+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 21 закона об ОСАГО. Страховщики

Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ
Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

С изменениями и дополнениями от:

24 декабря 2002 г., 23 июня 2003 г., 29 декабря 2004 г., 21 июля 2005 г., 25 ноября, 30 декабря 2006 г., 1 декабря 2007 г., 16 мая, 24 июня, 23 июля, 25, 30 декабря 2008 г., 28 февраля, 27 декабря 2009 г., 1 февраля, 22 апреля, 28 декабря 2010 г., 7 февраля, 1, 11 июля, 30 ноября 2011 г., 14 июня, 28 июля 2012 г., 7 мая 2013 г., 21 июля, 4 ноября 2014 г., 28 ноября 2015 г., 23 мая, 23 июня, 3 июля 2016 г., 28 марта, 26 июля, 29 декабря 2017 г., 4 июня, 3 августа 2018 г.

Принят Государственной Думой 3 апреля 2002 года

Одобрен Советом Федерации 10 апреля 2002 года

См. Энциклопедию решений Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

См. Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 22 июня 2016 г.

О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 г. N 58

Информация об изменениях:

Преамбула изменена с 1 сентября 2014 г. — Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 223-ФЗ

В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, настоящим Федеральным законом определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — обязательное страхование), а также осуществляемого на территории Российской Федерации страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участником которых является профессиональное объединение страховщиков, действующее в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее — международные системы страхования).

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Президент Российской Федерации

25 апреля 2002 г.

Законом определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Одним из центральных положений закона является предоставление потерпевшим гарантий возмещения вреда, причиненного их жизни или здоровью, а также обеспечение возмещения вреда имуществу. Указанные гарантии реализуются за счет совмещения двух механизмов — обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств и осуществления компенсационных выплат в счет возмещения вреда жизни и здоровью, производимых профессиональным объединением страховщиков. В рамках первого из указанных механизмов потерпевшие смогут получить возмещение от страховой организации в виде страховой выплаты по обязательному страхованию. Второй же механизм обеспечит права потерпевших в тех случаях, когда причинитель вреда не исполнил своей обязанности по страхованию, либо неизвестен, либо скрылся с места ДТП.

Обязательное страхование должно осуществляться в соответствии с едиными страховыми тарифами, утверждаемыми Правительством РФ. При этом страховой тариф определяется с учетом объекта страхования и характера страхового риска. Разделение тарифов по категориям учитывает ряд факторов: региональные особенности; характеристики транспортного средства и характер его использования (юридическими лицами, гражданами в личном пользовании и т.п.); характеристики владельца транспортного средства, в том числе совершение им грубых нарушений правил дорожного движения или ДТП, повлекших осуществление страховой выплаты в предшествующий период страхования.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2003 года, за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления в силу. Положения о создании профессионального объединения страховщиков и условиях выдачи страховщикам разрешений (лицензий) на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств вступают в силу со дня официального опубликования Федерального закона.

Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2003 г. Положения, предусмотренные в отношении создания профессионального объединения страховщиков и условий выдачи страховщикам разрешений (лицензий) на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона. Пункты 1 и 2 статьи 21 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2003 г. Глава III и статья 27 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2004 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 7 мая 2002 г. N 80, в «Парламентской газете» от 14 мая 2002 г. N 86, в Собрании законодательства Российской Федерации от 6 мая 2002 г. N 18 ст. 1720

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 283-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 августа 2019 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу с 2 марта 2019 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 448-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июня 2018 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 197-ФЗ

Изменения вступают в силу с 26 августа 2017 г.

Федеральный закон от 28 марта 2017 г. N 49-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением подпункта «а» пункта 12 статьи 1 изменений, вступающих в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального и применяются к договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенным после дня вступления в силу названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 360-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением пункта 1 статьи 1 изменений, вступающего в силу с 1 сентября 2016 г., и пунктов 3, 4, 6, 7 статьи 1 изменений, вступающих в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 146-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 349-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 344-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 223-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2014 г., за исключением изменений, вступающих в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Федерального закона, с 1 октября 2014 г., 1 апреля и 1 июля 2015 г., 1 октября 2019 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 декабря 2012 г. N 267-ФЗ

Действие пунктов 7 и 9 статьи 15 настоящего Федерального закона приостановлено с 1 января 2013 г. до 30 июня 2014 г.

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 131-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 130-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в подпункт «е» пункта 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, вступающих в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 июня 2012 г. N 78-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 362-ФЗ, в редакции Федерального закона от 25 декабря 2012 г. N 267-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г., за исключением дополнения статьи 15 пунктом 10.1, вступающим в силу с 1 июля 2014 г.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 392-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 апреля 2010 г. N 65-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 февраля 2010 г. N 3-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 362-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 344-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона и применяются до 31 декабря 2011 г. включительно

Федеральный закон от 28 февраля 2009 г. N 30-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 306-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24 июня 2008 г. N 94-ФЗ)

Это интересно:  Статья 61 КАС РФ. Допустимость доказательств

Изменения вступают в силу с 1 марта 2009 г.

Федеральный закон от 16 мая 2008 г. N 73-ФЗ

Действие абзаца второго пункта 1 статьи 32 настоящего Федерального закона приостановлено до 31 декабря 2008 г.

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 306-ФЗ

Изменения вступают в силу в соответствии со статьей 3 названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 266-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2006 г. N 192-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 103-ФЗ

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 23 июня 2003 г. N 77-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ

Действие отдельных норм настоящего Федерального закона было приостановлено с 1 июля по 31 декабря 2003 г.

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 21. Страховщики

1. Страховщик должен иметь в каждом субъекте Российской Федерации своего представителя, уполномоченного на рассмотрение требований потерпевших о страховом возмещении и прямом возмещении убытков, а также на осуществление страхового возмещения и прямое возмещение убытков. Услуга по заключению договоров обязательного страхования должна предоставляться в любом обособленном подразделении страховщика (филиале).

2. Страховщики должны быть членами профессионального объединения страховщиков, действующего в соответствии с настоящим Федеральным законом. В случае выхода или исключения страховщика из профессионального объединения страховщиков профессиональное объединение страховщиков в течение одного рабочего дня уведомляет об этом Банк России.

3. Необходимым требованием к страховой организации, обращающейся за разрешением (лицензией) на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, является наличие у этой страховой организации не менее чем двухлетнего опыта осуществления операций по страхованию транспортных средств или гражданской ответственности их владельцев.

Страховщики и их представители должны располагаться в приспособленных для выполнения своих функций помещениях и иметь доступ к автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона.

4. Страховщик ведет журнал учета заключенных договоров обязательного страхования, журнал учета убытков и досрочно расторгнутых договоров обязательного страхования, журнал учета договоров обязательного страхования, принятых в перестрахование, журнал учета убытков по договорам обязательного страхования, принятым в перестрахование, журнал учета договоров обязательного страхования, переданных в перестрахование, журнал учета доли перестраховщиков в убытках по договорам обязательного страхования, переданным в перестрахование, и представляет данные указанных журналов в профессиональное объединение страховщиков в порядке, установленном правилами профессиональной деятельности. В течение пяти рабочих дней с момента отзыва лицензии на осуществление страхования, исключения или добровольного выхода из профессионального объединения страховщиков страховщик обязан передать указанные журналы, а также неиспользованные бланки страховых полисов обязательного страхования в профессиональное объединение страховщиков.

5 — 7. Утратили силу с 1 сентября 2014 года. — Федеральный закон от 21.07.2014 N 223-ФЗ.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 21 Закона об ОСАГО

1. В целях обеспечения доступности страховых услуг в сфере ОСАГО законодатель установил требование к страховщику иметь в каждом субъекте Российской Федерации своего представителя, уполномоченного на рассмотрение требований потерпевших о страховых выплатах и прямом возмещении убытков, а также на осуществление страховых выплат и прямое возмещение убытков. При этом под представителем страховщика в субъекте РФ понимается обособленное подразделение страховщика (филиал) в субъекте Российской Федерации, выполняющее в предусмотренных гражданским законодательством пределах полномочия страховщика по рассмотрению требований потерпевших о страховых выплатах и их осуществлению, или другой страховщик, выполняющий указанные полномочия за счет заключившего договор ОСАГО страховщика на основании договора со страховщиком. Особо оговаривается, что в любом обособленном подразделении страховщика (филиале) должна предоставляться услуга по заключению договоров ОСАГО.

Таким образом, страховая организация для получения возможности осуществлять такой специфический вид имущественного страхования, как ОСАГО, должна иметь на всей территории России сеть филиалов, отвечающих за действия друг друга. Считается, что это должно решить проблему дефицита филиалов страховых компаний в некоторых регионах Российской Федерации, а также усилить контроль над теми страховщиками, которые переносят офисы урегулирования убытков в отдаленные районы.

2. Обязательным условием осуществления деятельности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств является членство в профессиональном объединении страховщиков, в качестве которого в настоящее время выступает Российский союз автостраховщиков (РСА). Данное требование некоторыми рассматривалось как ограничение, с одной стороны, прав владельцев транспортных средств на выбор страховой компании, а с другой — прав страховых компаний на осуществление данного вида страхования. В 2005 г. этот вопрос стал предметом разбирательства в Конституционном Суде РФ. Одним из основных аргументов было то, что Конституция РФ, гарантируя свободу деятельности общественных объединений, предусматривает в ст. 30 запрет на принуждение к вступлению в какое-либо объединение или пребывание в нем. Однако Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 31 мая 2005 г. N 6-П отметил, что федеральный законодатель, руководствуясь ст. 18, п. п. «в», «е», «ж» ст. 71 и ст. 76 Конституции РФ во взаимосвязи с ее ч. 3 ст. 17 и ч. 3 ст. 55 и учитывая необходимость согласования частной экономической инициативы с потребностью в предоставлении определенного объема публично значимых услуг должного качества, вправе предъявлять к субъектам экономической деятельности конкретные требования и устанавливать механизм контроля за условиями ее реализации, которые отвечали бы критериям соразмерности и пропорциональности государственного вмешательства и обеспечивали бы частное и публичное начала в сфере экономической деятельности. Так, он может возложить на субъекты экономической деятельности, в том числе осуществляющие публичные функции, а следовательно, действующие не только в интересах извлечения прибыли, но и в целях удовлетворения общественных потребностей, в качестве условия осуществления их деятельности обязанность быть членами соответствующего профессионального объединения. При этом он во всяком случае связан конституционным принципом недопустимости искажения самого существа права на занятие предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью и обязанностью не допускать экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34 Конституции РФ).

Таким образом, по мнению большинства судей Конституционного Суда РФ, само по себе установление федеральным законодателем в качестве необходимого условия осуществления деятельности в сфере ОСАГО членства страховых организаций в профессиональном объединении страховщиков, как направленное на реализацию целей комментируемого Закона, не является несоразмерным ограничением права каждого на объединение и не противоречит Конституции РФ. Кроме того, закон не ограничивает владельцев транспортных средств в выборе страховых организаций, являющихся членами профессионального объединения страховщиков, что подтверждается Правилами ОСАГО, согласно которым владельцы транспортных средств имеют право на свободный выбор страховщика, осуществляющего обязательное страхование, а следовательно, их конституционные права оспариваемым положением не затрагиваются.

При этом нельзя не отметить особое мнение судьи А.Л. Кононова, который указал на некоторую непоследовательность сделанных выводов с учетом того, что, во-первых, объединение страховых организаций не может быть признано не обладающим признаком общественного объединения, а во-вторых, ч. 2 ст. 30 Конституции РФ содержит абсолютный и не знающий исключений запрет принуждения к вступлению в какое-либо объединение или пребывание в нем. Оправдание отступления от этого запрета как возможность ограничения прав в публичных целях, по его мнению, противоречит юридической логике.

Учитывая, что членство в РСА дает страховщику особые права в виде участия в системе ОСАГО, РСА обязано уведомить Банк России о выходе или исключении страховщика из этого профессионального объединения в течение одного рабочего дня, что будет основанием для отзыва соответствующей лицензии.

1) наличия у соискателя лицензии не менее чем двухлетнего опыта осуществления операций по добровольному страхованию транспортных средств или гражданской ответственности их владельцев, что должно свидетельствовать о наличии у страховщика достаточно квалифицированного персонала, способного обеспечить реализацию механизма ОСАГО;

4. Законодатель особо оговаривает требования к организации делопроизводства при осуществлении ОСАГО, возлагая на страховщика обязанность ведения журналов учета заключенных договоров, учета убытков и досрочно расторгнутых договоров, учета договоров, принятых в перестрахование, учета убытков по договорам ОСАГО, принятым в перестрахование, учета договоров ОСАГО, переданных в перестрахование, а также учета доли перестраховщиков в убытках по договорам ОСАГО, переданным в перестрахование.

Каждый из них представляет собой систематизированный перечень сведений об объектах учета, вносимых в него в порядке и объемах, установленных РСА. В частности, журнал учета заключенных договоров отражает сведения о номере договора страхования (серия и номер страхового полиса), дате вступления его в силу, дате заключения договора, дате начисления страховой премии, сроке действия договора, дате (датах) начала и окончания периода (периодов) использования транспортного средства, дате окончания действия договора страхования, дате досрочного прекращения договора страхования, дате изменения его условий, размере начисленной страховой премии, размерах страховой суммы, страховой премии, дате ее уплаты, размере начисленного вознаграждения за заключение договора страхования, размере отчислений от страховой премии, размере страховой премии, возвращенной в связи с досрочным прекращением (изменением условий) договора, дате ее возврата. Также в него включается информация о страхователе, собственнике транспортного средства, водителе, допущенном к управлению, либо о наличии допуска к управлению транспортным средством без ограничений, марке/модели, государственном регистрационном знаке, идентификационном номере транспортного средства.

На основе содержащихся в журналах учета данных страховые организации формируют статистические данные об основных показателях свой деятельности за отчетный период, производят расчеты страховых резервов и т.п. Особое значение они имеют при проверке результатов финансовой дельности страховых организаций, а также достоверности бухгалтерской отчетности. Так, сведения, содержащиеся в журналах учета убытков и досрочно расторгнутых договоров и учета убытков по договорам, принятым в перестрахование, позволяют проверить обоснованность и правомерность формирования резерва заявленных, но неурегулированных убытков, а также резерва произошедших, но незаявленных убытков.

Это интересно:  Статья 39.15 ЗК РФ. Предварительное согласование предоставления земельного участка

Данные, содержащиеся в указанных журналах, представляются в РСА в порядке, установленном Правилами ведения учета и отчетности страховыми компаниями — членами Российского союза автостраховщиков, утвержденными Президиумом РСА 24 декабря 2009 г.

Законом также установлено требование обязательной передачи в РСА указанных журналов, а также неиспользованных бланков страховых полисов ОСАГО в течение пяти рабочих дней с момента отзыва лицензии на осуществление страхования, исключения или добровольного выхода страховой организации из РСА.

Статья 21. Закона об ОСАГО РФ. Страховщики

1. Страховщик должен иметь в каждом субъекте Российской Федерации своего представителя, уполномоченного на рассмотрение требований потерпевших о страховом возмещении и прямом возмещении убытков, а также на осуществление страхового возмещения и прямое возмещение убытков. Услуга по заключению договоров обязательного страхования должна предоставляться в любом обособленном подразделении страховщика (филиале).

2. Страховщики должны быть членами профессионального объединения страховщиков, действующего в соответствии с настоящим Федеральным законом. В случае выхода или исключения страховщика из профессионального объединения страховщиков профессиональное объединение страховщиков в течение одного рабочего дня уведомляет об этом Банк России.

3. Необходимым требованием к страховой организации, обращающейся за разрешением (лицензией) на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, является наличие у этой страховой организации не менее чем двухлетнего опыта осуществления операций по страхованию транспортных средств или гражданской ответственности их владельцев.

Страховщики и их представители должны располагаться в приспособленных для выполнения своих функций помещениях и иметь доступ к автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона.

4. Страховщик ведет журнал учета заключенных договоров обязательного страхования, журнал учета убытков и досрочно расторгнутых договоров обязательного страхования, журнал учета договоров обязательного страхования, принятых в перестрахование, журнал учета убытков по договорам обязательного страхования, принятым в перестрахование, журнал учета договоров обязательного страхования, переданных в перестрахование, журнал учета доли перестраховщиков в убытках по договорам обязательного страхования, переданным в перестрахование, и представляет данные указанных журналов в профессиональное объединение страховщиков в порядке, установленном правилами профессиональной деятельности. В течение пяти рабочих дней с момента отзыва лицензии на осуществление страхования, исключения или добровольного выхода из профессионального объединения страховщиков страховщик обязан передать указанные журналы, а также неиспользованные бланки страховых полисов обязательного страхования в профессиональное объединение страховщиков.

Комментарий к ст. 21 Закона об ОСАГО

1. В целях обеспечения доступности страховых услуг в сфере ОСАГО законодатель установил требование к страховщику иметь в каждом субъекте Российской Федерации своего представителя, уполномоченного на рассмотрение требований потерпевших о страховых выплатах и прямом возмещении убытков, а также на осуществление страховых выплат и прямое возмещение убытков. При этом под представителем страховщика в субъекте РФ понимается обособленное подразделение страховщика (филиал) в субъекте Российской Федерации, выполняющее в предусмотренных гражданским законодательством пределах полномочия страховщика по рассмотрению требований потерпевших о страховых выплатах и их осуществлению, или другой страховщик, выполняющий указанные полномочия за счет заключившего договор ОСАГО страховщика на основании договора со страховщиком. Особо оговаривается, что в любом обособленном подразделении страховщика (филиале) должна предоставляться услуга по заключению договоров ОСАГО.

Таким образом, страховая организация для получения возможности осуществлять такой специфический вид имущественного страхования, как ОСАГО, должна иметь на всей территории России сеть филиалов, отвечающих за действия друг друга. Считается, что это должно решить проблему дефицита филиалов страховых компаний в некоторых регионах Российской Федерации, а также усилить контроль над теми страховщиками, которые переносят офисы урегулирования убытков в отдаленные районы.

2. Обязательным условием осуществления деятельности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств является членство в профессиональном объединении страховщиков, в качестве которого в настоящее время выступает Российский союз автостраховщиков (РСА). Данное требование некоторыми рассматривалось как ограничение, с одной стороны, прав владельцев транспортных средств на выбор страховой компании, а с другой — прав страховых компаний на осуществление данного вида страхования. В 2005 г. этот вопрос стал предметом разбирательства в Конституционном Суде РФ. Одним из основных аргументов было то, что Конституция РФ, гарантируя свободу деятельности общественных объединений, предусматривает в ст. 30 запрет на принуждение к вступлению в какое-либо объединение или пребывание в нем. Однако Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 31 мая 2005 г. N 6-П отметил, что федеральный законодатель, руководствуясь ст. 18, п. п. «в», «е», «ж» ст. 71 и ст. 76 Конституции РФ во взаимосвязи с ее ч. 3 ст. 17 и ч. 3 ст. 55 и учитывая необходимость согласования частной экономической инициативы с потребностью в предоставлении определенного объема публично значимых услуг должного качества, вправе предъявлять к субъектам экономической деятельности конкретные требования и устанавливать механизм контроля за условиями ее реализации, которые отвечали бы критериям соразмерности и пропорциональности государственного вмешательства и обеспечивали бы частное и публичное начала в сфере экономической деятельности. Так, он может возложить на субъекты экономической деятельности, в том числе осуществляющие публичные функции, а следовательно, действующие не только в интересах извлечения прибыли, но и в целях удовлетворения общественных потребностей, в качестве условия осуществления их деятельности обязанность быть членами соответствующего профессионального объединения. При этом он во всяком случае связан конституционным принципом недопустимости искажения самого существа права на занятие предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью и обязанностью не допускать экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34 Конституции РФ).

Таким образом, по мнению большинства судей Конституционного Суда РФ, само по себе установление федеральным законодателем в качестве необходимого условия осуществления деятельности в сфере ОСАГО членства страховых организаций в профессиональном объединении страховщиков, как направленное на реализацию целей комментируемого Закона, не является несоразмерным ограничением права каждого на объединение и не противоречит Конституции РФ. Кроме того, закон не ограничивает владельцев транспортных средств в выборе страховых организаций, являющихся членами профессионального объединения страховщиков, что подтверждается Правилами ОСАГО, согласно которым владельцы транспортных средств имеют право на свободный выбор страховщика, осуществляющего обязательное страхование, а следовательно, их конституционные права оспариваемым положением не затрагиваются.

При этом нельзя не отметить особое мнение судьи А.Л. Кононова, который указал на некоторую непоследовательность сделанных выводов с учетом того, что, во-первых, объединение страховых организаций не может быть признано не обладающим признаком общественного объединения, а во-вторых, ч. 2 ст. 30 Конституции РФ содержит абсолютный и не знающий исключений запрет принуждения к вступлению в какое-либо объединение или пребывание в нем. Оправдание отступления от этого запрета как возможность ограничения прав в публичных целях, по его мнению, противоречит юридической логике.

Учитывая, что членство в РСА дает страховщику особые права в виде участия в системе ОСАГО, РСА обязано уведомить Банк России о выходе или исключении страховщика из этого профессионального объединения в течение одного рабочего дня, что будет основанием для отзыва соответствующей лицензии.

  • наличия у соискателя лицензии не менее чем двухлетнего опыта осуществления операций по добровольному страхованию транспортных средств или гражданской ответственности их владельцев, что должно свидетельствовать о наличии у страховщика достаточно квалифицированного персонала, способного обеспечить реализацию механизма ОСАГО;
  • наличия у соискателя лицензии и лицензиата помещений по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для оказания услуг по ОСАГО. При этом требование к наличию помещений, приспособленных для выполнения соискателем лицензии и лицензиатом своих функций, вытекает из необходимости иметь постоянный доступ к автоматизированной информационной системе ОСАГО как обязательного условия организации работы в этом направлении, а также обязанности страховщиков создать условия для обеспечения сохранности связанных с осуществлением их деятельности документов (п. 2.1 ст. 6 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1).

4. Законодатель особо оговаривает требования к организации делопроизводства при осуществлении ОСАГО, возлагая на страховщика обязанность ведения журналов учета заключенных договоров, учета убытков и досрочно расторгнутых договоров, учета договоров, принятых в перестрахование, учета убытков по договорам ОСАГО, принятым в перестрахование, учета договоров ОСАГО, переданных в перестрахование, а также учета доли перестраховщиков в убытках по договорам ОСАГО, переданным в перестрахование.

Каждый из них представляет собой систематизированный перечень сведений об объектах учета, вносимых в него в порядке и объемах, установленных РСА. В частности, журнал учета заключенных договоров отражает сведения о номере договора страхования (серия и номер страхового полиса), дате вступления его в силу, дате заключения договора, дате начисления страховой премии, сроке действия договора, дате (датах) начала и окончания периода (периодов) использования транспортного средства, дате окончания действия договора страхования, дате досрочного прекращения договора страхования, дате изменения его условий, размере начисленной страховой премии, размерах страховой суммы, страховой премии, дате ее уплаты, размере начисленного вознаграждения за заключение договора страхования, размере отчислений от страховой премии, размере страховой премии, возвращенной в связи с досрочным прекращением (изменением условий) договора, дате ее возврата. Также в него включается информация о страхователе, собственнике транспортного средства, водителе, допущенном к управлению, либо о наличии допуска к управлению транспортным средством без ограничений, марке/модели, государственном регистрационном знаке, идентификационном номере транспортного средства.

На основе содержащихся в журналах учета данных страховые организации формируют статистические данные об основных показателях свой деятельности за отчетный период, производят расчеты страховых резервов и т.п. Особое значение они имеют при проверке результатов финансовой дельности страховых организаций, а также достоверности бухгалтерской отчетности. Так, сведения, содержащиеся в журналах учета убытков и досрочно расторгнутых договоров и учета убытков по договорам, принятым в перестрахование, позволяют проверить обоснованность и правомерность формирования резерва заявленных, но неурегулированных убытков, а также резерва произошедших, но незаявленных убытков.

Данные, содержащиеся в указанных журналах, представляются в РСА в порядке, установленном Правилами ведения учета и отчетности страховыми компаниями — членами Российского союза автостраховщиков, утвержденными Президиумом РСА 24 декабря 2009 г.

Это интересно:  Статья 1456 ГК РФ. Действия, не являющиеся нарушением исключительного права на топологию

Законом также установлено требование обязательной передачи в РСА указанных журналов, а также неиспользованных бланков страховых полисов ОСАГО в течение пяти рабочих дней с момента отзыва лицензии на осуществление страхования, исключения или добровольного выхода страховой организации из РСА.

Если у Вас остались вопросы, то обратитесь за консультацией к нашим юристам.

Для того что бы понять, как действовать в вашем случае, пожалуйста заполните форму обратной. Кратко опишите Вашу ситуацию укажите Ваше Имя город и номер телефона отправьте заявку и получите консультацию в течении 10 минут.

Статья 12 Закона об ОСАГО

Закон об ОСАГО претерпел ряд изменений, многие из которых вступили в силу в 2017 году. Появилось немало вопросов, связанных с процедурой страхования и возмещения ущерба. Для определения порядка в получении страховых выплат следует обратиться к статье 12 Федерального закона 40. Именно она регулирует основные аспекты, связанные с процедурой возмещения по страхованию ОСАГО.

Статья 12 «Порядок осуществления страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда»

Для изучения статьи 12 Закона об ОСАГО следует рассмотреть каждый из ее пунктов. Это позволит проанализировать весь порядок действий, включая основные нюансы.

Пункт 1 статьи 12 Закона об ОСАГО предписывает, что при наступлении страхового случая потерпевший направляет заявление с требованием о выплатах страховщику. Таковое подается по месту нахождения главного офиса или представительства. Вместе с ним подаются предусмотренные договором страхования документы, подтверждающие страхование объекта согласно ст 6 ФЗ об ОСАГО.

В случае их отсутствия страховщик должен уведомить потерпевшего о недостаче – в день подачи документов, если заявитель обращается лично в офис, или в течение трех дней, если документы были высланы почтой. Страховщик не вправе требовать документы, не предусмотренные договором.

Согласно пункту 2 статьи 12 страховая выплата, направленная на восстановление здоровья, определяется условиями договора. Подтверждается она медицинскими документами, по которым производится лечение заявителя. Информация о полисе ОСАГО, по которому потерпевшему полагается выплата, предоставляется ему в день обращения в том отделении полиции, где было оформлено произошедшее ДТП.

Пункт 3 статьи 12 определяет случаи, когда страховщик выплачивает дополнительное возмещение помимо предоставленного:

  • если результаты медицинской экспертизы указывают на страховую сумму большую, чем предписывается постановлением Правительства РФ о размерах выплат;
  • если потерпевшему присвоен статус инвалида.

Размер дополнительной выплаты в обоих случаях рассчитывается как разница между общей суммой и уже выплаченным страховым возмещением. При этом пункт 4 статьи 12 указывает, что дополнительные расходы, связанные с приобретением лекарств или лечением, а также потерей заработка в связи с временной нетрудоспособностью, также оплачиваются страховщиком. Для этого потерпевший должен предоставить документальное подтверждение понесенных растрат.

Пункт 5 статьи 12 Закона об ОСАГО регулирует порядок предоставления страхового возмещения. Предписываются следующие аспекты:

  • выплата производится единовременно или иным способом, предписанным правилами обязательного страхования по ФЗ 225;
  • весь объем выплат, включая дополнительные, по статье 12 ФЗ 40 не может превышать определенную договором сумму страхования;
  • средства передаются лично потерпевшему или его представителям, которые обладают соответствующими полномочиями.

Пункты 6, 7 и 8 статьи 12 регулируют страховое возмещение в случае смерти потерпевшего:

  • право на получение средств имеют лица, потерявшие кормильца, наследники первой очереди, а также граждане, у которых погибший был на иждивении;
  • для указанных категорий лиц размер средств устанавливается в 475 тыс. рублей;
  • дополнительно выплачивается до 25 тыс. на расходы по погребению;
  • срок подачи заявления – 15 рабочих дней, в течение 5 рабочих дней страховщик выплачивает нужную сумму;
  • средства распределяются поровну между всеми лицами, предписанными пунктом 7 статьи 12;
  • если лицо, обладающее правом на долю страхового возмещения, обращается за ним после распределения, оно имеет право требовать причитающуюся сумму с остальных получателей.

П 10 ст 12 ФЗ об ОСАГО оговаривает возможность страхового возмещения для имущества потерпевшего. Для этого необходимо предоставить его остатки для проведения экспертизы и определения суммы ущерба. Пункт 11 статьи 12 указывает на пятидневный срок для проведения экспертизы. Согласование даты осуществляется по обоюдному решению.

Важным аспектом является самостоятельная организация потерпевшим независимой экспертизы. Ее результаты не принимаются по внимание при определении размера страхового возмещения.

Пункт 12 статьи 12 предписывает, что при согласии потерпевшего с назначенным страховым возмещением, проведение дополнительной независимой экспертизы не требуется. Если такого согласия не было достигнуто, то согласно пункту 13 страховщик организовывает независимую экспертизу, а потерпевший – предоставляет поврежденное имущество или его остатки.

Пункт 14 статьи 12 указывает, что стоимость независимой технической экспертизы включается в сумму страхового возмещения. То есть, проводится она за счет потерпевшего.

Отдельно положения статьи 12 регламентируют порядок страхового возмещения ущерба имуществу:

  • если имуществом не является легковой автомобиль, зарегистрированный в РФ, страховое возмещение осуществляется по выбору потерпевшего путем восстановительного ремонта или выплаты денежной суммы;
  • при ущербе, нанесенном легковому автомобилю, страховщик обязуется организовать его восстановительный ремонт;
  • требования статьи 12 к организации восстановительных работ предписывают максимальный срок в 30 дней ремонта и сохранение гарантийных обязательств;
  • ремонт транспортного средства осуществляется на той станции технического обслуживания, с которой у страховщика имеется договор;
  • потерпевший при письменном согласии страховщика может самостоятельно организовать восстановительные работы, для этого гражданин подает соответствующее заявление, а страховщик выдает направление на указанную СТО.

Пункт 16.1 статьи 12 Закона об ОСАГО предписывает следующие случаи, когда страховое возмещение ущерба легковому автомобилю выдается в денежном эквиваленте:

  • полная гибель транспортного средства (больше о транспортной безопасности в законе: );
  • смерть потерпевшего;
  • нанесение тяжелых увечий – средства выдаются на руки при соответствующем заявлении;
  • если заявитель является инвалидом;
  • если стоимость восстановительных работ превышает сумму страхования, а водитель отказывается доплачивать за ремонт.

Пункт 17 статьи 12 предписывает обязательное размещение на сайте страховщика информации о тех станциях технического обслуживания, с которыми имеется договор о проведении восстановительных работ. Вся информация предоставляется потерпевшему. Ответственность за соблюдение условий и требований восстановительных работ лежит полностью на страховщике.

Пункт 17.1 статьи 12 предписывает, что при неоднократном нарушении страховщиком обязательств, Банк России ограничивает его деятельность. В этой ситуации любое страховое возмещение осуществляется путем выплаты требуемой суммы. Однако заявитель, уведомленный об ограничениях, может указывать на необходимость восстановительного ремонта по собственному желанию.

Пункты 18 и 19 статьи 12 регламентируют порядок определения размера страхового возмещения:

  • при полной гибели имущества размер страхового возмещения определяется его стоимостью на момент ДТП, из суммы исключаются годные к эксплуатации остатки;
  • при частичном повреждении размер определяется стоимостью ремонта, необходимого для приведения объекта в состояние перед аварией;
  • в размер страхового возмещения включается стоимость деталей и работ по их замене;
  • стоимость определяется с учетом износа комплектующих до аварии.

Согласно пункту 20 статьи 12 Закона об ОСАГО страховщик вправе отказать в страховом возмещении в том случае, если повреждения имущества не позволяют с достоверностью определить их происхождение или размер полагающейся выплаты. П 21 ст 12 Закона об ОСАГО указывает на срок в 20 календарных дней, в некоторых случаях – 30, в течение которых страховое возмещение должно быть осуществлено.

Закон об ОСАГО в статье 12 пункте 21 предписывает, что в случае нарушения установленного срока за каждый день просрочки начисляется пеня в размере 1% от суммы страхового возмещения. Пеня предусматривается и при несоблюдении срока мотивированного отказа – 0,05% от установленной Федеральным законом суммы по виду причиненного ущерба. Контроль над соблюдением предписаний по страховым выплатам возлагается на Банк России.

Пункт 22 статьи 12 предписывает, что если все участники ДТП признаются виновными, страховое возмещение распределяется с учетом степени тяжести вины, а также размера причиненного ущерба. Согласно п 23, если виновник ДТП возмещает потерпевшему нанесенный ущерб, то он имеет право требовать уплаченную сумму от страховщика.

П 24 статьи 12 предписывает, что отношения между страховщиком и потерпевшим регламентируются правилами Закона об ОСАГО. При этом согласно п 25 ст 12 страховщик освобождается от осуществления страхового возмещения в случаях, предусмотренных статьей 14 ФЗ 40.

Последние изменения, внесенные в ст 12

Последние изменения в статью 12 были внесены 28 марта 2017 года. Коснулись они следующих аспектов:

  • в ряде пунктов всей статьи формулировка «страховая выплата» была заменена на «страховое возмещение» в соответствующих падежах;
  • изменилась редакция первого абзаца п 15 статьи 12 о выборе потерпевшим страхового возмещения, во втором абзаце была скорректирована формулировка, четвертый утратил силу;
  • были введены пункты 15.1-15.3, регламентирующие порядок страхового возмещения в натуре – путем организации восстановительного ремонта;
  • введен пункт 16.1 о случаях, когда страховое возмещение выдается в денежном эквиваленте;
  • в п 17 статьи 12 была изменена редакция первых трех абзацев, в шестом абзаце скорректирована формулировка, добавлен седьмой о превышении стоимости ремонта максимальной суммы страхового возмещения, абзацы 7-9 получают порядковые номера 8-10, последний утратил силу;
  • в статью 12 введен пункт 17.1 о выявлении Банком России нарушений и ограничении деятельности страховщика;
  • скорректированы формулировки пунктов 19 и 20;
  • в п 21 статьи 12 изменена редакция первого абзаца.

Скачать Закон об ОСАГО

Скачать Федеральный закон 40 об ОСАГО полностью можно здесь. Документ представлен в последней редакции с учетом актуальных изменений за 2017 год.

Отдельно скачать статью 12 ФЗ 40 о порядке предоставления страхового возмещения можно тут. Текст будет востребован для всех обладателей полиса ОСАГО, а также для лиц, получивших ущерб в результате ДТП.

Статья написана по материалам сайтов: base.garant.ru, www.zakonrf.info, consultant-mos.ru, 210fz.ru.

»


Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector