+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 32 закона № 35-ФЗ. Торговая система оптового рынка и порядок отношений между его субъектами. Ценообразование на оптовом рынке

Дата размещения статьи: 01.07.2016

Центр финансовых расчетов по договору о присоединении оказывает субъекту оптового рынка комплексную услугу по расчету требований и обязательств, а также выступает на оптовом рынке унифицированной стороной по сделкам и заключает на оптовом рынке электрической энергии (мощности) от своего имени договоры, обеспечивающие оптовую торговлю электрической энергией и мощностью в соответствии со стандартными формами и (или) предварительными условиями, предусмотренными договором о присоединении. Услуга центра финансовых расчетов также носит комплексный характер и заключается в непрерывном выполнении им, в соответствии с п. 8.1 договора о присоединении, совокупности действий для субъекта оптового рынка, направленных прежде всего на определение финансовых обязательств и требований каждого субъекта оптового рынка по итогам расчетного периода и организацию проведения расчетов за электрическую энергию и мощность. Цена услуги центра финансовых расчетов не является регулируемой и определяется в договоре о присоединении путем утверждения Наблюдательным советом Совета рынка размера платы за услугу центра финансовых расчетов.
Организации технологической инфраструктуры оптового рынка — Системный оператор и ПАО «Федеральная сетевая компания», — являясь сторонами договора о присоединении, не оказывают услуги субъекту оптового рынка на основании данного договора. Оказание субъектам оптового рынка услуг по передаче электрической энергии Федеральной сетевой компанией опосредуется самостоятельными договорами, заключаемыми в порядке и на условиях, определенных нормативными правовыми актами, регулирующими порядок оказания услуг по передаче электрической энергии.
Аналогичным образом услуги ОАО «Системный оператор» (далее — Системный оператор) по оперативно-диспетчерскому управлению оказываются субъектам оптового рынка на основании отдельных договоров, как это предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике.
При этом участие Системного оператора и ПАО «Федеральная сетевая компания» в качестве сторон в договоре о присоединении обусловлено выполнением ими инфраструктурных функций в электроэнергетике. Системный оператор, выполняя функции по управлению технологическими режимами работы объектов электроэнергетики, осуществляет комплекс действий, направленных на обеспечение функционирования технологической инфраструктуры оптового рынка, в соответствии с полномочиями, определенными Правилами оптового рынка и условиями договора о присоединении, в соответствии с п. 9.2 договора о присоединении.
ПАО «Федеральная сетевая компания» осуществляет комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих ей на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании, при этом в рамках договора о присоединении она также выполняет только инфраструктурные функции.
Содержание деятельности Совета рынка определяется п. 6.1, 6.2 договора о присоединении и заключается в выполнении им своих функций, предусмотренных ст. 33 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике»: Совет рынка осуществляет обеспечение функционирования коммерческой инфраструктуры оптового рынка, эффективную взаимосвязь оптового и розничных рынков, формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций в электроэнергетику и наличие общей позиции участников оптового и розничных рынков при разработке нормативных документов, регулирующих функционирование электроэнергетики, организацию эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией, мощностью, иными товарами и услугами, допущенными к обращению на оптовом и розничных рынках, в целях обеспечения энергетической безопасности Российской Федерации, единства экономического пространства, свободы экономической деятельности и конкуренции на оптовом и розничных рынках, соблюдения баланса интересов производителей и покупателей электрической энергии и мощности, удовлетворения общественных потребностей в надежном и устойчивом снабжении электрической энергией.
При этом ключевым для субъекта оптового рынка является то, что именно Совет рынка в лице своего коллегиального органа — Наблюдательного совета — определяет условия договора о присоединении и условия стандартных форм договоров, регулирующих куплю-продажу электрической энергии и мощности.
Правоотношения между субъектами оптового рынка по купле-продаже электрической энергии и мощности из договора о присоединении не возникают, т.к. субъекты оптового рынка вообще не связаны между собой договором о присоединении. В соответствии с подп. 3 п. 40 Правил оптового рынка существенными условиями договора о присоединении являются виды договоров, заключаемых на оптовом рынке для обеспечения купли-продажи электрической энергии и/или мощности.
Данному требованию Правил оптового рынка корреспондируют условия главы 3 договора о присоединении, в которой определены общие принципы построения договорной системы оптового рынка и куда включены существенные условия каждого из договоров, обязательных для заключения субъектом оптового рынка.
Система договоров оптового рынка обеспечивает функционирование коммерческой инфраструктуры оптового рынка и определяет обязательную для субъектов оптового рынка совокупность договорных отношений, обеспечивающих покупку-продажу электрической энергии и (или) мощности и оказание услуг на оптовом рынке.
Перечень, условия и порядок заключения, изменения и прекращения договоров, входящих в систему договоров оптового рынка, определяются нормативными правовыми актами и (или) положениями договора о присоединении.
В случаях, предусмотренных Правилами оптового рынка и/или положениями договора о присоединении, договоры, обязательные для участия в работе торговой системы оптового рынка (торговле электрической энергией и мощностью на оптовом рынке), заключаются в соответствии со стандартными формами, являющимися приложениями к договору о присоединении.
Договорами купли-продажи электрической энергии и мощности, обязательными для заключения (в зависимости от категории субъекта оптового рынка), являются:
— регулируемые договоры купли-продажи электрической энергии и мощности в случаях, предусмотренных Правилами оптового рынка;
— договоры комиссии и купли-продажи электрической энергии по результатам конкурентного отбора ценовых заявок на сутки;
— договоры комиссии и купли-продажи электрической энергии по результатам конкурентного отбора заявок для балансирования системы;
— договоры о предоставлении мощности, в т.ч. договоры о предоставлении мощности введенных в эксплуатацию генерирующих объектов;
— договоры купли-продажи (поставки) мощности новых гидроэлектростанций и атомных станций;
— договоры купли-продажи мощности, производимой с использованием генерирующих объектов, производящих мощность в вынужденном режиме;
— договор купли-продажи мощности по результатам конкурентного отбора мощности;
— договоры о предоставлении мощности квалифицированных генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии.
Конкретный перечень договоров, обязательных для заключения отдельным субъектом оптового рынка, определяется в соответствии с Правилами оптового рынка при получении им права на участие в отношениях, связанных с торговлей электрической энергией и мощностью на оптовом рынке.
Далее необходимо остановиться на вопросе прекращения договора о присоединении. Основания его прекращения предусмотрены пунктом 22.1 договора о присоединении и включают в себя расторжение договора:
— по соглашению Сторон;
— при одностороннем внесудебном отказе от договора со стороны Совета рынка;
— по решению суда.
При этом односторонний внесудебный отказ от договора о присоединении со стороны Совета рынка допускается в следующих случаях:
— при лишении организации статуса субъекта оптового рынка;
— при прекращении в отношении субъекта оптового рынка покупки (продажи) электроэнергии и мощности на оптовом рынке электроэнергии (лишения права на участие в торговле электрической энергией и (или) мощностью);
— при расторжении по инициативе субъекта оптового рынка любого из договоров, регулирующих куплю-продажу электрической энергии и мощности и обязательных для заключения таким субъектом оптового рынка;
— при незаключении субъектом оптового рынка любого из договоров, регулирующих куплю-продажу электрической энергии и мощности и обязательных для заключения таким субъектом оптового рынка;
— при переходе прав и обязанностей по настоящему Договору к третьему лицу в силу правопреемства в результате реорганизации в форме слияния или присоединения, и при этом у третьего лица имеется заключенный Договор о присоединении к торговой системе оптового рынка.
Ключевым элементом механизма прекращения договора о присоединении является то, что в случае незаключения или расторжения субъектом оптового рынка любого из договоров, регулирующих куплю-продажу электрической энергии и мощности и обязательных для заключения таким субъектом оптового рынка, Совет рынка в одностороннем внесудебном порядке отказывается от договора о присоединении с таким субъектом, что, соответственно, приводит к юридической невозможности его участия в торговле на оптовом рынке.

Статья 32 закона № 35-ФЗ. Торговая система оптового рынка и порядок отношений между его субъектами. Ценообразование на оптовом рынке

Законопроектом предлагается внести изменения в статью 32 «Торговая система оптового рынка и порядок отношений между его субъектами. Ценообразование на оптовом рынке» и статью 41 «Функционирование технологической инфраструктуры розничных рынков» Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике». Данными изменениями устанавливается возможность лишения субъекта оптового рынка электроэнергии права участия в торговле электрической энергией в случае ненадлежащего исполнения им обязательств перед сетевыми организациями по оплате услуг по передаче электрической энергии в течение двух расчетных периодов.

Это интересно:  Статья 16 Закона о защите прав потребителей (ЗоЗПП) с комментариями

При этом устанавливается, что в случае неоднократного неисполнения ими ненадлежащего исполнения гарантирующим поставщиком обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии за два расчетных периода сетевая организация уведомляет о невозможности продолжать оказание услуг по передаче электрической энергии уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, который инициирует процедуру исключения соответствующего гарантирующего поставщика из реестра субъектов оптового рынка.

По концепции законопроекта имеются следующие замечания.

В настоящее время механизмы присвоения и лишения статуса гарантирующего поставщика, в том числе и за ненадлежащее исполнение обязательств перед сетевыми организациями, уже урегулированы Федеральным законом № 35-ФЗ и Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности» (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года № 1172).

Так, согласно положению абзаца пятого пункта 3 статьи 33 Федерального закона № 35-ФЗ установление системы и порядка применения имущественных и иных санкций в отношении субъектов оптового рынка, в том числе исключение из их состава, относится к полномочиям совета рынка. Согласно пункту 6 статьи 35 Федерального закона № 35-ФЗ в соответствии с правилами оптового рынка за неоднократное нарушение субъектом оптового рынка правил оптового рынка и (или) несоблюдение субъектом оптового рынка требований договора о присоединении к торговой системе оптового рынка по решению совета рынка указанный субъект оптового рынка может быть исключен из реестра субъектов оптового рынка. Таким образом, внесение предлагаемых изменений в законодательство об электроэнергетике представляется излишним.

Кроме того, Комитет полагает необходимым уточнить, какое правовое значение и какие правовые последствия имеют предусматриваемые законопроектом уведомления и извещения о неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении гарантирующим поставщиком обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии.

Также Комитет отмечает, что пунктом 1 статьи 1 законопроекта меры воздействия устанавливаются в отношении всех покупателей электрической энергии – субъектов оптового рынка, а пунктом 2 указанной статьи такие меры предлагаются только в отношении гарантирующих поставщиков розничного рынка в случае нарушения или установленных договором обязательств. Вместе с тем согласно статье 37 Федерального закона № 35-ФЗ к субъектам розничного рынка относятся также энергосбытовые организации и производители электрической энергии, не имеющие права участия в оптовом рынке. Таким образом, предлагаемое пунктом 2 статьи 1 законопроекта дополнение носит дискриминационный характер и требует согласования с правилами организации функционирования розничных рынков.

Данный законопроект, является частью системной политики ряда заинтересованных организаций по продвижению законодательных инициатив, нацеленных на улучшение расчетов с гарантирующих поставщиков с сетевыми организациями и перехвата их деятельности при предсказуемом банкротстве гарантирующего поставщика. К таким законодательным инициативам относятся следующие решения — лишение гарантирующего поставщика статуса участника ОРЭМ при двух периодах не оплаты сетевым организациям, отмена запрета на совмещение монопольных и конкурентных видов деятельности в электроэнергетике (совмещение деятельности по купли-продажи электроэнергии и передаче электрической энергии), а также переход на авансовую схему расчетов гарантирующих поставщиков с сетевыми организациями. Данная политика реализуемая сетевыми организациями имеет ряд необратимых последствий для потребителей и гарантирующих поставщиков и в принципе отменяет ранее проводимые реформы в электроэнергетической отрасли. При этом данные решения направлены лишь на временные улучшения финансового состояния сетевых организаций и не решает проблему ранее накопленных на розничном рынке неплатежей, а также перенесет проблему неплатежей на производителей электрической энергии на ОРЭМ.

В настоящий момент, к концу 2015 года, в отрасли сложилась следующая ситуация. По всем регионам Российской Федерации наблюдается недофинансирование тарифными решениями регулируемых и бюджетных организаций при одновременном росте затрат энергетических компаний реализующих инвестиционные программы. Такая ситуация за несколько лет привела к снижению уровня оплаты за поставленную электроэнергию по ряду групп потребителей электрической энергии на розничном рынке электроэнергии. Прежде всего, низкой платежной дисциплиной отличаются именно потребители, связанные с населением и бюджетной сферой деятельности. Задолженность ИКУ (исполнителей коммунальных услуг – УК, ТСЖ, ЖСК) по всей стране составляет в среднем свыше 4-х периодов оплаты, бюджетных предприятий и предприятий отрасли ЖКХ (теплоснабжающих, водоснабжающих предприятий, предприятий электротранспорта) также составляет в среднем до 4-х периодов и выше. Задолженность потребителей входящих в структуру Минобороны достигает до 8-ми периодов (т.е. такие потребители поголовно имеют задолженность с апреля по ноябрь 2015 года). Аналогичные задолженности перед Гарантирующими поставщиками имеют и предприятия, выполняющие Гособоронзаказ (наиболее показательный пример – задолженность перед АО «ЧЭСК» предприятий входящих в Концерн Тракторные заводы более 500 млн. руб.).

Взимание задолженности у таких потребителей (ИКУ, УК, ЖКХ) связано с практической невозможностью применения таких предусмотренных законодательством мер воздействия, как ограничения и отключения от энергоснабжения, т.к. такие потребители несут на себе социальную функцию обеспечения населения жизненно необходимыми ресурсами (теплоснабжение, водоснабжения, электроэнергия) и относятся к категории «неотключаемых» потребителей. Предприятия, работающие на гособоронзаказ, имеют такой же статус. Таким образом, социальная функция государства перекладывается на Гарантирующих поставщиков в регионах, которые несут её на себе, по сути, выполняя обязательства бюджета, но при этом, не имеют никаких возможностей заручиться государственной поддержкой.

Существующая модель розничного рынка розничного рынка электроэнергии (РРЭ) в отношении Гарантирующих поставщиков, в отличие от модели оптового рынка электроэнергии и мощности (ОРЭМ), регулируется как ФОИВ (Минэнерго, ФАС, ранее ФСТ), так и органами исполнительной власти в регионах (региональные энергетические комиссии, комитеты и службы по тарифам), т.е. имеются все признаки регулируемого государством вида деятельности. Возможности расторгнуть договор энергоснабжения с проблемными неотключаемыми потребителями на практике отсутствует, поскольку оспаривается потребителями и сетевыми организациями в судах и одновременно ФАС занимает позицию о неправомерности применения гарантирующими поставщиками п.53 ППРФ 442, в котором предусмотрена такая возможность при неплатежах. Рост дебиторской задолженности за поставленные электроэнергию и мощность, когда Гарантирующий поставщик оплачивает электроэнергию и мощность на ОРЭМ по авансовой схеме (70% предоплата в текущем периоде) и не получает такую же предоплату от потребителей на РРЭ, приводит к значительным кассовым разрывам. Законодательно определено, что потребители группы «населения» рассчитываются в течение месяца следующего за расчетным (т.е. отсрочка платежа составляет более одного периода), а юридические лица не осуществляют своевременно предоплату, поскольку экономически эффективнее кредитоваться у гарантирующих поставщиков по своим кассовым разрывам, чем привлекать кредиты в банках по более высоким процентам, тогда как даже при наличии судебных решений по задолженности пени за просрочку платежей ниже кредитных ставок коммерческих банков. Сложившаяся ситуация приводит к постоянному увеличению кассовых разрывов у гарантирующих поставщиков в условиях ограниченности их собственных кредитных лимитов в банках и приводит к необходимости транслировать неплатежи в адрес сетевых организаций.

Принятие ФЗ о платежной дисциплине №307-ФЗ нацелено на частичное решение этой проблемы в среднесрочной перспективе, однако не решает проблемы с ранее накопленной задолженностью гарантирующих поставщиков, особенно в условиях существующего дефицита региональных и муниципальных бюджетов ряда регионов. Попытка сетевых организаций перейти в ближайшее время на авансовые платежи в расчетах с гарантирующими поставщиками только обострит ситуацию с неплатежами, а вводимые меры по лишению статуса субъекта ОРЭМ и автоматически лишение гарантирующих поставщиков статуса ГП, приведет к формированию задолженности на ОРЭМ перед генерирующими компаниями, и в конечном итоге к массовому банкротству ГП и неуправляемому процессу подхвата потребителей от гарантирующих поставщиков сетевыми организациями.

Учитывая низкий уровень исполнения сетевыми организациями заявок по введению режима частичного/полного ограничения и невозможности ограничения ряда предприятий ЖКХ и исполнителей коммунальных услуг сетевыми организациями приведет к дальнейшему накоплению сетевыми компаниями задолженности на ОРЭМ. Ответственность по не платежам на оптовом рынке также будет приводить к лишению сетевых организаций статуса участника ОРЭМ, а контроль за расходованием средств, собранных с потребителей розничного рынка, будет размываться в силу совмещения сетевыми организациями конкурентного и монопольного вида деятельности.

За несколько лет существования энергосбытовых компаний в отрасли был накоплен положительный опыт по обеспечению современного уровня качества обслуживания потребителей. Были отлажены технологии организации биллинга, технологии выставления и доставки счетов на оплату, а также реализованы клиентские сервисы по технологиям обслуживания клиентов с использованием электронного документооборота, сайтов гарантирующих поставщиков, личных кабинетов клиента, реализованы сервисы по оплате удобными для клиента способами. Компетенции в сфере качества обслуживанию потребителей с уходом с рынка гарантирующих поставщиков будут утрачены, потребуется время на их воссоздание у сетевых организаций.

Это интересно:  Статья 1100 ГК РФ. Основания компенсации морального вреда

Очевидно, что введение условий для ГП, предусматривающих лишение статуса субъекта ОРЭМ за неоплату услуг по передаче электрической энергии за два расчетных периода, гарантированно приведёт к массовому лишению статусов субъектов ОРЭМ и следующему за этим банкротству. В соответствии с действующим законодательством, передача полномочий поставщика электрической энергии в зоне гарантирующего поставщика будет переходить к сетевым организациям, преимущественно филиалам МРСК (холдинг ПАО «Россети») в интересах которого и направлена данная инициатива. При этом одновременное изменение ответственности филиалов МРСК перед другими территориально-сетевыми организациями никаким образом законодательно не ужесточается, а при переходе на авансовую схему расчета с гарантирующими поставщиками будет позволять им накапливать денежные средства на депозитных счетах.

Система договоров на оптовом рынке электрической энергии и мощности (Кашликова И.А.)

Дата размещения статьи: 15.12.2015

Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ

«Об электроэнергетике» (с изменениями от 22 августа, 30 декабря 2004 г., 18 декабря 2006 г., 4 ноября 2007 г., 14 июля, 25 декабря 2008 г., 23 ноября 2009 г., 9 марта, 26, 27 июля, 28 декабря 2010 г.)

Статья 32. Торговая система оптового рынка и порядок отношений между его субъектами. Ценообразование на оптовом рынке

Положения пункта 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 401-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие при совершении сделок купли-продажи электрической энергии и мощности на оптовом рынке с 1 января 2010 г.

1. На оптовом рынке действует организованная система договоров между субъектами оптового рынка, определяющая основные условия деятельности соответствующих субъектов на оптовом рынке, условия продажи электрической энергии и мощности, оказания услуг. Перечень, система и порядок заключения обязательных для участников оптового рынка договоров определяются правилами оптового рынка.

Наряду с указанной системой договоров поставщики и покупатели электрической энергии и мощности — субъекты оптового рынка вправе заключать в порядке, предусмотренном правилами оптового рынка, двусторонние договоры купли-продажи электрической энергии и (или) мощности. Субъекты оптового рынка свободны в выборе контрагентов по таким договорам.

Субъекты оптового рынка, осуществляющие производство и поставки мощности, обязаны поставлять мощность по договорам купли-продажи, договорам поставки мощности, заключенным в порядке, установленном правилами оптового рынка, в том числе с использованием генерирующих объектов, включенных в определенный Правительством Российской Федерации перечень. Покупатели электрической энергии — субъекты оптового рынка и в предусмотренных правилами оптового рынка случаях иные лица обязаны приобретать мощность по договорам купли-продажи, договорам поставки мощности, заключенным в порядке, установленном правилами оптового рынка. Заключение договоров купли-продажи, договоров поставки мощности, совершение взаимосвязанных с ними сделок для указанных субъектов оптового рынка, а также для иных лиц и организаций коммерческой и технологической инфраструктур оптового рынка в предусмотренных правилами оптового рынка случаях являются обязательными.

Субъекты оптового рынка, осуществляющие производство и поставки мощности, обязаны поддерживать генерирующее оборудование в состоянии готовности к производству электрической энергии в целях исполнения обязательств перед покупателями мощности, принятых на себя всеми поставщиками мощности по всем договорам в совокупности на определенных правилами оптового рынка условиях.

Факт предоставления и получения мощности подтверждается организациями коммерческой и технологической инфраструктур в соответствии с правилами оптового рынка, установленными Правительством Российской Федерации.

Правила оптового рынка должны предусматривать обеспечение достаточного количества мощности для покрытия спроса на электрическую энергию с учетом необходимости обеспечения нормативной потребности в резерве электрической мощности, в том числе на среднесрочную и долгосрочную перспективы, с использованием наиболее эффективных ресурсосберегающих технологий.

В целях обеспечения роста экономики и потребностей населения Российской Федерации в электрической энергии и оптимизации топливно-энергетического баланса электроэнергетики Правительство Российской Федерации или уполномоченный им орган осуществляет долгосрочное прогнозирование развития объектов электроэнергетики и инфраструктуры рынка и формирует при этом генеральную схему размещения объектов электроэнергетики с учетом планов развития промышленного производства и жилищного строительства.

Отбор мощности на конкурентной основе проводится системным оператором в соответствии с правилами оптового рынка исходя из необходимости обеспечения в Единой энергетической системе России достаточного количества генерирующих мощностей для обеспечения надежности и бесперебойности поставок электрической энергии на среднесрочную и долгосрочную перспективы с учетом требований маневренности генерирующего оборудования, требований к энергетической и экологической эффективности новых мощностей, минимизации расходов покупателей, связанных с совокупной покупкой электрической энергии и мощности на оптовом рынке, и иных установленных Правительством Российской Федерации требований.

При проведении отбора на конкурентной основе мощности в порядке, установленном правилами оптового рынка, учитываются планы строительства объектов электроэнергетики, включенных в генеральную схему размещения объектов электроэнергетики, с учетом обеспечения их топливом на долгосрочную перспективу, а также с учетом планов развития системы теплоснабжения на соответствующей территории.

Объекты электросетевого хозяйства, обеспечивающие выдачу и передачу на дальние расстояния мощности новых объектов по производству электрической энергии и определенные по результатам отбора на конкурентной основе мощности, включаются в инвестиционные программы сетевых организаций в установленном порядке на основании предложений системного оператора.

Контроль за своевременной и надлежащей реализацией инвестиционных программ генерирующих компаний, сформированных по результатам торговли мощностью, осуществляется системным оператором.

Двусторонние договоры купли-продажи электрической энергии и мощности подлежат регистрации в порядке, установленном правилами оптового рынка.

В случае заключения субъектами оптового рынка таких договоров стороны при необходимости заключают также договор оказания им услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с системным оператором и договор оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевой организацией. Доступ к услугам по передаче электрической энергии предоставляется в порядке, установленном статьей 26 настоящего Федерального закона.

Заявки гарантирующих поставщиков в объеме принятых обязательств по поставкам электрической энергии и мощности удовлетворяются в обязательном порядке по ценам, определенным по результатам отбора ценовых заявок покупателей и продавцов электрической энергии, в результате проведения необходимых в соответствии с правилами оптового рынка процедур. Субъекты оптового рынка обязаны приобретать мощность в случае и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации.

Субъекты оптового рынка свободны в выборе порядка реализации электрической энергии и мощности, в том числе купли-продажи электрической энергии по результатам отбора ценовых заявок покупателей и продавцов электрической энергии и (или) мощности, через систему двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии и (или) мощности или посредством иного определенного правилами оптового рынка способа.

2. На оптовом рынке одновременно действуют следующие механизмы определения складывающихся под воздействием спроса и предложения рыночных цен на электрическую энергию и мощность:

производимое с учетом технологических и сетевых ограничений, необходимости обеспечения равенства финансовых обязательств и требований участников рынка определение коммерческим оператором оптового рынка цен покупки и продажи электрической энергии и мощности за расчетный период на основании равновесных цен на электрическую энергию и цен на мощность, определяемых по результатам отбора:

в отношении электрической энергии — ценовых заявок поставщиков электрической энергии и ценовых заявок покупателей электрической энергии и (или) прогнозируемого системным оператором спроса на электрическую энергию;

в отношении мощности — ценовых заявок поставщиков мощности в пределах объема спроса на мощность в соответствующий календарный год, прогнозируемого системным оператором с учетом заявок покупателей электрической мощности, осуществляющих самостоятельное планирование потребности в электрической мощности;

самостоятельное определение цен на электрическую энергию и (или) мощность сторонами двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии и (или) купли-продажи мощности.

В целях обеспечения процесса планирования производства и поставок электрической энергии поставщики электрической энергии подают заявки на объем электрической энергии, соответствующий всей рабочей генерирующей мощности, за исключением мощности, выведенной из эксплуатации и (или) в ремонт в порядке и на условиях, которые установлены статьей 44 настоящего Федерального закона.

Поставщики электрической энергии, принявшие обязательства по двусторонним договорам купли-продажи электрической энергии, вправе не подавать заявки.

Для обеспечения учета и исполнения поставок электрической энергии по двусторонним договорам купли-продажи (при отсутствии заявок) участники указанных правовых отношений подают долгосрочное уведомление об отборе электрической энергии или долгосрочное уведомление о внутреннем потреблении.

При заключении отдельными поставщиками и покупателями электрической энергии и мощности в порядке, предусмотренном правилами оптового рынка, двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии и (или) мощности цена электрической энергии и (или) мощности и иные условия таких договоров определяются их участниками самостоятельно.

Это интересно:  Гк рф статья 1121

Участники двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии должны соблюдать правила оптового рынка в отношении оплаты ими своей доли системных затрат, установленных настоящим Федеральным законом. Порядок подачи ценовых заявок, порядок их отбора и механизм определения рыночных цен оптового рынка и стоимости электрической энергии и мощности на оптовом рынке за расчетный период устанавливаются правилами оптового рынка. Отбор ценовых заявок, расчет и объявление равновесных цен и цен покупки и продажи электрической энергии на оптовом рынке осуществляются коммерческим оператором оптового рынка. Механизмом определения указанных цен должна предусматриваться оплата стоимости поставленной на оптовый рынок электрической энергии по цене, которая не может быть ниже цены, указанной в отобранных ценовых заявках поставщиков электрической энергии.

По результатам отбора ценовых заявок в порядке, предусмотренном правилами оптового рынка, формируются критерии оптимизации режима оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике для системного оператора.

Правилами оптового рынка предусматривается формирование как цен на электрическую энергию, так и цен (тарифов) на мощность и услуги по формированию перспективного технологического резерва мощности. Цены (тарифы) на мощность и услуги по формированию перспективного технологического резерва мощности формируются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Поставщики мощности свободны в определении цены на максимально доступную генерирующую мощность, указываемой в ценовых заявках в отношении объектов по производству электрической энергии, которые вводятся в эксплуатацию после 1 января 2008 года, за исключением объектов, вводимых в эксплуатацию при оказании услуги по формированию перспективного технологического резерва мощности. В случае установления регулируемых цен (тарифов) на мощность должны выполняться требования, указанные в статье 23 настоящего Федерального закона.

В первую очередь на оптовом рынке принимается объем производства электрической энергии, заявленный организациями — владельцами генерирующих мощностей в отношении:

генерирующих мощностей, обеспечивающих системную надежность;

атомных электростанций в части обеспечения требований проекта, технологического регламента эксплуатации атомных электростанций и иных нормативных правовых актов Российской Федерации об использовании атомной энергии, а также соответствующих международных норм и правил.

Во вторую очередь на оптовом рынке принимается объем производства электрической энергии, заявленный организациями — владельцами генерирующих мощностей в отношении:

тепловых электростанций в объеме производства электрической энергии, соответствующем их работе в теплофикационном режиме;

гидроэлектростанций в объеме производства электрической энергии, который необходимо произвести по технологическим причинам и в целях обеспечения экологической безопасности;

тепловых электростанций в объеме производства электрической энергии, вырабатываемой с использованием в качестве основного топлива нефтяного (попутного) газа или продуктов его переработки.

В третью очередь на оптовом рынке принимается объем производства электрической энергии, заявленный организациями — владельцами генерирующих мощностей в отношении генерирующих мощностей, обеспечивающих исполнение обязательств по двусторонним договорам купли-продажи электрической энергии в случаях, установленных правилами оптового рынка, и при наличии долгосрочного уведомления об отборе электрической энергии.

Указанный объем производства электрической энергии принимается на оптовом рынке в процессе планирования в установленном настоящей статьей порядке в случае подачи этими организациями ценопринимающих заявок (заявок без указания цены, по которой они готовы продать указанный в заявке объем электрической энергии) или долгосрочных уведомлений об отборе электрической энергии, которые заменяют заявки. При необходимости эти организации могут уточнять объем электрической энергии посредством подачи в соответствии с правилами оптового рынка заявок, что исключает их из третьей очереди в части уточненного объема.

Объем производства электрической энергии, указанный в долгосрочных уведомлениях об отборе электрической энергии и принятый на оптовом рынке, в том числе в первую и во вторую очереди, направляется на обеспечение исполнения обязательств, указанных в данных долгосрочных уведомлениях.

В случае, если на оптовом рынке не может быть принят совокупный объем электрической энергии (в первой, второй, третьей очередях), в отношении непринятого объема электрической энергии действует механизм ценообразования, не влекущий за собой возникновения убытков у сторон договоров, включенных в третью очередь. Такой механизм устанавливается правилами оптового рынка.

В случае, если исполнение обязательств, установленных по результатам торгов на оптовом рынке, в том числе вследствие подачи или неподачи субъектами оптового рынка ценопринимающих заявок, влечет за собой угрозу надежности функционирования Единой энергетической системы России, невозможность обеспечения теплофикационных режимов или нарушение иных технологических параметров функционирования Единой энергетической системы России, системный оператор осуществляет оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике режимами работы без учета результатов таких торгов.

Равновесная цена электрической энергии определяется на основании ценовых заявок поставщиков и ценовых заявок покупателей электрической энергии соответствующей ценовой зоны с учетом необходимости обеспечения перетоков электрической энергии.

Цены покупки и продажи электрической энергии и мощности на оптовом рынке в расчетный период определяются коммерческим оператором оптового рынка по результатам проведения всех предусмотренных правилами оптового рынка процедур.

Цена электрической энергии, произведенной на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах, определяется путем прибавления к равновесной цене оптового рынка надбавки, устанавливаемой в определенном Правительством Российской Федерации порядке. Надбавка рассчитывается исходя из необходимости достижения установленных основными направлениями государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики целевых показателей объема производства и потребления электрической энергии, произведенной на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах.

Текст пункта 2 статьи 32 настоящего Федерального закона приводится с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 26 июля 2010 г. N 187-ФЗ

Цена электрической энергии, произведенной на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах, определяется путем прибавления к равновесной цене оптового рынка надбавки, определенной в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

Коммерческий оператор оптового рынка обязан обеспечить хранение информации о сформированных им рыночных ценах на электрическую энергию и на мощность, а также предоставление указанной информации третьим лицам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В случае, если темп изменения цен на электрическую энергию на оптовом рынке превышает ограничения, установленные правилами оптового рынка, на оптовом рынке вводится особый режим расчета цен на электрическую энергию.

Порядок организации оптового рынка при введении особого режима расчета цен устанавливается правилами оптового рынка.

3. Величина потерь электрической энергии, не учтенная в ценах на электрическую энергию, оплачивается сетевыми организациями, в сетях которых они возникли, в установленном правилами оптового и (или) розничных рынков порядке.

При этом сетевые организации обязаны заключить в соответствии с указанными правилами договоры купли-продажи электрической энергии в целях компенсации потерь в пределах не учтенной в ценах на электрическую энергию величины.

Сетевые организации должны осуществлять компенсацию потерь в электрических сетях в первую очередь за счет приобретения электрической энергии, произведенной на квалифицированных генерирующих объектах, подключенных к сетям сетевых организаций и функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии.

4. Особенности режима экспорта и импорта электрической энергии определяются правилами оптового рынка с учетом положений статьи 30 настоящего Федерального закона.

Правила оптового рынка могут предусматривать распределение на конкурентной основе для экспорта и импорта прав на использование ограниченной пропускной способности межгосударственных электрических линий среди субъектов оптового рынка. Порядок распределения указанных прав, определение их стоимости, механизмы распределения средств от продажи указанных прав, порядок определения потерь в электрических сетях и оплаты этих потерь, а также порядок определения организаций, осуществляющих такие действия, из числа организаций коммерческой и (или) технологической инфраструктур и другие особенности устанавливаются правилами оптового рынка.

5. Предусмотренные федеральными законами об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью положения об условиях совершения крупных сделок и о порядке их одобрения, а также сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, не распространяются на сделки, заключение которых в соответствии с правилами оптового рынка необходимо для участия в отношениях по купле-продаже электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке.

Статья написана по материалам сайтов: xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai, www.m-e-c.ru, xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai, www.lawsrf.ru.

»


Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector