+7 (499) 928-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Статья 183.4 закона о банкротстве

1. В целях участия в деле о банкротстве финансовой организации кредиторы вправе заявить свои требования к финансовой организации:

1) в ходе наблюдения в течение тридцати календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения;

2) в ходе конкурсного производства в течение двух месяцев с даты опубликования сведений о признании финансовой организации банкротом.

2. Требования кредиторов, указанные в пункте 1 настоящей статьи, направляются в арбитражный суд, финансовую организацию и арбитражному управляющему с приложением документов, подтверждающих обоснованность этих требований.

3. Арбитражный управляющий включает поступившие требования в реестр заявленных требований кредиторов, который ведется в порядке, установленном статьей 16 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Арбитражный управляющий не вправе отказать во включении поступивших требований в реестр заявленных требований кредиторов. Реестр заявленных требований кредиторов подлежит закрытию по истечении сроков, установленных пунктом 1 настоящей статьи.

Арбитражный управляющий обязан обеспечить финансовой организации, представителю учредителей (участников) финансовой организации, саморегулируемой организации финансовых организаций, членом которой является финансовая организация, кредиторам, предъявившим требования к должнику, а также иным лицам, участвующим в деле о банкротстве, возможность ознакомления с реестром заявленных требований кредиторов и основаниями для включения требований в реестр заявленных требований кредиторов финансовой организации (в том числе с заявленными требованиями и приложенными к ним документами).

4. При составлении реестра заявленных требований кредиторов в него включаются:

1) в ходе наблюдения — требования, заявленные в пределах сроков, установленных подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи;

2) в ходе конкурсного производства — требования, заявленные в ходе наблюдения по истечении сроков, установленных подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, а также требования, заявленные в ходе конкурсного производства до истечения сроков, установленных подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи.

5. Возражения относительно требований кредиторов, включенных в реестр заявленных требований кредиторов, могут быть предъявлены в арбитражный суд финансовой организацией, временным управляющим или конкурсным управляющим, представителем учредителей (участников) финансовой организации, саморегулируемой организацией финансовых организаций, членом которой является финансовая организация, а также кредиторами, предъявившими требования к финансовой организации. Такие возражения предъявляются в течение тридцати дней с даты закрытия реестра заявленных требований кредиторов.

6. При наличии возражений относительно требований кредиторов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, арбитражный суд проверяет обоснованность указанных требований и наличие оснований для включения указанных требований в реестр требований кредиторов.

Требования кредиторов, относительно которых поступили возражения, рассматриваются судьей арбитражного суда в заседании арбитражного суда в течение месяца с даты истечения установленного пунктом 5 настоящей статьи срока предъявления возражений относительно требований кредиторов.

По результатам рассмотрения указанных требований выносится определение о включении или об отказе во включении указанных требований в реестр требований кредиторов. В определении арбитражного суда о включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов указываются размер указанных требований и очередность их удовлетворения.

Определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов вступает в силу немедленно и может быть обжаловано. Определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов направляется арбитражным судом в финансовую организацию, арбитражному управляющему, кредитору, предъявившему указанные требования, и реестродержателю.

7. Требования кредиторов, которые указаны в пункте 1 настоящей статьи и относительно которых не поступили возражения в порядке и в сроки, которые установлены настоящим Федеральным законом, признаются установленными в составе, размере и очередности, которые заявлены кредитором, в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и подлежат включению арбитражным управляющим в реестр требований кредиторов после закрытия реестра заявленных требований кредиторов.

Для целей определения количества голосов, принадлежащих конкурсным кредиторам и уполномоченным органам на собрании кредиторов, учитываются требования, включенные в реестр требований кредиторов.

В случае включения арбитражным управляющим в реестр требований кредиторов в нарушение правил, установленных абзацем первым настоящего пункта, требования, относительно которого поступило возражение, лицо, предъявившее это возражение, вправе подать в течение десяти дней со дня, когда оно узнало или должно было узнать о таком включении, в арбитражный суд жалобу на данные действия арбитражного управляющего, которая рассматривается арбитражным судом по правилам, установленным пунктом 6 настоящей статьи.

8. Установление состава, размера и очередности удовлетворения иных требований кредиторов, в том числе требований, заявленных после закрытия реестра заявленных требований кредиторов, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, без учета положений, предусмотренных настоящей статьей.

Содержание

Обзор Закона № 482-ФЗ дополняющий ФЗ-127 о банкротстве

Коротко обозначу основные новеллы, вносимые законом № 482-ФЗ в закон о несостоятельности (банкротстве) (далее – ЗоНБ).

1. Немного меняется порядок определения состава и размера денежных обязательств и обязательных платежей – теперь они определяются не на дату подачи в суд заявления о банкротстве, а на дату введение первой процедуры (ст. 4 ЗоНБ).

Вместе с тем п. 1 ст. 5 ЗоНБ касательно критериев квалификации требований в качестве текущих остался без изменений.

Сакральный смысл изменений закона в данной части остался мне неясным.

Раньше всё было просто: все требования, возникшие до даты подачи заявления в суд – реестровые, после – текущие.

Теперь же будет путаница.

2. Поднята планка входа в банкротство со 100 т.р. до 300 (ст.ст. 6, 33 ЗоНБ). Правильно, давно пора.

Планка входа на банкротство для стратегических предприятий и организаций, а так же субъектов естественных монополий поднята с полумиллиона до миллиона (ст.ст. 190, 197 ЗоНБ).

3. Уточняется порядок обращения в суд кредитора в случае, если обязанность по оплате денежных средств установлена решением третейского суда. Теперь первоначально кредитор должен обратиться в суд за выдачей исполнительного листа, а судебный акт по данному поводу должен вступить в законную силу (ст. 7 ЗоНБ). Новелла, очевидно, принята в рамках борьбы с «карманными» третейскими судами.

3. Два традиционно крупнейших кредитора – банки и Российская Федерация в лице ФНС – получили привилегии по «отстрелу» должников. Теперь для инициирования банкротства им не требуется подтверждать задолженность в судебном порядке. Банки получают право на обращение в суд с даты возникновения признаков банкротства, ФНС – через месяц после принятия решения о взыскании задолженности налоговым либо таможенным органом (ст. 7 ЗоНБ).

Т.о. риск прокредиторского банкротства для должников существенно возрастает. Как следствие – повышается актуальность юр.услуг по оспариванию решений налоговых и таможенных органов. Не оспорил – через месяц лови банкротство. Не заплатил по кредиту в течение трех месяцев – эффект тот же.

4. За 15 дней до обращения в суд с заявлением о признании должника банкротом банк обязан опубликовать уведомление в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц (ст. 2.1 ЗоНБ)

5. Залоговые кредиторы получили право голосовать за кандидатуру арбитражного управляющего (далее — АУ) или СРО (читай — продвигать своих АУ), за обращение в суд с ходатайством об отстранении АУ и за обращение в суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и перехода к внешнему управлению (ст. 12 ЗоНБ).

6. Уточняется порядок уведомления кредиторов о собрании – не менее чем за пять рабочих дней. Ранее было – календарных (ст. 13 ЗоНБ).

7. Дополнен порядок оформления результатов голосования на собрание кредиторов, установлен срок хранения данных документов, порядок доступа к ним, установлена обязанность публиковать в течение трех дней сведения в ЕФРСБ (ст. 18 ЗоНБ). В целом – ничего нового, раньше всё практически так и было.

8. Право АУ запрашивать сведения расширено и дополнено (абз. 7 п. 1 ст. 20.3 ЗоНБ):

А) теперь АУ вправе запрашивать информацию так же о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника;

Б) в число лиц, обязанных предоставлять АУ сведения, включены органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации;

В) прямо указано на право АУ запрашивать сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну, что, впрочем, и раньше не было особой проблемой.

9. Расходы на текущую деятельность должника отделены от расходов на процедуры банкротства (ст. 20.7 ЗоНБ)

10. В размере фактических затрат будут компенсироваться расходы на услуги БТИ и иных лиц, если они необходимы для гос.регистрации прав должника на недвижимость (ст. 20.7 ЗоНБ).

11. АУ обязан заключить договор дополнительного страхования по решению СРО либо в случае предъявления к нему такого требования должником или кредиторами (ст. 24.1 ЗоНБ)

12. Установлен минимальный размер компенсационного фонда – 20 млн.р. (ст. 25.1 ЗоНБ).

13. Изменен размер компенсационной выплаты из фонда СРО – ранее было не более 25% фонда, сейчас – не более 5 млн.р. на один «страховой» случай или не более 1 млн.р., если АУ заключил договор на дополнительное страхование (ст. 25.1 ЗоНБ)

14. Установлен срок, в течение которого руководитель должника обязан направить учредителям (участникам) должника, собственнику имущества должника – унитарного предприятия сведения о наличии признаков банкротства – 10 дней с даты, когда руководитель узнал или должен был узнать (ст. 30 ЗоНБ). За неисполнение данной обязанности в ч. 6 ст. 14.13 КоАП РФ установлен штраф – от 25 до 50 т.р.

15. Должник утрачивает право выбирать кандидатуру АУ и СРО. За 15 дней до подачи заявления о банкротстве в суд должник обязан опубликовать уведомление в Едином федеральном реестре сведения о фактах деятельности юридических лиц, после чего узнать выбранную в случайном порядке СРО, включить её в заявление о банкротстве, а уж в СРО выберет кандидатуру АУ (ст. 37 ЗоНБ). Обходить норму будут классически — через заявление «дружественного» кредитора.

16. Установлены основания для отказа в утверждении АУ судом – это информация об отсутствии у арбитражного управляющего достаточной компетентности, добросовестности и независимости для проведения процедуры (ст. 45 ЗоНБ). Из текста не вполне ясно, предоставляется такая информация только из СРО или может быть предоставлена иными лицами. Однако даже в случае наличия такой информации АУ может быть утвержден судом, но для этого потребуется дополнительное страхование (на страховую сумму не менее размера компенсационного фонда СРО на последнюю отчетную дату). В этом случае уменьшается размер возможной выплаты из фонда СРО с 5 до 1 млн.р. (ст. 45 ЗоНБ).

17. Несколько изменен порядок признания требования заявителя обоснованным и введении наблюдения. В целом все ясно и логично с учетом поправок, но одна фраза заставила задуматься: «Определение об отказе во введении наблюдения и оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения выносится при условии, если имеется иное заявление о признании должника банкротом» (ст. 48 ЗоНБ). Ранее конкуренция заявлений разрешалась по датам их подачи. Как будет – неясно.

18. Изменен порядок начисления процентов на сумму требований конкурсных кредиторов (ст. 63 ЗоНБ).

19. Суд вправе прекратить производство по делу о банкротстве, если должник является платежеспособным, а заявление о банкротстве было подано должником либо кредитором, являющимся заинтересованным лицом, если данные лица знали о платежеспособности должника, а заявление было подано с целью необоснованного неправомерного получения выгод от банкротства (п. 6 ст. 63 ЗоНБ).

Это интересно:  Статья 143. ЖК РФ Членство в товариществе собственников жилья - Жилищный кодекс РФ

Конструкция громоздкая, хитрая и с учетом массовой практики по выводу активов едва ли будет активно применяться.

20. Временный управляющий и лица, участвующие в деле, вправе возражать против включения требований в реестр по мотиву пропуска срока исковой давности (ст.ст. 66, 71 ЗоНБ).

21. Установлена обязанность временного управляющего предоставлять в суд заключение о наличии или об отсутствии оснований для оспаривания сделок должника (ст. 67 ЗоНБ). Раньше мы писали заключения только в случае, если не находили оснований для оспаривания сделок. Если находили – просто оспаривали. Теперь заключение по всем случаям обязательно.

22. В случае, если собрание кредиторов, рассматривающее вопросы, отнесенные к компетенции первого собрания кредиторов, созывается после завершения наблюдения, к такому собранию применяются нормы, относящиеся к первому собранию кредиторов (ст. 73 ЗоНБ).

23. Существенно изменена ст. 100 ЗоНБ. В частности, АУ обязан в течение пяти дней с даты получения требования кредитора опубликовать сведения о требовании в ЕФРСБ.

24. Вводятся ст.ст.111.1-111.8 ЗоНБ об операторах электронных площадок. Текст достаточно объёмный, потому не дублирую.

25. Изменен порядок замещения активов должника в ст. 141 ЗоНБ, ст. 115 ЗоНБ дополнена пунктами 7-11.

26. Расширены требования к отчету АУ – дополнительно нужно указывать сведения о мерах по взысканию дебиторки; сведения о сумме текущих обязательств должника с указанием процедуры, применяемой в деле о банкротстве, в ходе которой они возникли, их назначения, основания их возникновения, размера обязательства и непогашенного остатка; сведения о предпринятых мерах по признанию недействительными сделок должника, а также по заявлению отказа от исполнения договоров должника (ст.ст. 117, 143 ЗоНБ).

27. Дополнен порядок продажи социально значимых объектов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ или объектов коммунальной инфраструктуры. Если они не были проданы в форме конкурса, порядок продажи определяют кредиторы. В т.ч. возможна продажа путем публичного предложения или путем приглашения делать оферты, главное – взятие участниками торгов на себя обязательств заключить с органами местного самоуправления соглашение об исполнении условий касательно указанных объектов. В случае неисполнения соглашения органы местного самоуправления вправе обратиться в суд с заявлением о расторжении договора, что влечет передачу органам объектов, а покупателю из местного бюджета компенсируется сумма, оплаченная по договору с должником (ст. 132 ЗоНБ).

28. Арбитражный суд вправе уменьшить размер требований по оплате труда любых работников должника в случае, предусмотренном п. 4 ст. 136 ЗоНБ.

29. Залоговый кредитор теперь определяет в т.ч. начальную продажную цену предмета залога, порядок и условия проведения торгов, порядок и условия обеспечения сохранности предмета залога. Данные сведения включаются АУ в ЕФРСБ не позднее 15 дней до начала торгов. Установлен срок обращения в суд за разрешением разногласий между АУ и залоговым кредитом по указанным моментам – 10 дней с даты публикации в ЕФРСБ. Залоговый кредитор вправе оставить предмет залога на любом этапе публичного предложения по цене, действующей на данном этапе, если нет иных заявок, путем одновременно подачи заявления АУ и перечисления денежных средств на спец.счет должника. Расходы на обеспечение сохранности предмета залога и реализацию его на торгах погашаются до распределения денежных средств согласно п. 1, 2 ст. 138 ЗоНБ.

30. В случае неисполнения должником мирового соглашения кредиторы теперь вправе получить исполнительный лист (ст. 167 ЗоНБ).

31. Увеличен срок возражений на включение требований в деле о банкротстве финансовой организации — с 15 до 30 дней (ст. 183.26 ЗоНБ).

32. Усилена административная ответственность по ч. 1 и 2 ст. 14.13 КоАП РФ — теперь она составляет от 50 до 100 т.р. (благо размеры штрафов в части третьей не тронули). Расширен перечень субъектов ответственности по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ. Расширена формулировка ч. 4 ст. 14.13 КоАП РФ – теперь карается в т.ч. несвоевременное предоставление АУ сведений и документов.

Что можно сказать в целом?

Многие нормы понятны, логичны и направлены на повышение прозрачности процедур банкротства.

Некоторые нормы носят прокредиторский и откровенно лоббистский характер. Видимо, в качестве компенсации за закон о банкротстве физ.лиц банкам дали право продвигать своих АУ и обращаться с заявлением о банкротстве без судебного акта.

Жизнь должников явно станет сложнее и рискованней.

Некоторые поправки – в ст.ст. 18, 100, 111.1-111.8, 115, 141 ЗоНБ – не стал подробно рассматривать и рекомендую для самостоятельного ознакомления.

И все это счастье (за исключением некоторых положений) вступает в силу с 31 января 2015 года! В общем, экшн ожидается ещё тот.

Банкротство компаний: новые правила игры

29 января 2015 г. вступили в силу изменения в законодательство о банкротстве юридичес­ких лиц. Поменялось многое: от оснований возбуждения дела о банкротстве до его процессуальных нюансов и статуса участников. Однако адаптироваться к нововведениям компаниям приходится буквально «на лету», так как с момента принятия закона до вступ­ления в силу значительной части поправок прошел всего месяц.

Прошлый год ознаменовался реформой российского законодательства о банкротстве. Безусловно, крупнейшим событием здесь можно считать введение норм, позволяющих применять на практике институт банкротства гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем (см. «ЭЖ», 2015, № 03, с. 07, 15). Напомним, что институт банкротства гражданина был известен по действующему Закону о банкротстве (Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», далее — Закон о банкротстве) еще в его первоначальной редакции 2002 г. Однако согласно п. 2 ст. 231 данного Закона вступление в силу положений о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями (глава Х), было обусловлено вступлением в силу закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы. По­этому, на наш взгляд, говорить о введении в Закон о банкротстве нового правового института в данном случае не совсем коррект­но.

Но банкротство граждан — не единственное изменение 2014 г. Так, Федеральным законом от 29.12.2014 № ­482-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О несостоятельности (банкротстве)“ и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее — Закон № ­482-ФЗ) внесены значительные по своему масштабу поправки в действую­щий Закон о банкротстве в отношении несостоятельнос­ти юридичес­ких лиц. Участникам гражданского оборота уже приходится работать по новым правилам: ведь с момента принятия закона до вступления в силу прошел всего месяц (поправки вступили в силу 29 января 2015 г.). Эта статья поможет разобраться в ключевых нововведениях в сфере регулирования банкротства компаний.

Банки теперь могут инициировать банкротство без судебного решения о взыскании долга

Законом № 482-ФЗ также изменен момент определения состава и размера денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления, в том числе после признания должника банкротом и открытия конкурсного производства (п. 1 ст. 4 Закона о банкротстве). В таком случае состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату введения первой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, а не на дату введения каждой процедуры, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства, как ранее.

Статья 7 Закона о банкротстве уточнена в части момента возникновения права на обращение в суд с заявлением, если основанием является решение третейского суда. Датой возникновения такого права считается дата судебного акта о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда о взыскании с должника денежных средств. Тем самым получение исполнительного лис­та является обязательным для подачи заявления. Ранее такое правило уже было сформулировано в судебной практике (см. п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ „О внесении изменений в Федеральный закон „О несостоятельности (банкротстве)“»).

Кроме того, в новой редакции указанной статьи сделаны определенные послабления для кредиторов — кредитных организаций: наличие «просуженного» спора для подачи заявления о признании должника банкротом в данном случае не требуется. Достаточно возникновения у должника признаков банкротства (п. 2.1 ст. 7 Закона о банкротстве). Причем данная привилегия касается не только должников кредитных организаций в рамках заемных правоотношений, но и вообще всех контрагентов таких организаций.

Однако в силу п. 2.1 ст. 7 Закона о банкротстве право на подачу заявления о признании должника банкротом кредитной организацией обусловлено предварительным (не менее чем за пятнадцать календарных дней до обращения в суд) опубликованием уведомления о намерении обратиться с таким заявлением в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее — Единый реестр сведений). Вместе с тем согласно п. 2 ст. 4 Закона № ­482-ФЗ положение п. 2.1 ст. 7 применяется с 1 июля 2015 г. До этого времени (то есть в промежутке между 29 января 2015 г. и 1 июля 2015 г.) кредитная организация перед подачей заявления о признании должника банкротом должна предварительно (не менее чем за 30 календарных дней) уведомить в письменной форме должника и всех известных ей кредиторов о намерении обратиться с соответствующим заявлением (п. 3 ст. 4 Закона № 482-ФЗ).

Залоговые кредиторы получили больше прав

С 29 января 2015 г. расширились полномочия конкурсных кредиторов, чьи требования обеспечены залогом имущества должника (залоговых кредиторов). Перечень вопросов, по которым такие лица имеют право голоса на собрании кредиторов (ст. 12 Закона о банкротстве), дополнен следующими:

  • о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из числа членов которой арбитражным судом утверждается арбитражный управляющий;
  • об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего;
  • об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению. Таким образом, теперь залоговые кредиторы вправе голосовать по указанным вопросам не только в рамках процедуры наблюдения, но и в рамках иных процедур, применяемых в деле о банкротстве (в том числе в рамках конкурсного производства).

Изменения коснулись и положений Закона о банкротстве о продаже заложенного имущества. Так, согласно новой редакции п. 4 ст.138 залоговые кредиторы получили право определять начальную продажную цену предмета залога, а также порядок и условия обеспечения сохранности предмета залога (помимо определения порядка и условий проведения торгов). Такие сведения подлежат включению в Единый реестр сведений. В случае разногласий указанные условия могут быть определены судом. Ранее начальная продажная цена предмета залога определялась в соответствии с правилами п. 3 ст. 340 ГК РФ, а также п. 2 ст. 54 Федерального закона от 16.07.98 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)». Кроме того, поскольку реализация предмета залога в ходе конкурсного производства осуществляется под конт­ролем суда, рассматривающего дело о банкротстве, в целях получения максимальной выручки в интересах всех кредиторов должника начальная продажная цена предмета залога должна быть указана судом в определении о порядке и условиях продажи заложенного имущества (п. 11 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 58).

Кроме того, ст. 138 Закона о банкротстве была дополнена новым п. 4.2, в соответствии с которым залоговый кредитор вправе оставить предмет залога за собой в ходе торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения на любом этапе снижения цены такого имущества при отсутствии заявок на участие в торгах по цене, установленной для этого этапа снижения цены имущества. В случае оставления предмета залога за собой он должен перечислить денежные средства в порядке, установленном п. 4.2 ст. 138 Закона о банкротстве.

Должников лишили права предлагать арбитражного управляющего

Одним из значительных изменений можно назвать лишение должников права самостоятельно определять кандидатуру арбитражного управляющего либо саморегулируемую организацию, из числа членов которой он должен быть утвержден. В пояснительной записке отмечалось, что подобные изменения необходимы, так как ранее действовавшие положения приводили к частым злоупотреблением правами со стороны недобросовестных должников, которые при подаче заявления о банкротстве определяли кандидатуру лояльного арбитражного управляющего и фактически сохраняли контроль над управлением предприятием.

Это интересно:  Статья 22 КАС РФ. Подача административного искового заявления по месту жительства, месту нахождения административного ответчика

В соответствии с новой редакцией ст. 37 Закона о банкротстве перед подачей заявления о признании себя банкротом должник обязан опубликовать уведомление об обращении в арбитражный суд в Едином реестре сведений. Далее посредством случайного выбора в порядке, установленном Мин­экономразвития России, при опубликовании уведомления об обращении в арбитражный суд с заявлением должника происходит определение саморегулируемой организации арбитражных управляющих, которая впоследствии указывается в заявлении должника.

Указанные положения применяются с 1 июля 2015 г. До этого момента должник вправе обратиться с заявлением о признании себя банкротом при условии предварительного (не менее чем за 30 календарных дней) уведомления в письменной форме всех известных ему кредиторов о намерении обратиться с соответствующим заявлением (п. 3 ст. 4 Закона № 482-ФЗ). Такой порядок считается соблюденным при опубликовании уведомления о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом путем включения его в Единый реестр сведений при наличии соответствующей технической возможности.

Законом № 482-ФЗ специально оговорено, что до утверждения Минэкономразвития России порядка определения саморегулируемой организации арбитражных управляющих, из числа членов которой должен быть утвержден арбит­ражный управляющий, при подаче заявления должника определение такой саморегулируемой организации осуществляет суд при подаче заявления должника.

Таким образом, с 29 января 2015 г. до принятия соответствующего порядка Минэкономразвития России должник при подаче заявления о признании себя банкротом не указывает в нем ни кандидатуру арбитражного управляющего, ни наименование саморегулируемой организации. На заявления должников, поданные в арбитражный суд до 29 января, новая редакция ст. 37 Закона о банкротстве не распространяется: в таких заявлениях должник был вправе самостоятельно определить кандидатуру временного управляющего либо СРО, из числа членов которой он должен быть избран.

Уточнены основания отказа во введении наблюдения

Получили уточнение процессуальные особенности вынесения судебных актов арбитражным судом по итогам рассмотрения требований заявителя (п. 3 ст. 48 Закона о банкротстве). Так, определение об отказе во введении наблюдения и оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения выносится при условии, если имеется иное заявление о признании должника банкротом или одно из следующих обстоятельств:

  • в заседании арбитражного суда требование лица, обратившегося с заявлением о признании должника банкротом, признано необоснованным;
  • установлено отсутствие на дату заседания арбитражного суда условий, предусмотренных п. 2 ст. 33 Закона о банкротстве;
  • требование заявителя удов­летворено должником;
  • требования кредитора не подтверждены вступившим в законную силу судебным актом, за исключением случаев, предусмотренных абз. 2 п. 2 ст. 7 Закона о банкротстве (имеются в виду случаи подачи заявления о признании должника банкротом кредитными организациями);
  • не установлено ни одного условия из предусмотренных ст. 8 и 9 Закона о банкротстве.

В новой редакции ст. 48, очевидно, допущена опечатка. Для вынесения определения об отказе во введении наблюдения и оставлении заявления без рассмотрения должны быть соблюдены два условия:

  • имеется иное заявление о признании должника банкротом и (а не «или», как указано в новой редакции);
  • имеется одно из указанных выше обстоятельств.

Буквальное прочтение новой редакции п. 3 ст. 48 Закона о банкротстве в части оснований для оставления заявления без рассмотрения приводит к логическому противоречию с другим положением этого же пунк­та, а именно, с положением об основаниях для вынесения определения об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве (которые остались без изменения). Таким образом, у суда с 29 января 2015 г. появилась возможность выбора: либо оставить заявление без рассмот­рения, либо прекратить производство по делу, что не соотносится с принципом правовой определеннос­ти.

Перемены в последствиях введения наблюдения и статусе временного управляющего

Серьезные изменения коснулись процедуры наблюдения. В соответствии с п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения не начисляются не­устойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей. Ранее такое положение предусматривалось только в качестве последствия введения финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства.

На сумму требований конкурсного кредитора и уполномоченного органа с даты введения наблюдения до даты введения следующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве, начисляются проценты в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ на дату введения наблюдения (п. 4 ст. 63 Закона о банкротстве). Указанные проценты могут быть довзысканы в случае прекращения производства по делу о банкротстве по основанию, предусмотренному абз. 7 п. 1 ст. 57 Закона о банкротстве (п. 5 ст. 63 Закона о банкротстве в новой редакции).

Кроме того, появилось правило, согласно которому суд вправе прекратить производство по делу о банкротстве, если в ходе любой процедуры установит, что должник или кредитор, являющийся заинтересованным лицом, обращался с заявлением о признании должника банкротом, при этом указанные лица знали, что должник является платежеспособным и преследует цель не­обоснованного, неправомерного получения выгод от введения банкротных процедур. Важное условие — должник к этому моменту должен оставаться платежеспособным, что соответствует интересам кредитора (п. 6 ст. 63 Закона о банкротстве). В таком случае должник обязан уплатить проценты, подлежащие начислению по условиям обязательства, за период проведения процедур, применяе­мых в деле о банкротстве.

Указанное положение направлено на борьбу со злоупотреб­лениями со стороны должника либо заинтересованными по отношению к нему кредиторами, которые, по мнению законодателя, работают с ним в связке, когда последним по той или иной причине будет выгодно введение в отношении должника процедур банкротства. Например, когда в соответствии с заключенным договором должник обязан уплачивать неустойку в размере 1% от суммы долга в день. Таким образом, ему становится выгодно введение в его отношении процедуры наблюдения и применения ставки рефинансирования ЦБ РФ, которая значительно меньше.

Изменения произошли и в статусе временного управляющего. Так, его наделили правом заявлять о пропуске срока исковой давности при включении в реестр требований кредиторов (п. 1 ст. 66 Закона о банкротстве). Аналогичное положение установлено и для иных лиц, участвующих в деле о банкротстве (п. 1 ст. 71 Закона о банкротстве). Ранее такое правило было сформулировано в арбитражной практике (п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона „О несостоятельности (банкротстве)“»).

Кроме того, теперь по результатам своей деятельности временный управляющий должен приложить к отчету, направляе­мому в суд, заключение о наличии или об отсутствии оснований для оспаривания сделок должника (п. 2 ст. 67 Закона о банкротстве).

О получении требований кредитора участники дела будут узнавать из Реестра

С 29 января 2015 г. уточнен порядок установления размера требований кредиторов в процедурах внешнего управления, финансового оздоровления и конкурсного производства (ст. 100 Закона о банкротстве). Согласно новой редакции п. 1 ст. 100 у кредитора, предъявляющего свои требования к должнику в порядке указанной статьи, теперь нет обязанности возместить арбитражному управляющему расходы на уведомление иных кредиторов о предъявлении таких требований. Это связано с тем, что в соответствии с новой редакцией п. 2 ст. 100 Закона о банкротстве арбитражный управляющий в течение пяти дней с даты получения требования кредитора обязан включить в Единый реестр сведений соответствующие данные о получении им требования кредитора с указанием релевантной информации (наименование кредитора, сумма заявленных требований и т.д.). Обязанность арбитражного управляющего уведомить каждого реестрового кредитора, а также представителя учредителей (участников) должника и представителя собственника имущества должника — унитарного предприятия о получении требований кредитора отменена. Изменен и порядок отсчета 30-дневного срока на предъявление возражений относительно требований кредиторов: теперь он исчисляется с даты включения указанных сведений в Единый реестр сведений.

Лица, участвующие в деле, теперь вправе заявлять о пропуске срока исковой давности по предъявленным к должнику требованиям кредиторов по аналогии с положениями новой редакции ст. 71 Закона о банкротстве (п. 3 ст. 100 Закона о банкротстве). Кроме того, в случае признания арбитражным судом причин незаявления требования кредитора в ходе наблюдения неуважительными суд в определении о включении требования кредитора в реестр требований кредиторов вправе возложить на кредитора обязанность по возмещению расходов на уведомление кредиторов о предъявлении такого требования (п. 7 ст. 100 Закона о банкротстве). Ранее действовало обратное правило: в случае признания таких причин уважительными суд мог возложить данную обязанность на должника.

К делам о банкротстве, производство по которым возбуждено до дня вступления в силу Закона № 482-ФЗ, до момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве (наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства или мирового соглашения) и введенной до дня вступления в силу поправок, применяются ранее действовавшие положения Закона о банкротстве (п. 7 ст. 4 Закона № 482-ФЗ).

С момента завершения такой процедуры положения Закона о банкротстве в новой редакции применяются к правоотношениям, возникшим с момента завершения соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве, независимо от даты принятия дела к производству. Дальнейшее рассмотрение дела происходит в соответствии с Законом о банкротстве в новой ­редакции.

1 Таким регулирующим органом является Министерство экономического развития России (см. постановление Правительства РФ от 05.06.2008 № 437 «О Министерстве экономического развития Российской Федерации»).

Статья 183.26. Особенности установления требований кредиторов в деле о банкротстве финансовой организации

1. В целях участия в деле о банкротстве финансовой организации кредиторы вправе заявить свои требования к финансовой организации:

1) в ходе наблюдения в течение тридцати календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения;

2) в ходе конкурсного производства в течение двух месяцев с даты опубликования сведений о признании финансовой организации банкротом.

2. Требования кредиторов, указанные в пункте 1 настоящей статьи, направляются в арбитражный суд, финансовую организацию и арбитражному управляющему с приложением документов, подтверждающих обоснованность этих требований.

3. Арбитражный управляющий включает поступившие требования в реестр заявленных требований кредиторов, который ведется в порядке, установленном статьей 16 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Арбитражный управляющий не вправе отказать во включении поступивших требований в реестр заявленных требований кредиторов. Реестр заявленных требований кредиторов подлежит закрытию по истечении сроков, установленных пунктом 1 настоящей статьи.

Арбитражный управляющий обязан обеспечить финансовой организации, представителю учредителей (участников) финансовой организации, саморегулируемой организации финансовых организаций, членом которой является финансовая организация, кредиторам, предъявившим требования к должнику, а также иным лицам, участвующим в деле о банкротстве, возможность ознакомления с реестром заявленных требований кредиторов и основаниями для включения требований в реестр заявленных требований кредиторов финансовой организации (в том числе с заявленными требованиями и приложенными к ним документами).

4. При составлении реестра заявленных требований кредиторов в него включаются:

1) в ходе наблюдения — требования, заявленные в пределах сроков, установленных подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи;

2) в ходе конкурсного производства — требования, заявленные в ходе наблюдения по истечении сроков, установленных подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, а также требования, заявленные в ходе конкурсного производства до истечения сроков, установленных подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи.

5. Возражения относительно требований кредиторов, включенных в реестр заявленных требований кредиторов, могут быть предъявлены в арбитражный суд финансовой организацией, временным управляющим или конкурсным управляющим, представителем учредителей (участников) финансовой организации, саморегулируемой организацией финансовых организаций, членом которой является финансовая организация, а также кредиторами, предъявившими требования к финансовой организации. Такие возражения предъявляются в течение пятнадцати дней с даты закрытия реестра заявленных требований кредиторов.

Это интересно:  Статья 20 закона N 214-ФЗ Об участии в долевом строительстве ..

6. При наличии возражений относительно требований кредиторов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, арбитражный суд проверяет обоснованность указанных требований и наличие оснований для включения указанных требований в реестр требований кредиторов.

Требования кредиторов, относительно которых поступили возражения, рассматриваются судьей арбитражного суда в заседании арбитражного суда в течение месяца с даты истечения установленного пунктом 5 настоящей статьи срока предъявления возражений относительно требований кредиторов.

По результатам рассмотрения указанных требований выносится определение о включении или об отказе во включении указанных требований в реестр требований кредиторов. В определении арбитражного суда о включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов указываются размер указанных требований и очередность их удовлетворения.

Определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов вступает в силу немедленно и может быть обжаловано. Определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов направляется арбитражным судом в финансовую организацию, арбитражному управляющему, кредитору, предъявившему указанные требования, и реестродержателю.

7. Требования кредиторов, которые указаны в пункте 1 настоящей статьи и относительно которых не поступили возражения в порядке и в сроки, которые установлены настоящим Федеральным законом, признаются установленными в составе, размере и очередности, которые заявлены кредитором, в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и подлежат включению арбитражным управляющим в реестр требований кредиторов после закрытия реестра заявленных требований кредиторов.

Для целей определения количества голосов, принадлежащих конкурсным кредиторам и уполномоченным органам на собрании кредиторов, учитываются требования, включенные в реестр требований кредиторов.

В случае включения арбитражным управляющим в реестр требований кредиторов в нарушение правил, установленных абзацем первым настоящего пункта, требования, относительно которого поступило возражение, лицо, предъявившее это возражение, вправе подать в течение десяти дней со дня, когда оно узнало или должно было узнать о таком включении, в арбитражный суд жалобу на данные действия арбитражного управляющего, которая рассматривается арбитражным судом по правилам, установленным пунктом 6 настоящей статьи.

8. Установление состава, размера и очередности удовлетворения иных требований кредиторов, в том числе требований, заявленных после закрытия реестра заявленных требований кредиторов, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, без учета положений, предусмотренных настоящей статьей.

Федеральный закон о несостоятельности (банкротстве) физических лиц 127-ФЗ и 154-ФЗ: что нужно знать

С 1 октября 2015 года вступил в силу «Закон о несостоятельности (банкротстве) физических лиц», позволяющий многим гражданам нашей страны на законных основаниях избавиться от накопившихся долгов. Для того чтобы объявить себя банкротом в официальном порядке необходимо знать некоторые особенности процедуры.

Особенности ФЗ-127 «О несостоятельности (банкротстве)»

ФЗ о банкротстве физических лиц: что нужно знать

До октября 2015 года банкротами себя могли объявить только юридические лица, но с принятием закона о банкротстве физических лиц все изменилось: теперь банкротами могут стать индивидуальные предприниматели и обычные граждане.

Для оформления банкротства человек должен задолжать официальным кредиторам не менее 500 тысяч рублей. Просрочка в таком случае должна быть больше 90 дней.

Налоговая служба также вправе подать запрос на признание должника банкротом.

В любом случае первым шагом оформления банкротства является подача соответствующего заявления в суд, а признать себя банкротом можно не чаще одного раза в пятилетку. Банкротом физическое лицо может объявить только суд после рассмотрения его дела.

До завершения процедуры оформления банкротства проблема задолженности может быть решена тремя способами ликвидации долгов с помощью:

  • реструктуризации долга;
  • конфискации имущества;
  • мирового соглашения.

В случае признания гражданина банкротом, судебный орган приставляет к нему финансового управляющего, который получит все права на распоряжение личным имуществом должника.

Финансовый управляющий получает вознаграждение в размере 10 тысяч рублей и 2 процентов от размера удовлетворенных требований кредиторов, которые будут выплачены только в случае пересмотра условий выплаты долга. Выплачивается вознаграждение непосредственно банкротом.

Должника нельзя лишить последнего имущества или единственного жилья.

Кроме того, в счет погашения долга не может быть изъято следующее:

  • предметы домашнего быта;
  • вещи индивидуального использования;
  • продукты;
  • деньги, в размере прожиточного минимума на семью;
  • топливо на обогрев помещения и приготовления пищи;
  • домашние животные и скот;
  • хозяйственный пристрой для содержания животных;
  • памятные и почетные знаки, призы.

Законодательством предусмотрена процедура оспаривания сделок должника, именно поэтому они не имеют возможности переоформить личное имущество на других людей.

За фиктивное объявление банкротства законом предусмотрена уголовная ответственность, подразумевающее лишение свободы на срок до шести лет.

Обусловлено это тем, что многие должники пытаются избежать законных выплат путем признания себя банкротами.

Поэтому в уголовный кодекс были внесены поправки, регламентирующие ответственность за сокрытие имущества и фальсификацию данных для оформления банкротства.

Если человек все же был признан банкротом, то в течение пяти последующих лет он не имеет права оформлять заем или кредит без обязательного указания факта получения банкротства.

Также на обанкротившееся лицо накладывается ряд таких ограничений, как:

  1. невозможность занимать управленческие посты в течение трех последующих лет;
  2. невозможность выезда за границу до момента прекращения судебного производства;
  3. невозможность оформления повторного банкротства в течение пяти лет даже при наличии крупных долгов.

При оформлении банкротства индивидуальных предпринимателей согласно статье 214 Закона о банкротстве физических лиц применяются правила, предусмотренные 10 главой Закона о несостоятельности.

Например, согласно статье 216.1 индивидуальный предприниматель может быть освобожден от долговых обязательств в случае завершения расчета с кредиторами.

Кроме того, в течение пяти лет после оформления финансовой несостоятельности предприниматель, признанный банкротом, как обычный должник, не может заниматься предпринимательской деятельностью или занимать руководящие должности в организациях, а также принимать кредитные обязательства без уведомления кредитора о своем статусе банкрота.

Дело о повторном банкротстве индивидуального предпринимателя также не может быть возбуждено до окончания пятилетнего срока.

Действующая редакция ФЗ-127: где посмотреть текст?

«Консультант-Плюс»

Ознакомиться с официальным текстом закона о банкротстве физических лиц можно, перейдя по ссылке на информационный портал «Консультант-Плюс»: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39331/

В базе данных информационно-правового портала расположен актуальный текст ФЗ о банкротстве физических лиц. Для того, чтобы с ним ознакомиться, необходимо перейти по ссылке: http://ivo.garant.ru/#/document/185181:0

Какими законами регулируется банкротство физических лиц?

Банкротство физических лиц регулируется двумя основными законодательными актами: 127-ФЗ и 154-ФЗ. Рассмотрим подробнее каждый из них.

Федеральный закон ФЗ-127

Все процедуры оформления банкротства регламентируются Федеральным законом №127 «О банкротстве».

Издан он был в октябре 2002 года, но последние изменения были внесены в марте 2016. Согласно ФЗ №127 банкротом может стать физическое лицо на протяжении трех месяцев не справляющееся с долгом свыше полумиллиона рублей.

В некоторых ситуациях возможно смягчение данных требований, но в таком случае необходимо будет доказать, что человек действительно стал банкротом и не сможет погасить свой долг никоим образом.

Для начала процедуры необходимо подать соответствующее заявление в суд.

Если основания для признания финансовой несостоятельности должника в ходе рассмотрения дела окажутся достаточно вескими, то суд назначит арбитражного управляющего, который с этого момента начнет распоряжаться имуществом должника.

Если у гражданина имеются какие-то источники дохода, то судебный орган предоставит должнику возможность избежать реализации имущества путем ежемесячных выплат в фиксированном размере.

Если ситуация крайняя, и реализация собственности должника неизбежна, то продаваться она будет только с помощью электронно-торговых площадок.

Та часть задолженности, которая не будет погашена средствами, вырученными за продажу имущества, списывается.

В 20 статье ФЗ №127 также прописаны требования к арбитражным управляющим. Так как эффективность погашения долгов после признания должника банкротом, зависит именно от управляющего, то согласно закону в его прямые обязанности входит:

  • защита любого имущества должника;
  • ведение точного реестра требований кредиторов;
  • экономная трата средств должника;
  • своевременное заявление о правонарушениях участников процесса.

ФЗ-154 о банкротстве физических лиц

Федеральный закон №154 «О банкротстве физических лиц» с 1 октября 2015 года определяет ряд ограничений для лиц, признанных банкротами:

  • в течение пяти лет с момента оформления банкротства гражданин не вправе обращаться за финансовой помощью в кредитные организации без указания своего банкротства;
  • в течение пяти лет с момента признания себя банкротом, гражданин не может подавать заявление на повторное банкротство;
  • в течение трех лет с момента оформления финансовой несостоятельности человек не сможет занимать должность учредителя или принимать какое-либо участие в управлении компаниями.

Кроме того, финансовый управляющий имеет право:

  • реализовать имущество должника с целью погашения долга;
  • подать заявление на регистрацию перехода или обременения право на личное имущество должника;
  • дать разрешение на погашение задолженности третьим лицом;
  • открывать счета и получать средства для нужд должника.

Все вышеперечисленные действия не могут осуществляться должником лично, при совершении любой финансовой операции должен присутствовать финансовый управляющий.

Постановление пленума о банкротстве физических лиц

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13 октября 2015 года №45 «О некоторых вопросах принятия банкротства физическими лицами» содержит основные направления развития

  • судебной практики:
  • заявление о банкротстве;
  • план реструктуризации;
  • баланс прав должника и кредитора;
  • нормы права к судебным делам.

Кроме того, Постановление объясняет, каким образом необходимо читать закон №154-ФЗ.

Среди основных пунктов следует выделить следующее:

  1. пункт 20: если после перечисления денег с судебного депозита у должника будет обнаружено имущество, то кредитору или другому уполномоченному органу полагается компенсация понесенных расходов в качестве текущего платежа первой очереди.
  2. пункт 23: участвовать в первом собрании «опоздавший» кредитор, которому был восстановлен срок на включение требований в реестр, не может;
  3. пункт 38: на стадии реализации имущества финансовый управляющий действует от имени гражданина, а на этапе реструктуризации — в качестве третьего лица;
  4. пункт 43: факт предоставления должником недостоверных сведений финансовому управляющему может быть установлен с помощью любого судебного акта;
  5. пункт 45: факт противозаконных действий лица может быть установлен в любом судебном процессе по делу о банкротстве.

Данным постановлением руководствуются арбитражные суды, и практика по оформлению банкротства физических лиц складывается на основании этого документа.

Последние изменения

В этом году Федеральный закон «О банкротстве физических лиц» претерпел ряд изменений:

  • графа с общими положениями утратила силу;
  • статьи 215 и 215.1 были убраны из текста;
  • должник может быть признан банкротом посредством прямого обращения к арбитражному управляющему;
  • процедура наблюдения теперь обязательна, если только общая сумма задолженности свыше 500 тысяч рублей.

На федеральном уровне поправки будут приняты до 1 мая 2017 года.

Закон о банкротстве физических лиц регулярно претерпевает изменения, так как принят он был совсем недавно, и некоторые положения нуждаются в явных корректировках.

Именно из-за постоянных изменений документа необходимо внимательно следить за актуальностью закона и регулярно ознакамливаться с действующей редакцией.

Скачать текст закона «О банкротстве (несостоятельности) физических лиц»

Подводя итоги,необходимо отметить, что федеральный закон о банкротстве физических лиц не только позволяет должникам избавиться от накопившихся долгов на законных основаниях, но и защищает права кредиторов, предусматривая привлечение «псевдобанкротов» к уголовной ответственности.

Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам кредитов, долгов и банкротства, рекомендуем сразу обратиться к нашим квалифицированным практикующим юристам:

Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам кредитов, долгов и банкротства, рекомендуем сразу обратиться к нашим квалифицированным практикующим юристам:

Статья написана по материалам сайтов: kodeks.systecs.ru, www.1bankrot-59.ru, www.eg-online.ru, joosy.ru, dolg-faq.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector