+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 24 закона об ОСАГО. Профессиональное объединение страховщиков

1. Профессиональное объединение страховщиков является некоммерческой корпоративной организацией, создаваемой в организационно-правовой форме ассоциации (союза) и представляющей собой единое общероссийское профессиональное объединение, основанное на принципе обязательного членства страховщиков и действующее в целях обеспечения их взаимодействия, координации их предпринимательской деятельности, представления и защиты общих профессиональных и имущественных интересов, установления правил профессиональной деятельности при осуществлении обязательного страхования, а также в целях обеспечения проведения технического осмотра транспортных средств в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств.

2. Профессиональное объединение страховщиков приобретает свой статус со дня внесения сведений о нем Банком России в реестр объединений субъектов страхового дела в качестве профессионального объединения страховщиков.

Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления профессионального объединения страховщиков, порядок принятия ими решений и их выступления от имени профессионального объединения страховщиков устанавливаются уставом профессионального объединения страховщиков в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации в отношении ассоциаций (союзов) и положениями настоящего Федерального закона.

Наряду с решением вопросов, указанных в пункте 3 статьи 29 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ О некоммерческих организациях», к исключительной компетенции общего собрания членов профессионального объединения страховщиков относится установление размера и порядка уплаты членами профессионального объединения страховщиков взносов и иных обязательных платежей в профессиональное объединение страховщиков.

Уставом профессионального объединения страховщиков может предусматриваться образование коллегиального органа управления, к компетенции которого могут быть отнесены решение вопросов, касающихся определения порядка приема в члены профессионального объединения страховщиков и исключения из его членов, принятия решений о создании профессиональным объединением страховщиков других юридических лиц, об участии профессионального объединения страховщиков в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств профессионального объединения страховщиков, об образовании органов профессионального объединения страховщиков (за исключением исполнительных органов профессионального объединения страховщиков), и утверждение положений о них, включающих правила осуществления ими своей деятельности, решение вопроса об образовании комиссии, указанной в пункте 5.1 статьи 14.1 настоящего Федерального закона, и утверждение положения об указанной комиссии, включающего правила осуществления ею своей деятельности.

3. Профессиональное объединение страховщиков является открытым для вступления новых членов.

Устав профессионального объединения страховщиков должен содержать положение о согласии членов профессионального объединения на вступление в него страховых организаций, удовлетворяющих требованиям, которые в соответствии с уставом профессионального объединения предъявляются к членам профессионального объединения.

Органы управления профессионального объединения страховщиков формируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, уставом профессионального объединения страховщиков, на принципах равных прав его членов на представительство при выборах в органы управления профессионального объединения страховщиков и участие в управлении этим объединением.

4. Надзор за соблюдением профессиональным объединением страховщиков требований законодательства в области технического осмотра транспортных средств осуществляется Банком России в установленном им порядке.

Комментарий к ст. 24 Закона об ОСАГО

1. Комментируемый закон предусматривает создание профессионального объединения страховщиков, оказывающих услуги по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

В отличие от большинства других профессиональных объединений, оно строится на принципах:

  • исключительности, предполагающей существование организации как единого и по сути единственного объединения, действующего на всей территории страны. В таком качестве в настоящее время действует Российский союз автостраховщиков (РСА), созданный 14 октября 2002 г.;
  • обязательного членства как условия осуществления страховщиком рассматриваемого вида страхования, что, по мнению Конституционного Суда РФ, вытекает из необходимости согласования частной экономической инициативы с потребностью в предоставлении определенного объема публично значимых услуг должного качества.

Целями создания такого объединения в соответствии с Уставом РСА являются:

  • обеспечение взаимодействия страховщиков;
  • формирование правил профессиональной деятельности при осуществлении обязательного страхования и операций в рамках международных систем страхования;
  • представление и защита интересов страховщиков, связанных с осуществлением обязательного страхования;
  • защита прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами;
  • обеспечение проведения технического осмотра транспортных средств.

2. Учитывая, что РСА был создан с согласия федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью и сведения о нем были внесены в реестр объединений субъектов страхового дела в качестве профессиональных объединений страховщиков до дня вступления в силу Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков», он продолжает осуществлять свою деятельность в соответствии с ранее установленным порядком. В силу этого положение абз. 1 ч. 2 комментируемой статьи о приобретении профессиональным объединением страховщиков своего статуса со дня внесения сведений о нем Банком России в реестр объединений субъектов страхового дела в отношении РСА не действует.

РСА является некоммерческой организацией, созданной в форме союза, в силу чего на него распространяются положения ст. 123.11 ГК РФ и ст. 11 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» с учетом установленных законом особенностей статуса профессионального объединения страховщиков. Так, вопреки положению ст. 123.11 о том, что член союза вправе выйти из него по своему усмотрению в любое время, устав предусматривает такую возможность только по окончании финансового года.

3. Закрепление принципа открытости членства в профессиональном объединении страховщиков вытекает из принципа обязательности участия в нем страховщиков, желающих оказывать услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Однако открытость нельзя рассматривать в качестве синонима общедоступности. Как следует из Устава РСА, членами Союза могут быть российские страховые организации, соответствующие следующим требованиям:

  • принявшие обязательства, вытекающие из правил профессиональной деятельности и иных внутренних документов, принятых Союзом в соответствии с российским законодательством и указанным Уставом, а также соответствующие требованиям, предъявляемым этими документами к членам Союза;
  • отвечающие всем требованиям российского законодательства, предъявляемым к страховщикам, обращающимся за лицензией на осуществление обязательного страхования;
  • являющиеся стороной третейского соглашения, обязательное заключение которого для членов Союза предусмотрено правилами профессиональной деятельности Союза.

Правилами вступления в РСА новых членов и выхода или исключения членов из него, утв. Президиумом РСА 19 марта 2003 г., помимо этого устанавливается требование наличия не менее чем двухлетнего опыта осуществления операций по добровольному страхованию транспортных средств и (или) гражданской ответственности владельцев транспортных средств, включая практику урегулирования страховых случаев, что предполагает наличие соответствующих действующих договоров страхования ДСАГО и осуществление страховых выплат по наступившим по ним страховым случаям.

В соответствии с требованиями абз. 2 ч. 2 комментируемой статьи п. 4.5 Устава РСА закрепляет презумпцию согласия членов РСА на вступление в него новых членов, удовлетворяющих указанным требованиям. Соответственно, дополнительного подтверждения согласия членов РСА по каждому факту вступления в него новых членов не требуется.

Устав различает две категории членов РСА:

  • действительные члены, в качестве которых могут выступать страховщики, признающие положения данного Устава, соответствующие требованиям, предъявляемым к членам РСА, заключившие соглашение о прямом возмещении убытков и имеющие лицензию на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
  • члены-наблюдатели, которыми могут быть не имеющие лицензии на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств страховщики, признающие положения данного Устава и соответствующие предъявляемым к членам РСА требованиям.
Это интересно:  Статья 450.1 ГК РФ. Отказ от договора (исполнения договора) или от осуществления прав по договору

Вступление в РСА новых членов осуществляется на основании решения Правления РСА, принимаемого по результатам рассмотрения заявления заинтересованного лица и проверки приложенных к нему документов, подтверждающих правовой статус страховщика, полномочия руководителя организации, ее финансовую устойчивость, наличие решения о намерении вступления страховой организации в РСА, наличие представителей во всех субъектах Российской Федерации и др. Датой принятия страховой организации в члены РСА является дата заседания Правления Союза, на котором принято соответствующее решение, при этом страховая организация приобретает статус члена-наблюдателя РСА. Статус действительного члена она приобретает, соответственно, после получения лицензии на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Член РСА вправе по своему усмотрению выйти из него по окончании финансового года, подав письменное заявление в Правление РСА.

Член РСА может быть исключен из него решением Общего собрания членов РСА, если член РСА:

  • не соответствует требованиям, предъявляемым к члену РСА Уставом РСА и правилами профессиональной деятельности;
  • своими действиями (бездействием) наносит существенный вред интересам РСА и/или интересам его членов, связанным с осуществлением ими обязательного страхования;
  • не выполняет решения органов управления РСА, принятые в соответствии с их компетенцией, установленной Уставом РСА;
  • систематически (два и более раза в течение 12 месяцев) частично или полностью не уплачивает взносы и иные обязательные платежи в РСА в установленные решением Общего собрания членов РСА и правилами профессиональной деятельности сроки.

По решению Президиума РСА член РСА может быть исключен, если:

  • он систематически (два и более раза в течение 12 месяцев) частично или полностью не уплачивает взносы и иные обязательные платежи в РСА в установленные решением Общего собрания членов РСА и правилами профессиональной деятельности сроки;
  • он в течение тридцати дней со дня исключения из соглашения о прямом возмещении убытков не присоединился к данному соглашению;
  • у него отозвана лицензия на осуществление страхования.

4. Комментируемая статья затрагивает вопросы формирования органов управления профессионального объединения страховщиков, оговаривая равные права его членов на представительство при выборах и участие в управлении этим объединением.

В соответствии с Уставом РСА в качестве органов управления выступают:

Общее собрание членов РСА, являющееся высшим органом управления, основной функцией которого является обеспечение достижения РСА целей своего создания. К компетенции общего собрания отнесены:

  • изменение и дополнение Устава РСА, а также принятие его в новой редакции;
  • определение стратегии и приоритетных направлений деятельности РСА, принципов формирования и использования его имущества;
  • определение размеров и порядка уплаты взносов и иных обязательных платежей, если решение этих вопросов не отнесено к компетенции иного органа РСА;
  • формирование Президиума РСА, избрание по представлению Президиума РСА Президента РСА и досрочное прекращение его полномочий;
  • определение количественного состава ревизионной комиссии, избрание членов ревизионной комиссии РСА и досрочное прекращение их полномочий;
  • утверждение годового отчета и годовой бухгалтерской отчетности РСА;
  • утверждение ежегодного плана инвестирования временно свободных средств РСА и внесение в него изменений;
  • принятие решения по вопросам исключения членов из РСА по основаниям, предусмотренным п. 4.10 Устава РСА;
  • утверждение независимого аудитора РСА и условий договора с ним;
  • реорганизация и ликвидация РСА;
  • утверждение внутренних документов, утверждение которых отнесено Уставом РСА к компетенции Общего собрания членов РСА, а также внесение в эти документы изменений;

Президиум РСА, являющийся постоянно действующим коллегиальным органом управления РСА и состоящий не менее чем из 15 членов, который координирует, направляет и осуществляет общее руководство всей деятельностью РСА в период между проведением Общих собраний его членов;

Президент РСА, являющийся единоличным исполнительным органом РСА, избираемым Общим собранием на три года, который действует в соответствии с Уставом РСА, решениями Общего собрания его членов и Президиума РСА;

Правление РСА, являющееся коллегиальным органом, состоящим из 8 членов и Президента РСА, которое осуществляет координацию текущей деятельности РСА.

Кроме того, в целях наиболее полного учета интересов членов РСА при выработке принимаемых решений из представителей членов РСА и иных лиц могут образовываться постоянно действующие комитеты, комиссии, а также временные рабочие и экспертные группы по отдельным вопросам деятельности Союза. В настоящее время функционируют комиссия по урегулированию требований КАСКО — ОСАГО и дисциплинарная комиссия; комитеты по информационным технологиям, по независимой технической экспертизе, по организации системы технического осмотра транспортных средств, по методологии страхования, по разработке процедуры урегулирования убытков и европейскому протоколу, по тарифам, статистике и резервам, по экспертизе вреда, причиненного жизни и здоровью, по формированию бюро страховых историй и противодействию страховому мошенничеству, по связям с общественностью, по правовым вопросам и финансовый комитет, а также Коллегия бюро «Зеленая карта».

В качестве органа контроля финансово-хозяйственной деятельности выступает ревизионная комиссия.

Соответственно, РСА обязано представлять Банку России установленную отчетность о своей деятельности, информацию о своем финансовом положении, а также документы и информацию в соответствии с действующим законодательством, исполнять его предписания об устранении допущенных нарушений и представлять в установленные такими предписаниями сроки информацию и документы, подтверждающие исполнение таких предписаний; представлять по запросам Банка России в установленные в этих запросах сроки информацию и документы, необходимые для осуществления страхового надзора, в том числе о своем финансовом положении.

Если у Вас остались вопросы, то обратитесь за консультацией к нашим юристам.

Для того что бы понять, как действовать в вашем случае, пожалуйста заполните форму обратной. Кратко опишите Вашу ситуацию укажите Ваше Имя город и номер телефона отправьте заявку и получите консультацию в течении 10 минут.

Статья 24. Профессиональное объединение страховщиков

Ст. 24 Закон об ОСАГО в последней действующей редакции от 26 августа 2017 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Статья 24. Профессиональное объединение страховщиков

1. Профессиональное объединение страховщиков является некоммерческой корпоративной организацией, создаваемой в организационно-правовой форме ассоциации (союза) и представляющей собой единое общероссийское профессиональное объединение, основанное на принципе обязательного членства страховщиков и действующее в целях обеспечения их взаимодействия, координации их предпринимательской деятельности, представления и защиты общих профессиональных и имущественных интересов, установления правил профессиональной деятельности при осуществлении обязательного страхования, а также в целях обеспечения проведения технического осмотра транспортных средств в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств.

2. Профессиональное объединение страховщиков приобретает свой статус со дня внесения сведений о нем Банком России в реестр объединений субъектов страхового дела в качестве профессионального объединения страховщиков.

Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления профессионального объединения страховщиков, порядок принятия ими решений и их выступления от имени профессионального объединения страховщиков устанавливаются уставом профессионального объединения страховщиков в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации в отношении ассоциаций (союзов) и положениями настоящего Федерального закона.

Наряду с решением вопросов, указанных в пункте 3 статьи 29 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», к исключительной компетенции общего собрания членов профессионального объединения страховщиков относится установление размера и порядка уплаты членами профессионального объединения страховщиков взносов и иных обязательных платежей в профессиональное объединение страховщиков.

Уставом профессионального объединения страховщиков может предусматриваться образование коллегиального органа управления, к компетенции которого могут быть отнесены решение вопросов, касающихся определения порядка приема в члены профессионального объединения страховщиков и исключения из его членов, принятия решений о создании профессиональным объединением страховщиков других юридических лиц, об участии профессионального объединения страховщиков в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств профессионального объединения страховщиков, об образовании органов профессионального объединения страховщиков (за исключением исполнительных органов профессионального объединения страховщиков), и утверждение положений о них, включающих правила осуществления ими своей деятельности, решение вопроса об образовании комиссии, указанной в пункте 5.1 статьи 14.1 настоящего Федерального закона, и утверждение положения об указанной комиссии, включающего правила осуществления ею своей деятельности.

Это интересно:  Статья 220 УК РФ. Незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами

3. Профессиональное объединение страховщиков является открытым для вступления новых членов.

Устав профессионального объединения страховщиков должен содержать положение о согласии членов профессионального объединения на вступление в него страховых организаций, удовлетворяющих требованиям, которые в соответствии с уставом профессионального объединения предъявляются к членам профессионального объединения.

Органы управления профессионального объединения страховщиков формируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, уставом профессионального объединения страховщиков, на принципах равных прав его членов на представительство при выборах в органы управления профессионального объединения страховщиков и участие в управлении этим объединением.

4. Надзор за соблюдением профессиональным объединением страховщиков требований законодательства в области технического осмотра транспортных средств осуществляется Банком России в установленном им порядке.

Статья 24: Профессиональное объединение страховщиков

Статья 24 Главы 5 закона об ОСАГО ФЗ-40

1 Профессиональное объединение страховщиков является некоммерческой корпоративной организацией, создаваемой в организационно-правовой форме ассоциации (союза) и представляющей собой единое общероссийское профессиональное объединение, основанное на принципе обязательного членства страховщиков и действующее в целях обеспечения их взаимодействия, координации их предпринимательской деятельности, представления и защиты общих профессиональных и имущественных интересов, установления правил профессиональной деятельности при осуществлении обязательного страхования, а также в целях обеспечения проведения технического осмотра транспортных средств в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств.

2 Профессиональное объединение страховщиков приобретает свой статус со дня внесения сведений о нем Банком России в реестр объединений субъектов страхового дела в качестве профессионального объединения страховщиков.

Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления профессионального объединения страховщиков, порядок принятия ими решений и их выступления от имени профессионального объединения страховщиков устанавливаются уставом профессионального объединения страховщиков в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации в отношении ассоциаций (союзов) и положениями настоящего Федерального закона.

Наряду с решением вопросов, указанных в пункте 3 статьи 29 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», к исключительной компетенции общего собрания членов профессионального объединения страховщиков относится установление размера и порядка уплаты членами профессионального объединения страховщиков взносов и иных обязательных платежей в профессиональное объединение страховщиков.

Уставом профессионального объединения страховщиков может предусматриваться образование коллегиального органа управления, к компетенции которого могут быть отнесены решение вопросов, касающихся определения порядка приема в члены профессионального объединения страховщиков и исключения из его членов, принятия решений о создании профессиональным объединением страховщиков других юридических лиц, об участии профессионального объединения страховщиков в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств профессионального объединения страховщиков, об образовании органов профессионального объединения страховщиков (за исключением исполнительных органов профессионального объединения страховщиков), и утверждение положений о них, включающих правила осуществления ими своей деятельности, решение вопроса об образовании комиссии, указанной в пункте 5.1 статьи 14.1 настоящего Федерального закона, и утверждение положения об указанной комиссии, включающего правила осуществления ею своей деятельности.

3 Профессиональное объединение страховщиков является открытым для вступления новых членов.

Устав профессионального объединения страховщиков должен содержать положение о согласии членов профессионального объединения на вступление в него страховых организаций, удовлетворяющих требованиям, которые в соответствии с уставом профессионального объединения предъявляются к членам профессионального объединения.

Органы управления профессионального объединения страховщиков формируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, уставом профессионального объединения страховщиков, на принципах равных прав его членов на представительство при выборах в органы управления профессионального объединения страховщиков и участие в управлении этим объединением.

4 Надзор за соблюдением профессиональным объединением страховщиков требований законодательства в области технического осмотра транспортных средств осуществляется Банком России в установленном им порядке.

Следующая статья ст. 25 ФЗ №40 Предыдущая статья ст. 22 ФЗ №40

РСА модернизирует систему онлайн-продаж полисов ОСАГО

прочитали: 590 раз

Российский союза автостраховщиков (РСА) в рамках либерализации ОСАГО намерен поменять алгоритм работы информационной системы «Е-Гарант» по гарантированной продаже электронных полисов страхования автогражданской ответственности. Об этом заявил исполнительный директор союза Евгений Уфимцев.

«У нас есть две системы для обеспечения заключения договоров ОСАГО – это «Единый агент», с помощью которого осуществляются продажи бумажных полисов по номеру техпаспорта автомобиля в «токсичных регионах» России, а также система для реализации электронных полисов – «Е-Гарант». Мы проанализировали обращения потребителей, приняли во внимание предложения участников осенних парламентских слушаний по либерализации тарифов в ОСАГО, которые прошли в Государственной думе и Совете Федерации. Мы планируем трансформировать нашу замещающую систему «Е-Гарант», сделать ее еще более удобной, как для страховщиков, так и для страхователей. Это изменение станет еще более актуальным после проведения реформы ОСАГО, когда речь пойдет о привязке полиса к человеку, а не к автомобилю», — сказал Евгений Уфимцев, которого цитирует пресс-служба Информационного проекта «ОСАГО: общественная экспертиза».

В частности, обновленная система «Е-Гарант» предоставит клиенту возможность самому выбирать страховщика, у которого он хочет приобрести полис. Сейчас, если клиент сталкивается с затруднениями при покупке электронного полиса ОСАГО через сайт выбранной им компании, к оформлению документа подключается система гарантирования РСА, обеспечивающая заключения договора «автогражданки». Но в этом случае страховщик выбирается случайно, а не самим гражданином.

Все 53 автостраховщика, которые сейчас участвуют в «Е-Гаранте», будут представлены в системе в разных пропорциях, в зависимости от размера самой компании. Такое условие необходимо для того, чтобы страховщик справился с наплывом желающих приобрести у него полис ОСАГО, а также в дальнейшем при необходимости осуществить выплаты по заключенным договорам. Систему определения доли договоров каждой компании еще предстоит определить, отмечает исполнительный ди⁠ректор РСА.

Принцип работы обновлённой системы будет такой: полисы всех автостраховщиков, работающих в системе, будут доступны для человека, он сам сможет выбрать нужную ему компанию. По мере того, как страхователи будут приобретать у определенного страховщика полисы, их количество будет, соответственно, уменьшаться. Но стоит помнить, что система постоянно обновляется. Как только страховые компании, которые реализуют свои полисы в системе «Е-Гарант», все распродадут, делается повторная загрузка договоров и все повторяется снова. Например, утром автовладелец сможет сделать выбор из 40 компаний, в середине дня – из 20, к вечеру их будет меньше, а с утра следующего дня снова станет возможен выбор всех страховщиков. Никакой дискриминации не будет, нужно только дождаться свою страховую компанию», — пояснил Евгений Уфимцев.

Планируется, что изменения вступят в силу с 2019 года. Пока Евгений Уфимцев не называет точных дат, но надеется, что система начнет работать с начала января или февраля следующего года. Такая неопределенность связана с обновлением самого алгоритма системы, для изменения которого потребуется время.

Напомним, система «Е-Гарант» была запущена в августе 2017 года для обеспечения заключения электронных договоров ОСАГО. В ней реализована возможность заключения договоров с использованием площадки РСА. Так, в случае невозможности заключения договора на сайте страховой компании потребитель перенаправляется на закрытую часть сайта РСА. При этом туда же отправляется заполненное потребителем на сайте страховщика заявление со всеми внесенными данными. На сайте союза по номеру паспорта транспортного средства определяется страховая компания, с которой предлагается заключить договор далее. Затем производится оплата страховой премии на счет страховщика, заключается договор, после чего страхователь получает полис на адрес своей электронной почты.

Это интересно:  Статья 332 ТК РФ. Особенности заключения и прекращения трудового договора с работниками организаций, осуществляющих образовательную деятельность..

Действующая редакция ФЗ 40 об ОСАГО

Закон об ОСАГО с последними изменениями

Такая сфера, как дорожное движение, сопряжена с большой ответственностью и рисками. Поэтому договор ОСАГО по закону подлежит оформлению всеми автовладельцами на территории Российской Федерации.

Общие положения

Страховой полис ОСАГО — документ, подтверждающий договоренность между автовладельцем и страховой компанией. Суть его состоит в соглашении об обязательстве страховой компании возместить предусмотренную часть ущерба, нанесенного автовладельцем в результате ДТП, при условии, что тот будет признан виновником аварии.

Читайте подробности ФЗ о страховании в РФ по ссылке:

Контроль за исполнением положений ФЗ 40 об ОСАГО, т.е. проверка наличия соответствующих страховых полисов у автовладельцев, входит в обязанности сотрудников дорожной полиции.

На настоящий момент такое нарушение, как отсутствие при себе полиса ОСАГО повлечет ответственность автовладельца, которая равняется сумме в 500 руб. Просроченная страховка, как и невыполнение требования закона по страхованию автогражданской ответственности, выльется в штраф величиной 800 руб. Если лицо, оказавшееся за рулем автомобиля, не вписано в полис обязательного страхования, штраф составит 500 руб.

ФЗ 40 об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств был принят в 2002 году. Данный нормативный акт прописывает следующие основные аспекты:

  • Общие положения: основные понятия и основания для принятия закона;
  • Условия и порядок осуществления страхования:
    • Обязанности автовладельцев;
    • Правила страхования;
    • Объекты процедуры;
    • Страховые суммы и тарифы;
    • Срок действия договора;
    • Порядок возмещения ущерба;
  • Компенсационные выплаты;
  • Страховщики: требования, особенности проводимых операций;
  • Профессиональное объединение (союзы, ассоциации и другие организации);
  • Заключительные аспекты: информационное сотрудничество, международная страховая практика.

Действующая редакция ФЗ 40

Разговоры о необходимости внесения изменений в действующий закон об ОСАГО для повышения его эффективности ведутся на протяжении всего срока его существования, поскольку проблема ответственности участников дорожного движения актуальна в России.

В текущем году в ФЗ об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств было внесено множество поправок. Некоторые из них коснулись смены формулировок, что значительно не отражается на жизни обывателя. В частности, словосочетание «страховая выплата» в некоторых пунктах закона было заменено на «страховое возмещение».

Поправки, внесенные в ФЗ 40, коснулись также более значимых моментов. С сентября текущего года минимальный срок, на который может быть оформлен полис ОСАГО, составляет один год. Были установлены максимальные сроки осмотра поврежденного автомобиля представителями страховых компаний. Прежде на проведение экспертизы повреждений отводилось пять дней с момента предоставления непосредственно транспортного средства к осмотру. Согласно новому положению, страховая организация обязана провести оценку ущерба в течение этого же срока с даты подачи заявления о произошедшем ДТП страховщику.
Наряду с этим, в ФЗ 40 было введено положение о запрете независимой экспертизы, поскольку данная процедура нередко проводилась в пользу одной из сторон. Оценка ущерба, проведенная самостоятельно организованной экспертизой, больше не будет иметь юридической силы.

В то же время срок, отведенный по закону на рассмотрение претензий, предъявляемых владельцами транспортных средств страховой компании, увеличился с пяти до десяти дней.

В мае 2017 года вступило в силу положение, кардинально меняющее ситуацию на рынке страхования автогражданской ответственности — натуральное возмещение по ОСАГО. Суть данной поправки состоит в замене прямых денежных компенсаций, выплачивавшихся ранее пострадавшей стороне, на направление на ремонт и перечисление средств соответствующей станции технического обслуживания, занимающейся ремонтом автомобиля.

Страховая компания обязана заключить соглашение с ремонтными мастерскими, которые будут обслуживать ее клиентов. По условиям ФЗ 40, список сервисов должен находиться в открытом доступе на официальном сайте организации. Однако страхователь вправе сменить СТО путем подачи аргументированного заявления.

С этого года страховые выплаты по ОСАГО увеличены, а максимум составит сто тысяч рублей. В случае, если счет, выставленный СТО, превысит лимит в 400 тысяч рублей, может быть выплачена дополнительно денежная компенсация. Также согласно изменениям в законе, возмещение возможно в случае нарушения сроков ремонта автомобиля (составляет 30 дней) или невозможности восстановления транспортного средства, находящегося в аварийном состоянии (иные условия могут быть установлены в дополнительных соглашениях между страховщиком и страхователем).

Изменения в законе коснутся только полисов осаго, оформленных после внесения поправок.

Рассмотрим внесенные в закон изменения на примере нескольких статей ФЗ 40 об обязательном страховании:

Статья 1 ФЗ 40.

  • В пункт «б» настоящей статьи 40-го ФЗ была внесена поправка о том, что пострадавшая сторона вправе обратиться с заявлением к страховщику виновника, если в ДТП приняло участие два и более транспортных средства;
  • В шестнадцатом абзаце изменения коснулись возможности потерпевшего согласовать детали со страховщиком СТО, в которое будет отправлено транспортное средство. Согласно поправке, сервис технического обслуживания определяется в соответствии с настоящим Федеральным законом;
  • В абзаце восьмом словосочетание «осуществить страховую выплату» было заменено на «страховое возмещение в форме страховой выплаты или путем организации или оплаты восстановительного ремонта поврежденного ТС».
  • Статья была также дополнена абзацем, содержащим определение понятия «договор на организацию восстановительного ремонта».

Статья 5 ФЗ 40.

  • Пункт второй был дополнен подпунктом «е» о требованиях к организации восстановительного ремонта транспортного средства, и порядок действий сторон в случае его некачественного проведения.

Статья 12 ФЗ 40 (о порядке осуществления страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда по полису ОСАГО).

  • Было обозначено введение практики возмещения причиненного вреда в натуре;
  • Прописана невозможность использования в ремонтных работах бывших в употреблении комплектующих деталей;
  • Установлен минимальный срок гарантии на проведенные работы, который составил 6 месяцев. Если ремонт связан с кузовными работами или использованием лакокрасочных материалов, срок, согласно закону, увеличивается до 12 месяцев.

Напомним, что по закону с 2017 года стало возможным оформление полиса ОСАГО через интернет. На случай внесения заведомо неверных данных при покупке электронного документа предусмотрена материальная ответственность. В перспективе станет возможным полный отказ от бумажной формы страховки.

Скачать закон об ОСАГО с последними изменениями

ФЗ 40 об ОСАГО с последними изменениями приобрел определенную долю потенциальных рисков, таких как:

  • Недостаточная степень ответственности страховщиков за выполнение обязательств;
  • Двоякость в толковании некоторых положений закона об ОСАГО, связанный с этим риск возникновения казусов при разрешении споров в судебных инстанциях;
  • Согласно изменениям в ФЗ, в случае нанесения значительного ущерба транспортному средству, превышающего лимит страховой выплаты, владелец автомобиля вынужден доплачивать за ремонт из собственных средств;
  • Также существует риск увеличения количества фальшивых полисов ОСАГО (по причине введения в закон возможности оформления электронного документа).

Каждому автовладельцу необходимо прослеживать изменения в сфере страхования автогражданской ответственности, и правками, вносимыми в текст ФЗ об ОСАГО, чтобы знать положенные ему по закону права, возложенные обязанности и грозящую ответственность. Ознакомьтесь с последней редакцией закона об обязательном страховании .

Можно сделать вывод, что на этом этапе доработка федерального закона об ОСАГО не будет прекращена и в будущем вероятны корректировки и изменения.

Статья написана по материалам сайтов: consultant-mos.ru, dogovor-urist.ru, pddazbuka.ru, www.autostat.ru, kvac.ru.

»


Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector