+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 39.13 ЗК РФ. Аукцион по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности..

Законом предусмотрена продажа публичных земель на торгах.

Земельные участки, числимые в ведомстве государства или муниципалитета, могут быть предоставлены в частную собственность юридическим и физическим лицам посредством продажи надела, что регламентировано ст. 30 ЗК РФ.

При этом законодатель предусмотрел целый перечень основополагающих условий, которые должны быть соблюдены во время сделки между сторонами правоотношений.

Содержание

Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах в форме аукциона

Возможность осуществления продажи земельных наделов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах, проходящих в виде аукциона, регламентирована статьей 39.3 ЗК РФ. Многие практикующие юристы уделяют данному вопросу повышенное внимание, так как именно в рамках данного правового поля возникают многочисленные коллизии, обуславливающие невозможность приобретения участником аукциона земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Торги, проводимые органами государственной власти, должны проходить в точном соответствии с законодательными актами РФ. В большинстве случаев продажа государственной или муниципальной собственности в виде земельного участка проходит в форме аукциона.

Аукционы могут быть:

Основанием для данной классификации является подача ценового предложения о покупке тех или иных земельных наделов, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Устанавливает данный регламент проведения аукциона собственник продаваемого участка.

Правила проведения торгов по продаже земельных участков

Ключевые правила воплощения в жизнь торгов, которые направлены на продажу земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, были четко регламентированы в Постановлении Правительства РФ под № 808. Однако данный нормативно-правовой акт утратил свою силу в 2015 году.

Но, несмотря на это, правила проведения публичных торгов остались практически неизменными. Таким образом, основополагающие правила торгов по осуществлению сделки купли-продажи земельных участков, находящихся в государственной ил муниципальной собственности, включают следующие пункты:

  • допускаются до торгов все без исключения участники (как физлица, так и юрлица, зарегистрированные в РФ), которые успели вовремя подать заявки для рассмотрения их компетентными органами;
  • участником аукциона может стать исключительно гражданин РФ, который представил все необходимые документы для совершения сделки купли-продажи, если иное не предусмотрено международными нормативно-правовыми актами;
  • правила проведения торгов обязывают каждого участника вносить в четко обозначенный срок финансовый задаток, который подтверждает платежеспособность субъекта правоотношений.

Для рассмотрения кандидатуры в качестве участника торгов не принимаются заявки, которые поступили после окончания срока их принятия, либо если не соблюдена сама процедура ее подачи. В данном случае речь идет о непредставлении необходимого пакета документов или подачи заявки от категории граждан, которые не имеют законных оснований участвовать в проведении аукциона по вопросу купли-продажи определенной земельной территории.

Порядок продажи земельных участков муниципальной собственности. Продажа муниципальных земельных участков с аукциона

В целом порядок совершения сделок купли-продажи земельных участков муниципальной или же государственной собственности ничем не отличается друг от друга. Единственным нюансом в этом случае выступает сам собственник земельного надела. Иными словами, выставлять на торги государственную землю не имеет право ни один муниципалитет.

Если будет зафиксировано подобное законодательное нарушение, то признание торгов легитимными не имеет места быть.

Правила подразумевают соблюдение определенной очередности действий со стороны уполномоченных на это госорганов или органов местного самоуправления:

  • На начальном этапе происходит утверждение конкретной схемы расположения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. Подтверждением этому выступает заключение об осуществлении процедуры межевания.
  • Далее порядок проведения торгов предусматривает всю полноту кадастровых работ, которые направлены на обособление надела. Все результаты в обязательном порядке вносятся в протокол утвержденного законодателем образца.
  • На третьем этапе земельный участок подвергается процедуре постановки на кадастровый учет, кроме того, происходит официальное оформление прав собственности на ту или иную территорию.
  • Далее уполномоченные представители госорганов получают всю необходимую информацию о подключении земельного участка к инженерным сетям, на что выдается заключение инспекции.
  • После того как уполномоченный орган получит заключение и постановление со стороны надзорных органов, может быть принято решение о проведении торгов, направленных на сделку купли-продажи конкретной территории (в том числе и лесных наделов).
  • Информация о сделке публикуется в открытом доступе через Интернет, в городских или федеральных СМИ.
  • Финальный этап подразумевает проведение аукциона, по завершению которого выбирают участника-победителя (того, кто предложил самую высокую цену за лот). С данным лицом заключается либо договор аренды, либо проводится сделка купли-продажи земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Все сведения вносятся в итоговый протокол.
  • После того как договор заключен с победителем торгов, публикуются результаты.

Информация об аукционах по продаже земельных участков

Порядок проведения аукционов о продаже земельных наделов (лесных, под садоводство или строительство сооружений) подразумевает, что информация о торгах будет официально опубликована на порталах государственных органов. Это позволит всем участникам подать своевременные заявки на включение их в список претендентов на заключение договора о купли-продажи территорий, находящихся в собственности госорганов или муниципалитета.

При торгах муниципальной собственностью информация через Интернет публикуется на официальном портале жилищного комитета того или иного города.

Протокол о проведении аукциона содержит исчерпывающие сведения как о самом лоте (в том числе о лесных, коммерческих наделах, землях под строительство и др.), так и месте проведения торгов, какую залоговую сумму участникам следует внести, минимальную стоимость земельного участка и другое. Объявления также распространяются через Интернет или же посредством официальных рассылок по госкомитетам, которые имеют отношение к данному вопросу.

Участники аукциона по продаже земельных участков

Участие в аукционе по продаже земельного участка (даже на территории лесных массивов) могут принимать разные категории граждан, в том числе:

  • физические лица, которые подали своевременные заявки для рассмотрения своей кандидатуры;
  • юридические лица;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства.

Законодатель предусмотрел и определенные ограничения в вопросе участия в торгах. Не имеют права принимать участие в торгах:

  • иностранные подданные или же иностранные юридические лица, в процессе проверки которых уполномоченным представителям удалось выяснить, что более 50% уставного капитала компании принадлежит иностранным гражданам, а не российским акционерам;
  • лица, которые не соблюли законодательный порядок, в том числе представили неполный пакет документов;
  • субъекты, которые не имеют управомочивающего контракта на осуществление подобных действий;
  • лица, которые для рассмотрения своей кандидатуры не представили сведения о внесении на счет залога.

Итоги аукциона по продаже земельных участков

Итоги и окончательные результаты проведенных торгов вносятся в постановление. Оформляется протокол в соответствии с законодательными правилами.

Один протокол выдается на руки участнику, с которым заключается договор о сделке. Другой протокол остается у субъекта правоотношений, который проводил торги.

Протокол аукциона должен содержать полную информацию:

  • о регистрационном номере лота, выставленного на торги (неважно будут это сведения о лесных, огородоводческих и садоводческих наделах);
  • об иных параметрах, которые касаются государственной регистрации земельного участка;
  • о предложениях, поступивших со стороны участников торгов по поводу лесных территорий или иных наделов;
  • об имени или наименовании организации, которые явились победителями аукциона с возможностью подписи контракта ли договора;
  • об окончательной цене участка, которую фиксирует договор с победителем;
  • о сроке уплаты полной стоимости надела, в том случае если предоставление лесных, сельскохозяйственных и иных наделов происходит в кредит.

Протокол заверяется всеми уполномоченными лицами и является основанием для подписания договора на передачу прав собственности новому владельцу на основе контракта. После того как протокол и результаты торгов будут официально опубликованы, залог, который оставляли иные участники, возвращают всем лицам в трехдневный срок.

Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов

Сделка продажи земельного участка без осуществления торгов также предусмотрена законодателем. Она осуществляется в тех случаях, если:

  • между сторонами в соответствии с Градостроительным кодексом РФ произошло заключение контракта (договора) о комплексном освоении предоставленной территории;
  • земельный участок, созданный гражданином, по условиям контракта принадлежит некоммерческой организации, которая использует надел с целью комплексного освоения территорий для осуществления строительства жилых построек;
  • земельный участок, который на условиях контракта принадлежит некоммерческой организации, использующей его с целью освоения надела для садоводства, огородничества или ведения дачного хозяйства;
  • земельный участок сельскохозяйственного ведения принадлежит крестьянскому хозяйству или иной сельхозфирме и др.

Исчерпывающий перечень оснований по продаже земель без торгов, в том числе и лесных наделов, можно более подробно узнать в ст. 39.3 ЗК РФ.

Заключение договора с единственным участником аукциона по продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Зачастую в СМИ публикуется заключение о том, что аукцион признан несостоявшимся. Это происходит в тех случаях, если:

  • в торгах приняли непосредственное участие менее двух субъектов;
  • троекратно объявлялась цена земельного участка, но даже от единственного участника не поступила заявка о намерениях совершить сделку для рассмотрения его кандидатуры госорганами.

Однако согласно подпункту 27 пункта 1 ст. 38.1 ЗК РФ в течение 20 дней после того, как будет опубликовано заключение об аукционе (в том числе и по продаже лесных наделов), единственным участником может быть высказано желание подписания контракта о сделке купли-продажи или же договора аренды.

В этом случае госорган или уполномоченное лицо, которые осуществляли аукцион, должны опубликовать постановление о достигнутых договоренностях с единственным участником после рассмотрения его кандидатуры. Кроме того, с единственным участником торгов происходит заключение договора по первоначальной стоимости лота без каких-либо надбавок.

В том случае если дано заключение о том, что аукцион не был признан осуществленным или не подписан договор с единственным участником, то собственник имеет полное законодательное право осуществить повторные торги. При этом протокол и иная официальная документация может содержать измененные условия аукциона.

Основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения аукциона

3.1.1. Редакция Земельного кодекса РФ, действовавшая до 01.03.2015 г., предусматривала достаточно широкий перечень оснований, при которых земельные участки, находящиеся в государственной либо муниципальной собственности, могут быть предоставлены в аренду без проведения торгов. По существу, исключительно на торгах подлежали предоставлению земельные участки для целей жилищного строительства. Иные виды разрешенного использования оставляли возможность предоставления участков в аренду без проведения торгов при соблюдении ряда условий (в частности, при условии заблаговременной публикации о планируемом предоставлении земельного участка).

Это интересно:  Статья 213.18 закона о банкротстве

После 01.03.2015 г. данный порядок претерпел существенные изменения.

В соответствии с ч. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ (действует с 01.03.2015 г.) договоры аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются на торгах, проводимых исключительнов форме аукциона, за исключением случаев, прямо предусмотренных пунктом 2 данной статьи.

Кроме того, в силу п. 7 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ в случае, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка предусматривается строительство зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется путем проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, за исключением случаев проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в соответствии со статьей 39.18 Кодекса.

Таким образом, по общему правилу, любое предоставление земельных участков в аренду должно проводиться на аукционе, кроме случаев, прямо предусмотренных Земельным кодексом РФ.

3.1.2. Частью 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ установлено 34 основания заключения договора аренды земельного участка без проведения торгов.

Из них практическое значение имеют следующие основания:

1) предоставление земельных участков юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального или местного значения (подп. 4 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ). Из данного пункта следует, что предоставление земельных участков для строительства котельных, КНС, объектов электрического хозяйства осуществляется без проведения аукциона;

2) предоставление земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и(или) лицам, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (подп. 9 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса). Данное основание является аналогом существовавшей ранее ст. 36 Земельного кодекса РФ, определявшей исключительное право собственников расположенных на земельном участке зданий, строений и сооружений на их приобретение по своему усмотрению в аренду либо в собственность;

3) предоставление земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ;

4) предоставление земельного участка в аренду в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования (подп. 11 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ);

5) предоставление земельного участка взамен участка, предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды и изымаемого для государственных или муниципальных нужд (подп. 16 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ). Вступившая в действие с 01.03.2015 г. редакция Земельного кодекса РФ позволяет изымать земельные участки, обремененные арендой, для государственных или муниципальных нужд с предоставлением участка взамен изымаемого. В этом случае, как следует из анализируемых положений закона, предоставление земельного участка, взамен изымаемого осуществляется без торгов;

6) предоставление земельного участка лицу, которое имеет право на приобретение в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе бесплатно, если такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд либо ограничен в обороте (подп. 18 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ). Основания для предоставления земельного участка в собственность без торгов закреплены в ст. 39.3 Земельного кодекса РФ. Если основания для предоставления участка в собственность без проведения торгов имеются, но участок ограничен в обороте либо зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, данная коллизия разрешается путем заключения с правомочным лицом договора аренды данного участка без проведения торгов;

7) земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства (подп. 19 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ). Принципиально отметить, что предоставление участка для целей огородничества, равно как и участка для ЛПХ вне границ населенного пункта, осуществляется без проведения торгов. Обращаем внимание, что предоставление земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов, осуществляется согласно процедуре, регламентированной ст. 39.18 Земельного кодекса РФ;

8) предоставление земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с использованием недрами, недропользователю (подп. 20 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ);

9) предоставление земельного участка, необходимого для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, лицу, с которым заключено концессионное соглашение (подп. 23 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ);

10) предоставление земельного участка, образованного из земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленного для комплексного освоения территории, лицу, с которым был заключен договор аренды такого земельного участка (подп. 5 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ);

11) предоставление земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, который надлежащим образом использовал такой земельный участок, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка (подп. 31 ч.2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ);

12) предоставление земельного участка арендатору, если этот арендатор имеет право на заключение нового договора аренды такого земельного участка без проведения торгов (подп. 32 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ).

Кроме этого, земельный участок без проведения торгов может быть предоставлен на основании Указа Президента РФ, Постановления Правительства РФ, закона субъекта Федерации для реализации крупных инвестиционных проектов.

В частности, Законом Амурской области от 17 марта 2015 г. N 500-ОЗ установлены критерии инвестиционных проектов, которым должны соответствовать инвестиционные проекты для возможности предоставления земельных участков для их реализации без проведения торгов, а также порядок заключения данных договоров.

Статья 38.1 (ЗК РФ) Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в го

ч. 1. Аукцион по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка для жилищного строительства (за исключением индивидуального и малоэтажного жилищного строительства) проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, в случае, если определены разрешенное использование такого земельного участка, основанные на результатах инженерных изысканий параметры разрешенного строительства объекта капитального строительства, а также технические условия подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение.

ч. 2. Аукцион по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка для индивидуального и малоэтажного жилищного строительства проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, в случае, если определены разрешенное использование такого земельного участка, а также технические условия подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение.

ч. 3. Аукцион по продаже земельного участка для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка является открытым по составу участников и по форме подачи заявок (далее для целей настоящей статьи — аукцион).

ч. 4. В качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

ч. 5. Продавец земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка принимает решение о проведении аукциона.

ч. 6. В качестве организатора аукциона выступает продавец земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо действующая на основании договора с ним специализированная организация.

ч. 7. Продавец земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка определяет начальную цену предмета аукциона, сумму задатка и существенные условия договора, в том числе срок аренды. Начальная цена предмета аукциона (начальная цена земельного участка или начальный размер арендной платы) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

ч. 8. Организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, форму и сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона (шаг аукциона»). «Шаг аукциона» устанавливается в пределах от одного процента до пяти процентов начальной цены предмета аукциона.

ч. 9. Извещение о проведении аукциона опубликовывается организатором аукциона в периодическом печатном издании, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, и размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. До определения Правительством Российской Федерации официального сайта Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте организатора аукциона в сети «Интернет». Информация о проведении аукциона должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

ч. 10. Извещение или сообщение о проведении аукциона должно содержать сведения:

1) об организаторе аукциона;

2) о наименовании органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение о проведении аукциона, о реквизитах указанного решения;

3) о месте, дате, времени и порядке проведения аукциона;

4) о предмете аукциона, в том числе о местоположении, о площади, о границах, об обременениях земельного участка, об ограничениях его использования, о кадастровом номере, о разрешенном использовании земельного участка, о параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства, о технических условиях подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и об информации о плате за подключение;

5) о начальной цене предмета аукциона (начальной цене земельного участка или начальном размере арендной платы);

6) о «шаге аукциона»;

7) о форме заявки на участие в аукционе, о порядке приема, об адресе места приема, о дате и о времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе;

8) о размере задатка, о порядке его внесения участниками аукциона и возврата им, о реквизитах счета для перечисления задатка;

9) о существенных условиях договора, в том числе о сроке аренды.

ч. 11. Организатор аукциона вправе отказаться от проведения аукциона не позднее чем за пятнадцать дней до дня проведения аукциона. Извещение об отказе в проведении аукциона опубликовывается организатором аукциона в течение трех дней в периодических печатных изданиях, в которых было опубликовано извещение о проведении аукциона. Сообщение об отказе в проведении аукциона размещается на официальном сайте соответственно Правительства Российской Федерации, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет». Организатор аукциона в течение трех дней обязан известить участников аукциона о своем отказе в проведении аукциона и возвратить участникам аукциона внесенные задатки.

Это интересно:  Незаконная продажа авто статья

ч. 12. Для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы:

1) заявка на участие в аукционе по установленной форме с указанием реквизитов счета для возврата задатка;

2) выписка из единого государственного реестра юридических лиц — для юридических лиц, выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей — для индивидуальных предпринимателей, копии документов, удостоверяющих личность, — для физических лиц;

3) документы, подтверждающие внесение задатка.

ч. 13. Организатор аукциона не вправе требовать представление других документов, кроме указанных в пункте 12 настоящей статьи документов.

ч. 14. Прием документов прекращается не ранее чем за пять дней до дня проведения аукциона.

ч. 15. Один заявитель вправе подать только одну заявку на участие в аукционе.

ч. 16. Заявка на участие в аукционе, поступившая по истечении срока ее приема, возвращается в день ее поступления заявителю.

ч. 17. Заявитель не допускается к участию в аукционе по следующим основаниям:

1) непредставление определенных пунктом 12 настоящей статьи необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений;

2) непоступление задатка на счет, указанный в извещении о проведении аукциона, до дня окончания приема документов для участия в аукционе;

3) подача заявки на участие в аукционе по продаже земельного участка лицом, которое в соответствии с федеральными законами не имеет права приобретать в собственность земельные участки.

ч. 18. Отказ в допуске к участию в торгах по иным основаниям, кроме указанных в пункте 17 настоящей статьи оснований, не допускается.

ч. 19. Организатор аукциона ведет протокол приема заявок на участие в аукционе, который должен содержать сведения о заявителях, о датах подачи заявок, о внесенных задатках, а также сведения о заявителях, не допущенных к участию в аукционе с указанием причин отказа. Протокол приема заявок подписывается организатором аукциона в течение одного дня со дня окончания срока приема заявок. Заявитель становится участником аукциона с момента подписания организатором аукциона протокола приема заявок.

ч. 20. Заявители, признанные участниками аукциона, и заявители, не допущенные к участию в аукционе, уведомляются о принятом решении не позднее следующего дня после даты оформления данного решения протоколом приема заявок на участие в аукционе.

ч. 21. Организатор аукциона обязан вернуть внесенный задаток заявителю, не допущенному к участию в аукционе, в течение трех дней со дня оформления протокола приема заявок на участие в аукционе.

ч. 22. Заявитель имеет право отозвать принятую организатором аукциона заявку до дня окончания срока приема заявок, уведомив об этом в письменной форме организатора аукциона. Организатор аукциона обязан возвратить внесенный задаток заявителю в течение трех дней со дня регистрации отзыва заявки. В случае отзыва заявки заявителем позднее дня окончания срока приема заявок задаток возвращается в порядке, установленном для участников аукциона.

ч. 23. Организатор аукциона ведет протокол аукциона, в котором фиксируется последнее предложение о цене приобретаемого в собственность земельного участка или о размере арендной платы.

ч. 24. Результаты аукционов оформляются протоколом, который подписывается организатором аукциона и победителем аукциона в день проведения аукциона. Протокол о результатах аукциона составляется в двух экземплярах, один из которых передается победителю аукциона, а второй остается у организатора аукциона. В протоколе также указываются:

1) предмет аукциона, в том числе сведения о местоположении, о площади, о границах, об обременениях земельного участка, об ограничениях его использования, о кадастровом номере, о разрешенном использовании земельного участка, об основанных на результатах инженерных изысканий параметрах разрешенного использования объекта капитального строительства и о технических условиях подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, а также о плате за подключение;

2) победитель аукциона;

3) цена приобретаемого в собственность земельного участка или размер арендной платы.

ч. 25. Организатор аукциона в течение трех дней со дня подписания протокола о результатах аукциона обязан возвратить задатки лицам, участвовавшим в аукционе, но не победившим в нем.

ч. 26. Аукцион признается не состоявшимся в случае, если:

1) в аукционе участвовали менее двух участников;

2) после троекратного объявления начальной цены предмета аукциона ни один из участников не заявил о своем намерении приобрести предмет аукциона по начальной цене.

ч. 27. В случае, если аукцион признан не состоявшимся по причине, указанной в подпункте 1 пункта 26 настоящей статьи, единственный участник аукциона не позднее чем через десять дней после дня проведения аукциона вправе заключить договор купли-продажи или договор аренды выставленного на аукцион земельного участка, а орган государственной власти или орган местного самоуправления, по решению которых проводился аукцион, обязан заключить договор с единственным участником аукциона по начальной цене аукциона.

ч. 28. Организатор аукциона в случаях, если аукцион был признан несостоявшимся либо если не был заключен договор купли-продажи или договор аренды земельного участка с единственным участником аукциона, вправе объявить о проведении повторного аукциона. При этом могут быть изменены условия аукциона.

ч. 29. Информация о результатах аукциона публикуется организатором аукциона в течение трех дней со дня подписания протокола о результатах аукциона в периодических печатных изданиях, в которых сообщалось о проведении аукциона, и размещается на официальном сайте соответственно Правительства Российской Федерации, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».

Предоставление земельных участков на торгах

Возникновение прав на землю

Приобретение прав на земельные участки, находящихся в государственной и муниципальной собственности

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Общие положения.

Предоставление земельных участков на торгах

1.3 Предоставление земельных участков без проведения торгов

1.4 Особенности предоставления земельных участков отдельным категориям граждан и юридических лиц

1.4.1 Особенности предоставления земельных участков, на которых расположены здания, сооружения

1.4.2 Особенности предоставления земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно.

1.4.3 Особенности предоставления земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, гражданам и КФХ для

2.Возникновение прав на землю из договоров и сделок с землей

3.Приобретение прав на землю при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на земельном участке

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Общие положения.

Правоотношения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности урегулированы главой 5.1 ЗК РФ «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», которая введена Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ и вступила в силу с 1 марта 2015 г.

Анализ положений названной главы свидетельствует о том, что законодатель исходит из узкого понимания предоставления земельных участков как действий уполномоченных органов по передаче земельных участков в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) или безвозмездное пользование. Такое предоставление является лишь одним из способов возникновения прав граждан и юридических лиц на земельные участки.

В статье 39.2 ЗК РФ определены органы, уполномоченные на предоставление гражданам и юридическим лицам находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков. В качестве таковых названы исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Ключевым фактором при установлении наличия соответствующих публично-правовых образований, имеющих полномочия по предоставлению земельных участков, является форма собственности на земельные участки.

Так, согласно п. 2 ст. 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью). В соответствии с п. 2 ст. 11 ЗК РФ субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Статьей 125 ГК РФ установлено, что от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы государственной власти, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Пункт 3 ст. 125 ГК РФ предусматривает, что в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане. В качестве примера можно привести Федеральный фонд развития жилищного строительства, который в соответствии с Законом N 171-ФЗ вправе осуществлять распоряжение земельными участками, находящимися в государственной неразграниченной собственности по поручению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по управлению федеральным имуществом.

Необходимо также иметь в виду, что земли, а также многие земельные участки, в отношении которых отсутствуют основания их отнесения к той или иной форме публичной собственности, находятся в государственной неразграниченной собственности. Согласно ст. 3.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:

— органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа;

— органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения;

— органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района;

— органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в отношении земельных участков, расположенных в границах указанных субъектов, если законами указанных субъектов не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутри — городских муниципальных образований указанных субъектов;

— федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог федерального значения;

— федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в случае если в отношении такого земельного участка межведомственным коллегиальным органом, образованным в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», принято решение о целесообразности осуществления данным органом полномочий по распоряжению таким земельным участком в целях, способами и в порядке, которые предусмотрены указанным Федеральным законом.

Это интересно:  Статья 189.90 закона о банкротстве

Полномочия органов по предоставлению земельных участков не сводятся только к принятию решения о предоставлении земельного участка или заключению договора, но и вбирают в себя весь комплекс действий, связанных с передачей прав на земельные участки гражданам и юридическим лицам и исполнением соответствующих решений или договоров (например, утверждение схемы расположения земельного участка, определение условий аукциона и т.д.).

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления, договора купли-продажи, договора аренды, договора безвозмездного пользования(ст.39.1.ЗК РФ).

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Таким образом, земельные участки, из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам на праве собственности, на праве постоянного (бессрочного) пользования; на праве аренды, на праве безвозмездного пользования.

Земельные участки из государственных и муниципальных земель могут предоставляться двумя способами: на торгах или без проведения торгов.

На торгах земельные участки могут быть переданы гражданам и юридическим лицам в собственность (возмездно) или в аренду. В собственность или в аренду земельные участки также могут быть предоставлены и без проведения торгов. Без проведения торгов, в том числе, земельные участки предаются на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования.

Статьёй 39.3 ЗК РФ установлены случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов.П. 2 указанной статьи закрепляет исчерпывающий перечень случаев, когда продажа земельных участков осуществляется без проведения торгов. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется на торгах, за исключением случаев, предусмотренных названных пунктом.

Статьей 39.6 ЗК установлены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов. В.п. 2 ст. 39.6 ЗК установлен исчерпывающий перечень случаев, когда договор аренды земельного участка заключается без проведения торгов. В остальных случаях (не названных в п.2 ст. 39.6 ЗК РФ) договор аренды с юридическим лицом или гражданином может быть заключен только на торгах.

Земельные участки в собственность граждан и юридических лиц могут быть предоставлены как за плату, так и бесплатно (на торгах – за плату, без проведения торгов – как за плату, так и бесплатно).

В настоящее время действует правило об исключительно возмездном характере приобретения в собственность находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков иностранными гражданами, лицами без гражданства, иностранными юридическими лицами.

Случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность названы в ст. 39.5 ЗК РФ. Следует отметить, что до введения указанной статьив ЗК РФ отсутствовал четкий, определенный перечень случаев предоставления находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков в собственность граждан и юридических лиц бесплатно. Такие случаи устанавливались в отдельных нормах ЗК РФ, иных федеральных законах. Кроме того, согласно действовавшему до 1 марта 2015 г. п. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц могло осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Такой подход давал фактически неограниченные полномочия субъектам Российской Федерации в части установления указанных случаев.

Установленные основания бесплатного предоставления земельных участков также в ряде случаев предполагают их дальнейшее развитие в иных федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации. Вместе с тем такая возможность имеет ограниченный характер и связана только с определением отдельных категорий граждан или случаев предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения религиозным организациям (см. п. 7и8статьи 39.5 ЗК).

В случае возмездного отчуждения земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, цена его продажи определяется по правилам статьи 39.4. ЗК РФ «Цена продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности».

Если договор купли – продажи земельного участка заключается на аукционе, то цена земельного участка определяется по результатам такого аукциона, т.е. ценой земельного участка является цена, предложенная победителем аукциона.

В случае признания аукциона несостоявшимся, заключение договора с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, либо с единственным принявшим участие в аукционе его участником, осуществляется по начальной цене предмета аукциона.

Правила определения такой начальной цены установлены п. 12 ст. 39.11 ЗК РФ. Начальной ценой предмета аукциона по продаже земельного участка является по выбору уполномоченного органа рыночная стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», или кадастровая стоимость такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении аукциона.

В случаях приобретения земельных участков без проведения торгов цена земельного участка определяется, в зависимости от формы собственности на земельный участок, в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства РФ, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления. При этом при заключении договора купли – продажи земельного участка без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен Федеральным законом.

Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности устанавливается по правилам ст. 39.7 ЗК РФ (см. лекцию «Иные права на землю»)

Предоставление земельных участков на торгах

Общие положения о заключении договоров на торгах установлены ст. 447, 448 ГК РФ. Порядок организации и проведения торгов по продаже или предоставлению в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков установлен ст. 39.11 – 39.13 ЗК РФ.

Согласно действующему законодательству торги проводятся в форме аукциона. Проведению аукциона предшествует этап его подготовки и организации, который раскрыт в ст. 39.11 ЗК РФ.

Проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться как по инициативе уполномоченного органа власти, так и по инициативе заинтересованного в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. При этом ЗК РФ устанавливает различные порядок образования земельного участка и этапы подготовки к проведению аукциона в зависимости от того, кто выступает инициатором проведения аукциона (см. п. 3 ст. 39.11 и п.4 ст. 39.11 ЗК РФ – внимательно изучить!). В обоих случаяхобразование земельного участка и подготовка аукциона включает в себя следующие работы:

подготовка и утверждение уполномоченным органом схемы расположения земельного участка (в случае, если такой земельный участок предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории);

обеспечение работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее — кадастровые работы);

осуществление государственной регистрации прав на земельный участок (за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена);

получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства;

принятие уполномоченным органом решения о проведении аукциона.

Если проведение аукциона, а также образование земельного участка осуществляется по инициативе уполномоченного органа власти, то выполнение указанных работ обеспечивает соответствующий орган власти.

Основания отказа в проведении аукционаможно подразделить на следующие группы:

  • нарушение прав третьих лиц: наличие на участке чужих объектов недвижимости – пп.8,9 п.8 ст. 39.11, наличие чужих прав на участок – пп.7, 13, 16, 17, 18 п.8 ст. 39.11.
  • неготовность участка к аукциону: границы подлежат уточнению – пп.1 п.8 ст. 39.11, отсутствие регистрации права публичной собственности (кроме случаев, когда участок относится к неразграниченной государственной собственности) – пп.2 п.8 ст. 39.11,не определены предельные параметры разрешенного строительства – пп.3 п.8 ст. 39.11, не определены технические условия – пп.4 п.8 ст. 39.11, не определено разрешенное использование или разрешенное использование не соответствует целям, указанным в заявлении – пп.5 п.8 ст. 39.11, не определена категория земли – пп.6 п.8 ст. 39.11, ТУ, РИ, категории, определенных границ и т.д.)

· запрет приватизации: участок зарезервирован или предназначен для публичных нужд — пп.12, 14, 15, 19 п.8 ст. 39.11, ограничение в обороте или изъятие из оборота – пп.10, 11 п.8 ст. 39.)

Ст. 19.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение должностным лицом установленных законодательством сроков рассмотрения заявлений граждан или юридических лиц о предоставлении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, за удовлетворение должностным лицом заявления гражданина или юридического лица о предоставлении находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, которое в соответствии с законом не может быть удовлетворено, за отказ должностного лица в удовлетворении заявления гражданина или юридического лица о предоставлении находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка по не предусмотренным законом основаниям.

Порядок проведения аукциона подробно раскрыт в ст. 39.12 ЗК РФ (ознакомиться, заучивать не нужно). При проведении аукцио­на запрещается объединение двух и более земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в один лот аукциона, если иное не предусмотрено федеральным ­законом.

Статья написана по материалам сайтов: advokat-malov.ru, megaobuchalka.ru, urdela.ru, lektsii.org.

»


Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector