+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 213.30 закона о банкротстве

С введением с 01 октября 2015 г. возможности признания гражданина банкротом многие обязаны обратиться в суд с соответствующим заявлением, а в отношении некоторых неплательщиков такое заявление может быть подано по инициативе кредитной организации или уполномоченного органа (налоговая служба, таможня). Однако помимо списания имеющихся долгов имеются и определенные последствия банкротства, которые предусмотрены законодательством о банкротстве физических лиц. О порядке признания гражданина банкротом можно прочитать в разделе «Банкротство физических лиц» по ссылке.

Последствия признания гражданина банкротом — понятие

Последствия банкротства — это ограничения, применяемые к физическим лицам после завершения в отношении них процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры.

Финансовые последствия банкротства физлиц

В случае принятия арбитражным судом по заявлению самого должника, по заявлениям конкурсного кредитора или уполномоченного органа решения о признании гражданина банкротом суд принимает также и решение о реализации имущества физического лица.

Реализация имущества применяется если суд приходит к выводу о невозможности введения процедуры реструктуризации долгов.

Реализация имущества вводится на срок не более чем шесть месяцев. При этом срок реализации может продлеваться арбитражным судом по ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве.

При принятии решения о признании гражданина банкротом суд утверждает в качестве финансового управляющего для участия в процедуре реализации имущества гражданина лицо, участвовавшее в процедуре реструктуризации долгов гражданина в качестве финансового управляющего, если иная кандидатура к моменту признания гражданина банкротом не будет предложена собранием кредиторов.

Все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, которое не подлежит реализации (единственная квартира, предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и пр.), продукты питания).

После реализации имущества арбитражный суд выносит определение о завершении реализации имущества гражданина.

После завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина. То есть гражданин освобождается от обязанности по дальнейшей уплате, а его долг списывается даже в том случае, если после реализации имущества денежных средств не достаточно для полного расчета с кредиторами.

С даты признания гражданина банкротом и назначения процесса реализации имущества предусмотрены следующие ограничения в правах:

  • регистрация перехода или обременения прав гражданина на имущество, в том числе на недвижимое имущество и бездокументарные ценные бумаги, осуществляется только на основании заявления финансового управляющего. Поданные до этой даты заявления гражданина не подлежат исполнению;
  • исполнение третьими лицами обязательств перед гражданином по передаче ему имущества, в том числе по уплате денежных средств, возможно только в отношении финансового управляющего и запрещается в отношении гражданина лично;
  • должник не вправе лично открывать банковские счета и вклады в кредитных организациях и получать по ним денежные средства.

Обязанности физического лица

Гражданин обязан не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения о признании его банкротом, передать финансовому управляющему все имеющиеся у него банковские карты для проведения реализации имущества. В свою очередь финансовый управляющий обязан в срок не позднее одного рабочего дня, следующего за днем их получения, принять меры по блокированию операций с полученными банковскими картами по перечислению денежных средств с использованием банковских карт на основной счет должника.

Ограничение выезда гражданина за границу после банкротства

В случае признания гражданина банкротом арбитражный суд также вправе вынести определение о временном ограничении права на выезд гражданина за границу.

Временное ограничение права на выезд гражданина из Российской Федерации действует до даты вынесения определения о завершении или прекращении производства по делу о банкротстве гражданина, в том числе в результате утверждения арбитражным судом мирового соглашения.

Копии определений об установлении временного ограничения права на выезд гражданина из Российской Федерации и об отмене установленного временного ограничения направляются гражданину, в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и в пограничные органы.

Однако законодательством предусмотрена возможность досрочной отмены временного ограничения права на выезд гражданина из Российской Федерации в случае уважительной причины, по которой требуется выезд гражданина из Российской Федерации. Такое решение принимается судом по ходатайству гражданина и с учетом мнения кредиторов и финансового управляющего.

Юридические последствия признания гражданина банкротом

Статьей 213.30 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ О несостоятельности (банкротстве)» установлены следующие ограничения для граждан признанных банкротами:

1. В течение пяти лет с даты завершения в отношении физического лица процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве он не вправе принимать на себя обязательства по кредитным договорам и (или) договорам займа без указания на факт своего банкротства. То есть согласно новому закону о банкротстве физических лиц допускается возможность получения гражданином нового кредита при условии обязательного указания о факте признания его банкротом в заявке о выдаче кредита. При этом банк будет самостоятельно принимать решение о возможности выдачи кредита с учетом данного факта.

Необходимо также учитывать, что сведения обо всех фактах банкротства физического лица включаются в его кредитную историю, с которой банки, как правило, знакомятся перед тем как выдать кредит.

2. Гражданин не вправе по своей инициативе подать заявление в суд о признании себя банкротом в течение пяти лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры.

Однако такое заявление в данный период времени может быть подано кредитором или уполномоченным органом. И в этом случае в ходе вновь возбужденного дела о банкротстве не будет применяться правило об освобождении гражданина от обязательств (при недостатке реализуемого имущества или его отсутствия). После завершения реализации имущества гражданина в случае, указанном в настоящем пункте, на неудовлетворенные требования кредиторов, по которым наступил срок исполнения, арбитражным судом выдаются исполнительные листы.

3. В течение трех лет с даты признания гражданина банкротом он не вправе занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом.

Статья 213.30. Последствия признания гражданина банкротом

Комментарий к статье 213.30

1. Одной из критикуемых новелл стала комментируемая статья. Ее положения вызывают вопросы и концептуальной, и правоприменительной направленности.

В предыдущей редакции Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ существовала ст.

В настоящее время последствиями признания гражданина банкротом являются: невозможность получения кредитов и займов без уведомления кредитора о факте банкротства; ограничения по повторному признанию банкротом; невозможность участвовать в управлении юридическими лицами.

Все эти последствия носят срочный характер. При этом сроки для их применения установлены разные — пять лет и три года. Исчисление указанных сроков начинается с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры.

Таким образом, представление законодателя о последствиях признания гражданина банкротом было существенно пересмотрено и потребовало введения новых положений, которые направлены на ограничение правоспособности гражданина, прошедшего процедуру банкротства.

Согласно ст. 22 ГК РФ никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и в порядке, установленных законом. В данном случае мы имеем дело с законодательным ограничением правоспособности на основании ст. 213.30 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ.

2. Новым законоположением стало указание на то, что в течение пяти лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе принимать на себя обязательства по кредитным договорам и (или) договорам займа без указания на факт своего банкротства.

Введение данного правила, как отмечали разработчики законопроекта, направлено на защиту прав кредиторов, которые, вступая в отношения с гражданами, имеют право знать, каков статус их контрагента. К кредитным договорам относятся соглашения, по которым банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, которые предусмотрены договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее (ст. 819 ГК РФ). Под займом понимается договор, по которому одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества (ст. 807 ГК РФ). Видимо, в первую очередь под заинтересованными лицами, с которыми гражданин будет заключать договоры, понимаются кредитные организации и иные лица, выдающие кредиты и займы.

Следует отметить, что кредит существует в разных правовых формах и регулируется различными статьями гражданского законодательства. Кредит делится на коммерческий, предоставляемый при исполнении обязательств по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, и товарный. Закон устанавливает открытый перечень разновидностей коммерческого кредита (аванс, предварительная оплата, отсрочка и рассрочка оплаты товаров, работ или услуг). Согласно ст. 500 ГК РФ самостоятельной разновидностью банковского или коммерческого кредита является потребительский кредит. Особые разновидности кредитных отношений могут регулироваться нормами иных нормативных актов. На все подобные случаи распространяется обязанность гражданина при принятии на себя обязательств указать на факт своего банкротства.

Таким образом, из всей массы обязательств, которые могут возникать у гражданина, ограничение касается только кредитных и заемных договоров. Следовательно, участвуя в гражданском обороте, гражданин вправе заключать любые сделки, которые не предполагают кредитования как такового. То есть заключение классического договора купли-продажи не приводит к необходимости уведомления продавца о ранее состоявшемся банкротстве гражданина.

В то же время институт банкротства должника-гражданина может иметь место в случаях обеспечения исполнения обязательств третьих лиц. Причиной банкротства граждан могут стать персональные гарантии и обязательства по возмещению убытков, предоставляемые физическими лицами-акционерами в рамках кредитных и финансовых сделок кредитуемого бизнеса (в том числе по сделкам по реструктуризации задолженности предприятия-должника; в рамках сделок по слиянию и поглощению; при приобретении воздушных и морских судов в рамках сделок по их приобретению в кредит или по лизингу и т.д.) .

См.: информационное письмо юридической фирмы «Гольцблат БЛП» N 496 «Банкротство физических лиц — влияние на финансовые сделки и осуществление предпринимательской деятельности» // СПС «КонсультантПлюс».

Из смысла нормы п. 1 ст. 213.30 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ не следует, что предоставление гарантий, участие в обязательствах по обеспечению исполнения кредитных и заемных обязательств, вступление в договор финансовой аренды (лизинга) требуют представления информации о предыдущем банкротстве гражданина.

В связи с этим интерес представляет следующее дело, рассмотренное Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда РФ. Согласно материалам дела гражданин выступил поручителем по кредитным договорам. Спустя несколько лет он зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя, а через два месяца обратился с заявлением о признании себя банкротом. В качестве основания предприниматель сослался на невозможность вернуть долг (более 500 млн. руб.) по кредитам. Решением Арбитражного суда Самарской области предприниматель был признан банкротом, в отношении его имущества открыта процедура конкурсного производства. Однако Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ посчитала, что предприниматель может быть признан банкротом только по долгам, связанным с предпринимательской деятельностью. В данном деле поручитель получил статус предпринимателя после выдачи обеспечения по кредиту и незадолго до своего банкротства, долги не были связаны с предпринимательской деятельностью. Через процедуру банкротства поручитель попытался прекратить долговые обязательства перед банком, по сути, обойти закон. В итоге производство по делу о несостоятельности было прекращено.

Применительно к последствиям признания гражданина банкротом сохраняется актуальность ситуации, так и не разрешенной законодателем: имеет ли право гражданин принять на себя обязательство поручительства по кредитному договору после признания его банкротом? Исходя из буквального прочтения нормы п. 1 комментируемой статьи — имеет, и уведомление о факте банкротства не требуется. В целом же практики полагают, что если должник кредитоспособен, то его прошлое банкротство может быть безразлично кредитору.

3. Законодателем не урегулирован вопрос о правовых последствиях заключения кредитного договора без уведомления кредитной организации о факте банкротства.

Необходимость предупреждать в данной ситуации свидетельствует об изменении объема правоспособности гражданина. Для него фактически возникает дополнительная обязанность, несоблюдение которой может приводить к признанию сделки недействительной.

В то же время, насколько можно судить, законодатель допускает, что кредитор, зная о факте банкротства, все равно посчитает возможным заключить кредитный договор и сделает это.

В связи с этим возникает вопрос, сможет ли неосведомленный кредитор потребовать признать сделку недействительной на данном основании? Поскольку предполагается вести реестр граждан, признанных банкротами, кредитор, действующий добросовестно и разумно, должен будет проверить своего потенциального контрагента. В таком случае сделка может быть признана оспоримой на основании ст. 168 ГК РФ.

4. Как видим, законодатель не преследовал цели устранить потребителя, пережившего банкротство, из гражданского оборота. По мнению К.Б. Кораева, комментируемые нормы фактически направлены не на стимулирование добросовестного поведения, а на освобождение неплатежеспособных должников от долгов, поскольку правовые последствия признания должника банкротом излишне мягки .

Однако принятие новой редакции рассматриваемого Закона, в части правил о банкротстве гражданина, и было направлено на поиск баланса интересов кредиторов и закредитованных граждан. Как сообщается новостными каналами, в среднем один должник в России имеет 1,4 проблемных кредита. Это означает, что население стремится взять дополнительный кредит для погашения старого. Несмотря на то что банки ужесточили требования к заемщикам, почти 90% взятых россиянами кредитов уходит на погашение их прежней задолженности. Таким образом, потребительское кредитование практически перестало поддерживать экономику .

5. В течение пяти лет гражданин не только обязан ставить в известность контрагентов по кредитным и заемным обязательствам о банкротстве, но и ограничен в возможности снова прибегнуть к процедуре банкротства. Тем самым сделана попытка исключить злоупотребление предоставленной гражданам возможностью освобождаться от долгов.

Поэтому данное ограничение действует только для добровольного банкротства: в течение указанного срока дело о его банкротстве не может быть возбуждено по заявлению этого гражданина. Однако по требованию кредиторов возбуждение дела о банкротстве допускается.

На исключение возможности злоупотребления направлено и правило о том, что в случае повторного признания гражданина банкротом в течение указанного периода в ходе вновь возбужденного дела о банкротстве гражданина правило об освобождении гражданина от обязательств, предусмотренное п.

Таким образом, если в течение пяти лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры инициатором подачи заявления о признании гражданина банкротом выступит не сам должник, а кредитор или уполномоченный орган по требованию об уплате обязательных платежей, суд не вправе отказывать в принятии такого заявления. Гражданин, признанный банкротом повторно, не будет освобожден от долгов в части неудовлетворенных требований кредиторов. В таком случае кредиторы имеют право предъявлять свои требования в порядке, установленном гражданским законодательством РФ.

Правила о повторном банкротстве полностью совпадают с правилами предыдущей редакции ст. 213 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ. Появилось лишь уточнение, что после завершения реализации имущества гражданина в случае, указанном в п. 2 комментируемой статьи, на неудовлетворенные требования кредиторов, по которым наступил срок исполнения, арбитражным судом выдаются исполнительные листы.

Некоторые исследователи полагают, что в п. 2 рассматриваемой статьи содержится чуть ли не основная идея банкротства гражданина: законодатель воспринимает банкротство гражданина как институт освобождения от долгов, которым должник-гражданин вправе воспользоваться один раз в пять лет .

Однако процедура освобождения должника от оставшегося долга известна различным правопорядкам.

Так, по свидетельству Т.П. Шишмаревой, законодательству о несостоятельности Германии известна процедура освобождения от возмещения оставшегося долга (Restschuldbefreiungsverfahren), которая применяется к несостоятельному должнику .

Поэтому правовой целью данной нормы, как правильно отмечено в литературе, является исключение ситуации, когда институт банкротства может использоваться гражданином для необоснованного освобождения от накопившихся долгов .

См.: Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» (постатейный) / Под ред. В.Ф. Попондопуло. 3-е изд., перераб. и доп.

6. Согласно п. 3 ст. 213.30 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ после признания гражданина банкротом он в течение трех лет не вправе занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом.

Подобного рода явление в праве называется дисквалификацией. Институт дисквалификации — относительно новый институт российского права. Впервые данный термин был введен Федеральным законом от 08.01.1998 N 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», действовавшим до принятия комментируемого Закона. В частности, в нем устанавливалось, что руководитель должника, члены ликвидационной комиссии, допустившие нарушение требований этого Закона, могут быть лишены права занимать руководящие должности и (или) осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом. В первую очередь острие данной нормы было направлено против нерадивых арбитражных управляющих, не исполняющих либо ненадлежащим образом исполняющих возложенные на них кредиторами (в процедурах несостоятельности) обязанности. В действующей редакции Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ сохранилась лишь ст. 20.2, согласно п. 2 которой арбитражным судом не могут быть утверждены в деле о банкротстве арбитражные управляющие, которые дисквалифицированы или лишены в порядке, установленном федеральным законом, права занимать руководящие должности и (или) осуществлять профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами.

В дальнейшем норма о дисквалификации появилась в КоАП РФ. Как следует из ст. 3.11 КоАП РФ, дисквалификация — это лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. В силу ч. 3 ст. 3.11 КоАП РФ этот вид наказания может быть применен к лицам, исполняющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации, а также к членам совета директоров (наблюдательного совета).

В литературе высказано мнение, что дисквалификация по своей сути представляет ограничение конституционного права лица на осуществление предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ) за грубое или неоднократное злоупотребление указанным правом, грубое или неоднократное нарушение требований, предписаний. В дисквалификации явно проявляют себя карательная (репрессивная) и предупредительно-воспитательная (превентивная) функции института юридической ответственности .

См.: Мохов А.А. Дисквалификация как мера юридической ответственности фармацевтического работника // Медицинское право. 2009. N 4.

К сожалению, приведенная формула п. 3 ст. 213.30 комментируемого Закона не идеальна. Во время подготовки и принятия проекта закона об изменении актов о банкротстве законодатель ввел в ГК РФ понятие «управление корпорацией», которая является юридическим лицом. Вводя понятие «управление юридическим лицом» в текст анализируемой статьи, субъекты нормотворческой деятельности явно не учитывали положений ГК РФ.

Согласно ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы. К органам управления юридического лица относятся волеобразующие, т.е. формирующие волю юридического лица исходя из его интересов и определяющие приоритеты его деятельности, и волеизъявляющие (исполнительные), т.е. реализующие указанную волю вовне. Традиционная структура органов управления в юридическом лице закреплена в ГК РФ. В некорпоративной организации органом юридического лица является руководитель, который назначается уполномоченным собственником органом и ему подотчетен (см., например, ст. 113 ГК РФ). В ст. 65.3 ГК РФ указывается, что в отличие от унитарной организации управление в корпорации осуществляется не только единоличным исполнительным органом, но и участниками, вырабатывающими волю юридического лица на собрании. В отличие от унитарных организаций с одноступенчатой структурой органов в корпорации выделяют несколько уровней органов управления: общее собрание участников, единоличный исполнительный орган и коллегиальные органы управления корпорацией. При этом высший орган и единоличный исполнительный орган образуются в обязательном порядке в силу требований императивных норм ГК РФ, а коллегиальные исполнительные органы могут быть созданы (или не созданы) по усмотрению участников ассоциации (союза) или в силу указания специального закона.

В юридическом лице могут создаваться и иные органы, например ревизионная комиссия или ревизор.

Таким образом, банкрот не может участвовать в деятельности ни одного из названных органов. В этом смысле его правоспособность ограничена в силу прямого указания закона.

В то же время возможно, что законодатель не имел в виду распространение данного ограничения на участие граждан-банкротов в деятельности общих собраний акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью, на участие граждан в деятельности собраний пайщиков жилищных кооперативов и т.д. Представляется, что дисквалификация наступает в связи с неспособностью вести оперативную хозяйственную деятельность. Поэтому разумно было бы распространить запрет занимать должности не во всех органах управления юридическим лицом, а только в исполнительных органах юридических лиц. Признанный банкротом не может быть директором, членом коллегиального исполнительного органа, совета директоров (наблюдательного совета) и т.д. в зависимости от вида юридического лица. Именно такой подход заложен в КоАП РФ.

Работа по трудовому договору в качестве руководителя какого-либо подразделения, руководителя отдела и т.п. не относится традиционно к занятию должности в органе управления юридическим лицом в смысле гражданского законодательства.

7. Ограничение правоспособности гражданина после признания его банкротом не распространяется на возможность вести предпринимательскую деятельность.

Получается, такой субъект вправе вести предпринимательскую деятельность, зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя. Обратим внимание, что ст. 216 комментируемого Закона, посвященная последствиям признания банкротом гражданина — индивидуального предпринимателя, содержит запрет не только занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом, но и осуществлять предпринимательскую деятельность. В анализируемой статье такого правила нет. Следовательно, запрет гражданину регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя Закон предусматривает только для случая, когда гражданин уже был зарегистрирован в качестве предпринимателя и был признан банкротом именно как индивидуальный предприниматель.

8. Ограничение правоспособности гражданина носит временный характер. Срок его действия составляет три года с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры. Сравним указанный срок дисквалификации со сроком, предусмотренным в КоАП РФ. Согласно ч. 2 ст. 3.11 КоАП РФ срок дисквалификации может составлять от шести месяцев до трех лет. При этом назначить подобное наказание вправе только суд.

Частью 2 ст. 14.23 КоАП РФ предусмотрено, что заключение договора (контракта) на управление организацией с дисквалифицированным лицом, а равно неприменение последствий прекращения его действия влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере до 100 тыс. руб.

В отличие от этого применительно к правоотношениям с участием гражданина-банкрота правовых последствий принятия такого лица на должность в органы управления организации не установлено.

Комментарий к п 3 ст 213 30 закона о несостоятельности

В течение трёх лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. В течение десяти лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе занимать должности в органах управления кредитной организации, иным образом участвовать в управлении кредитной организацией.

Комментарий к п 3 ст 213 30 закона о несостоятельности

Несмотря на то, что это и так очевидно я все же сообщу, что дела о банкротстве физических лиц рассматриваются в системе арбитражных судов. В первоначальном варианте Закона законодатель иначе определил подведомственность. Предполагалось, что такие дела будут рассматривать суды общей юрисдикции, но всем нам крупно повезло, что кто-то там одумался, иначе вместо банкротства мы бы получили полнейший бардак.
Итак, обращаться надо в Арбитражный суд. Об этом законодатель нам сообщает в п. 1 ст. 6 Закона. Вообще статья 6 и 7 Закона по конструкции и содержанию похожа на ст. 213.3 Закона и в общем применяется к несостоятельности физиков, однако приоритет в данном случае имеет именно ст. 213.3, которая по отношению к ст. ст. 6,7 выступает специальной нормой. Просто для сравнения приводится ст. 7. Обратите внимание на сходства и различия в круге лиц.
Ну и общие правила, предусмотренные ст.ст.

Статья 213.30. последствия признания гражданина банкротом

Неудовлетворенные требования кредиторов, по которым наступил срок исполнения, могут быть предъявлены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. После завершения реализации имущества гражданина в случае, указанном в настоящем пункте, на неудовлетворенные требования кредиторов, по которым наступил срок исполнения, арбитражным судом выдаются исполнительные листы. 3. В течение трех лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В течение десяти лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе занимать должности в органах управления кредитной организации, иным образом участвовать в управлении кредитной организацией. В течение пяти лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе занимать должности в органах управления страховой организации, негосударственного пенсионного фонда, управляющей компании инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда или микрофинансовой компании, иным образом участвовать в управлении такими организациями. (п. 3 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 281-ФЗ) (см.

Комментарий к ст. 213.3 о банкротстве

С заявлением о банкротстве могут обратиться

  • Гражданин.
  • Конкурсный кредитор.
  • Уполномоченный орган.

Гражданин С характеристикой этого участника дела сложностей нет. Тут вариантов всего два: Сам должник Он должен иметь неисполненные денежные обязательства по гражданско-правовым сделкам и иным основаниям, предусмотренным гражданским, налоговым, бюджетным законодательством. Русским языком говоря, когда человек должен кому-то или чему-то денег.

Статья 21330. последствия признания гражданина банкротом.

Ограничение правоспособности гражданина, признанного банкротом (харитонова ю.с.)

В течение пяти лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе занимать должности в органах управления страховой организации, негосударственного пенсионного фонда, управляющей компании инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда или микрофинансовой компании, иным образом участвовать в управлении такими организациями. Вернуться к оглавлению документа: Закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ О применении положений закона о банкротстве, посвященных банкротству гражданина см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 N 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан».
Рекомендуем публикации: Закон о банкротстве физических лиц.

An error occurred.

В случае повторного признания гражданина банкротом в течение указанного периода по заявлению конкурсного кредитора или уполномоченного органа в ходе вновь возбужденного дела о банкротстве гражданина правило об освобождении гражданина от обязательств, предусмотренное пунктом 3 статьи 213.28 настоящего Федерального закона, не применяется. Неудовлетворенные требования кредиторов, по которым наступил срок исполнения, могут быть предъявлены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. После завершения реализации имущества гражданина в случае, указанном в настоящем пункте, на неудовлетворенные требования кредиторов, по которым наступил срок исполнения, арбитражным судом выдаются исполнительные листы.

В случае повторного признания гражданина банкротом в течение указанного периода по заявлению конкурсного кредитора или уполномоченного органа в ходе вновь возбужденного дела о банкротстве гражданина правило об освобождении гражданина от обязательств, предусмотренное пунктом 3 статьи 213.28 настоящего Федерального закона, не применяется. Неудовлетворенные требования кредиторов, по которым наступил срок исполнения, могут быть предъявлены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. После завершения реализации имущества гражданина в случае, указанном в настоящем пункте, на неудовлетворенные требования кредиторов, по которым наступил срок исполнения, арбитражным судом выдаются исполнительные листы.

Последствия признания гражданина банкротом

Банкротство гражданина
Основания для признания гражданина-должника несостоятельным (банкротом), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, регулируются Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве).

Последствия признания гражданина банкротом
Освобождение гражданина от обязательств не применяется (пункты 4-6 статьи 213.28 Закона о банкротстве), если:
вступившим в законную силу судебным актом гражданин привлечен к уголовной или административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное или фиктивное банкротство при условии, что такие правонарушения совершены в данном деле о банкротстве гражданина;
гражданин не предоставил необходимые сведения или предоставил заведомо недостоверные сведения финансовому управляющему или арбитражному суду, рассматривающему дело о банкротстве гражданина, и это обстоятельство установлено соответствующим судебным актом, принятым при рассмотрении дела о банкротстве гражданина;
доказано, что при возникновении или исполнении обязательства, на котором конкурсный кредитор или уполномоченный орган основывал свое требование в деле о банкротстве гражданина, гражданин действовал незаконно, в том числе совершил мошенничество, злостно уклонился от погашения кредиторской задолженности, уклонился от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, предоставил кредитору заведомо ложные сведения при получении кредита, скрыл или умышленно уничтожил имущество.
Если гражданин признан банкротом (статья 213.30 Закона о банкротстве), то:
в течение пяти лет он не может заключать кредитные договоры или договоры займа, не указывая факт своего банкротства;
в течение пяти лет не сможет самостоятельно инициировать процедуру банкротства;
в течение трех лет не сможет занимать должности в органах управления юридического лица.
Административная ответственность за нарушение
действующего законодательства о банкротстве

Согласно п.1 ст.213.4 Закона о банкротстве гражданин обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом в случае, если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения гражданином денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей в полном объеме перед другими кредиторами и размер таких обязательств и обязанности в совокупности составляет не менее чем пятьсот тысяч рублей, не позднее тридцати рабочих дней со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом.
За неисполнение обязанности, установленной п.1 ст.213.4 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», предусмотрена административная ответственность, установленная частью 5 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и влечет наложение административного штрафа в размере от одной до трех тысяч рублей. Кроме того, частью 5.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено наложение административного штрафа в размере от трех до пяти тысяч рублей за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 5 данной статьи

Правовые последствия признания гражданина банкротом.

Правовые последствия признания гражданина банкротом

Несостоятельности (банкротства) гражданина — относительно новое понятие для отечественного законодательства и практики предпринимательских отношений. В связи с тем, что оно является весьма значимым для развития экономики нашей страны каждому гражданину полезно знать правовые последствия условия и правовые последствия признания его банкротом.

Статья 25 ГК РФ гласит, что гражданин не способный удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей может быть признан несостоятельным по решению арбитражного суда в соответствии с закон ФЗ от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в котором указаны основания, порядок и последствия гражданина несостоятельным банкротом и очередность удовлетворения требований кредиторов.

Юридическая суть несостоятельности (банкротства) физического лица (гражданина) состоит в том, что оно в результате функционирования рыночных отношений становится не в состоянии выполнить свои обязательства по выплате долгов кредиторов и обязательных платежей (ст.25 ГК РФ), в силу сложившихся обстоятельств объективно-субъективного характера. Например, таких как: неопытность, непостоянство спроса и предложения, неудачное соотношение цены и качества товара и т.д. Более того, часто лишь от случая зависит, что банкротом в данный момент оказывается именно этот, а не какой-то другой предприниматель.

Согласно п. 1 ст. 213.3, абзацем восьмым пункта 2 статьи 213.5 ФЗ от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее Закон о банкротстве) правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают сам должник, конкурсный кредитор, в том числе по требованиям о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, и уполномоченный орган.

Дела о банкротстве граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по правилам по месту его жительства, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее — АПК РФ), с особенностями, установленными Законом о банкротстве (пункт 1 статьи 6, пункт 1 статьи 32 Закона и часть 1 статьи 223 АПК РФ), который в системе правового регулирования несостоятельности (банкротства) участников гражданского (имущественного) оборота является специальным.

Каковы же основания для признания гражданина банкротом?
Согласно п. 2 ст. 213.3. Закон о банкротстве условиями для принятии заявления о банкроте являются:

  • размер неисполненных должником денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей (как с наступившим сроком исполнения, так и с не наступившим) в совокупности составляет не менее чем пятьсот тысяч рублей независимо от того, связаны они с осуществлением предпринимательской деятельности или нет;
  • не исполнение данных требований должником в течение 3 месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.
  • удовлетворение требования одного или нескольких кредиторов приведет к невозможности исполнения обязательств и (или) обязанностей по уплате обязательных платежей перед другими кредиторами.

При рассмотрении дела о банкротстве должника — гражданина применяются следующие процедуры (п. 2 ст. 27 ФЗ о банкротстве):

  • мировое соглашение — прекращение производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами на любой стадии его рассмотрения.
  • реструктуризация долгов — восстановление его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов;
    • график реструктуризации может быть (но не обязательно!) предложен либо должником либо кредиторами (или уполномоченным государственным органом). Реструктуризация представляет собой некий компромисс, отсрочку от признания человека банкротом (не более 3 лет).
  • реализация имущества гражданина — соразмерное удовлетворения требований кредиторов за счет имущества должника;
    • при наличии имущества, на которое может быть обращено взыскание, управляющий описывает и оценивает его, а также представляет план продажи этого имущества с торгов.

Согласно ст. 213.30 закона о банкротстве последствиями для граждан признанных банкротами являются следующее:

  • С даты принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом к нему применяется процедура реализации его имущества (конкурсной массы);
  • арбитражный суд вправе вынести определение о временном ограничении права на выезд гражданина из Российской Федерации. Временное ограничение права на выезд гражданина из Российской Федерации действует до даты вынесения определения о завершении или прекращении производства по делу о банкротстве гражданина, в том числе в результате утверждения арбитражным судом мирового соглашения:
  • все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично;
  • сделки, совершенные гражданином лично (без участия финансового управляющего) в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, ничтожны . Требования кредиторов по сделкам гражданина, совершенным им лично (без участия финансового управляющего), не подлежат удовлетворению за счет конкурсной массы;
  • регистрация перехода или обременения прав гражданина на имущество , в том числе на недвижимое имущество и бездокументарные ценные бумаги, осуществляется только на основании заявления финансового управляющего . Поданные до этой даты заявления гражданина не подлежат исполнению;
  • исполнение третьими лицами обязательств перед гражданином по передаче ему имущества, в том числе по уплате денежных средств, возможно тольков отношении финансового управляющего и запрещается в отношении гражданина лично;
  • должник не вправе лично открывать банковские счета и вклады в кредитных организациях и получать по ним денежные средства;
  • гражданин обязан не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем принятия решения о признании его банкротом, передать финансовому управляющему все имеющиеся у него банковские карты . Не позднее одного рабочего дня, следующего за днем их получения, финансовый управляющий обязан принять меры по блокированию операций с полученными им банковскими картами по перечислению денежных средств с использованием банковских карт на основной счет должника;
  • сведения о банкротстве гражданина подлежат включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и его кредитную историю;
  • в течение 5 лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе принимать на себя обязательства по кредитным договорам и (или) договорам займабез указания на факт своего банкротства;
  • в течение 5 лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры дело о его банкротстве не может быть возбуждено по заявлению этого гражданина. В случае повторного признания гражданина банкротом в течение указанного периода по заявлению конкурсного кредитора или уполномоченного органа в ходе вновь возбужденного дела о банкротстве гражданина к нему не применяется правило об освобождении гражданина от обязательств ,
  • в течение 3 лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе занимать должности в органах управления юридического лица , иным образом участвовать в управлении юридическим лицом.
  • неудовлетворенные требования кредиторов, по которым наступил срок исполнения, могут быть предъявлены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

После завершения процедуры реализации имущества должника и расчетов с кредиторами, гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина.

Освобождение гражданина от обязательств не допускается в следующих случаях:

  • вступившим в законную силу судебным актом гражданин привлечен к уголовной или административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное или фиктивное банкротство при условии, что такие правонарушения совершены в данном деле о банкротстве гражданина;
  • гражданин не предоставил необходимые сведения или предоставил заведомо недостоверные сведения финансовому управляющему или арбитражному суду, рассматривающему дело о банкротстве гражданина, и это обстоятельство установлено соответствующим судебным актом, принятым при рассмотрении дела о банкротстве гражданина;
  • доказано, что при возникновении или исполнении обязательства, на котором конкурсный кредитор или уполномоченный орган основывал свое требование в деле о банкротстве гражданина, гражданин действовал незаконно, в том числе совершил мошенничество, злостно уклонился от погашения кредиторской задолженности, уклонился от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, предоставил кредитору заведомо ложные сведения при получении кредита, скрыл или умышленно уничтожил имущество.

Кроме того, сохраняют свою силу после завершения реализации имущества, следующие обязательства:

  • требования кредиторов по текущим платежам;
  • о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью;
  • о выплате заработной платы и выходного пособия;
  • о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов;
  • иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина;
  • о привлечении гражданина как контролирующего лица к субсидиарной ответственности (статья 10 Закона о банкротстве);
  • о возмещении гражданином убытков, причиненных им юридическому лицу, участником которого был или членом коллегиальных органов которого являлся гражданин (статьи 53 и 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации), умышленно или по грубой неосторожности;
  • о возмещении гражданином убытков, которые причинены умышленно или по грубой неосторожности в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения им как арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве;
  • о возмещении вреда имуществу, причиненного гражданином умышленно или по грубой неосторожности;

о применении последствий недействительности сделки, признанной недействительной на основании статьи 61.2 или 61.3 Закона о банкротстве.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что банкротство гражданина — дело выбора каждого.

Плюсом личного банкротства, безусловно, является освобождение от дальнейших выплат по кредитам.

Минусы банкротства – в его последствиях, указанных в ст.213.30 закона о несостоятельности.

В следующие 3 года гражданин-банкрот не сможет занимать руководящие должности в компаниях.

Автор: Аспирант НОУ ВПО МФПУ «Синергия»

Юрист по гражданским делам Данилович Елена Геннадьевна

Статья написана по материалам сайтов: personright.ru, sci-book.com, tk-advokat.ru, garantinfo.ru, advokat-oborotov.ru.

»

Это интересно:  Статья 18 КАС РФ. Административные дела, подсудные военным судам

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector