+7 (499) 928-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Статья 184.3-2 закона о банкротстве

Статья 184 утратила силу.

Комментарий к Ст. 184 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)»

1. Комментируемая статья по своему содержанию практически не отличается (за исключением отдельных редакционных дополнений и уточнений) от ранее действовавших положений Закона о банкротстве 1998 г. (ст. 145).

2. Пункт 1 комментируемой статьи, предусматривающий возможность продажи имущественного комплекса страховой организации при проведении процедуры внешнего управления, которая может быть осуществлена по общим правилам о продаже имущественного комплекса должника (см. комментарий к ст. 110 ФЗ N 127 «О несостоятельности (банкротстве)»), дополнен новым положением о необходимости учета требований законодательства, регулирующего страховую деятельность.

В связи с этим следует обратить внимание на особенности состава имущественного комплекса страховой организации и специальные требования, предъявляемые к страховым организациям и направленные на обеспечение финансовой устойчивости страховщиков. В частности, в соответствии со ст. 25 Федерального закона Об организации страхового дела в Российской Федерации» минимальный размер уставного капитала, сформированного за счет денежных средств, на день подачи страховой организацией документов для получения лицензии на осуществление страховой деятельности должен быть: не менее 25 тыс. минимальных размеров оплаты труда — при проведении видов страхования иных, чем страхование жизни; не менее 35 тыс. минимальных размеров оплаты труда — при проведении страхования жизни и иных видов страхования; не менее 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда — при проведении исключительно перестрахования. Минимальный размер оплаченного уставного капитала (на день подачи документов на получение лицензии) страховой организации, являющейся дочерним обществом по отношению к иностранному инвестору, должен составлять не менее 250 тыс. минимальных размеров оплаты труда, а при проведении исключительно перестрахования — не менее 300 тыс. минимальных размеров оплаты труда.

Согласно ст. 26 Федерального закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» для обеспечения выполнения принятых страховых обязательств страховщики в порядке и на условиях, установленных законодательством, образуют из полученных страховых взносов необходимые для предстоящих страховых выплат страховые резервы по личному страхованию, имущественному страхованию и страхованию ответственности. В аналогичном порядке страховщики вправе создавать резервы для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества. Страховые резервы, образуемые страховщиками, не подлежат изъятию в федеральный и иные бюджеты. Кроме того, из доходов, остающихся после уплаты налогов и поступающих в распоряжение страховщиков, они могут образовывать фонды, необходимые для обеспечения их деятельности. Страховые организации также вправе инвестировать или иным образом размещать страховые резервы и другие средства, а также выдавать страховые ссуды страхователям, заключившим договоры личного страхования, в пределах страховых сумм по этим договорам.

Для обеспечения своей платежеспособности страховщики обязаны соблюдать определенные нормативные соотношения между активами и принятыми ими страховыми обязательствами. Страховщики, принявшие обязательство в объемах, превышающих возможности их исполнения за счет собственных средств и страховых резервов, обязаны застраховать у перестраховщиков риск исполнения соответствующих обязательств. Размещение страховых резервов должно осуществляться страховщиками на условиях диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности (ст. 27 Федерального закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации»).

3. В ходе конкурсного производства имущественный комплекс страховой организации, признанной банкротом, подлежит продаже по конкурсу, обязательным условием которого является то обстоятельство, что победитель конкурса — покупатель имущественного комплекса должника — страховой организации принимает на себя обязательства должника (страховщика) по тем договорам страхования, по которым срок действия не истек и страховой случай не наступил на дату признания страховой организации банкротом.

4. Продажа имущественного комплекса страховой организации должника (как в ходе внешнего управления, так и при проведении конкурсного производства) должна осуществляться путем проведения закрытых торгов (в форме конкурса), участниками которых могут быть лишь страховые организации, располагающие необходимой лицензией на осуществление соответствующих конкретных видов страховой деятельности и имеющие активы в размере, достаточном для исполнения обязательств должника по договорам страхования, которые покупатель принимает на себя.

5. В п. 3 комментируемой статьи содержится правило, определяющее судьбу прав и обязанностей страховой организации — должника по договорам страхования, по которым на дату продажи имущественного комплекса страховой организации при проведении внешнего управления страховой случай не наступил. В этом случае, в отличие от продажи имущественного комплекса страховой организации, признанной банкротом, в ходе конкурсного производства, когда соответствующие права и обязанности страховщика покупатель принимает на себя по условиям конкурса и заключаемого им договора купли-продажи имущественного комплекса страховой организации — должника, соответствующие права и обязанности страховщика по договорам страхования при ненаступлении страхового случая переходят на покупателя имущественного комплекса страховой организации на основании закона (ст. 387 ГК).

Статья 184.3-2. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов страховой организации

1. В случае назначения временной администрации страховой организации в соответствии со статьей 184.3-1 настоящего Федерального закона контрольный орган вправе ввести мораторий на удовлетворение требований кредиторов страховой организации на срок не более трех месяцев.

В период деятельности временной администрации страховой организации действие моратория на удовлетворение требований кредиторов страховой организации может продлеваться контрольным органом на срок до трех месяцев. Общий срок действия моратория на удовлетворение требований кредиторов страховой организации не может превышать общий срок действия временной администрации страховой организации.

Действие моратория распространяется на денежные обязательства страховой организации, обязанности страховой организации по уплате обязательных платежей, иные имущественные обязательства страховой организации, которые возникли до дня введения моратория включительно, за исключением обязательств страховой организации по уплате налогов, платежей в государственные внебюджетные фонды, платежей, указанных в пункте 4 настоящей статьи.

2. В течение срока действия моратория:

1) не начисляются предусмотренные законом или договором неустойки (штрафы, пени), иные финансовые санкции и не применяются другие меры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение страховой организацией денежных обязательств, обязанностей по уплате обязательных платежей, иных имущественных обязательств страховой организации, которые возникли до дня введения моратория включительно и на которые распространяется действие моратория, а также не начисляются предусмотренные законом или договором проценты по денежным обязательствам, обязанностям по уплате обязательных платежей, иным имущественным обязательствам страховой организации, которые возникли до дня введения моратория включительно и на которые распространяется действие моратория, если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи;

2) приостанавливается исполнение денежных обязательств, обязанностей по уплате обязательных платежей, иных имущественных обязательств страховой организации, которые возникли до дня введения моратория включительно и на которые распространяется действие моратория, в том числе путем их исполнения в натуре, предоставления отступного, новации, зачета, а также приостанавливается обращение взыскания на предмет залога во внесудебном порядке;

3) приостанавливается взыскание по исполнительным и иным документам, по которым оно производится в бесспорном (безакцептном) порядке;

4) приостанавливается исполнение исполнительных документов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи;

5) запрещается удовлетворение требований учредителя (участника) страховой организации о выделе ему доли (вклада) в уставном капитале страховой организации в связи с его выходом из состава ее учредителей (участников);

6) приостанавливается удовлетворение требований граждан о возврате суммы страховой премии частично или полностью в случае, если договором страхования предусмотрен такой возврат в связи с отказом от договора страхования или его досрочным прекращением, а также требований граждан о выплате выкупной суммы и (или) инвестиционного дохода.

3. На сумму предусмотренных законом или договором требований кредитора по денежным обязательствам, обязанностям по уплате обязательных платежей, которые возникли до дня введения моратория включительно, на которые распространяется действие моратория и которые выражены в валюте Российской Федерации, в размере, установленном на день введения моратория (без учета начисленных процентов), начисляются проценты в размере двух третей ключевой ставки Банка России, действовавшей в период действия моратория. На сумму предусмотренных законом или договором требований кредитора по денежным обязательствам, обязанностям по уплате обязательных платежей, которые возникли до дня введения моратория включительно, на которые распространяется действие моратория и которые выражены в иностранной валюте, в размере, установленном на день введения моратория (без учета начисленных процентов), начисляются проценты исходя из ставки ЛИБОР, действовавшей на день введения моратория. В случае, если денежные обязательства, обязанности по уплате обязательных платежей выражены в иностранной валюте, в отношении которой не применяется ставка ЛИБОР, в целях применения настоящего пункта используется ставка ЛИБОР в долларах США. В случае, если ставка ЛИБОР, действовавшая на день введения моратория, имеет отрицательное значение, в целях применения настоящего пункта ставка ЛИБОР признается равной нулю. Начисленные проценты подлежат выплате после окончания срока действия моратория.

4. Действие моратория не распространяется:

1) на требования граждан, перед которыми страховая организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;

2) на требования граждан по выплате выходных пособий и оплате труда граждан, работающих по трудовому договору (контракту), и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

3) на требования по оплате организационно-хозяйственных расходов, необходимых для деятельности страховой организации;

4) на требования по выплате страховой суммы (страхового возмещения) в связи с наступлением страхового случая по договору страхования (перестрахования);

5) на требования по уплате страховой премии перестраховщику (ретроцессионеру) за переданные последнему обязательства по страховой выплате по договору перестрахования (ретроцессии), заключенному до введения моратория;

6) на требования о возврате части страховой премии при досрочном прекращении договора страхования (перестрахования), если возможность наступления страхового случая отпала и существование страхового риска прекратилось по обстоятельствам иным, чем страховой случай;

7) на исполнение денежных обязательств страховой организации согласно заключенным договорам с организациями и (или) учреждениями, оказывающими услуги по организации и (или) осуществлению восстановительного ремонта поврежденного имущества или организации и (или) оказанию медицинской помощи, предусмотренные договорами имущественного или личного страхования.

Статья 184.10. Особенности удовлетворения требований кредиторов страховой организации

(в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 222-ФЗ)

1. В составе требований кредиторов первой очереди удовлетворяются требования застрахованных лиц, в отношении которых наступила обязанность страховой организации по выплате страхового возмещения по договорам страхования жизни, предусматривающим дожитие застрахованных лиц до определенных возраста или срока.

2. В составе требований кредиторов третьей очереди по текущим платежам помимо требований, предусмотренных абзацем четвертым пункта 2 статьи 134 настоящего Федерального закона, за счет конкурсной массы подлежат удовлетворению требования, приобретенные контрольным органом в результате расходов, произведенных при привлечении лиц, указанных в абзаце втором пункта 10 статьи 184.1 настоящего Федерального закона.

Это интересно:  Статья 1217.2 ГК РФ. Право, подлежащее применению к прекращению обязательства зачетом

3. Требования кредиторов третьей очереди подлежат удовлетворению в следующем порядке:

1) в первую очередь — требования страхователей, застрахованных лиц или выгодоприобретателей по договорам обязательного страхования, а также требования профессионального объединения, предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 184.6 настоящего Федерального закона;

2) во вторую очередь — требования застрахованных лиц или выгодоприобретателей, страхователей по договорам страхования жизни и иным видам личного страхования;

3) в третью очередь — требования выгодоприобретателей и страхователей по договорам страхования гражданской ответственности за причинение вреда жизни или здоровью, требования о выплате компенсации сверх возмещения вреда;

4) в четвертую очередь — требования страхователей и выгодоприобретателей по договорам страхования гражданской ответственности за причинение вреда имуществу третьих лиц и по договорам страхования имущества;

5) в пятую очередь — требования иных кредиторов, в том числе требования, связанные с возмещением расходов в связи с осуществлением компенсационных выплат по договорам обязательного страхования, с уплатой вступительных взносов, членских взносов и иных обязательных платежей, подлежащих уплате объединению страховщиков его членами в соответствии с правилами профессионального объединения на основании федеральных законов, предусматривающих обязательное членство страховой организации в объединении страховщиков.

4. Требования кредиторов по субординированным займам, а также по финансовым санкциям за неисполнение обязательств по субординированным займам удовлетворяются после удовлетворения требований всех иных кредиторов.

5. Период, в течение которого возникли обязательства страховой организации, указанные в пункте 4 статьи 136 настоящего Федерального закона, исчисляется со дня вынесения арбитражным судом определения о принятии заявления о признании должника банкротом либо назначении временной администрации страховой организации с приостановлением полномочий исполнительных органов страховой организации в зависимости от того, какое из событий произошло ранее.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 26.10.2002 N 127-ФЗ

6. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, контрольный орган вправе назначить временную администрацию страховой организации по следующим основаниям:

1) приостановление действия или отзыв лицензии на осуществление страховой деятельности в связи с осуществлением страховой организацией деятельности, запрещенной законодательством Российской Федерации, нарушение страховой организацией требований, установленных законодательством Российской Федерации, регулирующим страховую деятельность;

2) недостаточность денежных средств для своевременного исполнения денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей;

3) выявление оснований, указанных в подпункте 1 пункта 3 настоящей статьи, при отсутствии уведомления страховой организацией контрольного органа о наличии соответствующих нарушений с приложением плана восстановления платежеспособности;

4) возбуждение производства по делу о банкротстве страховой организации.

6.1. Назначение временной администрации страховой организации является обязательным в случаях:

1) отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности или приостановления действия лицензии на осуществление страховой деятельности в связи с несоблюдением страховой организацией законодательства Российской Федерации, регулирующего страховую деятельность, в части порядка и условий формирования, размещения или инвестирования средств страховых резервов и (или) собственных средств (капитала) и (или) нормативного соотношения активов и принятых обязательств и (или) иных установленных требований к обеспечению финансовой устойчивости и платежеспособности;

2) вынесения арбитражным судом определения о признании требований заявителя обоснованными.

6.2. Назначение временной администрации страховой организации по основаниям, указанным в настоящей статье, и определение ее состава осуществляются контрольным органом не позднее даты принятия решения об отзыве лицензии на осуществление страховой деятельности или о приостановлении действия лицензии страховой организации либо вынесения арбитражным судом определения о признании требований заявителя в заявлении о признании должника банкротом обоснованными. В иных случаях срок назначения временной администрации страховой организации определяется контрольным органом при принятии решения о назначении временной администрации страховой организации и указывается в соответствующем акте контрольного органа.

Временная администрация страховой организации отчитывается перед контрольным органом об исполнении возложенных на нее функций в порядке, установленном нормативными актами контрольного органа.

6.3. По решению контрольного органа руководитель временной администрации и (или) иной член временной администрации страховой организации освобождаются от должности в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей.

Одновременно с принятием решения об освобождении от должности руководителя временной администрации и (или) иного члена временной администрации страховой организации контрольный орган принимает решение о назначении нового руководителя временной администрации и (или) иного члена временной администрации страховой организации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

7. При назначении временной администрации страховой организации по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 и 2 пункта 6.1 настоящей статьи, полномочия исполнительных органов страховой организации приостанавливаются по решению контрольного органа.

8. Решение контрольного органа о назначении временной администрации страховой организации принимается на основании результатов проверки деятельности страховой организации, проведенной контрольным органом не более чем за шесть месяцев до даты принятия решения о назначении временной администрации страховой организации, за исключением случаев, если назначение временной администрации страховой организации является обязательным в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи и статьей 183.5 настоящего Федерального закона.

Решение контрольного органа о назначении временной администрации страховой организации может быть принято до завершения проверки деятельности страховой организации, если в ходе этой проверки выявлены основания для обязательного назначения временной администрации страховой организации.

Нормативным актом контрольного органа могут быть предусмотрены иные основания, по которым в ходе проверки деятельности страховой организации контрольный орган вправе назначить временную администрацию страховой организации до завершения такой проверки или по ее завершении.

Порядок принятия контрольным органом решения о назначении временной администрации страховой организации утверждается контрольным органом.

9. Руководителем временной администрации страховой организации назначается служащий контрольного органа. Руководитель временной администрации страховой организации в случае приостановления полномочий исполнительных органов страховой организации осуществляет деятельность от имени страховой организации без доверенности.

Состав временной администрации страховой организации определяется приказом контрольного органа, включаемым контрольным органом в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия указанного акта. Руководитель временной администрации страховой организации распределяет обязанности между членами временной администрации страховой организации и несет ответственность за ее деятельность.

В состав временной администрации страховой организации включаются:

служащие контрольного органа;

работники Агентства по согласованию с Агентством;

представители профессионального объединения, членом которого являлась или является страховая организация, по согласованию с таким профессиональным объединением;

представители саморегулируемой организации, членом которой является страховая организация, по согласованию с такой саморегулируемой организацией.

При этом положения пункта 11 статьи 183.6 настоящего Федерального закона не применяются.

10. Предусмотренное статьей 183.6 настоящего Федерального закона вознаграждение членам временной администрации страховой организации, являющимся служащими контрольного органа, работниками Агентства, не выплачивается.

Для обеспечения возложенных на временную администрацию страховой организации обязанностей руководитель временной администрации страховой организации вправе привлекать в порядке, установленном контрольным органом, на договорной основе бухгалтеров, аудиторов, специализированных депозитариев, оценщиков, актуариев, операторов электронных площадок и иных лиц с оплатой их услуг за счет имущества страховой организации, а также осуществлять другие текущие расходы, связанные с осуществлением своих полномочий, на основании сметы расходов. В случае недостаточности ликвидного имущества страховой организации указанные расходы покрываются за счет средств контрольного органа в порядке, установленном контрольным органом. Порядок отнесения имущества страховой организации к ликвидному имуществу устанавливается контрольным органом. Требования, приобретенные контрольным органом в результате расходов, произведенных при привлечении лиц, указанных в настоящем абзаце, подлежат удовлетворению за счет имущества страховой организации либо за счет конкурсной массы в составе третьей очереди требований кредиторов страховой организации по текущим платежам.

Смета расходов, связанных с осуществлением деятельности временной администрации страховой организации, утверждается контрольным органом в установленном им порядке.

11. Требования кредиторов, предъявленные к страховой организации и имеющиеся у временной администрации страховой организации, передаются по описи конкурсному управляющему в порядке, установленном пунктом 4 статьи 183.14 настоящего Федерального закона, и являются основанием для последующего включения таких требований в реестр заявленных требований кредиторов.

12. Временная администрация страховой организации вправе обращаться в арбитражный суд с заявлениями об оспаривании сделок страховой организации по основаниям и в порядке, которые предусмотрены главой III.1 настоящего Федерального закона.

13. Временная администрация страховой организации действует в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и нормативными актами контрольного органа.

Статья 184.1-1. Анализ финансового состояния страховой организации

1. При проведении временной администрацией страховой организации анализа финансового состояния страховой организации положения статьи 183.13 настоящего Федерального закона не применяются.

2. Временная администрация страховой организации проводит анализ финансового состояния страховой организации и составляет заключение по итогам проведенного анализа не позднее сорока пяти рабочих дней с даты ее назначения.

Требования к порядку проведения анализа финансового состояния страховой организации и форме заключения о ее финансовом состоянии устанавливаются контрольным органом.

3. Заключение о финансовом состоянии страховой организации, за исключением случаев, если указанное заключение составлено после отзыва у страховой организации лицензии на осуществление страховой деятельности, должно содержать в том числе:

1) указание на причины возникновения оснований для принятия мер по предупреждению банкротства;

2) результат анализа страхового портфеля с учетом деятельности страховой организации по перестрахованию и объема принятых страховой организацией обязательств по договорам страхования;

3) выводы о возможности или невозможности передачи страхового портфеля;

4) выводы о возможности или невозможности восстановления платежеспособности страховой организации.

4. В случае наличия в заключении о финансовом состоянии страховой организации вывода о возможности восстановления ее платежеспособности временная администрация в срок не более чем двенадцать рабочих дней с даты составления заключения о финансовом состоянии страховой организации составляет план восстановления ее платежеспособности. В случае, если срок реализации такого плана превышает срок, на который назначена временная администрация, контрольный орган продлевает срок деятельности временной администрации в соответствии с пунктом 1 статьи 183.12 настоящего Федерального закона.

5. В случае наличия в заключении о финансовом состоянии страховой организации вывода о возможности передачи страхового портфеля, в том числе по видам страхования, по которым предусмотрено осуществление компенсационных выплат, временная администрация организует осуществление передачи страхового портфеля по указанным видам страхования в порядке и на условиях, которые установлены контрольным органом.

6. В случае, если по итогам анализа финансового состояния страховой организации временная администрация приходит к выводу о невозможности восстановления ее платежеспособности, в течение пяти рабочих дней с даты составления заключения о финансовом состоянии страховой организации временная администрация страховой организации обращается в арбитражный суд с заявлением о признании страховой организации банкротом.

Это интересно:  Статья 327.2 ТК РФ. Особенности заключения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства

7. Временная администрация страховой организации обеспечивает руководителю страховой организации возможность ознакомления с заключением о финансовом состоянии страховой организации.

Временная администрация страховой организации обязана направить руководителю страховой организации уведомление о возможности ознакомления с заключением о ее финансовом состоянии не позднее дня, следующего после дня составления данного заключения, способом, обеспечивающим доставку указанного уведомления в течение трех дней со дня направления указанного уведомления.

Статья 184.2. Особенности определения признаков банкротства страховой организации

При определении признаков банкротства страховой организации, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 183.16 настоящего Федерального закона, в отношении обязанности страховой организации, связанной с осуществлением страховой выплаты, принимается во внимание установленная федеральным законом или договором страхования либо вступившим в законную силу судебным актом обязанность по осуществлению страховой выплаты или выплаты страховой суммы, а также возврата части страховой премии или выплаты выкупной суммы в связи с досрочным прекращением договора страхования.

Статья 184.3. Особенности осуществления функций временной администрации страховой организации в случае приостановления полномочий исполнительных органов страховой организации

1. В случае приостановления полномочий исполнительных органов страховой организации временная администрация страховой организации изымает бланки строгой отчетности по всем видам деятельности и иные документы, сохранность которых должна обеспечить страховая организация в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, регулирующего страховую деятельность, и нормативных актов контрольного органа, у страховых агентов страховой организации и иных лиц, которым были переданы указанные документы.

2. В случае открытия конкурсного производства в отношении страховой организации указанные в пункте 1 настоящей статьи документы передаются временной администрацией страховой организации конкурсному управляющему в срок, не превышающий десяти рабочих дней с даты вынесения арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом, в порядке, установленном контрольным органом.

Статья 184.4. Особенности рассмотрения дела о банкротстве страховой организации

1. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании страховой организации банкротом наряду с лицами, указанными в статьях 7 и 183.19 настоящего Федерального закона, обладает профессиональное объединение.

2. Заявление профессионального объединения о признании страховой организации банкротом должно отвечать требованиям, предусмотренным статьей 183.19 настоящего Федерального закона.

3. В случае возбуждения дела о банкротстве страховой организации предусмотренное настоящим Федеральным законом наблюдение не применяется.

В случае вынесения арбитражным судом определения о признании требований заявителя обоснованными арбитражный суд приостанавливает производство по делу о банкротстве страховой организации до момента обращения контрольного органа или временной администрации страховой организации в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом либо о прекращении деятельности временной администрации страховой организации с выводом о восстановлении платежеспособности должника и возможности удовлетворения требований кредиторов. Положения настоящего абзаца не применяются, если заявителем по делу о банкротстве является контрольный орган или временная администрация страховой организации.

Статья 184.4-1. Особенности осуществления конкурсного производства в деле о банкротстве страховой организации

1. Конкурсное производство вводится сроком на один год. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве страховой организации, на шесть месяцев.

2. Полномочия конкурсного управляющего при банкротстве страховой организации осуществляет Агентство.

Агентство осуществляет полномочия конкурсного управляющего через назначенного из числа своих работников представителя (представителей), действующего на основании приказа (далее — представитель Агентства).

Представитель Агентства вправе выдавать доверенности от имени страховой организации и отзывать их в случае наделения его такими полномочиями. Приказ Агентства о назначении представителя Агентства подлежит размещению на официальном сайте Агентства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в день его принятия.

3. На Агентство как конкурсного управляющего страховой организации, а также на представителей Агентства не распространяются требования настоящего Федерального закона о страховании ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве страховой организации, о членстве в саморегулируемой организации арбитражных управляющих, об освобождении или отстранении от исполнения возложенных на арбитражного управляющего обязанностей.

4. Агентство как конкурсный управляющий страховой организации является лицом, участвующим в деле о банкротстве страховой организации, и ведет реестр требований кредиторов страховой организации без привлечения реестродержателя.

При исполнении полномочий конкурсного управляющего Агентство руководствуется положениями настоящего Федерального закона, за исключением абзацев пятого, восьмого и девятого пункта 1, абзаца десятого пункта 2 и пункта 6 статьи 20.3 настоящего Федерального закона.

Агентство приступает к осуществлению функций конкурсного управляющего со дня вынесения арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом и об открытии конкурсного производства и действует до дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации страховой организации.

Основной счет должника в ходе конкурсного производства в отношении страховой организации открывается в Агентстве.

Для целей осуществления функций конкурсного управляющего, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Центральный банк Российской Федерации открывает Агентству счета для денежных средств в валюте Российской Федерации.

В зависимости от количества имеющихся у страховой организации видов иностранной валюты необходимое количество счетов страховой организации для денежных средств в иностранной валюте открывается Агентством как конкурсным управляющим в кредитных организациях в порядке , установленном контрольным органом.

Обзор практики применения Арбитражным судом Московского округа положений ст. 10 Закона о банкротстве за январь-апрель 2015

Руководитель привлечен к субсидиарной ответственности за не передачу документации временному управляющему п. 5 ст. 10 Закона о банкротстве (в редакции Закона N 73-ФЗ от 28.04.2009). Судебные акты оставлены без изменений.

Постановлением мирового судьи установлен факт незаконного воспрепятствования руководителя деятельности конкурсного управляющего, в том числе уклонение или отказ от передачи конкурсному управляющему документов, необходимых для исполнения возложенных на него обязанностей, или имущества, принадлежащего должнику.

Согласно выписке из расчетного счета должника, им был приобретен земельный участок (его приобретение Борисов П.И. не отрицает), офисная мебель, «компамосс», однако Борисов П.И. не передал арбитражным управляющим документы бухгалтерского учета и отчетности, отражающие сведения об этом имуществе и основаниях его приобретения. Ввиду отсутствия документов не представилось возможным возвратить имущество в конкурсную массу или взыскать денежные средства, если расчеты за имущество покупателями не произведены.

Суд указал, что бывший руководитель документы не передал и не представил доказательств принятия мер к восстановлению документов.

Конусным кредитором было подано заявление о привлечении бывшего руководителя к субсидиарной ответственности в соответствии с п. 2, 4 и 5 ст. 10 Закона о банкротстве (в редакции Закона N 73-ФЗ от 28.04.2009).

Суды первых двух инстанция отказали в удовлетворении заявления отказали, дело было направлено в первую инстанцию со следующей мотивировкой.

Заявление о привлечении к субсидиарной ответственности было мотивировано совершением подозрительной сделки, не отражением в бухгалтерском балансе задолженности перед кредитором, нарушением обязанности по подаче в суд заявления о банкротстве должника.

Ответчик возражал против удовлетворения заявления, указывая, что он не был последнем руководителем должника, что его сменил новый руководитель, который пропал со всеми документами. Суд указал, что ответчик (вероятно в том числе как и единственный участник должника), должен был принять меры к восстановлению документов.

Также суд указал на необходимость установления момента образования задолженности у должника, чтобы определить кто из руководителей должен был отразить ее в бухгалтерской отчетности — ответчик или последующий руководитель. Кроме того, суд попросил дать оценку реализации дебиторской задолженности на кануне подачи заявления о признании должника банкротом по заниженной стоимости.

Конкурсный управляющий обратился в суд с заявлением о привлечении бывших руководителей должника к субсидиарной ответственности в соответствии с п. 5 ст. 10 Закона о банкротстве (в редакции Закона N 73-ФЗ от 28.04.2009), поскольку бывшими руководителя не переданы документы конкурсному управляющему, что привело к невозможности оспариванию сделок, взысканию дебиторской задолженности.

Конкурсный управляющий обосновывал свое заявление следующим. Документы переданы не были, поэтому он не смог взыскать часть дебиторской задолженности, сроки исковой давности на взыскание которой истекли уже в конкурсном производстве, поэтому если бы документы были переданы в срок, то он смог бы взыскать дебиторскую задолженность. Кроме того, часть дебиторской задолженности, отраженной в бухгалтерской отчетности, не подтверждалась первичными документами.

Суд кассационной инстанции указал, что без выяснения обстоятельств расчетов с дебиторами и кредиторами не представляется возможным сделать правильный вывод о вине ответчиков и причинно-следственной связи между их бездействием и наступившими последствиями в виде невозможности удовлетворения требований кредиторов.

В данном случае необходимо более полное изучение структуры и оснований дебиторской задолженности, поскольку часть дебиторской задолженности не была взыскана не только в связи с отсутствием у общества документов, подтверждающих ее наличие, но и ввиду недоказанности реального оказания услуг или их объема, данное обстоятельство установлено соответствующим решением суда. Суд отметил, что в апелляционной инстанции не проверялось, могла ли передача конкурсному управляющему документов по неудовлетворенным требованиям общества повлиять на формирование конкурсной массы.

Также суд разъяснил, что ссылка на истечение срока исковой давности лишена документального и правового основания, так как о применении срока давности в силу положений пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса может быть заявлено только стороной при рассмотрении спора, и в деле отсутствуют доказательства такого заявления.

Дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Конкурсный управляющий просил привлечь бывшего руководителя к субсидиарной ответственности по основаниями предусмотренным п. 2 и 4 ст. 10 Закона о банкротстве — нарушение обязанности по подачи заявления о банкротстве, не передача документов конкурсному управляющему.

В удовлетворении заявления отказано, поскольку на момент признания должника банкротом, как и на момент введения процедуры наблюдения Корнев К.И. уже не являлся руководителем должника, в связи с чем у него не возникла обязанность по передаче конкурсному управляющему документации должника, а после увольнения Корнева К.И. руководителями должника были Мясоедов А.Е. и с 11.04.2011 Неред А.М.

Также в течение времени нахождения ответчика на должности генерального директора Закон о банкротстве не предусматривал обязанности при наличии признаков неплатежеспособности обратится в суд с заявлением должника о банкротстве

Установив обстоятельства объективного отсутствия у должника какого-либо имущества, суды пришли к обоснованным выводам о том, что невозможность формирования конкурсной массы и погашения требований кредиторов не является следствием не передачи бывшим генеральным директором должника документов конкурсному управляющему, в связи с чем отказали в удовлетворении заявления конкурсного управляющего о привлечении Ковача Ю.Б. к субсидиарной ответственности по обязательствам должника.

Руководитель должника привлечен к субсидиарной ответственности по п. 5 ст. 10 Закона о банкротстве (в редакции Закона N 73-ФЗ от 28.04.2009).

Это интересно:  Статья 243 АПК РФ. Порядок рассмотрения заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения

Конкурсный управляющий сослался на то, что Тупицын В.А., являвшийся руководителем должника в период с 21.08.2008 по 10.09.2009, не исполнил обязанность по сдаче в налоговый орган бухгалтерской отчетности должника, не обеспечил надлежащую сохранность документов по деятельности организации, что привело к невозможности взыскания дебиторской задолженности и неудовлетворению требований кредиторов.

Так, судами установлено, что Тупицын. В.А. являлся генеральным директором должника в период с 21.08.2008 по 10.09.2009.

В соответствии с бухгалтерским балансом за 6 месяцев 2009 года должник обладал достаточными средствами для удовлетворения всех требований, включенных в реестр требований кредиторов.

Вместе с тем Тупицын В.А. задолженность перед кредиторами не погасил, первичные документы, подтверждающие дебиторскую задолженность, а также права на основные средства, на товарно-материальные ценности (запасы, готовая продукция и др.) арбитражному управляющему не передал.

Ответчик не был руководителем должника на момент признания компании банкротом, но не представил доказательств передачи документов и активов должника новому руководителю.

Ссылка заявителя на изъятие документации в ходе уголовного дела признана несостоятельной, поскольку согласно материалам настоящего дела, в ходе расследования уголовного дела у общества документы по активам общества и документы, подтверждающие дебиторскую задолженность, не изымались, в качестве вещественных доказательств к уголовному делу не приобщались.

Бывший руководитель должника и бывший председатель ликвидационной комиссии были привлечены к субсидиарной ответственности по обязательствам должника на основании п. 4 ст. 10 Закона о банкротстве.

Судом установлено, что ответчиками надлежащим образом не велась бухгалтерская отчетность, а также что бывший руководитель должника не действовал добросовестно и разумно осуществляя взыскание дебиторской задолженности, в частности, должником в нарушение правовых норм не представлено достаточно доказательств того, что его имущественное положение не позволяет уплатить государственную пошлину, исковое было подписано при отсутствии надлежащих полномочий на подписание иска, так как в этот момент уже был назначен ликвидатор,

При указанных обстоятельствах само по себе предъявление исков к ООО «НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» или к TV Skyline film GmbH не может свидетельствовать о добросовестности и разумности действий Фартукова М.И. и Нефедьева Н.Н., направленных на защиту прав и имущественных интересов Должника, устранение условий и обстоятельств, способствовавших причинению убытков в результате уклонения от получения и возврата в пользу Должника оборудования.

Кроме того, конкурсному управляющему не была передана все документация должника.

Конкурсный управляющий просил привлечь бывшего руководителя должника к субсидиарной ответственности по п. 5 ст. 10 Закона о банкротстве (в редакции Закона N 73-ФЗ от 28.04.2009). Суд направил дело на рассмотрение в суд первой инстанции указав на необходимость проверки довода ответчика о передачи документации новому руководителю, а также суд просил проверить обстоятельства, влияющие на размер субсидиарной ответственности лица, подлежащего привлечению к субсидиарной ответственности по обязательствам должника, обсудив вопрос о целесообразности приостановления производства по заявлению конкурсного управляющего по правилам абзаца шестого пункта 5 статьи 10 Закона о банкротстве.

Подано заявление о привлечении руководителя к субсидиарной ответственности за нарушение обязанности по подаче заявления о банкротстве, так как должник отвечал признакам неплатежеспособности, поскольку должник прекратил исполнения обязательств перед одним кредитором.

Суды установили, что, несмотря на просрочку исполнения обязательств перед ЗАО «Сургутнефтегазбанк» должник в период, когда его руководителем был Чагин С.В., продолжал вести хозяйственную деятельность и располагал имуществом, достаточным для удовлетворения его требований, а также выполнял свои обязанности по другим кредитным договорам, а также приняли во внимание, что задолженность, ставшая основанием для возбуждения производства по делу о банкротстве, возникла после того, как Чагин С.В. перестал осуществлять функции единоличного исполнительного органа ООО «Лизинговая компания «Развитие».

Таким образом, был сделан вывод об отсутствии у должника на тот момент признаков неплатежеспособности. В удовлетворении заявления о привлечении к субсидиарной ответственности отказано.

Конкурсный управляющий просил привлечь бывшего руководителя должника к субсидиарной ответственности по п. 5 ст. 10 Закона о банкротстве (в редакции Закона N 73-ФЗ от 28.04.2009), суды первых двух инстанций указали, что факт не представления руководителем должника конкурсному управляющему документов бухгалтерской отчетности и иной документации сам по себе не может быть положен в обоснование удовлетворения заявленных требований, в том числе в связи с отсутствием доказательств виновности действий бывшего руководителя должника, а также причинно-следственной связи между его действиями и неплатежеспособностью должника.

Суд кассационной инстанции не согласился с такими выводами, отметив, что ни суд первой, ни суд апелляционной инстанции не указали в судебных актах мотивы по которым они отклонили представленные конкурсным управляющим ООО «Инвестстрой» и находящиеся в материалах дела доказательства (листы дела 8-25) свидетельствующие о совершении Даньковым С.Ф. виновных действий в связи с не передачей в силу Закона о банкротстве и в рамках исполнительного производства бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему и введения его в заблуждение относительно нахождения имущества должника.

Дело было направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Конкурсный управляющий подал заявление о привлечении руководителя должника к субсидиарной отвественности в соответствии с п. 2 и 5 Закона о банкротстве (в редакции Закона N 73-ФЗ от 28.04.2009). В удовлетворении заявления было отказано.

Суды указали, что отсутствие передачи документации также само по себе не может являться основанием для привлечения к субсидиарной ответственности при отсутствии доказательств, что такое бездействие повлекло убытки в виде невозможности пополнения конкурсной массы.

Доказательства того, что документы бухгалтерского учета и отчетности к моменту принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат информацию об имуществе и обязательствах должника и их движении не представлены, так же как и доказательства того, что бухгалтерская отчетность была искажена.

Конкурсным управляющим не доказана причинно-следственная связь между неподачей заявления о банкротстве контролирующим лицом должника и банкротством должника, вина руководителей должника в не совершении действий по подаче заявления о банкротстве.

Неисполнение должником решения Арбитражного суда Кировской области от 25 ноября 2011 года о взыскании задолженности в пользу кредитора не является бесспорным доказательством наличия этих признаков, так как могло быть вызвано и другими причинами.

Судебные акты оставлены без изменений.

Конкурсным управляющим также было заявлено ходатайство о приостановлении рассмотрения заявления о привлечении муниципального образования к субсидиарной ответственности в части определения размера ответственности до окончания расчетов с кредиторами МУП «УКЖКХ». Кроме того, заявитель просил признать установленным наличие обстоятельств, являющихся основанием для привлечения Администрации Серпуховского района к субсидиарной ответственности по обязательствам МУП «УКЖКХ».

Производство по делу о привлечении к субсидиарной ответственности приостановлено, в соответствии с абзацем 6 пункта 5 статьи 10 Закона о банкротстве, до окончания расчетов с кредиторами либо до окончания рассмотрения требований кредиторов, заявленных до окончания расчетов с кредиторами.

Конкурсный управляющий настаивал, что суд должен рассмотреть дело по существу и установить всех имеющих значение для дела фактов, помимо размера субсидиарной ответственности.

Судебные акты оставлены без изменений, при этом суд кассационной инстанции разъяснил, что довод заявителя о том, что в рассматриваемом случае суд в соответствии с абзацем 6 пункта 5 статьи 10 Закона о банкротстве должен был приостановить рассмотрение заявления только после установления всех иных имеющих значение фактов, подлежит отклонению, так как субсидиарная ответственность указанных в пункте 4 статьи 10 Закона о банкротстве лиц по обязательствам должника может быть возложена на них при недостаточности имущества должника (пункт 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»). Следовательно, до полного выявления конкурсным управляющим имущества предприятия и формирования конкурсной массы не может быть определено и наличие оснований для применения субсидиарной ответственности.

Суд отказал в привлечении физического лица Маилова С.Г. к субсидиарной ответственности по обязательствам ИП Маилова С.Г.

Кассационная инстанция разъяснила, что правильно определив правовую природу субсидиарной ответственности, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в привлечении Маилова С.Г., признанного банкротом как индивидуального предпринимателя, к субсидиарной ответственности по собственным долгам.

Конкурсный управляющий обратился в суд с заявлением о привлечении руководителя к субсидиарной ответственности в соответствии с п. 4 ст. 10 Закона о банкротстве.

Суд первой инстанции, ранее отказав в удовлетворении ходатайства конкурсного управляющего о приостановлении производства по настоящему обособленному спору, указал, что заявление о привлечении Николаева В.С. к субсидиарной ответственности по обязательствам должника является преждевременным, поскольку судом рассмотрены не все требования кредиторов ООО «Попутный ветер кино».

Суд апелляционной инстанции, оставляя определение без изменения, пришел к выводу о недоказанности конкурсным управляющим должника вины бывшего руководителя должника в непередаче документов, указав, что в материалы дела не представлены доказательства получения Николаевым В.С. запроса об их предоставлении.

Суд кассационной инстанции отправил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, разъяснив, что бремя доказывания добросовестности и разумности действий контролирующих должника лиц возлагается на этих лиц, поскольку причинение ими вреда кредиторам презюмируется. Конкурсный управляющий не обязан доказывать их вину в силу общих принципов гражданско-правовой ответственности (пункт 2 статьи 401, пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Между тем, суд апелляционной инстанции, неправильно распределив бремя доказывания, возложил обязанность доказывания факта наличия вины Николаева В.С. на конкурсного управляющего должника, вследствие чего доводы заявления не получили надлежащей правовой оценки.

Кроме того, вывод суда первой инстанции о преждевременности обращения конкурсного управляющего с заявлением о привлечении бывшего руководителя должника к субсидиарной ответственности также не соответствует закону.

Суд кассационной инстанции разъяснил, что при отсутствии объективной возможности определения размера ответственности бывшего руководителя, суду первой инстанции надлежало приостановить рассмотрение заявления, а не отказывать в его удовлетворении по этому основанию, в силу абз. 6 п. 5 ст. 10 Закона о банкротстве.

Статья написана по материалам сайтов: zakonobankrotstverf.ru, www.zakonrf.info, ipipip.ru, www.arbitr.ru, zakon.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector