+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 27 Основ. Членские взносы и другие платежи членов нотариальной палаты

Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)
Нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии с настоящими Основами нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.
Реестр нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен (далее — реестр нотариусов), ведет федеральный орган исполнительной власти в области юстиции (далее — федеральный орган юстиции) в порядке, им установленном. Сведения, содержащиеся в реестре нотариусов, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральными законами, носят открытый характер и размещаются на официальном сайте федерального органа юстиции в информационно-телекоммуникационной сети Интернет». В течение двух рабочих дней после дня обращения лица, внесенного в реестр нотариусов, по просьбе этого лица территориальный орган федерального органа юстиции (далее — территориальный орган юстиции) выдает ему выписку из реестра нотариусов, содержащую сведения о сдаче им квалификационного экзамена и (или) о назначении его на должность нотариуса.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ)
В случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, право совершать нотариальные действия, предусмотренные статьей 37 настоящих Основ, имеют соответственно глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района, сведения о которых направляются в территориальный орган юстиции для учета по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом юстиции.
(в ред. Федеральных законов от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 29.12.2014 N 457-ФЗ)
Нотариальные действия от имени Российской Федерации на территории других государств совершают должностные лица консульских учреждений Российской Федерации, уполномоченные на совершение этих действий.
Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

СТАТЬЯ 2. Нотариус в Российской Федерации

Нотариусом в Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации:
1) получивший высшее юридическое образование в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования;
2) имеющий стаж работы по юридической специальности не менее чем пять лет;
3) достигший возраста двадцати пяти лет, но не старше семидесяти пяти лет;

РЕФЕРЕНТ: Положения пункта 3 части первой статьи 2 в части установления для нотариуса возрастного предела в семьдесят пять лет применяются по истечении тридцати дней после дня вступления в силу утвержденных Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой порядка и сроков сложения полномочий нотариуса, достигшего семидесятипятилетнего возраста, а также проведения конкурса для назначения на освободившуюся в этом случае должность (пункт 5 статьи 11 Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ)

4) сдавший квалификационный экзамен.
Нотариусом в Российской Федерации не может быть лицо:
1) имеющее гражданство (подданство) иностранного государства или иностранных государств, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
2) признанное недееспособным или ограниченное в дееспособности решением суда, вступившим в законную силу;
3) состоящее на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
4) осужденное к наказанию, исключающему возможность исполнения обязанностей нотариуса, по вступившему в законную силу приговору суда, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости за умышленное преступление;
5) представившее подложные документы или заведомо ложные сведения при назначении на должность нотариуса;
6) ранее освобожденное от полномочий нотариуса на основании решения суда о лишении права нотариальной деятельности по основаниям, установленным настоящими Основами, в том числе в связи с неоднократным совершением дисциплинарных проступков или нарушением законодательства (за исключением случаев сложения нотариусом полномочий в связи с невозможностью исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья).
При совершении нотариальных действий нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах и занимающиеся частной практикой, обладают равными правами и несут одинаковые обязанности. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу.
Нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть членом нотариальной палаты субъекта Российской Федерации, на территории которого он осуществляет нотариальную деятельность.

СТАТЬЯ 3. — Утратила силу.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ)

СТАТЬЯ 3.1. Квалификационный экзамен

Нотариальной деятельностью в соответствии с настоящими Основами вправе заниматься гражданин Российской Федерации, сдавший квалификационный экзамен. Данное требование не распространяется на должностных лиц, указанных в частях четвертой и пятой статьи 1 настоящих Основ.
Решение о допуске к квалификационному экзамену лиц, желающих сдать квалификационный экзамен, принимается в порядке, установленном федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой, квалификационной комиссией, образуемой и осуществляющей свою деятельность в соответствии со статьей 4 настоящих Основ.
К квалификационному экзамену допускаются лица, прошедшие стажировку в соответствии с требованиями статьи 19 настоящих Основ.
Квалификационный экзамен проводится с использованием автоматизированной информационной системы проведения квалификационных экзаменов, обеспечивающей автоматизированную анонимную проверку результатов сдачи квалификационного экзамена.
(в ред. Федерального закона от 30.03.2015 N 67-ФЗ)
Требования к автоматизированной информационной системе проведения квалификационных экзаменов устанавливаются Федеральной нотариальной палатой по согласованию с федеральным органом юстиции.
Автоматизированная информационная система проведения квалификационных экзаменов является составной частью единой информационной системы нотариата и включает в себя:
1) удаленные автоматизированные рабочие места для сдачи квалификационных экзаменов;
2) центр обработки тестовых заданий и сопровождения квалификационных экзаменов (далее — центр обработки).
Организация работ по проектированию и внедрению автоматизированной информационной системы проведения квалификационных экзаменов осуществляется Федеральной нотариальной палатой и включает в себя:
1) разработку специального программного обеспечения проведения квалификационного экзамена на удаленных автоматизированных рабочих местах в режиме реального времени с применением сетей связи общего пользования, предусматривающего систему хранения и генерации набора тестовых заданий для каждого претендента на оборудовании центра обработки;
2) консультирование квалификационных комиссий по вопросам использования специального программного обеспечения, его внедрение и сопровождение.
Перечень тем, вопросы по которым предлагаются на квалификационном экзамене с использованием автоматизированной информационной системы проведения квалификационных экзаменов и которые подлежат размещению на сайте федерального органа юстиции в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сайте Федеральной нотариальной палаты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», порядок проведения квалификационного экзамена с использованием автоматизированной информационной системы проведения квалификационных экзаменов утверждаются федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 360-ФЗ)
Сведения о лицах, сдавших квалификационный экзамен, вносятся в реестр нотариусов в течение десяти рабочих дней со дня сдачи квалификационного экзамена. Соответствующая запись в реестре нотариусов является подтверждением сдачи квалификационного экзамена.
Лицо, сдавшее квалификационный экзамен, но не приступившее к работе в должности помощника нотариуса, или к замещению временно отсутствующего нотариуса, или не назначенное на должность нотариуса в течение трех лет с момента сдачи экзамена либо имеющее перерыв свыше пяти лет в работе в должности нотариуса (после сложения полномочий), помощника нотариуса или в замещении временно отсутствующего нотариуса, допускается к конкурсу на должность нотариуса, к работе в должности помощника нотариуса или к замещению временно отсутствующего нотариуса только после повторной сдачи квалификационного экзамена.

СТАТЬЯ 4. Квалификационная и апелляционная комиссии

Для организации квалификационного экзамена при территориальном органе юстиции образуется квалификационная комиссия.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ)
В состав квалификационной комиссии входят представители территориального органа юстиции, представители научного сообщества, кандидатуры которых представлены Федеральной нотариальной палатой, и нотариусы, имеющие стаж работы по юридической специальности не менее чем десять лет. Представители федерального органа юстиции вправе принимать участие в работе квалификационной комиссии.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ)
Решение квалификационной комиссии может быть обжаловано в месячный срок со дня вручения его копии заинтересованному лицу в апелляционную комиссию.
Апелляционная комиссия образуется при федеральном органе юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой на паритетных началах.
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 29.12.2014 N 457-ФЗ)
Апелляционная комиссия при рассмотрении жалоб истребует из квалификационной комиссии все необходимые материалы. Решение апелляционной комиссии может быть обжаловано в суд в месячный срок со дня его вынесения.
Положения о квалификационной и апелляционной комиссиях утверждаются федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ)
Лица, не выдержавшие квалификационного экзамена, допускаются к повторной его сдаче не ранее чем через год после принятия решения квалификационной комиссией.
Законодательством субъектов Российской Федерации могут устанавливаться иные сроки повторной сдачи квалификационного экзамена.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

СТАТЬЯ 5. Гарантии нотариальной деятельности

Нотариус беспристрастен и независим в своей деятельности и руководствуется Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, принятыми в пределах их компетенции, а также международными договорами.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)
Нотариусу при исполнении служебных обязанностей, лицу, замещающему временно отсутствующего нотариуса, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе и после сложения полномочий или увольнения, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Основами.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ)
Сведения (документы) о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться только лицам, от имени или по поручению которых совершены эти действия, если иное не установлено настоящей статьей.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ)
Сведения о совершенных нотариальных действиях выдаются по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными, гражданскими или административными делами, а также по требованию судебных приставов-исполнителей в связи с находящимися в их производстве материалами по исполнению исполнительных документов, по запросам органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в связи с государственной регистрацией и по запросам органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги и исполняющих государственные и муниципальные функции, в порядке, установленном частью пятой статьи 34.4 настоящих Основ, и нотариусов в связи с совершаемыми нотариальными действиями. Справки о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения направляются в налоговый орган в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
(в ред. Федеральных законов от 02.10.2007 N 225-ФЗ, от 21.12.2013 N 379-ФЗ, от 30.03.2015 N 67-ФЗ, от 03.07.2016 N 332-ФЗ)
При совершении нотариальных действий согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных для совершения нотариальных действий не требуется.
(в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 379-ФЗ)

Это интересно:  Добровольный отказ от совершения преступления и его признаки, статья 31 УК РФ

СТАТЬЯ 6. Ограничения в деятельности нотариуса

Нотариус не вправе:
заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной или иной творческой деятельности;
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ)
оказывать посреднические услуги при заключении договоров.

СТАТЬЯ 6.1. Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации

Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации устанавливает требования к профессиональной этике нотариуса и лица, его замещающего, а также основания возникновения дисциплинарной ответственности нотариуса, порядок привлечения его к дисциплинарной ответственности и меры дисциплинарной ответственности нотариуса, занимающегося частной практикой, и лица, его замещающего.
Дисциплинарная ответственность нотариуса устанавливается только за виновные действия, приведшие к нарушению требований, установленных Кодексом профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации.
Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации принимается собранием представителей нотариальных палат и по принятии утверждается федеральным органом юстиции.
Решение о привлечении нотариуса, занимающегося частной практикой, и лица, его замещающего, к дисциплинарной ответственности принимается нотариальной палатой субъекта Российской Федерации и может быть обжаловано в суд.

СТАТЬЯ 7. Государственные нотариальные конторы

Государственные нотариальные конторы открываются и упраздняются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, или по его поручению его территориальным органом.

СТАТЬЯ 8. Нотариус, занимающийся частной практикой

Нотариус, занимающийся частной практикой, вправе иметь контору, открывать в любом банке расчетный и другие счета, в том числе валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ )
Нотариус пользуется услугами системы государственного социального обеспечения, медицинского и социального страхования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

СТАТЬЯ 9. Нотариальное делопроизводство

Нотариальное делопроизводство осуществляется нотариусами в соответствии с правилами, утверждаемыми федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ)
Контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляется территориальными органами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, а в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, — в порядке, определяемом Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой.
(в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ )

СТАТЬЯ 10. Язык нотариального делопроизводства

Нотариальное делопроизводство ведется на языке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономной области и автономных округов. Если обратившееся за совершением нотариального действия лицо не владеет языком, на котором ведется нотариальное делопроизводство, тексты оформленных документов должны быть переведены ему нотариусом или переводчиком.

СТАТЬЯ 11. Личная печать, штампы и бланки нотариуса. Электронная подпись нотариуса

Нотариус имеет личную печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, указанием фамилии, инициалов, должности нотариуса и места его нахождения или наименования государственной нотариальной конторы, штампы удостоверительных надписей, личные бланки или бланки государственной нотариальной конторы.
Для совершения нотариальных действий с электронными документами и передачи сведений в единую информационную систему нотариата нотариус использует усиленную квалифицированную электронную подпись (далее — квалифицированная электронная подпись), созданную в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ «Об электронной подписи».
(в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 379-ФЗ)

СТАТЬЯ 11.1. Государственная поддержка нотариата

Нотариусы, занимающиеся частной практикой, и нотариальные палаты имеют право на заключение договоров аренды, а равно и иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях осуществления нотариальной деятельности (в том числе для хранения архива нотариальных документов) или размещения нотариальной палаты, без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ)
При возмездном отчуждении из государственной или муниципальной собственности помещения нотариус или нотариальная палата имеет преимущественное право на приобретение такого имущества в целях осуществления нотариальной деятельности (в том числе для хранения архива нотариально оформленных документов) либо размещения нотариальной палаты по цене, равной его рыночной стоимости и определенной в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», без проведения конкурса или аукциона.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ)
Данное преимущественное право может быть реализовано при одновременном соблюдении следующих условий:
(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 391-ФЗ)
1) нотариусом ранее не реализовано данное преимущественное право в отношении иного недвижимого имущества, а нотариальной палатой данное преимущественное право не реализовывалось в течение пяти лет со дня его реализации ранее;
(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 391-ФЗ)
2) приобретаемое имущество находится в пределах нотариального округа, в котором нотариус назначен на должность;
(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 391-ФЗ)
3) приобретаемое имущество свободно от прав третьих лиц;
(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 391-ФЗ)
4) приобретаемое имущество не является имуществом, которое ограничено в обороте.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 391-ФЗ)
Нотариус, нотариальная палата имеют право обратиться в орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности (далее — уполномоченный орган), с заявлением о приобретении объекта недвижимого имущества, приватизация которого осуществляется путем его продажи на аукционе или на конкурсе.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 391-ФЗ)
По заявлению нотариуса, нотариальной палаты о возможности предоставления такого объекта недвижимого имущества уполномоченный орган в течение тридцати дней принимает одно из следующих решений:
(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 391-ФЗ)
1) о возможности предоставления такого объекта недвижимого имущества и о направлении предложения о заключении договора купли- продажи государственного или муниципального имущества;
(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 391-ФЗ)
2) об отказе в предоставлении такого объекта недвижимого имущества в связи с несоблюдением условий части третьей настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 391-ФЗ)
В случае согласия нотариуса, нотариальной палаты с предложением о заключении договора купли-продажи такого объекта недвижимого имущества этот договор должен быть заключен в течение тридцати дней со дня получения нотариусом, нотариальной палатой предложения о его заключении и (или) проекта договора купли-продажи недвижимого имущества.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 391-ФЗ)
Договор, предусматривающий отчуждение недвижимого имущества, должен содержать в качестве существенного условия обременение приватизируемого объекта недвижимого имущества обязанностью использовать его в соответствии с целями, указанными в части второй настоящей статьи, в течение пяти лет с момента его приватизации.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 391-ФЗ)
В период приостановления полномочий нотариуса в соответствии со статьей 14.1 настоящих Основ преимущественное право не может быть реализовано.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 391-ФЗ)
Уступка другому нотариусу преимущественного права на приобретение недвижимого имущества не допускается.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 391-ФЗ)
Сделки по приватизации государственного или муниципального имущества и иные сделки, направленные на возмездное отчуждение государственного или муниципального имущества и совершенные с нарушением требований, установленных настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о приватизации, ничтожны.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 391-ФЗ)

Как можно оценить такие возражения по иску?

На основании ст. 19.1. Основ законодательства Российской Федерации о нотариате «Помощник нотариуса по поручению и под ответственность нотариуса вправе участвовать в подготовке совершения нотариальных действий, составлять проекты нотариально оформляемых документов, давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий, а также совершать иные предусмотренные законом действия, в том числе действия, указанные в части четвертой статьи 19.2 Основ.» Согласно с ч. 1 ст. 20 Основ законодательства РФ о нотариате «Замещение временно отсутствующего нотариуса представляет собой передачу его полномочий по осуществлению нотариальной деятельности в случае временного отсутствия нотариуса или временной невозможности исполнения им своих обязанностей по уважительной причине. Временно отсутствующего нотариуса замещает, как правило, помощник нотариуса. Факт замещения временно отсутствующего нотариуса другим нотариусом отражается в удостоверительной надписи. При наличии у нотариуса нескольких помощников нотариус должен определить порядок замещения ими в свое временное отсутствие. Не допускается одновременное исполнение обязанностей нотариуса нотариусом и лицом, его временно замещающим, исполнение одним лицом обязанностей двух и более временно отсутствующих нотариусов или замещение временно отсутствующего нотариуса двумя и более лицами, его замещающими, одновременно.»

Кто уплачивает взносы в ФНП и каким образом они перечисляются в ФНП? Каковы взаимоотношения между нотариусами и ФНП?

В соответствии со ст. 27 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате. «Размер членских взносов и других платежей членов нотариальной палаты, необходимых для выполнения ее функций, определяется общим собранием членов нотариальной палаты не реже чем один раз в два года, за исключением случаев, установленных Основами. Члены нотариальной палаты помимо взносов, указанных в настоящей статье, вносят в нотариальную палату для целей, указанных в статье 30 Основ, членский взнос в размере пятидесяти процентов нотариального тарифа, взимаемого за регистрацию уведомлений о залоге движимого имущества, направленных в электронной форме.»

Согласно ст.32Основ законодательства Российской Федерации о нотариате «Размер членских взносов и других платежей членов Федеральной нотариальной палаты, необходимых для выполнения ее функций, ежегодно определяется собранием представителей нотариальных палат, за исключением случаев, установленных настоящими Основами. Возврат внесенных членом нотариальной палаты взносов не допускается, за исключением излишне уплаченных сумм.»

Согласно ст. 30Основ законодательства Российской Федерации о нотариате. «Полномочия Федеральной нотариальной палаты определяются Основами, а также ее уставом. Федеральная нотариальная палата:

1. осуществляет координацию деятельности и контроль за деятельностью нотариальных палат;

2. представляет интересы нотариальных палат в органах государственной власти и управления, предприятиях, учреждениях, организациях;

3. обеспечивает защиту социальных и профессиональных прав нотариусов, занимающихся частной практикой;

4. участвует в проведении экспертиз проектов законов Российской Федерации по вопросам, связанным с нотариальной деятельностью;

Это интересно:  Статья 24.3.1 КоАП РФ. Доведение до сведения участников производства по делу об административном правонарушении информации о поступивших судье внепроцессуальных обращениях

5. обеспечивает повышение квалификации нотариусов, стажеров и помощников нотариусов;

6. организует страхование нотариальной деятельности;

7. представляет интересы нотариальных палат в международных организациях;

8. обеспечивает создание и функционирование единой информационной системы нотариата;

9. размещает в информационно-телекоммуникационных сетях для свободного доступа неограниченного круга лиц в случаях, предусмотренных настоящими Основами, сведения, содержащиеся в единой информационной системе нотариата;

10. обеспечивает электронное взаимодействие нотариусов и государственных и муниципальных информационных систем с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие таких информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме;

11. обеспечивает возможность проверки нотариусами соответствующих требованиям, установленным ФЗ от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ «Об электронной подписи», квалифицированных электронных подписей лиц, с которыми нотариусы осуществляют электронное взаимодействие;

12. осуществляет формирование компенсационного фонда и управление им;

13. осуществляет в установленном порядке компенсационные выплаты из компенсационного фонда;

14. утверждает порядок определения обязательного для применения нотариусами и экономически обоснованного предельного размера платы за оказание услуг правового и технического характера;

15. ежегодно устанавливает предельные размеры платы за оказание нотариусами услуг правового и технического характера для каждого субъекта Российской Федерации;

16. размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию о предельных размерах платы за оказание нотариусами;

17. услуг правового и технического характера, а также о конкретных размерах такой платы в каждом субъекте Российской Федерации.

Федеральная нотариальная палата формирует фонд поддержки нотариата в труднодоступных и малонаселенных местностях, в том числе за счет взносов, поступающих в Федеральную нотариальную палату, в размере пятидесяти процентов нотариального тарифа, взимаемого за регистрацию уведомлений о залоге движимого имущества. Федеральная нотариальная палата ежегодно формирует программу поддержки нотариата в труднодоступных и малонаселенных местностях.

Для обеспечения целевого расходования взносов, вносимых в размере пятидесяти процентов нотариального тарифа, взимаемого за регистрацию уведомлений о залоге движимого имущества, Федеральная нотариальная палата открывает в кредитной организации отдельный банковский счет, который предназначен для расходования средств только на цели, предусмотренные настоящей статьей.

Средства, поступающие на отдельный банковский счет Федеральной нотариальной палаты, образовавшиеся в результате отчислений от взносов, поступающих в Федеральную нотариальную палату, в размере пятидесяти процентов нотариального тарифа, взимаемого за регистрацию уведомлений о залоге движимого имущества, и остающиеся в распоряжении Федеральной нотариальной палаты в соответствии со ст 103.1 Основ, расходуются по решению собрания представителей нотариальных палат на следующие цели (в размере не менее чем десять процентов общей суммы поступивших платежей на каждую из целей):

1) формирование фонда поддержки нотариата в труднодоступных и малонаселенных местностях;

2) формирование компенсационного фонда;

3) формирование фонда социальной поддержки;

4) поддержание, эксплуатация, модернизация и развитие единой информационной системы нотариата;

5) содержание Федеральной нотариальной палаты.»

Закон о нотариате с комментариями (стр. 10 из 42)

Статья 27. Членские взносы и другие платежи членов нотариальной палаты

Размер членских взносов и других платежей членов нотариальной палаты, необходимых для выполнения ее функций, определяет собрание членов нотариальной палаты.

Комментарий к статье 27

В соответствии со ст. 27 Основ члены нотариальной палаты обязаны уплачивать членские взносы и другие платежи, необходимые для выполнения нотариальной палатой своих функций.

Размер членских взносов и сроки их уплаты определяются собранием членов нотариальной палаты.

Лица, желающие стать членами нотариальной палаты, обязаны уплатить вступительный взнос. Размер вступительного взноса и иных платежей определяется правлением нотариальной палаты. Вступительный взнос уплачивается одновременно с подачей заявления о вступлении в нотариальную палату. В случае отказа в принятии в члены нотариальной палаты уплаченная сумма подлежит возврату.

Контроль за своевременным и полным перечислением членских взносов в нотариальную палату осуществляется ревизионной комиссией.

К членам нотариальной палаты, нарушающим порядок и сроки уплаты членских взносов, применяются финансовые санкции и дисциплинарные взыскания, установленные собранием членов нотариальной палаты.

Статья 28. Обязанность нотариусов представлять сведения нотариальной палате

Нотариальная палата может истребовать от нотариуса (лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса) представления сведений о совершенных нотариальных действиях, иных документов, касающихся его финансово-хозяйственной деятельности, а в необходимых случаях — личных объяснений в нотариальной палате, в том числе и по вопросам несоблюдения требований профессиональной этики.

Нотариальная палата вправе передать полученную информацию учреждениям, осуществляющим страхование деятельности нотариуса.

Должностные лица нотариальной палаты обязаны сохранять тайну совершения нотариальных действий. За разглашение тайны и причинение нотариусу, занимающемуся частной практикой, ущерба виновные несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комментарий к статье 28

1. Нотариальная палата, осуществляя контроль за профессиональной деятельностью нотариуса, занимающегося частной практикой, в соответствии со ст. 28 Основ имеет право истребовать от нотариуса или лица, временно заменяющего отсутствующего нотариуса, представления сведений о совершенных нотариальных действиях, иных документов, касающихся его финансово-хозяйственной деятельности. В необходимых случаях нотариус или лицо, временно его заменяющее, обязаны дать личные объяснения в нотариальной палате. Это требование касается и случаев несоблюдения ими положений кодекса профессиональной этики нотариусов.

2. Нотариальная палата вправе передать полученную информацию страховым организациям в том объеме, в котором это необходимо для осуществления страхования профессиональной деятельности нотариуса.

Должностные лица аппарата нотариальной палаты обязаны сохранять тайну совершения нотариальных действий, которая им стала известна в результате исполнения своих служебных обязанностей, и не причинять нотариусу ущерба; в противном случае виновные должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 29. Федеральная нотариальная палата

Федеральная нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение нотариальных палат республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, основанное на их обязательном членстве.

Федеральная нотариальная палата является юридическим лицом и организует свою деятельность на принципах самоуправления. Деятельность Федеральной нотариальной палаты осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом.

Федеральная нотариальная палата может осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это необходимо для выполнения ее уставных задач.

Имущество Федеральной нотариальной палаты не облагается налогом на имущество предприятий.

Устав Федеральной нотариальной палаты принимается собранием представителей нотариальных палат и регистрируется в порядке, установленном для регистрации уставов общественных объединений.

Комментарий к статье 29

1. Так же, как региональные нотариальные палаты, Федеральная нотариальная палата — некоммерческая организация, наделенная правами юридического лица после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации. Но Федеральная нотариальная палата объединяет не физические, а юридические лица — региональные нотариальные палаты. При этом членство в Федеральной нотариальной палате также является обязательным.

2. Федеральная нотариальная палата обладает правами юридического лица с полной финансово-хозяйственной самостоятельностью, т.е. имеет рублевые и валютные счета, круглую печать, бланк, штамп, логотип, почтово-телеграфный адрес и иные реквизиты, требующиеся для ведения финансовой и хозяйственной деятельности. Она вправе иметь в собственности здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, акции и другие ценные бумаги, иное имущество, необходимое для осуществления уставной деятельности.

При возникновении необходимости выполнения уставных задач Федеральная нотариальная палата имеет право вести предпринимательскую деятельность, создавать с этой целью различные предприятия и приобретать необходимое оборудование, при этом ее имущество не облагается налогом на имущество предприятий. Предприятия и учреждения Федеральной нотариальной палаты, обладающие правами юридического лица, имеют право полного хозяйственного ведения или оперативного управления на закрепленное за ними имущество.

3. Федеральная нотариальная палата осуществляет свою внутреннюю и внешнюю экономическую деятельность в установленном законом порядке и в определенных ее уставом целях. Она имеет право приобретать, арендовать и отчуждать строения и имущество, приобретать акции и другие ценные бумаги, заключать договоры, получать и предоставлять кредиты, предъявлять и отвечать по искам в судах, в том числе арбитражных и третейских, представлять интересы палаты за рубежом, а также вести другую деятельность, не противоречащую действующему законодательству Российской Федерации и ее уставу.

Устав Федеральной нотариальной палаты принимается собранием представителей всех региональных нотариальных палат, входящих в ее состав, и регистрируется Министерством юстиции Российской Федерации.

Изменения и дополнения в устав вносятся исключительно собранием представителей нотариальных палат, если за них проголосовало не менее двух третей представителей.

Федеральная нотариальная палата может быть ликвидирована только по решению собрания. Оставшиеся после ликвидации палаты имущество и средства направляются на цели, предусмотренные ее уставом.

Статья 30. Полномочия Федеральной нотариальной палаты

Полномочия Федеральной нотариальной палаты определяются настоящими Основами, а также ее уставом.

Федеральная нотариальная палата:

осуществляет координацию деятельности нотариальных палат;

представляет интересы нотариальных палат в органах государственной власти и управления, предприятиях, учреждениях, организациях;

обеспечивает защиту социальных и профессиональных прав нотариусов, занимающихся частной практикой;

участвует в проведении экспертиз проектов законов Российской Федерации по вопросам, связанным с нотариальной деятельностью;

обеспечивает повышение квалификации нотариусов, стажеров и помощников нотариусов;

организует страхование нотариальной деятельности;

представляет интересы нотариальных палат в международных организациях.

Комментарий к статье 30

Важную роль в обеспечении самоуправления нотариата играет Федеральная нотариальная палата, полномочия которой определяются ст. 30 Основ и ее уставом.

В соответствии с действующим законодательством Федеральная нотариальная палата осуществляет координацию деятельности региональных нотариальных палат; представляет интересы нотариальных палат в органах государственной власти и управления, на предприятиях, в учреждениях и организациях; обеспечивает защиту социальных и профессиональных прав нотариусов, занимающихся частной практикой; участвует в проведении экспертиз проектов законов Российской Федерации по вопросам, связанным с нотариальной деятельностью; обеспечивает повышение квалификации нотариусов, стажеров и помощников нотариусов, а также страхование нотариальной деятельности; представляет интересы региональных нотариальных палат в международных организациях.

Кроме того, Федеральная нотариальная палата оказывает содействие нотариусам, являющимся членами региональных нотариальных палат, в юридической, социальной и материальной защите их профессиональных прав, улучшении условий труда, а также по другим вопросам, связанным с их нотариальной деятельностью. Каждому нотариусу, являющемуся членом региональной нотариальной палаты, предоставляется право обращаться по любым вопросам, связанным с их профессиональной деятельностью, в исполнительные и контрольные органы Федеральной нотариальной палаты, которые обязаны обеспечить их оперативное и объективное рассмотрение.

Статья 27 Основ. Членские взносы и другие платежи членов нотариальной палаты

Актуальные вопросы регулирования трудовых и финансовых отношений нотариусов, занимающихся частной практикой

Л.В. Усович, директор Фонда института развития нотариата

Деятельность нотариата как института, регулирующего отношения, связанные с обеспечением гражданских прав, неотделима от обеспечения законных прав участников имущественного оборота. В связи с этим основным источником её правовой регламентации является гражданское законодательство. Однако обзор практики в сфере регулирования трудовых и налоговых отношений частнопрактикующих нотариусов позволяет констатировать наличие ряда специфических особенностей их состояния, не получивших должного правового регулирования, что порождает некоторые вопросы в правовой, организационной, финансовой деятельности нотариусов.

Это интересно:  Статья 703 ГК РФ. Работы, выполняемые по договору подряда

Специфика оформления трудовых отношений в нотариальной конторе

В соответствии со ст. 8 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее – Основ) нотариус, занимающийся частной практикой, вправе иметь контору, нанимать и увольнять работников.

Основная часть нотариусов, занимающихся частной практикой, самостоятельно заключает договоры с работниками своих нотариальных контор, ведёт бухгалтерский учёт (самостоятельно либо используя труд бухгалтера), осуществляет все необходимые выплаты, в качестве работодателя, выступая налоговым агентом.

Согласно ст. 15 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) под трудовыми отношениями понимаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определённой специальности, квалификации или в определенной должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Под трудовым договором понимается «соглашение между работодателем и работником», в котором они выступают соответственно сторонами договора (ст. 56 ТК РФ).

Трудовое законодательство устанавливает случаи, когда в качестве работодателя выступает физическое лицо. Например, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы крестьянских (фермерских) хозяйств, частные детективы и прочие лица (ст. 303 ТК РФ). При этом согласно ст. 303 ТК РФ работодатель – физическое лицо обязан:

• оформить трудовой договор с работником в письменной форме и зарегистрировать этот договор в соответствующем органе местного самоуправления;

• уплачивать страховые взносы и другие обязательные платежи в порядке и размерах, которые определяются федеральными законами;

• оформлять страховые свидетельства государственного пенсионного страхования для лиц, поступающих на работу впервые.

Основанием для приёма на работу помощником нотариуса, включая помощника, временно исполняющего обязанности нотариуса, является трудовой договор, заключаемый между работодателем-нотариусом и работником – помощником нотариуса.

Согласно ст. 19 Основ наделение полномочиями лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, производится на основании соглашения, т.е. договора гражданско-правового характера, заключённого между нотариусом и лицом, желающим исполнять обязанности нотариуса. Такая передача полномочий от нотариуса к лицу, временно исполняющему его обязанности, является временной и происходит лишь при наличии трудовых отношений между работником – помощником нотариуса и работодателем-нотариусом (абз. 3 ст. 19 Основ). Запрета на заключение с одним и тем же физическим лицом договоров трудового и гражданско-правового характера действующее законодательство не содержит.

Кроме того, согласно ст. 242 ТК РФ полная материальная ответственность в размере причинённого ущерба может быть возложена на работника в случае, если федеральным законом предусмотрено возложение полной материальной ответственности в полном размере за ущерб, причинённый работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей. Данная норма корреспондируется со ст. 20 и 21 Основ, которая содержит указание на «передачу служебных обязанностей нотариуса».

Согласно Основам и Порядку прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса, утверждённому Приказом Минюста РФ от 21 июня 2000 г. № 179, для стажёров нотариусов, занимающихся частной практикой, работодателем выступает юридическое лицо – нотариальная палата, и оплата труда стажёра в этом случае производится из фонда оплаты труда нотариальной палаты.

Основанием для приёма на работу в нотариальную контору для консультантов, секретарей и иного технического персонала является трудовой договор, заключаемый между работодателем-нотариусом и работником (по должности согласно штатному расписанию). Следует отметить, что абз. 2 ст. 5 Основ налагает запрет на передачу нотариусом сведений конфиденциального характера любым лицам, не являющимся работниками нотариальной конторы.

Пробелы в законодательстве

В настоящее время в г. Москве существует значительная категория нотариусов, чьи трудовые отношения со своими работниками оформлены с использованием трёхстороннего трудового договора. Участниками данного договора являются со стороны работодателя – нотариус, занимающийся частной практикой, и нотариальная палата, а с другой стороны – сам работник нотариальной конторы.

Во-первых, причиной подобного оформления трудовых отношений была невозможность ведения частнопрактикующими нотариусами трудовых книжек своих работников (ранее действовала норма ст. 66 ТК РФ).

Во-вторых, Управление Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве указало 1 на невозможность включения в состав затрат частного нотариуса расходов, связанных с оплатой услуг по трудовым договорам для ведения учёта его доходов и произведенных им расходов. Такое законодательное регулирование 2 порождало, на наш взгляд, множество проблем при трудоустройстве сотрудников в контору нотариуса, занимающегося частной практикой, принижая его статус как работодателя и создавая искусственные барьеры для людей, имеющих желание работать в конторе нотариуса.

Федеральным законом от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ указанный выше пробел в трудовом законодательстве был устранён, и в соответствии с действующими нормами ТК РФ нотариус обязан вести трудовую книжку работника, проработавшего у него свыше пяти дней в случае, когда работа у данного работодателя-нотариуса является основной для его работника. Аналогичная точка зрения выражена в письме Федеральной службы по труду и занятости 3 .

Следует отметить, что трудовое законодательство РФ не предусматривает возможности для вступления в трудовые отношения на стороне работодателя одновременно двух лиц, а также заключения трёхстороннего трудового договора. Согласно ст. 20, 56 ТК РФ сторонами трудовых отношений являются работодатель и работник. Несмотря на то, что в указанных выше трёхсторонних договорах нотариус именуется работодателем, а правовой статус нотариальной палаты в договоре чётко не определён, из содержащихся в тексте норм следует, что права и обязанности, которыми наделяется палата по договору (ведение трудовой книжки, выплата работнику заработной платы, включая уплату налогов и иных обязательных платежей, привлечение работника нотариальной конторы к дисциплинарной и материальной ответственности и т.д.), однозначно указывают на то, что палата выступает работодателем и налоговым агентом по отношению к работникам нотариальных контор.

По нашему мнению, заключение трудовых договоров, в которых на стороне работодателя одновременно выступают два субъекта, представляется не соответствующими действующему законодательству, что требует должного урегулирования во избежание штрафных или иных санкций со стороны контролирующего органа – Федеральной инспекции труда.

Несмотря на то, что пп. 13 п. 1 ст. 10 Закона о нотариате г. Москвы предусматривается обязанность нотариуса выплачивать своевременно заработную плату сотрудникам нотариальной конторы, оформленным по трудовому договору через палату, применение указанной нормы вызывает сомнение, так как в федеральном законодательстве аналогичные нормы отсутствуют (ст. 20 ТК РФ). Гражданско-правовой принцип свободы договора в трудовом праве не может быть применим.

Существует ещё одна проблема, вызванная наличием вышеуказанных трёхсторонних договоров – это невозможность для частнопрактикующего нотариуса принятия к вычету по НДФЛ расходов, связанных с перечислениями в нотариальную палату в отношении работающих у нотариуса сотрудников, а также учёта данных расходов для целей исчисления налогооблагаемой базы по ЕСН, несмотря на тот факт, что, как правило, указанные расходы являются составной частью членских взносов нотариусов.

Комплексный анализ действующего законодательства о нотариате, трудового и налогового законодательств позволяет сделать вывод о том, что имеется тройственная коллизия этих норм, и указанный вопрос является правовым пробелом, что позволяет одновременно существовать двум подходам к решению данного вопроса.

1. Обязательное членство нотариусов в нотариальной палате и уплата членских взносов – необходимое условие осуществления нотариальной деятельности. Указанные платежи (речь идёт о денежных средствах нотариусов по оплате труда работников нотариальных контор) следует рассматривать как фактически компенсирующие расходы нотариальной палаты на оплату труда сотрудников, работающих у нотариуса 4 . При этом указанный выше трудовой договор может быть квалифицирован как договор об оказании услуг по предоставлению палатой персонала для нотариуса, а платежи нотариуса – платой палате за данные услуги.

2. Статьей 27 Основ и ст. 18 Закона о нотариате г. Москвы установлено, что размер членских взносов и других платежей членов нотариальной палаты, необходимых для выполнения её функций, определяет собрание членов палаты. Порядок уплаты нотариусами членских взносов в палаты, а также других платежей, установленных собранием членов палаты, определяется её уставом. Размер членских взносов устанавливается в фиксированной денежной сумме и должен обеспечивать надлежащее выполнение функций палаты, установленных указанным законом. При этом ни законодательство, ни устав палаты не устанавливают норм о равенстве размеров членских взносов, уплачиваемых нотариусами в палату. Следовательно, размеры членских взносов нотариусов могут различаться, что позволяет при расчёте НДФЛ и ЕСН учитывать их размер в полном объёме, а не только ту их часть, которая установлена в качестве обязательной для каждого нотариуса.

Очевидно, что схема трёхстороннего найма сотрудников создаёт дополнительные проблемы для нотариуса, занимающегося частной практикой, и препятствует ему в ряде случаев реализовать в полном объёме свои функции работодателя.

Отсутствие единообразного подхода в правовом регулировании порождает существенные противоречия нормам НК РФ и законодательства о нотариате, дискриминируя положение нотариуса как участника налоговых отношений и фактически ущемляя его в правах по сравнению с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями 5 .

Также следует особо отметить, что всё ещё остаются за рамками должного законодательного регулирования вопросы степени имущественной ответственности разных категорий сотрудников нотариальных контор за допущенные ими в ходе работы профессиональные ошибки. Остаётся также неясным, каким образом в случае необходимости будет решаться вопрос о привлечении их к ответственности, имея в виду конкретные нормы законодательства, служащие основанием для привлечения к определённому виду ответственности.

Трудно поспорить с тем, что предоставление надёжных гарантий всем участникам нотариальной деятельности, а также повышение ответственности нотариусов и работников нотариальных контор будут способствовать обеспечению более эффективной защиты прав и законных интересов граждан и организаций.

1 Письмо УМНС по г. Москве от 14.11.2000 г. № 09-11/56550.

2 Письмо УМНС по г. Москве от 22.12.2003 г. № 27-08/70659.

4 Письмо УФНС по г. Москве от 15.10.2004 г. № 28-11/66730.

Статья написана по материалам сайтов: www.referent.ru, megalektsii.ru, mirznanii.com, old.notariat.ru.

»


Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector