+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 334 КАС РФ. Содержание надзорных жалобы, представления

1. Надзорные жалоба, представление должны содержать:

1) наименование суда, в который они подаются;

2) наименование или фамилию, имя и отчество (при наличии) лица, подающего жалобу, представление, его место нахождения или место жительства и процессуальное положение в административном деле;

3) наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;

4) указание на суды, рассматривавшие административное дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и сведения о содержании принятых ими судебных актов;

5) указание на судебные акты, которые обжалуются;

6) указание на основания для пересмотра судебного акта в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований. В случае, если в качестве основания для пересмотра обжалуемого судебного акта в надзорных жалобе, представлении указывается на нарушение судом единства судебной практики, в них должны быть приведены примеры в подтверждение этих доводов;

7) просьбу лица, подающего жалобу, представление.

2. В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в административном деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным актом.

3. Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К надзорной жалобе, поданной представителем, прилагается документ, удостоверяющий полномочия представителя, а также иные документы, предусмотренные частью 3 статьи 55 настоящего Кодекса. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.

4. К надзорным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных актов, принятых по административному делу.

5. К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо в надзорной жалобе должно содержаться ходатайство о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины либо об уменьшении ее размера или освобождении от ее уплаты.

6. Вопрос о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины либо об уменьшении ее размера или освобождении от ее уплаты разрешается судом надзорной инстанции без извещения лиц, участвующих в деле.

Комментарий к статье 334 Кодекса административного судопроизводства РФ

В комментируемой статье закреплены требования к содержанию надзорных жалобы, представления.

В них указываются сведения, указанные в ч. 1 комментируемой статьи, а если надзорная жалоба подана лицом, не принимавшим участия в административном деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным актом.

Надзорная жалоба подписывается лицом, подающим жалобу, или его надлежащим образом уполномоченным представителем, надзорное представление — Генеральным прокурором РФ или его заместителем.

К надзорным жалобе, представлению прилагаются:

— заверенные соответствующим судом копии судебных актов, принятых по административному делу;

— документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, или документ, удостоверяющий право на получение льготы по ее уплате, либо ходатайство о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины либо об уменьшении ее размера или освобождении от ее уплаты;

— документ, удостоверяющий полномочия представителя, а также иные документы, предусмотренные ч. 3 ст. 55 настоящего Кодекса, если надзорная жалоба подана представителем.

Так как в ст. 391.3 ГПК РФ содержится большинство положений, закрепленных в комментируемой статье, заслуживает внимания практика ее применения.

Конституционный Суд РФ в Определении от 17.07.2014 N 1598-О указал следующее:

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях по жалобам граждан на нарушение права на судебную защиту нормами, регулирующими порядок обращения в суд с исковыми заявлениями и жалобами, гарантируя каждому судебную защиту прав и свобод, Конституция Российской Федерации одновременно предусматривает, что порядок судопроизводства определяется федеральным законодательством (статья 71, пункт «о»; статья 76, часть 1). Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса лишь в установленном порядке, что не может рассматриваться как нарушение права на судебную защиту; закрепленные законодателем требования — при обеспечении каждому возможности обратиться в суд — обязательны для заявителя (Определения от 16 апреля 2009 года N 336-О-О, от 26 января 2010 года N 96-О-О и от 21 апреля 2011 года N 448-О-О). Это относится и к нормам, регламентирующим порядок обращения в суд надзорной инстанции, в том числе содержащим перечень прилагаемых к надзорной жалобе документов.

Следовательно, часть четвертая статьи 391.3 ГПК Российской Федерации не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя».

Статья 334. Содержание надзорных жалобы, представления

1. Надзорные жалоба, представление должны содержать:
1) наименование суда, в который они подаются;
2) наименование или фамилию, имя и отчество (при наличии) лица, подающего жалобу, представление, его место нахождения или место жительства и процессуальное положение в административном деле;
3) наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;
4) указание на суды, рассматривавшие административное дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и сведения о содержании принятых ими судебных актов;
5) указание на судебные акты, которые обжалуются;
6) указание на основания для пересмотра судебного акта в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований. В случае, если в качестве основания для пересмотра обжалуемого судебного акта в надзорных жалобе, представлении указывается на нарушение судом единства судебной практики, в них должны быть приведены примеры в подтверждение этих доводов;
7) просьбу лица, подающего жалобу, представление.

Это интересно:  Статья 16.13 КоАП РФ. Совершение грузовых или иных операций с товарами, находящимися под таможенным контролем, без разрешения или уведомления таможенного органа

2. В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в административном деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным актом.

3. Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К надзорной жалобе, поданной представителем, прилагается документ, удостоверяющий полномочия представителя, а также иные документы, предусмотренные частью 3 статьи 55 настоящего Кодекса. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.

4. К надзорным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных актов, принятых по административному делу.

5. К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо в надзорной жалобе должно содержаться ходатайство о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины либо об уменьшении ее размера или освобождении от ее уплаты.

6. Вопрос о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины либо об уменьшении ее размера или освобождении от ее уплаты разрешается судом надзорной инстанции без извещения лиц, участвующих в деле.

Комментарий к статье 334 КАС РФ

1. О том, что понимается под термином «наименование суда», см. также комментарий к ст. 86 КАС РФ.

2. О требованиях к оформлению копии решения суда см. комментарий к ст. 123 КАС РФ.

3. См. также комментарий к ст. ст. 55, 299, 308, 320 КАС РФ.

Консультации и комментарии юристов по ст 334 КАС РФ

Если у вас остались вопросы по статье 334 КАС РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 334 КАС РФ. Содержание надзорных жалобы, представления (действующая редакция)

1. Надзорные жалоба, представление должны содержать:

1) наименование суда, в который они подаются;

2) наименование или фамилию, имя и отчество (при наличии) лица, подающего жалобу, представление, его место нахождения или место жительства и процессуальное положение в административном деле;

3) наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;

4) указание на суды, рассматривавшие административное дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и сведения о содержании принятых ими судебных актов;

5) указание на судебные акты, которые обжалуются;

6) указание на основания для пересмотра судебного акта в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований. В случае, если в качестве основания для пересмотра обжалуемого судебного акта в надзорных жалобе, представлении указывается на нарушение судом единства судебной практики, в них должны быть приведены примеры в подтверждение этих доводов;

7) просьбу лица, подающего жалобу, представление.

2. В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в административном деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным актом.

3. Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К надзорной жалобе, поданной представителем, прилагается документ, удостоверяющий полномочия представителя, а также иные документы, предусмотренные частью 3 статьи 55 настоящего Кодекса. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.

4. К надзорным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных актов, принятых по административному делу.

5. К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо в надзорной жалобе должно содержаться ходатайство о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины либо об уменьшении ее размера или освобождении от ее уплаты.

6. Вопрос о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины либо об уменьшении ее размера или освобождении от ее уплаты разрешается судом надзорной инстанции без извещения лиц, участвующих в деле.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 334 КАС РФ

Комментируемая статья устанавливает формальные требования к надзорным жалобе, представлению и прилагаемым к ним документам.

В целом эти требования тождественны требованиям к кассационным жалобе, представлению (см. комментарий к ст. 320 КАС). Различия заключаются в формулировках оснований для пересмотра судебных актов, которыми при надзорном пересмотре согласно ст. 341 КАС является нарушение обжалуемым судебным актом:

— прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;

— прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов;

— единообразия в толковании и применении норм права.

В случае если в качестве основания для пересмотра обжалуемого судебного акта в надзорных жалобе, представлении указывается нарушение единообразия в толковании и применении норм права, в них должны быть приведены примеры судебных актов, содержащих противоположные выводы по определенному правовому вопросу, либо должно быть показано, что выводы, сделанные в обжалуемом судебном акте, не согласуются с позициями, отраженными в постановлениях Пленума, обзорах судебной практики ВС РФ.

Кроме того, в отличие от кассационных жалоб и представлений к надзорным жалобам и представлениям нет необходимости прилагать их копии согласно числу лиц, участвующих в деле (см. ч. 6 ст. 320 КАС).

При несоблюдении требований к надзорным жалобе, представлению и прилагаемым документам (за исключением требований относительно правильного указания оснований для пересмотра судебных актов в порядке надзора) они могут быть возвращены аппаратом ВС РФ (ст. 335 КАС) без изучения судьей надзорной жалобы, представления и прилагаемых документов на предмет передачи для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ (ст. 337 КАС).

Важно отметить, что в отличие от производства в суде апелляционной инстанции в рамках стадии пересмотра судебных актов в порядке надзора вопросы о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины либо об уменьшении ее размера или освобождении от ее уплаты разрешаются по ходатайству участника процесса судом, которому адресованы надзорная жалоба или представление, т.е. судом надзорной инстанции.

Это интересно:  Статья 1515 ГК РФ. Ответственность за незаконное использование товарного знака

Думается, что от имени суда надзорной инстанции в данном случае действует не Президиум ВС РФ, а судья ВС РФ, который вправе разрешать вопрос о передаче надзорных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ либо об отказе в этом (ст. 337 КАС).

Полагаем, что выводы по вопросам о государственной пошлине могут быть сделаны как в отдельном определении, так и в определении о передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения Президиумом. По общему правилу указанные определения принимаются по итогам рассмотрения судьей представленных документов без извещения о таком рассмотрении лиц, участвующих в деле.

Обжалование определений, вынесенных по вопросам уплаты государственной пошлины, вряд ли возможно.

Надзорное производство в соответствии с КАС РФ

При разрешении любого спора суд может совершить ошибку в оценке обстоятельств дела, доказательств и как результат принять неверное решение. Государство стремится минимизировать риски принятия неправосудного решения судами и поэтому законодатель выстроил систему по проверке и пересмотру судебных актов. Такая система состоит из судов различный инстанций, наделенных правом осуществлять проверку судебных актов нижестоящих судов по тем или иным основаниям с целью устранения судебных ошибок и обеспечения процессуальных прав заинтересованных лиц согласно конституционному праву на судебную защиту.

Особенности надзорной инстанции по КАС РФ

Надзорное производства или надзорная инстанция – это последняя ступень в системе проверки судебных актов, выступает экстраординарным способом пересмотра судебных актов. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), как и иные процессуальные кодексы, предусматривает надзорное производство в главе 36 КАС РФ.

Экстраординарность проявляется в следующем:

1. В надзорной инстанции проверяются судебные акты, вступившие в законную силу (часть 1 статьи 332 КАС РФ).

2. Особый орган, уполномоченный осуществлять проверку судебных актов в порядке надзорного производства, — Президиум Верховного Суда Российской Федерации (далее — Президиум ВС РФ) (часть 1 статьи 332 КАС РФ).

3. Особые основания для обжалования, отмены или изменения судебного акта.

Акты, обжалуемые в надзорной инстанции по КАС РФ

Среди актов, которые обжалуются в Президиуме ВС РФ, можно назвать:

— вступившие в законную силу решения судов областей, республик, городов федерального значения и иных территориальных образований, принятые ими в качестве судов первой инстанции и если решения рассматривались в апелляции Верховного Суда Российской Федерации (далее – ВС РФ);

— вступившие в законную силу решения окружных (флотских) военных судов с учетом условий указанной выше категории решений;

— определения Апелляционной коллегии ВС РФ;

— и иные категории.

Сроки обжалования в порядке надзора по КАС РФ

В статье 333 КАС РФ установлен трехмесячный срок на обжалование решений в порядке надзора. Данный срок начинает течь со дня вступления решения или иного обжалуемого акта в законную силу. В случае пропуска срока на подачу надзорной жалобы его можно восстановить при наличии уважительной причины для пропуска. Так, восстановить срок можно только в том случае, если обстоятельства, послужившие причиной его пропуска, имели место в период не позднее 12 (двенадцати) месяцев со дня вступления обжалуемого судебного акта в законную силу или если заявление подано лицом, не участвовавшим в административном деле, о правах и об обязанностях которого суд принял судебный акт, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав, свобод и законных интересов обжалуемым судебным актом.

Законом предусмотрен особая ситуация (часть 5 статьи 333 КАС РФ), когда Председатель ВС РФ или его заместитель могут согласиться или не согласиться с определением судьи ВС РФ о восстановлении либо об отказе в восстановлении пропущенного срока на обжалование.

Подача и содержание надзорной жалобы в соответствии с КАС РФ

Надзорную жалобу необходимо подавать непосредственно в ВС РФ в отличие, например, от апелляционной жалобы.

Из особенностей по содержанию надзорной жалобы стоит отметить только то, что в ней должно быть указание на основания для пересмотра судебного акта в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований. В случае, если в качестве основания для пересмотра обжалуемого судебного акта в надзорных жалобе указывается на нарушение судом единства судебной практики, в них должны быть приведены примеры в подтверждение этих доводов (подпункт 6 части 1 статьи 334 КАС РФ). Вместе с жалобой представляются заверенные соответствующим судом копии судебных актов, принятых по административному делу. В остальном правила по содержанию и представлению жалобы в суд схожи с правилами при подаче в иные инстанции.

Основания возврата надзорной жалобы

ВС РФ вправе вернуть надзорную жалобу по следующим основаниям:

— в случае нарушения требований по содержанию жалобы;

— если с жалобой обратиться лицо, которое не имеет на это право;

— в случае пропуска срока на обжалование (при этом в самой жалобе отсутствует ходатайство о восстановлении такого срока);

— нарушены правила подсудности при подаче жалобы;

— в случае просьбы о возврате жалобы.

Возврат осуществляется в течение 10 дней со дня поступления жалобы в суд (часть 2 статьи 335 КАС РФ).

Сроки и порядок рассмотрения надзорной жалобы

Надзорная жалоба в ВС РФ рассматривается 2 либо 3 месяца в зависимости от того, истребовалось ли дело из суда предыдущей инстанции (при этом время, в течение которого дело поступало в ВС РФ не учитывается). Согласно части 2 статьи 336 КАС РФ Председатель ВС РФ или его зам могут продлить рассмотрения дела ввиду его сложности на срок не более двух месяцев.

В первую очередь надзорная жалоба вместе с приложением изучается судьей ВС РФ. Важно отметить, что если судье требуется истребовать дело, то он вправе вынести определение о приостановлении исполнения судебного акта до того момента, пока не закончится производство в суде надзорной инстанции. Однако, чтобы судья приостановил исполнение, сторона, подавшая такую жалобу должна ходатайствовать о приостановлении.

Это интересно:  Последние статьи

После того, как судья изучит жалобу, он выносит определение (часть 3 статьи 337 КАС РФ):

— об отказе в передаче надзорной жалобы в Президиум ВС РФ (если основания для пересмотра отсутствуют);

— о передаче надзорной жалобы в Президиум ВС РФ.

Председатель ВС РФ, а также его заместитель вправе не согласиться с вынесенным решением судьи ВС РФ об отказе в передаче дела в Президиум ВС РФ и принять иное решение.

Стоит отметить, что при передаче дела в Президиум ВС РФ в определении судья указывает свои предложения (статья 339 КАС РФ) (основания, по которым он считает, что дело должно быть рассмотрено в Президиуме ВС РФ). Уже на основании определения сторона может примерно спрогнозировать результат пересмотра судебного акта нижестоящего суда в порядке надзора.

Президиум ВС РФ рассматривает надзорную жалобу в судебном заседании в срок, не превышающий двух месяцев со дня вынесения судьей ВС РФ определения. При этом, если жалоба была передана в Президиум ВС РФ на основании определения председателя ВС РФ или его зама, то такое лицо не может принимать участие в заседании Президиума ВС РФ (часть 4 статьи 340 КАС РФ).

Принятие решения Президиумом ВС РФ по надзорной жалобе

Решение по надзорной жалобе принимается в Президиуме ВС РФ путем голосования (то или иное решение считается принятым, если за него проголосовало большинство). В случае, если при голосовании будет равное количество голосов за противоположные решения, то надзорная жалоба считается отклоненной (часть 12 статьи 340 КАС РФ).

Основаниями для отмены судебных решений в порядке надзорного судопроизводства выступают (статья 341 КАС РФ):

  1. Если судебный акт нарушает права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ;
  2. Если судебный акт нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
  3. Если судебный акт нарушает единообразие в толковании и применении судами норм права.

По результатам рассмотрения надзорной жалобы Президиум ВС РФ принимает одно из нижеследующих решений:

— оставляет судебный акт или акты без изменения, а надзорную жалобу, соответственно, без удовлетворения;

— удовлетворяет жалобу полностью либо в части, отменяет судебный акт или судебные акты и отправляет дело на новое рассмотрение;

— оставляет в силе один из принятых по делу судебных актов;

— принимает иное закрепленное в законе решение.

Согласно статье 344 КАС РФ Постановление Президиума ВС РФ вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.

Статья подготовлена: 08.01.2017

Владислав Шелудяев,юрист Юридической фирмы « BRACE »

Статья 334 КАС РФ — Содержание надзорных жалобы, представления, N 21-ФЗ

1. Надзорные жалоба, представление должны содержать:

1) наименование суда, в который они подаются;

2) наименование или фамилию, имя и отчество (при наличии) лица, подающего жалобу, представление, его место нахождения или место жительства и процессуальное положение в административном деле;

3) наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;

4) указание на суды, рассматривавшие административное дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и сведения о содержании принятых ими судебных актов;

5) указание на судебные акты, которые обжалуются;

6) указание на основания для пересмотра судебного акта в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований. В случае, если в качестве основания для пересмотра обжалуемого судебного акта в надзорных жалобе, представлении указывается на нарушение судом единства судебной практики, в них должны быть приведены примеры в подтверждение этих доводов;

7) просьбу лица, подающего жалобу, представление.

2. В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в административном деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным актом.

3. Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К надзорной жалобе, поданной представителем, прилагается документ, удостоверяющий полномочия представителя, а также иные документы, предусмотренные частью 3 статьи 55 настоящего Кодекса. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.

4. К надзорным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных актов, принятых по административному делу.

5. К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо в надзорной жалобе должно содержаться ходатайство о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины либо об уменьшении ее размера или освобождении от ее уплаты.

6. Вопрос о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины либо об уменьшении ее размера или освобождении от ее уплаты разрешается судом надзорной инстанции без извещения лиц, участвующих в деле.

Юрист по ст 334 КАС РФ в Москве. Кодекс административного судопроизводства РФ ст 334 КАС РФ. Содержание надзорных жалобы, представления

Статья 334 КАС РФ — Содержание надзорных жалобы, представления, N 21-ФЗ — юрист и адвокат

МЫ НАХОДИМСЯ В ЮЗАО Г. МОСКВЫ,
РЯДОМ СО СТ.М. «АКАДЕМИЧЕСКАЯ».
УЛ. ПРОФСОЮЗНАЯ, Д.3, ОФ.111

«Социальные юристы» всегда готовы прийти к вам на помощь.

Статья написана по материалам сайтов: www.gk-rf.ru, okasrf.ru, www.zakonrf.info, brace-lf.com, socuristy.ru.

»


Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector