3) земли транспорта;

4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;

5) земли для обеспечения космической деятельности;

6) земли обороны и безопасности;

7) земли иного специального назначения.

Статьей 87 ЗК определены лишь типичные виды земель специального назначения, поскольку все специальные задачи, для которых они могут предоставляться, закреплять в ЗК нет необходимости. Особенности правового режима земель специального назначения устанавливаются законодательством и учитываются при зонировании территорий.

В состав земель специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации различных объектов могут включаться санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Земельные участки, включенные в состав таких зон, у правообладателей не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.

Земли специального назначения, занятые объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со ст. 71 Конституции России, являются федеральной собственностью. Поэтому многие земельные участки специального назначения изъяты из оборота, а государственные организации, эксплуатирующие объекты на них, освобождены от платы за землю.

5 — 6. Порядок использования отдельных видов земель специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории определяется:

1) Правительством РФ в отношении земель, находящихся в федеральной собственности;

2) органами исполнительной власти субъектов РФ в отношении земель, находящихся в собственности субъектов РФ;

3) органами местного самоуправления в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности.

Таким образом, земли специального назначения могут находиться не только в государственной, но и в муниципальной собственности. Нахождение отдельных земельных участков из состава таких земель (например, земель связи) в частной собственности также не запрещено, но существенно ограничено, поскольку многие земли специального назначения отнесены к землям, изъятым из оборота или ограниченным в нем. Поэтому п. 6 ст. 87 ЗК ориентирует на то, что земли специального назначения «могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования».

Установление границ зон особых условий использования

Территорий

Зоны с особыми условиями использования территорий – охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории п культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Признаки зон с особыми условиями использования территорий:

Это интересно:  Статья 96 ТК РФ. Работа в ночное время

1. Установлены в соответствии с федеральным законодательством.

2. Зоны с особыми условиями использования территорий образуются в целях обеспечения: безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно-опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов;

условия охраны памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.

З. Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у правообладателей земельных участков, как правило. не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.

4. Зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются на землях, прилегающих к объектам, в отношении которых установлены такие зоны (объект, в отношение которого установлена зона, в состав зоны не входит).

Учет зон с особыми условиями использования территорий:

Зоны с особыми условиями использования территорий, их границы обозначаются на местности специальными информационными знаками (размер зон либо нормативно определён, либо разрабатывается в проекте). Уничтожение или повреждение специальных знаков влечёт наложение административного штрафа на виновных в этом. В государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения о зонах с особыми условиями использования территорий:

1) индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон;

2) описание местоположения границ таких зон;

3) наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон;

4) реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон и источники официального опубликования этих решений;

5) содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон.

Границы зон с особыми условиями использования территорий воспроизводятся на кадастровых картах всех видов. Зоны с особыми условиями использования территорий (или их части) могут быть объектами землеустройства, сведения о таких зонах вносятся в государственный лесной реестр, государственный водный реестр.

Системно и последовательно зоны с особыми условиями использования территорий отображаются в материалах градостроительной деятельности: на картах, содержащихся в схемах территориального планирования и генеральных планах; на картах градостроительного зонирования и в составе градостроительных регламентов в правилах землепользования и застройки; в материалах по обоснованию проекта планировки территории и па чертежах межевания территории.

Охранные зоны: объектов электросетевого хозяйства; объектом системы газоснабжения; сетей связи и сооружений связи; магистральных трубопроводов; геодезических пунктов; морских портов; стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением; железных дорог; на загрязненных землях; особо охраняемых природных территорий; водоохранные зоны (включая прибрежные защитные полосы); рыбоохранные зоны и рыбохозяйственные заповедные зоны. Округа и зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях. Округа и зоны санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Санитарно-защитные зоны предприятий, сооружений и иных объектов, в том числе санитарно-защитные зоны и зоны наблюдений радиационных объектов. Зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Зоны охраняемых объектов.

Перечень зон с особыми условиями использования территорий, указанный выше в определении, не является исчерпывающим, в отдельных законах и подзаконных актах имеются специальные указания на отнесение к зонам с особыми условиями использования следующих зон: лесопарковые зоны, зелёные зоны береговая полоса внутренних водных путей Российской Федерации; приаэродромная территория.

Определение границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы: Размеры водоохранных зон зависят только от двух факторов: во-первых, от длины водотока от истока до устья, а для озёр — от их площади; во-вторых, от точности (проточности) озёрно-речных систем на болотных массивах.

Границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос могут совпадать, либо первые включают вторые. Не может быт, чтобы для какого-либо водного объекта была установлена водоохранная зона и не установлена прибрежная защитная полоса, и наоборот.

Действующий Водный кодекс установил фиксированные размеры водоохранных зон и прибрежных защитных полос. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается для рек или ручьев протяженностью

1. до десяти километров — 30, 40, 50 метров (водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой);

2. от десяти до пятидесяти километров — в размере ста метров;

3. от пятидесяти километров и более — в размере двухсот метров.

Установлены четыре градации водоохранной зоны для озёр и водохранилищ:

Размеры прибрежных защитных полос устанавливаются в зависимости от одного фактора, от уклона берега водного объекта. Градации ширины прибрежных защитных полос: 30, 40, 50 метров — для водных объектов и, дополнительно, 200 метров — для имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение озёр и водохранилищ.

Других размеров водоохранных зон и прибрежных защитных полос не предусмотрено. Исключения:

• водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов, то есть равны, как правило, ширине полосы, отложенной по обе стороны канала от бровки — при прохождении канала в выемке или от подошвы дамбы — при прохождении канала в полувыемке-полунасыпи, но не свыше 35 метров с каждой стороны; • ширина водоохранной зоны озера Байкал устанавливается Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», но до сих пор не установлена;

• сочетание на территориях населённых пунктов набережных и ливневой канализации: только в этом случае прибрежная защитная полоса будет ограничиваться парапетом (т.е. может быть очень узкой), а водоохранная зона будет отсчитываться от парапета, а не от береговой линии.

Заключение

Земельные отношения характеризуются условиями владения и пользования землей. Правами и обязанностями землепользователей по отношению к государству, а также основными формами организации сельскохозяйственного производства. От характера земельных отношений во многом зависит распределение земельных ресурсов между отраслями и сферами деятельности общества, соотношение классов землепользования, условия купли, продажи и платы за пользование землей.

В решении проблем рационального использования земли видное место занимает теория и практика землеустройства, развивающиеся в тесном взаимодействии. Их общая задача состоит в изучении объективных закономерностей функционирования земли как средства производства и природного ресурса, в разработке и осуществлении на практике эффективных методов организации территории в соответствии с потребностями общества и законами природопользования, в регулировании земельных отношений.

Отсутствие в ГКН сведений о зонах с особыми условиями использования территории как основание для признания сделок с земельными участками недействительными (ст. 178 ГК)

1. В данной работе я хотел бы осветить проблему признания сделок с земельными участками (куплю-продажу и аренду) недействительными по основанию, предусмотренному в пп. 2 п. 2 ст. 178 ГК РФ – заблуждение относительно предмета сделки, а именно относительно объема правомочий в пользовании земельным участком.

Согласно ЗК РФ в отношении использования земельных участков существует ряд публично-правовых ограничений, которые, в отличие от частно-правовых обременений, не основаны на сделке. Сюда, прежде всего, стоит отнести вид разрешенного использования земельного участка, категорию земель, публичные сервитуты и зоны с особыми условиями использования территории (всевозможные охранные зоны). Здесь хотелось бы обратить внимание на последнюю категорию ограничений, с которой связано возникновение определенных проблем: в ряде случаев в ГКН отсутствует информация о распространении на приобретаемый земельный участок зоны с особыми условиями использования территории. Стоит сразу отметить, что подобные зоны не являются публичными сервитутами, так как они не являются чьим-то правом, а лишь вводят особый режим использования территории в пределах зоны. Поэтому они не подлежат регистрации в порядке, установленном ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Таким образом, возникают ситуации, когда покупатель, приобретая в собственность земельный участок для капитального строительства (при этом категория земель и вид разрешенного использования допускают это), впоследствии обнаруживает, что участок не может быть использован по целевому назначению, так как строить-то на нем негде из-за распространения на него зоны с особыми условиями использования территории, где строительство запрещено или сильно ограничено. Эта проблема весьма специфическая, но, тем не менее, ее стоит рассмотреть.

Прежде всего, возникает вопрос, почему такие ситуации вообще возникают. Если обратиться к ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», то в п. 9 ч. 2 ст. 7 содержится указание на то, что в качестве дополнительных сведений об объекте недвижимости при их наличии должны быть внесены сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости. К их числу согласно ст. 56 ЗК РФ как раз относятся особые условия использования земельных участков. Кроме того, предыдущая редакция п. 9 ч. 2 ст. 7 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» напрямую предусматривала внесение в ГКН сведений о границах охранной зоны, установленной в отношении объекта недвижимости. В 2013 г. это указание убрали, вероятно, посчитав, что оно излишне, так как охватывается общим понятием ограничения вещных прав на объект недвижимости. Необходимость включения данных сведений в кадастр подтверждается также пп. 5 п. 8 «Порядка ведения государственного кадастра недвижимости», где сказано, что сведения об учетном номере зоны с особыми условиями использования территорий, если земельный участок частично или полностью расположен в границах такой зоны, должны быть включены в запись об объекте недвижимости. Более того, обязанность по включению сведений о такой зоне в межевой план земельного участка лежит на кадастровом инженере (согласно Приказу Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков»).

Из всего этого следует, что сведения о подобных зонах с особыми условиями использования территории должны быть включены в сведения кадастра о земельном участке. Поэтому для меня так и осталось загадкой, почему подобные случаи возникают в практике.

Это интересно:  Статья 214 ТК РФ. Обязанности работника в области охраны труда

2. Тем не менее, мы имеем то, что имеем. Поэтому теперь хотелось бы обратить внимание на то, какие объекты предполагают установление зон с особыми условиями пользования территории. Их можно разделить на две группы. В первую входят те объекты, в отношении которых установление зон обусловлено их природой (они опасны для людей, и люди опасны для них) и которые видны «невооруженным глазом». Здесь любой человек сможет предположить (или же осмотрительный человек должен предположить), что существует какая-либо охранная зона. Это, прежде всего, водные объекты, линии электропередач, ЖД пути, другие линейные объекты и объекты повышенной опасности (например, электростанции). При анализе судебных дел я не встретил ни одного, где сделка оспаривалась бы как совершенная под влиянием заблуждения из-за того, что в кадастре отсутствовало указание на зону, обусловленную наличием объекта из первой группы. Либо сведения об этом все же исправно вносятся в кадастр, либо, производя осмотр территории при ее покупке, люди заранее могут предположить о наличии охранной зоны и проверяют земельный участок на предмет таких ограничений.

Иначе обстоит дело с объектами второй группы. Здесь распространение зоны с особыми условиями использования территории на земельный участок не столь очевидно. Это объясняется тем, что либо не виден сам объект, в отношении которого установлена такая зона (различные трубопроводы), либо наличие особой зоны сложно заметить в силу природы объекта.

3. Таким образом, можно заключить, что практика во всех случаях расценивала незнание о существовании охранных зон в качестве заблуждения. Однако остается вопрос: должны ли подобные ситуации вообще рассматриваться как заблуждение, а сделки признаваться недействительными. Ответ на этот вопрос представляется для меня крайне неоднозначным. Дело в том, что достаточно сложно сказать, должен ли был покупатель знать о подобном ограничении земельного участка (как следует из п. 2 ст. 166 ГК РФ, сторона сделки не вправе оспаривать ее, если она знала или должна была знать о наличии основания для оспаривания). Стандарт «знал или должен был знать» крайне казуистичен, и мне в литературе не встречался однозначный ответ на вопрос, какие же действия должны быть совершены, чтобы отвечать ему. Ситуацию немного прояснил ВАС РФ: так, согласно п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 10.12.2013 № 162, суд должен отказать в признании сделки недействительной, если лицо не проявило должной осмотрительности при совершении сделки. Однако опять же возникает вопрос о том, какие действия лица следуют включать в «должную осмотрительность». Во всех рассмотренных мной случаях ситуация была примерно одинаковая: истец запрашивал лишь выписку из ГКН и, убедившись в отсутствии там сведений об ограничениях, покупал участок (хотя в отношении участка существовала зона с особыми условиями использования территории). Из-за схожести ситуаций можно попробовать выработать единый критерий «должной осмотрительности» применительно к таким ситуациям, задав вопрос, должно ли получения выписки из ГКН быть достаточно, чтобы признать, что лицо проявило должную осмотрительность и не должно было знать о существовании зоны с особыми условиями использования территории?

Здесь приходит в голову аналогия с добросовестным приобретателем (ст. 223, 302 ГК РФ), где проверки данных ЕГРП о собственнике при покупке недвижимости недостаточно для того, чтобы быть признанным добросовестным. В совместном постановлении Пленумов ВАС и ВС № 10/22 указано, что «запись в ЕГРП о праве собственности отчуждателя не является бесспорным доказательством добросовестности приобретателя». Так, судебная практика идет по пути, что для признания приобретателем добросовестным он должен был принять все разумные меры по уточнению титула. При этом «собственник вправе опровергнуть возражение приобретателя о его добросовестности, доказав, что при совершении сделки приобретатель должен был усомниться в праве продавца на отчуждение имущества» (см. Определение ВС РФ от 25 августа 2015 г. № 171-ПЭК15). То есть, помимо записи в Реестре покупатель должен проверить хотя бы наличие реального владения у продавца (хотя в ряде случаев даже это затруднительно), а еще лучше проанализировать договор или иной документ, по которому было приобретено право собственности. И это необходимо делать при существующей презумпции достоверности реестра!

Проецируя такой подход на оспаривание сделок в нашем случае, можно ли считать, что проверки сведений кадастра (на который действие принципа публичной достоверности не распространяется) должно быть достаточно, чтобы сказать, что покупатель не должен был знать о наличии ограничения пользования земельным участком?

Во-первых, обращает на себя внимание необходимость включения в стандарт «не должен был знать» хотя бы проведение фактического осмотра земельного участка. Это позволит выявить все объекты из первой группы, где может быть установлена зона с особыми условиями (так как они просто будут заметны невооруженным глазом), а также все объекты из второй группы, которые находятся по соседству и не скрыты под землей. Это позволило бы решить, например, проблему с оспариванием сделки из-за охранной зоны кладбища.

Остается другой вопрос: что делать с такими объектами, как газопроводы и прочее, которые просто не видно? Для ответа на этот вопрос стоит учесть и тот факт, что все лица, оспорившие покупку земельного участка, приобретали его для целей капитального строительства. То есть каждый из них столкнулся с тем, что рано или поздно необходимо было получить разрешение на строительство. Согласно пп. 2 п. 7 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ необходимым документом для получения разрешения на строительства является градостроительный план соответствующего земельного участка. В нем должны быть указаны минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий (ст. 44 ГрК), которые устанавливаются с учетом зон с особыми условиями использования территории (то есть, эти зоны отражены на плане). Кроме того, с 2012 г. ВС РФ недвусмысленно указал, что выдача градостроительного плана осуществляется по запросам любых лиц без обоснования цели его истребования и без необходимости предоставления каких-либо документов, за исключением документа, удостоверяющего личность лица (Решение ВС РФ от 14.05.2012 № АКПИ12-290). Более того, получение градостроительного плана участка является бесплатным (п. 17 ст. 46 ГрК). Таким образом, истцы отнюдь не были лишены возможности узнать об ограничениях в пользовании земельным участком и выяснить реальное положение дел (согласно п. 5 Информационного письма ВАС РФ № 162, это означает, что лицо не проявило должную осмотрительность). Помимо этого стоит учесть, что лицу, покупающему земельный участок для целей капитального строительства, все равно рано или поздно придется получать градостроительный план своего участка. Так почему бы не включить в категорию «не знал и не должен был знать» необходимость проверки данного документа на предмет выявления подобных зон с особыми условиями использования территории?

Конечно, такой подход нельзя распространять абсолютно на все случаи. Самым главным исключением должны стать сделки с участием граждан-непредпринимателей, которые не являются профессиональными участниками рынка. На них было бы чрезмерным возлагать подобное требование. Но введение подобных стандартов для организаций, занимающихся строительством, позволило бы повысить стабильность оборота.

Статья 56. Ограничение прав на землю

1. Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.

2. Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю:

1) особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;

2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;

3) условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности;

4) иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

3. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон.

4. Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок.

5. Ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу.

6. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

7. Ограничение прав на землю может быть обжаловано лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке.

Комментарий к статье 56 Земельного Кодекса РФ

1. Ограничения прав на землю вызваны спецификой объекта прав: его ограниченностью и незаменимостью.

Ограничения прав устанавливаются только в целях, предусмотренных п. 3 ст. 55 Конституции, п. 2 ст. 1 ГК РФ, в силу которых права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Другим важнейшим требованием введения ограничений прав на землю является закрепление оснований таких ограничений только федеральными законами.

2. Ограничения прав могут быть установлены как в публичных интересах, так и частных. В п. 2 комментируемой статьи закреплены только некоторые из возможных ограничений прав на земельные участки, которые имеют публичный характер, т.е. устанавливаются в интересах публичных образований, общества:

1) правовой режим земельных участков, расположенных в охранных и санитарно-защитных зонах, определяется не только нормами ЗК, но и иных нормативных актов. Защитные и охранные зоны устанавливаются в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной или иной деятельности. Защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, создаются в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (ст. 52 ФЗ Об охране окружающей среды»).

Это интересно:  Статья 93 КАС РФ. Окончание процессуального срока

Согласно ФЗ «О радиационной безопасности населения» санитарно-защитной зоной признается территория вокруг источника ионизирующего излучения, на которой уровень облучения людей в условиях нормальной эксплуатации данного источника может превысить установленный предел дозы излучения облучения населения. В пределах границ охранных, санитарно-защитных зон может быть введен особый режим использования земель, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые не совместимы с целями установления зон.

По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в ее проекте.

На основании ст. 90 ЗК и в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для установления полос отвода и охранных зон железных дорог. Правила установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.10.2006 N 611 (СЗ РФ. 2006. N 42. Ст. 4385).

Охранные и санитарно-защитные зоны с особыми условиями использования земельных участков могут устанавливаться и в иных случаях (вокруг сетей связи и сооружений связи, геодезических пунктов, стационарных пунктов наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением и др.);

2) в соответствии со ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды — это деятельность органов государственной власти РФ, органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной или иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. Для достижения указанных целей устанавливаются особые условия охраны окружающей среды.

Например, согласно ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. На основании проекта зон охраны объекта культурного наследия утверждаются границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов России и объектов культурного наследия, включенных в список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон. В отношении объектов культурного наследия федерального значения они утверждаются органом государственной власти субъекта РФ по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального местного (муниципального) значения — в порядке, установленном законами субъектов РФ (ст. 34).

В соответствии со ст. 35 названного Закона проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения;

3) особенности предоставления, использования земельных участков, предназначенных для размещения автомобильных дорог, особые требования к строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог предусмотрены ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Например, согласно ст. ст. 38, 39 указанного Закона строительство, реконструкция и использование платных автомобильных дорог могут осуществляться на основе концессионных соглашений, которые могут содержать обязательство концессионера в отношении капитального ремонта, ремонта и содержания платной автомобильной дороги.

Охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России, водоохранные зоны, зоны охраны источников питьевого водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ, в градостроительном законодательстве именуются зонами с особыми условиями использования территорий и подлежат отражению в документах территориального планирования и градостроительного зонирования.

3. Пункт 3 комментируемой статьи называет два основания возникновения ограничений прав на землю: акт компетентного органа и судебное решение. В силу своей природы и специфики принятия решение суда может устанавливать ограничение прав на землю только по результатам рассмотрения конкретного дела.

Собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы в связи с ограничением их прав несут определенные убытки, связанные, в частности, с невозможностью осуществления в полном объеме определенного вида деятельности. Такие убытки в соответствии со ст. 57 ЗК подлежат возмещению в полном объеме (см. комментарий к названной статье).

4. Ограничения прав, перечисленные в п. 2 комментируемой статьи, характеризуются тем, что они устанавливаются на неопределенный срок. Соответственно, они могут быть прекращены при наступлении обстоятельств, с которыми закон связывает их прекращение (например, ликвидация объекта, в связи с которым была установлена санитарно-защитная зона).

Исходя из правила п. 4 комментируемой статьи ограничениям свойственно «право следования», т.е. ограничения следуют судьбе земельного участка и переход права собственности на него не влечет за собой прекращение ограничения, установленного в законном порядке, в отношении прав на данный земельный участок.

5. Согласно ст. 1 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимость» ограничения (обременения) — наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, ареста имущества и др.). Государственная регистрация ограничения (обременения) прав на земельный участок возможна при наличии государственной регистрации ранее возникших прав на данный участок в ЕГРП.

Государственная регистрация ограничений (обременений) права собственности и иных вещных прав правами третьих лиц может проводиться по инициативе правообладателей или приобретающих указанные права лиц. Если ограничение (обременение) регистрируется не правообладателем, то правообладатель (правообладатели) обязательно уведомляется о зарегистрированном ограничении (обременении). Государственная регистрация ограничений (обременений) прав, установленных в соответствии с законодательством в публичных интересах органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляется по инициативе указанных органов с обязательным уведомлением правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости. Уведомление правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в срок не более чем пять рабочих дней со дня проведения государственной регистрации.

Зоны с особыми условиями использования земель земельный кодекс

Зоны с особыми условиями использования территорий это

4. Зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются на землях, прилегающих к объектам, в отношении которых установлены такие зоны (объект, в отношение которого установлена зона, в состав зоны не входит).

Зоны с особыми условиями использования территорий, их границы обозначаются на местности специальными информационными знаками (размер зон либо нормативно определён, либо разрабатывается в проекте).

ЗК РФ, Статья 87

(см. текст в предыдущей редакции )

Об особенностях перевода земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения или земельных участков в составе таких земель в другую категорию см.

Земельный кодекс, N 136-ФЗ

1) земли промышленности;

2) земли энергетики;

3) земли транспорта;

4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;

5) земли для обеспечения космической деятельности;

6) земли обороны и безопасности;

7) земли иного специального назначения.

Особенности правового режима этих земель устанавливаются статьями 88 — 93 настоящего Кодекса и учитываются при проведении зонирования территорий.

Ограничения, связанные с вхождением границ земельного участка в зоны особыми условиями использования территории

Ограничения зоны с особыми условиями использования территорий зависят от ее типа и назначения. Согласно Градостроительному кодексу РФ выделяются следующие типы зон с особыми условиями использования территорий: охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов и иные зоны.

Как устанавливаются границы зоны?

Зона с особыми условиями использования территорий устанавливается на основании нормативно-правового акта органа государственной власти или местного самоуправления, в котором содержатся требования и порядок установления такой зоны, а также перечень ограничений, налагаемых на использование объектов, расположенных в такой зоне.

Каждая зона имеет определенные границы.

1) земли промышленности;

2) земли энергетики;

3) земли транспорта;

4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;

5) земли для обеспечения космической деятельности;

6) земли обороны и безопасности;

7) земли иного специального назначения.

Особенности правового режима этих земель устанавливаются статьями 88 — 93 настоящего Кодекса и учитываются при проведении зонирования территорий.

Информация природоохранной прокуратуры Ленинградской области об установлении зон с особыми условиями использования земель

Так, при установлении зон с особыми условиями использования земель обязательным приложением к решению об установлении зоны с особыми условиями использования территории являются

Статья написана по материалам сайтов: stzkrf.ru, megaobuchalka.ru, zakon.ru, www.gk-rf.ru, kinteh.ru.

»


Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector