+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Статья 108 Основ. Обеспечение доказательств, требующихся для ведения дел в органах других государств

В случае необходимости для ведения дел в юрисдикционные органах других государств нотариус обеспечивает доказательства. Речь идет о тех ситуациях, когда соответствующее доказательство необходимо для совершения того либо иного юридического действия за рубежом, в частности для ведения дела в суде, в административных органах, для представления иностранному нотариусу. Так, в том случае, когда суд не оказывает содействия в истребовании доказательств, стороны сами должны их собрать, в т.ч. и за рубежом, например, получить свидетельские показания от лица, проживающего в Российской Федерации, до возбуждения дела в иностранном суде. Поскольку в Основах законодательства РФ о нотариате не конкретизирован порядок обеспечения доказательств, то следует использовать положения ст. 102 и 103 Основ законодательства РФ о нотариате и по аналогии — правила процессуального законодательства об обеспечении доказательств.

Заинтересованное в обеспечении доказательств лицо — российское или иностранное — должно подать в нотариально контору, в районе деятельности которой должны быть совершены процессуальные действия по обеспечению доказательств, заявление. В качестве заинтересованных лиц могут выступать будущие стороны судебного процесса, для защиты прав и интересов которых необходимо получение соответствующих доказательства, прежде всего истец и ответчик.

Основания для обеспечения доказательств

Основания для обеспечения доказательств могут быть самыми различными, например возможность исчезновения доказательства в связи с тяжелой болезнью свидетеля. Главной целью обеспечения доказательств является предполагаемая возможность их утраты для представления в будущий или имеющий место за рубежом судебный процесс. В этом состоит основное отличие обеспечения доказательств для российских судов (только до возбуждения дела в суде) и иностранных судов, где такое правило не оговорено. Основы законодательства РФ о нотариате не дают ответа на вопрос, можно ли обеспечивать доказательства для последующего их представления в международные коммерческие арбитражи. Указанные органы уполномочены на разрешение споров по договору сторон дела и не относятся к числу органов судебной власти, осуществляющих правосудие. Вместе с тем ст. 102 Основ законодательства РФ о нотариате допускает обеспечение доказательств, для последующего разбирательства в административных органах, например налоговых органах. Полагаем, что в случаях, указанных в положениях и регламентах международных коммерческих арбитражей, нотариусы также вправе заниматься обеспечением доказательств с целью последующего их представления в арбитраж.

При выполнении процессуальных действий по обеспечению доказательств нотариус, как нам представляется, руководствуется соответствующими нормами нотариального производства при совершении аналогичных действий для использования во внутри российском гражданском обороте. Нотариус извещает о времени и месте обеспечения доказательств стороны и заинтересованных лиц, однако их неявка не является препятствием для выполнения действий по обеспечению доказательств.

Обеспечение расходов. Легализация

Лицу, обратившемуся с просьбой о производстве обеспечения доказательств, нотариус предлагает внести в контору денежные средства на оплату вознаграждения свидетелям и экспертам и на другие расходы по производству обеспечения доказательств. Экспертам и свидетелям выдается вознаграждение за отвлечение их от занятий по ставкам, установленным для выдачи вознаграждения при вызове свидетелей и экспертов в суд.

Следует иметь в виду, что результаты исполнения поручения об обеспечении доказательств в виде, например, протокола допроса свидетеля должны быть легализованы в зависимости от государства, в котором будет использоваться данный нотариальный документ. Так, если протокол допроса свидетеля направляется во Францию, страну — участницу Гаагской конвенции, отменяющую требования легализации иностранных официальных документов, то на нем необходимо проставление апостиля.

В порядке обеспечения доказательств нотариусы могут удостоверять так называемые аффидевиты (affidavit) — письменное показание или заявление, даваемое под присягой и удостоверенное нотариусом или другим уполномоченным на это лицом. При невозможности или затруднительности личной явки свидетеля они принимаются судами США и Англии в качестве доказательств. Для совершения удостоверительной надписи о засвидетельствовании подписи на заявлениях, аффидевитах и аналогичных документах, предназначенных для действия за границей, установлена специальная форма.

В частности, аффидевиты составляются на двух языках с параллельным расположением текста. В этом случае удостоверительная надпись проставляется под обоими текстами. Наряду с удостоверением или свидетельствованием документа в нем указывается свидетельствование сделанного нотариусом перевода или свидетельствование подлинности подписи переводчика.

В этих случаях совершаются две удостоверительные надписи одна — на русском языке под русским текстом, вторая аналогичная надпись — на иностранном языке под иностранным текстом, Нотариус расписывается дважды: под русским текстом — буквами русского алфавита, под иностранным текстом — буквами латинского алфавита.

Обеспечение доказательств, необходимых для ведения дел в органах других государств

В практике часто требуется, чтобы орган одного государства исследовал доказательство, находящееся на территории другого государства. Это возможно только в рамках сотрудничества между органами двух соответствующих государств, основанного на общепризнанных принципах международного публичного права .

Однако правовая помощь, оказываемая российскими органами юстиции органам юстиции иностранных государств, не всегда эффективна для защиты законных интересов российских граждан и юридических лиц. Для того чтобы российские нотариусы оказали правовую помощь в делах, где участвуют такие граждане и юридические лица, иностранное учреждение юстиции должно обратиться к ним с поручением об исследовании доказательства, находящегося на территории Российской Федерации. По законодательству многих иностранных государств обязанность представления доказательств возлагается на стороны, поскольку суд или иной орган государства играет пассивную роль и не приходит сторонам на помощь при сборе доказательств независимо от того, где они находятся. Поэтому суды таких стран часто отклоняют просьбы сторон о направлении поручений учреждениям юстиции другого государства. В то же время сторона, не сумевшая представить доказательства, признается проигравшей процесс.

Особенно часто оказываются в затруднительном положении российские граждане и юридические лица, ведущие дела в органах соответствующих государств. Статья 108 Основ дает возможность российским нотариусам наладить международное сотрудничество в вопросах доказывания независимо от позиции, занятой иностранными органами.

В целях обеспечения доказательств, требующихся для ведения дел в органах иностранных государств , российские нотариусы допрашивают свидетелей, производят осмотр письменных и вещественных доказательств, назначают экспертизу. Обеспечение доказательств, необходимых для ведения дел в органах иностранных государств, с одной стороны, существенно отличается от обеспечения доказательств до возникновения дела в российском суде, а с другой — имеет с этим действием отдельное сходство.

Это интересно:  Статья 23.2 КоАП РФ. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Отличие состоит в том, что доказательства, требующиеся для иностранного органа, могут быть обеспечены по просьбе обратившегося за совершением этого нотариального действия лица независимо от того, имеет ли оно основания опасаться, что представление доказательств станет впоследствии невозможным или затруднительным. Доказательство должно быть обеспечено, даже если такой опасности нет. Кроме того, доказательство, требующееся для ведения дела в иностранном органе, должно быть обеспечено, несмотря на то, что дело уже ведется в иностранном суде.

Российское законодательство не содержит каких-либо ограничений в отношении характера иностранного органа, который ведет дело. Это могут быть не только суд общей юрисдикции, третейский суд, арбитраж или другое учреждение юстиции, но и административный, финансовый, валютный, таможенный или иной орган другого государства. Также не имеет значения вид дела, ведущегося за границей. Это могут быть дела о наследстве, о купле или продаже недвижимости, находящейся за границей, о расторжении брака и др.

Доказательство обеспечивается независимо от положения дела: до его возбуждения, во время его рассмотрения, во время обжалования решения, на стадии кассационного или апелляционного обжалования и т.д. Однако обеспечение доказательств не должно производиться, если это противоречит суверенитету или угрожает безопасности Российской Федерации.

В ряде отношений обеспечение доказательств для иностранных органов сходно с обеспечением доказательств для российских органов. И в том и в другом случаях целью обеспечения доказательств является представление другому органу возможности всесторонне и полностью исследовать и оценить доказательства, необходимые для правильного разрешения дела. Вследствие этого закон одинаково решает многие вопросы, возникающие перед нотариусом при совершении данных нотариальных действий.

Обеспечение доказательств для иностранных органов производится по общим правилам, предусмотренным в ст. 102 и 103 Основ, а также другими законодательными актами, действующими в Российской Федерации. Лицо, заинтересованное в обеспечении доказательств для иностранного органа, подает нотариусу, в нотариальном округе которого должно быть совершено процессуальное действие по обеспечению доказательств, заявление. О совершении вышеуказанного нотариального действия могут просить всякий имеющий право обращаться за его совершением гражданин РФ, российское юридическое лицо, иностранный гражданин, лицо без гражданства, а также иностранное юридическое лицо. Все они должны представить нотариусу доказательства, что совершение данного действия необходимо для ведения дела в органе иностранного государства.

При выполнении процессуальных действий по обеспечению доказательств нотариусы руководствуются соответствующими нормами Гражданского процессуального кодекса РФ. Нотариус обязан известить о времени и месте обеспечения доказательств другую сторону и заинтересованных лиц, однако их неявка не является препятствием для выполнения действий по обеспечению доказательства. Обеспечение доказательств без извещения производится лишь в случаях, не терпящих отлагательства, или тогда, когда невозможно определить, кто впоследствии будет участвовать в деле. Если свидетель или эксперт не являются по вызову, нотариус сообщает об этом судье по месту жительства свидетеля или эксперта для принятия к ним мер, предусмотренных ГПК РФ.

В обязанности нотариуса входит также предупреждение свидетеля и эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного показания или заключения и за отказ или уклонение от дачи показаний или заключения.

Статья 108 Основ. Обеспечение доказательств, требующихся для ведения дел в органах других государств

Статья 108. Обеспечение доказательств, требующихся для ведения дел в органах других государств

Комментарий к статье 108

Обеспечение нотариусом доказательств, требующихся для ведения дел в судебных и иных органах других государств, производится по общим правилам (см. комментарий к ст. 102, 103 Основ). При этом обращение об обеспечении доказательств может исходить как от заинтересованных лиц — участников разбирательства за рубежом (их представителей), так и от соответствующего суда или иного органа иностранного государства и направлено нотариусу в порядке оказания международной правовой помощи (см. комментарий к ст. 107).
В порядке обеспечения доказательств для иностранных производств нотариусы допрашивают свидетелей, производят осмотр письменных и вещественных доказательств, назначают экспертизу.
Обеспечение доказательств для органов иностранных государств производится на любой стадии производства в иностранном учреждении, в том числе до возбуждения дела, в процессе его рассмотрения, обжалования, исполнения и т.д. Не имеет также значения, какой иностранный орган ведет или должен вести производство — суд, нотариус, третейский суд или международный коммерческий арбитраж, административный или иной орган. Не подлежит контролю и наличие исключительной компетенции российских судов или иных органов по рассмотрению соответствующего дела, а также возможность признания и приведения в исполнение на российской территории юрисдикционных актов иностранного органа, выносимых по результатам его разрешения.
В ходе обеспечения доказательств для иностранных производств нотариус обеспечивает соблюдение процессуального стандарта состязательности, в соответствии с которым заинтересованные лица вправе не только знать и присутствовать при совершении соответствующих действий, но и пользоваться при этом всей совокупностью процессуальных прав, предусмотренных законом (ст. 35 ГПК РФ, ст. 41 АПК РФ). Кроме того, по просьбе заинтересованных лиц или запрашивающего иностранного органа нотариус может также учесть согласно ч. 2 ст. 104 Основ и п. 2 ст. 1192 ГК РФ императивные нормы иностранного права, предписывающего особый порядок обеспечения доказательств и оформления его результатов. Так, среди специальных форм, предусмотренных иностранным правом, использование которых допустимо при обеспечении доказательств для органов других государств, можно назвать, например, приведение свидетеля к присяге, заполнение заинтересованным лицом специальных формуляров, вопросников или иных стандартизированных документов с дополнительным свидетельствованием нотариусом подлинности подписей под ними, участие консульских агентов и иных специально уполномоченных иностранным судом или иным органом лиц, обязательное применение средств аудио- и видеофиксации и др.
Протоколы и все собранные в результате обеспечения доказательств материалы выдаются заинтересованным лицам на руки или, если соответствующие действия совершались по поручению (просьбе) иностранного органа об оказании правовой помощи, направляются через территориальный орган Минюста России для передачи компетентному учреждению запрашивающего государства в установленном международным договором порядке.

Закон о нотариате с комментариями (стр. 41 из 42)

Статья 108. Обеспечение доказательств, требующихся для ведения дел в органах других государств

Нотариус обеспечивает доказательства, требующиеся для ведения дел в органах других государств.

Комментарий к статье 108

1. В практике часто требуется, чтобы орган одного государства исследовал доказательство, находящееся на территории другого государства. Это возможно только в рамках сотрудничества между органами двух соответствующих государств, основывающегося на общепризнанных принципах международного публичного права.

Это интересно:  Статья 1168 ГК РФ. Преимущественное право на неделимую вещь при разделе наследства

По законодательству многих иностранных государств обязанность представления доказательств возлагается на стороны. Суд не приходит сторонам на помощь при сборе доказательств независимо от того, где они находятся. Поэтому суды таких стран часто отклоняют просьбы сторон о направлении поручения учреждениям юстиции другого государства. В то же время сторона, не сумевшая представить доказательства, считается проигравшей процесс. Практика показала, что особенно часто оказываются в затруднительном положении российские граждане и юридические лица, ведущие дела в органах соответствующих государств. Статья 108 Основ дает возможность российским нотариусам наладить международное сотрудничество в вопросах доказывания независимо от позиции, занятой иностранными органами.

2. В целях обеспечения доказательств, требующихся для ведения дел в органах иностранных государств, российские нотариусы допрашивают свидетелей, производят осмотр письменных и вещественных доказательств, назначают экспертизу.

Обеспечение нотариусами доказательств, требующихся для ведения дел в органах иностранных государств, с одной стороны, существенно отличается от обеспечения доказательств до возникновения дела в российском суде, а с другой — имеет с этим последним действием и отдельные черты сходства.

Отличие состоит в том, что доказательства, требующиеся для иностранного органа, могут быть обеспечены по просьбе обратившегося за совершением этого нотариального действия лица независимо от того, имеет ли оно основания опасаться, что представление доказательств станет впоследствии невозможным или затруднительным. Доказательство должно быть обеспечено, даже если такой опасности нет. Кроме того, доказательство, требующееся для ведения дела в иностранном органе, должно быть обеспечено, несмотря на то, что дело уже ведется в иностранном суде.

Обеспечение доказательств, требующихся для иностранного органа, в ряде отношений сходно с обычным обеспечением доказательств. В обоих случаях нотариус обеспечивает доказательства для того, чтобы другой орган был в состоянии их всесторонне исследовать и оценить. Поэтому закон одинаково решает многие вопросы, возникающие перед нотариусом при совершении этих действий.

3. О совершении нотариального действия, предусмотренного ст. 108 Основ, может просить всякий имеющий право обращаться за его совершением гражданин РФ, российское юридическое лицо, иностранный гражданин, лицо без гражданства, а также иностранное юридическое лицо. Они должны представить нотариусу доказательства, что совершение данного действия необходимо для ведения дела в органе иностранного государства.

Закон не устанавливает каких-либо ограничений в отношении характера иностранного органа, который ведет дело. Речь может идти не только о суде, третейском суде, арбитражном суде или вообще об учреждении юстиции, но и об административном, финансовом, валютном, таможенном или ином органе другого государства. Не играет роли и вид дела, ведущегося за границей: это может быть наследственное дело, дело о продаже недвижимости, находящейся за границей, дело о расторжении брака и т.п. Доказательство обеспечивается независимо от положения дела: до его возбуждения, во время его рассмотрения, во время обжалования решения, на стадии кассационного или апелляционного обжалования и т.д.

Обеспечение доказательств, требующихся для ведения дел в органах иностранных государств, не должно, однако, производиться, если это противоречило бы суверенитету РФ или угрожало бы безопасности РФ.

Совершение данного нотариального действия регулируется общими правилами, содержащимися в разделе II Основ, и осуществляется по правилам, действующим в Российской Федерации.

Статья 109. Международный договор

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила о нотариальных действиях, чем те, которые предусмотрены законодательными актами Российской Федерации, при совершении нотариальных действий применяются правила международного договора.

Если международный договор Российской Федерации относит к компетенции нотариуса совершение нотариального действия, не предусмотренного законодательством Российской Федерации, нотариус производит это нотариальное действие в порядке, устанавливаемом Министерством юстиции Российской Федерации.

Комментарий к статье 109

1. Часть 1 ст. 109 Основ устанавливает правило о том, что нотариус и другое должностное лицо, совершающее нотариальные действия, применяют норму международного договора не только в тех случаях, когда она расходится с правилом, которое содержится в российском гражданском или гражданско-процессуальном законодательстве, но и тогда, когда норма договора расходится с правилом российского законодательства о нотариальных действиях.

Часть 1 ст. 109 Основ имеет важное практическое значение. Российская Федерация заключила с иностранными государствами большое число международных договоров, содержащих нормы, касающиеся нотариальных действий. Количество таких договоров постоянно возрастает. Поэтому при совершении нотариального действия, затрагивающего гражданина иностранного государства либо иностранное юридическое лицо, нотариус и другое должностное лицо, совершающее это действие, должны прежде всего выяснить, не имеется ли у Российской Федерации с соответствующим иностранным государством вступившего в силу международного договора, содержащего правила по этим вопросам. В положительном случае они должны применить при совершении нотариального действия нормы этого международного договора, а не нормы российского законодательства. Вопросы же, по которым в соответствующем международном договоре нет норм, определяются правилами российского законодательства.

2. Международные договоры, заключенные Российской Федерацией с иностранными государствами, содержат большое количество норм о нотариальных действиях. В некоторых договорах имеются сходные правила, но очень часто между разными договорами имеются различия. Таким образом, правила международных договоров Российской Федерации о нотариальных действиях могут быть охарактеризованы лишь в общих чертах.

Соответствующие договоры Российской Федерации являются двусторонними. Как правило, это либо договоры об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, либо консульские договоры (или консульские конвенции).

Характеризуя содержание норм международных договоров, следует прежде всего отметить правила, дающие консулам одной стороны право совершать нотариальные действия на территории другой стороны. При этом консулы наделяются правом совершать точно поименованные в договорах действия. Сравнение норм международных договоров с перечнем, содержащимся в российском законодательстве (ст.ст. 38 и 39 Основ), показывает, что иностранные консулы обладают по международным договорам более узкой компетенцией, чем соответствующие органы. Кроме того, во многих международных договорах содержатся различные условия, при которых консул вправе совершать разрешенное нотариальное действие. Эти условия относятся к месту, где совершается действие, или к гражданству лиц, ходатайствующих о совершении действия, либо к объекту данного действия и т.д.

Что касается видов нотариальных действий, то в международных договорах очень часто говорится о праве консула свидетельствовать верность переводов, а также верность копий документов и выписок из них. Консулам обычно дается право свидетельствовать на документах подлинность подписи граждан представляемого государства. Как правило, особо упоминается право консула удостоверять завещания граждан своего государства.

Это интересно:  Статья 104 ЗК РФ. Цели установления зон с особыми условиями использования территорий

В международных договорах, заключенных Российской Федерацией, значительное внимание уделяется регулированию деятельности консула при принятии мер к охране наследственного имущества. Соответствующие правила, однако, в разных договорах существенно отличаются друг от друга. Поэтому и права консулов в различных договорах имеют различный характер и объем: от права просить о принятии мер к охране наследственного имущества до права принимать меры к охране наследства, открывшегося после смерти гражданина представляемого государства.

В ряде международных договоров Российской Федерации консулам дано право удостоверять не только завещания, но и другие сделки. Впрочем, при этом довольно часто делаются различные оговорки (о гражданстве участников сделки, о месте нахождения ее объекта и т.д.).

В некоторых договорах упоминается право консула принимать на хранение документы от граждан своего государства. Иногда предусматривается также право совершать некоторые другие нотариальные действия.

Важное практическое значение имеют нормы международных договоров Российской Федерации об освобождении от консульской легализации. Они иногда сформулированы по-разному, но смысл их в общем сходен. Например, во многих договорах об оказании правовой помощи по гражданским, семейным делам предусматривается, что документы, которые на территории одной договаривающейся стороны были выданы в установленной форме или заверены компетентным государственным органом и удостоверены официальной печатью, принимаются на территории другой договаривающейся стороны без легализации.

Мосты в будущее: Медведев призвал уйти от «закрытых клубов» государств

Страны Азии должны прилагать совместные усилия для противостояния политике вмешательства и ограничений. Об этом заявил премьер-министр РФ, председатель «Единой России» Дмитрий Медведев на Х Генеральной ассамблее Международной конференции азиатских политических партий (МКАПП). По мнению председателя российского правительства, необходимо уйти от блокового мышления и «закрытых клубов» государств в Евразии.

На конференции встретились свыше 320 участников, из которых 275 представляют 74 политические партии из 42 стран. Делегаты из КНР, Японии, Северной и Южной Кореи, стран АСЕАН, Сирии, Ирана, Ирака, Казахстана, Азербайджана, Армении, Турции и ряда других государств обсуждали роль политических партий в формировании международного сотрудничества и борьбе с экстремизмом.

— При всей широте мнений мы солидарны в главном — все мы стремимся к миру, к согласию, к равноправию, к взаимопониманию между государствами. Хотя, к сожалению, часто наблюдаем совершенно иную картину — вмешательство в суверенные дела государств, ограничения. Для противостояния такой политике требуются наши с вами совместные усилия, — заявил Дмитрий Медведев. — Сейчас важно, чтобы никакие искусственные барьеры нам не мешали, чтобы на евразийском пространстве не возникало разделительных линий, чтобы ушли в прошлое блоковое мышление и «закрытые клубы» из государств.

Россия готова к взаимодействию с партнерами исключительно на принципах международного права, взаимного уважения и учета интересов друг друга. Все партнеры по международному сообществу — от самых крупных стран до самых небольших — равноправные участники.

— Все мы понимаем что то, что было принято называть в XX веке таким словом, как неоколониализм, — это явление, по сути, во многом сохраняется, — отметил Дмитрий Медведев. — Есть страны, которые пытаются силой навязывать другим странам свои представления о мироустройстве, якобы для их же блага, учить тому, что такое демократия, как надо выстраивать свою политическую систему, развивать правовую систему. Для этого используются и политическое давление, и торговые войны, и экономические санкции, но, как известно, на небеса или в рай никого силой загнать невозможно, никакими благами такие намерения оправдать нельзя — каждый народ сам определяет свою судьбу.

Председатель правительства напомнил, что 18 октября состоялся 12-й саммит форума «Азия–Европа», одной из тем которого стало укрепление сотрудничества в условиях довольно сложной мировой торгово-экономической конъюнктуры. И государства здесь должны объединить свои усилия.

— Конечно, это задача на десятилетия вперед, но есть то, с чем медлить категорически нельзя, — это мирное урегулирование споров, конфликтов, которого нужно достигать дипломатическим путем, — подчеркнул Дмитрий Медведев.

Он отметил, что Россия приветствует диалог между КНДР и Республикой Корея, которые «в последние месяцы существенно снизили градус напряжения между странами, то есть по обе стороны от 38-й параллели». Дмитрий Медведев подчеркнул, что Москва оказывает «содействие всем шагам к миру и сотрудничеству, которые содержатся в соответствующей «дорожной карте».

На Генеральной ассамблее обсуждались пути решения самых острых проблем. Первая и самая главная из них — это бедность, отметил премьер-министр. Поодиночке бороться с ней невозможно, «требуется объединять ресурсы всего мирового сообщества», сказал Дмитрий Медведев. Он пояснил, что вклад России в эти процессы весом — РФ, в частности, выделяет значительные деньги на развитие азиатского региона.

Дмитрий Медведев добавил, что совместные проекты в гуманитарной сфере со странами Азии, Ближнего и Среднего Востока — это «мосты в будущее». В том числе необходимо развивать сотрудничество между молодежью разных государств. Интерес к России в странах Азии постоянно растет, многие молодые люди отдают предпочтение российской системе образования. За прошлый год дипломы наших вузов получили более 18 тыс. человек из разных стран. Дмитрий Медведев рассчитывает, что эта цифра будет расти.

По словам председателя комитета Совфеда по международным делам и члена высшего совета партии «Единая Россия» Константина Косачева, «современный мир во многом продолжает существовать на блоковой основе, где главными оказываются не столько ценности, сколько интересы».

— И реализация этих интересов в современном мире определенными блоками происходит, к моему глубокому сожалению, за счет подавления либо игнорирования интересов других государств и народов, не состоящих в том или ином блоке, — отметил сенатор.

«Единая Россия» предложила всем заинтересованным партиям — участникам МКАПП — открытое и полноценное сотрудничество.

Статья написана по материалам сайтов: studbooks.net, isfic.info, kommentarii.org, mirznanii.com, iz.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector