+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 39.45 ЗК РФ. Срок публичного сервитута

Дата размещения статьи: 30.05.2015

С 1 марта 2015 года начинает свое действие новая редакция Земельного кодекса Российской Федерации. С этого времени кардинальному изменению подвергся целый ряд земельных отношений. Законодательные инновации коснулись и такого института земельного законодательства, как земельный сервитут.

Так, установлена ставка 0,01 процента кадастровой стоимости земельного участка за каждый год срока действия сервитута. Эта ставка является аналогичной при взимании платы за пользование земельным участком на основании договора аренды. Причем, если соглашение о сервитуте заключает землепользователь такого земельного участка, то плата поступает ему, если непосредственно орган власти — то плата поступает в соответствующий бюджет.
Возвращаясь к природе такого нового правового явления, как «сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности», стоит оговориться, что новым он является лишь с формально-юридической стороны закрепления и оформления данного правоотношения. Ранее отношения по пользованию земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, оформлялись на основании договора аренды либо на основании договора субаренды земельного участка.
В этой связи представляет интерес вопрос о соотношении таких видов правоотношений, как «сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности» и «аренда земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Данные правоотношения, как уже отмечалось, по своим правовым последствиям являются схожими правовыми явлениями. В чем же заключается задумка законодателя, разделившего их по принципу юридического оформления?
С 1 марта 2015 года изменению подверглись и арендные отношения при использовании земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. По общему правилу договоры аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, должны заключаться на земельных аукционах. Однако ст. 39.6 Земельного кодекса предусматривается исчерпывающий перечень оснований, когда земельные участки предоставляются в аренду без проведения аукциона. Изучив данные основания, можно сделать вывод о том, что они касаются в основном размещения на предоставленных в аренду земельных участках стационарных объектов — недвижимого имущества либо объектов, имеющих государственное значение: водохранилищ, дорог и объектов их инфраструктуры и других подобных.
В этой связи арендные отношения по своей природе максимально приближены к праву собственности на земельные участки, поскольку и сам договор аренды в данном случае будет заключаться на длительный срок. Договор аренды также заключается в отношении всего земельного участка.
Сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности — это ограниченное вещное право, которое должно будет реализовываться в течение очень ограниченного промежутка времени и, как правило, в отношении части земельного участка. Также отличием сервитута от договора аренды будет являться тот факт, что плата при заключении соглашения о сервитуте в отношении земельного участка, переданного в пользование, будет поступать конкретному землепользователю, а не в бюджет, как в случае заключения договора субаренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Тем не менее это лишь концептуальные отличия этих двух правоотношений, которые, по нашему мнению, легли в основу законодательного ранжирования данных ограниченных прав на землю.
В целом при необходимости использования земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности по основаниям, по которым может быть заключено соглашение об установлении земельного сервитута, лицо по новым положениям Земельного кодекса не лишается возможности заключить договор аренды этого земельного участка также без проведения земельного аукциона.
Различием в правовом режиме данных ограниченных прав будет также являться набор прав и обязанностей обладателей этих прав. У арендатора набор прав и обязанностей максимально широк, что подтверждает ст. 41 Земельного кодекса, в соответствии с которой лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков. Как видно из текста данной нормы, у обладателей сервитута таких прав нет, приоритетно их права определяются, если речь идет о частном сервитуте, не законом, а соглашением.
Что касается формы договора аренды и соглашения о сервитуте в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, то, поскольку договор аренды заключается по новым положениям Земельного кодекса на срок, как правило, от трех лет, то в соответствии со ст. 26 Земельного кодекса данный договор подлежит государственной регистрации. В отношении земельного сервитута может действовать упрощенный порядок оформления права ограниченного пользования. Так, в соответствии с п. 4 ст. 39.25 Земельного кодекса, если по соглашению сторон не предусмотрено иное, то стороны могут не регистрировать обременение права на земельный участок, возникшее вследствие установления сервитута, если сервитут установлен на части земельного участка и соглашение заключено на срок не более трех лет.
При исследовании вопроса об использовании земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на основании соглашения о сервитуте, нельзя не отметить, что в соответствии с новыми положениями Земельного кодекса, предусмотрено еще одно правоотношение, тесно связанное с сервитутом, между которыми также необходимо провести различия.
Статья 39.33 Земельного кодекса определяет случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута. Такое использование может осуществляться на основании административного акта — разрешения уполномоченного органа власти. Перечень оснований для такого внедоговорного землепользования также определен Земельным кодексом и подзаконными актами. И эти основания являются схожими с основаниями при использовании земельного участка на основании соглашения об установлении сервитута. Такое землепользование осуществляется на безвозмездной основе и только в отношении земельных участков, не предоставленных в пользование гражданам и юридическим лицам.
Таким образом, помимо вещных прав, в земельном законодательстве появился новый вид прав на земельные участки — «разрешительные права». Глубоко не вникая в природу данного явления, можно отметить, что это совершенно новое явление земельного законодательства.
При реализации нового законодательства о земельных сервитутах могут возникнуть следующие проблемы практического характера:
1. В Правилах определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, как уже отмечалось, установлена определенная ставка при взимании платы за сервитут. Но, как уже отмечалось, сервитутом может быть обременена лишь часть земельного участка. Ставка же установлена от кадастровой стоимости всего земельного участка. Ничего не сказано про перерасчет этой ставки относительно обремененной части земельного участка. Таким образом, обладатель сервитута может использовать малую часть большого земельного участка, а платить будет, как при использовании всего земельного участка.
2. Большой выбор «вещных» и «разрешительных» прав на землю с относительно схожим содержанием неизбежно породит ситуацию, когда и правоприменителю, и землепользователю будет довольно тяжело определиться с выбором права землепользования в каждом конкретном случае. Действительно, критерии для ранжирования земельных прав довольно расплывчаты, отличие — в большей степени лишь со стороны формального закрепления отношений. Поэтому при реализации новых, законодательно «усложненных» положений земельного законодательства неизбежны ошибки с выбором прав землепользования.
В заключение стоит отметить, что законодательные инновации, усложняющие процесс правоприменения, утяжеляющие сам и без того не простой земельный закон, ни в обществе, ни в государстве не будут восприняты «как благо». В этом контексте термин «совершенствование» законодательства можно рассматривать лишь как его изменение, но не как «эволюционирование» в целях обеспечения реализации земельных прав граждан России.
Приживутся ли в России новые земельные права и, в частности, «сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности», покажет практика. С ней же придет окончательное понимание содержания новых видов земельных прав, содержание которых, наверняка, еще не раз будет меняться, поэтому законодательство о правах на землю ждет еще не одно «совершенствование».

Список литературы

1. Анисимов А.П., Мелихов А.И. Правовой режим земельных участков: новый межотраслевой подход к соотношению норм гражданского и земельного права // Право и экономика. 2008. N 12.
2. Боголюбов С.А. Земельное законодательство и Концепция развития гражданского законодательства // Журнал российского права. 2010. N 1.
3. Ершов О.Г. Строительные сервитуты // Право и экономика. 2013. N 1.
4. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации, одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009 // Вестник ВАС РФ. 2009. N 11.
5. Павлюченко М.В., Чуксин Д.В. Новое в земельном законодательстве (к вопросу о соотношении норм гражданского и земельного права в регулировании земельных отношений // Современное право. 2002. N 2, 3.

Это интересно:  Статья 165 АПК РФ. Возобновление исследования доказательств

Комментарий к СТ 23 ЗК РФ

Статья 23 ЗК РФ. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)

Комментарий к статье 23 ЗК РФ:

1. Сервитут — право ограниченного пользования земельным участком. Сервитут является вещным правом и одним из видов ограничений (обременений), под которыми понимаются существующие условия, запрещения, установленные законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке, стесняющие правообладателя при реализации права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимости (ст. 1 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимость»).

В зависимости от оснований возникновения и целей установления сервитуты делятся на публичные и частные. Основы регулирования частных сервитутов содержатся в гражданском законодательстве, публичных сервитутов — в земельном законодательстве. Публичные и частные сервитуты различаются между собой по порядку и основаниям установления, по кругу лиц, в интересах которых устанавливается сервитут, а также по содержанию сервитутных отношений (см. также комментарий к п. 2 настоящей статьи).

Частный сервитут устанавливается по соглашению сторон или на основании судебного решения, когда такое соглашение не было достигнуто. При обращении в суд с требованием об установлении сервитута необходимо доказать:

Объем осуществления полномочий обладателя сервитута может быть определен соглашением сторон либо решением суда об установлении сервитута. Для исключения дальнейших споров в резолютивной части решения суда об установлении сервитута рекомендуется указывать цель установления сервитута (для прохода к индивидуальному жилому дому, для обеспечения ремонта теплосетей и т.п.), полномочия лица, в пользу которого установлен сервитут (право прохода, проезда, проведения ремонтных работ и т.п.), и пределы либо объем их осуществления (право пешего прохода в определенные дни, право проезда на автотранспорте установленной массой и пр.).

Соглашение об установлении сервитута заключается между собственником земельного участка (сервитутообладателем) и лицом, требующим установления сервитута (сервитуарием). К числу последних относятся собственники недвижимого имущества, пожизненные наследуемые владельцы или постоянные пользователи земельных участков (ст. 274 ГК РФ). С 31 декабря 2008 г. перечень этих лиц стал открытым. В соответствии со ст. 274 Федеральными законами могут быть предусмотрены и иные лица, имеющие право требовать установления сервитута. Например, Государственной компании «Российские автомобильные дороги», которой выделены земельные участки в аренду, предоставлено право заключать соглашения об установлении сервитутов с организациями, осуществляющими установку и (или) эксплуатацию рекламных конструкций, информационных щитов и указателей, прокладку и переустройство инженерных коммуникаций, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и (или) эксплуатацию объектов дорожного сервиса, подъездов к автомобильным дорогам Государственной компании, съездов с автомобильных дорог Государственной компании и примыканий объектов дорожного сервиса. Особый субъектный состав предусмотрен и при установлении сервитутов для строительства и (или) эксплуатации олимпийских объектов (см. ст. 15.2 ФЗ от 01.12.2007 N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6071).

Договор об установлении сервитута может иметь самостоятельный характер (например, договор об установлении права прохода через участок), или соглашение о возникновении сервитута может входить в качестве составной части в иной договор (например, договор об аренде административного здания включает условие о размере, границах земельного участка, предоставляемого на праве ограниченного пользования для прохода к зданию).

Сервитут характеризуется наличием служебного, зависимого земельного участка и господствующего земельного участка, принадлежащих разным собственникам. Частный сервитут распространяется на соседний земельный участок (в частности, имеющий общую границу), а в отдельных случаях — и на другой участок, имеющий определенные полезные свойства, для пользования которыми и устанавливается сервитут. Он может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопровода, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также для других нужд собственника недвижимости (земельного участка или другой недвижимости).

Сервитуту как вещному праву присуще право следования. Переход прав на земельный участок, который обременен сервитутом, не влечет за собой прекращения этого сервитута, он сохраняется. Сервитут неотделим от земельного участка, который он обременяет. Сервитут может перейти к другому лицу только путем передачи недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут был установлен. Такое положение объясняется природой сервитута, который устанавливается не в интересах конкретного лица, а в пользу конкретного земельного участка или иного объекта недвижимости.

2. Впервые в современном законодательстве сервитут был предусмотрен Основными положениями государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г., утвержденными Указом Президента РФ от 22.07.1994 N 1535 (СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1478). Этим нормативным актом устанавливались случаи возникновения публичных сервитутов в отношении застроенных и продаваемых при приватизации земельных участков.

Комментируемая норма определяет цели, для которых может быть установлен публичный сервитут: обеспечение интересов России или субъектов РФ, местного самоуправления или местного населения. Основанием установления сервитута является нормативный правовой акт, под которым понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

Для реализации принципа участия граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю (подп. 4 п. 1 статьи 1 ЗК), и обеспечения принятия уполномоченными органами законного и обоснованного решения установление публичного сервитута допускается только после проведения общественных слушаний. Порядок проведения таких слушаний может устанавливаться нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований. Для выявления мнения общественности, во всяком случае, требуются информирование через средства массовой информации о планируемом установлении сервитута и указание на способы, которыми может быть выражено мнение заинтересованных лиц. Отсутствие порядка проведения таких слушаний не освобождает орган, устанавливающий публичный сервитут, от получения каким-либо образом мнения общественности по данному вопросу.

3. В п. 3 комментируемой статьи содержится перечень видов сервитутов. В зависимости от конкретных потребностей, для удовлетворения которых устанавливается сервитут, законодатель включает нормы о возможности установления публичных законов и в иные нормативные правовые акты (например, п. 6 ст. 28 ФЗ «О приватизации государственного имущества»).

4. Норма п. 4 комментируемой статьи распространяется как на частные, так и на публичные сервитуты. В тех случаях, когда соглашением сторон, судебным решением либо нормативным правовым актом не установлен срок сервитута, он будет считаться постоянным (в контексте п. 4 ст. 56 Земельного кодекса РФ более правильным является использование такого термина, как бессрочный сервитут). Если в указанных актах, соглашении срок сервитута установлен (срочный сервитут), его истечение влечет за собой прекращение права ограниченного пользования земельным участком.

Поскольку сервитут устанавливается только для обеспечения тех нужд собственника, которые не могут быть удовлетворены без установления сервитута, то независимо от срока, на который он установлен, отпадение этих нужд служит основанием для предъявления собственником обремененного земельного участка требования о прекращении сервитута. Также сервитут может быть прекращен, если возникают другие возможности для удовлетворения нужд собственника помимо установления сервитута. В таком случае сервитут также может быть прекращен в принудительном порядке на основании решения суда.

Отмена нормативного правового акта, которым установлен публичный сервитут, не связана законодателем с необходимостью соблюдения каких-либо формальных требований, например с проведением общественных слушаний. Поэтому для прекращения сервитутных отношений достаточно принятия нормативного правового акта, аналогичного по юридической силе тому, который послужил основанием для установления публичного сервитута.

5. В п. 4.1 назван один из случаев, когда возможно возникновение срочного сервитута. Ограничение в данном случае срока сервитута сроком резервирования земель объясняется необходимостью соблюдения публичных интересов, которые послужили основанием для резервирования (размещение объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, создание особо охраняемых природных территорий и др.). Реализация таких интересов, например застройка земельного участка объектами водоснабжения муниципального значения, не должна быть поставлена в зависимость от существования ограниченного права на данный земельный участок в виде публичного сервитута.

Это интересно:  Гпк рф статья 31

6. Установление публичного или частного сервитута не лишает собственника, землевладельца, землепользователя принадлежащих им прав по владению, пользованию и распоряжению участком. Собственник земельного участка вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом постольку, поскольку соответствующие участки земли не исключены из оборота или не ограничены в обороте (ст. 260 ГК РФ). В то же время не исключается, что в результате установления сервитута ценность земельного участка уменьшится, у правообладателя могут возникнуть определенные неудобства в использовании своего земельного участка и трудности в реализации обремененного земельного участка. Для компенсации таких стеснений и убытков законодатель устанавливает общее правило о платности частного сервитута. При установлении публичного сервитута такая компенсация несвойственна (см. п. п. 6, 7 настоящей статьи).

Невозможность использования земельного участка по назначению в результате установления частного сервитута предоставляет собственнику этого участка право требовать в судебном порядке прекращения сервитута. Сохранение возможности использования земельного участка по иному целевому назначению, разрешенному использованию, чем те, которые указаны в правоустанавливающих документах, также не лишает собственника права требовать прекращения установленного частного сервитута. Публичный сервитут не может быть прекращен по указанному основанию (см. п. 7 комментируемой статьи).

7. В п. 6 комментируемой статьи предусмотрено общее правило о возмездности частного сервитута. Плательщиками являются лица, в интересах которых установлен сервитут.

Понятия соразмерности платы за частный сервитут в законодательстве не содержится. Будет ли установленная плата за частный сервитут соразмерна тем последствиям, которые влечет за собой этот сервитут, должны устанавливать сами стороны при заключении соглашения либо определяет суд с учетом всех обстоятельств дела, если стороны не придут к соглашению о размере платы за сервитут. При определении соразмерной платы за сервитут возможно использование Временных методических рекомендаций по оценке соразмерной платы за сервитут, утвержденных Росземкадастром 17 марта 2004 г..

Выплата соразмерной платы за сервитут может иметь единовременный характер, когда платеж выплачивается однократно в полном объеме, и периодический характер, когда плата выплачивается многократно частями в течение всего срока, на который сервитут установлен. Вид выплаты соразмерной платы за сервитут (единовременная или периодическая) может быть установлен соглашением о сервитуте или решением суда. Разовый платеж не отвечает интересам собственника обремененного сервитутом земельного участка, поскольку не всегда на момент установления сервитута можно оценить все убытки, которые могут быть причинены ему в результате установления сервитута, кроме того, при смене собственника новый собственник будет терпеть ограничения прав в использовании земельного участка без получения платы.

Размер соразмерной платы за сервитут может изменяться в течение всего срока действия сервитута в случаях и в порядке, которые установлены ГК и ЗК (например, размер соразмерной платы за сервитут может быть изменен по причинам существенного изменения обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении соглашения о сервитуте; в случае увеличения или уменьшения ограничений прав собственника земельного участка, обремененного сервитутом; в случае увеличения или уменьшения сферы действия сервитута).

При этом размер соразмерной платы за частный сервитут может быть изменен по соглашению сторон, которым вносятся изменения в соглашение о сервитуте в части размера соразмерной платы за сервитут. Размер соразмерной платы за публичный сервитут может быть изменен принятием органом государственной власти или органом местного самоуправления нормативного правового акта, изменяющего нормативный правовой акт, которым сервитут был установлен, в части размера соразмерной платы за сервитут. Также размер соразмерной платы за частный и публичный сервитуты может быть изменен решением суда, которым вносятся изменения в соглашение о сервитуте или в нормативный правовой акт, которым сервитут установлен, по основаниям, установленным ГК и ЗК.

8. Действие п. 7 комментируемой статьи распространяется только на публичные сервитуты. Если же частный сервитут приводит к невозможности использования земельного участка в соответствии с его назначением, собственник вправе требовать в судебном порядке прекращения сервитута (см. п. 2 ст. 276 ГК РФ).

По общему правилу публичный сервитут имеет безвозмездный характер. Собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установившего сервитут, соразмерную плату только при наличии условия, предусмотренного в настоящем пункте. Плательщиками платы за сервитут выступают органы власти, органы местного самоуправления, нормативным правовым актом которых сервитут установлен.

Во Временных методических рекомендациях по оценке соразмерной платы за сервитут соразмерная плата за сервитут определена как плата, выплачиваемая собственнику земельного участка органом государственной власти, органом местного самоуправления, нормативным правовым актом которых сервитут установлен. Величина этой платы равна размеру убытков, причиненных собственнику обремененного сервитутом земельного участка или иного объекта недвижимости в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута. Данные методические рекомендации могут использоваться для расчета размера соразмерной платы при установлении сервитута (подробнее об уплате соразмерной платы за сервитут см. комментарий к п. 6 настоящей статьи).

Споры между органом, установившим публичный сервитут, и собственником земельного участка, землевладельцем, землепользователем, связанные с необоснованным отказом в изъятии, в том числе путем выкупа, земельного участка, несогласием с выкупной ценой или размером убытков, причиненных установлением такого сервитута, подлежат рассмотрению в арбитражных судах независимо от того, каким органом они были установлены (п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ N 11).

9. При применении п. 8 комментируемой статьи необходимо учитывать, что в соответствии с ч. 1 ст. 192 АПК граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности возлагаются на орган, принявший такой акт (см. комментарий к ст. 249 ГПК РФ, ст. 189 АПК РФ).

10. Как и иные ограничения, сервитут подлежит государственной регистрации и возникает с момента государственной регистрации. Государственная регистрация сервитутов производится на основании заявления собственника земельного участка или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте.

Государственная регистрация сервитута на земельный участок возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в ЕГРП.

Статья 39.45 ЗК РФ. Срок публичного сервитута

Статья 48. Основания прекращения сервитута
[Земельный кодекс РФ] [Глава VII] [Статья 48]

1. Частный сервитут может быть прекращен по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

2. Публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута.

1 комментарий к записи “Статья 48 ЗК РФ. Основания прекращения сервитута”

Статья 48. Основания прекращения сервитута

Комментарий к статье 48

Если публичный сервитут устанавливается на определенный срок, то он должен прекращаться автоматически без принятия нормативного акта .
———————————
Малеина М.Н. Правовые аспекты установления и прекращения публичного земельного сервитута // СПС «КонсультантПлюс».

И в случае установления публичного сервитута (как и частного), и в случае его прекращения производится государственная регистрация его возникновения или прекращения. При этом необходимо учитывать положение п. 2 ст. 27 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество: если сервитут относится к части земельного участка или иного объекта недвижимости, к документам, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, прилагается кадастровый паспорт такого объекта недвижимости, на котором отмечена сфера действия сервитута, или кадастровая выписка о таком объекте недвижимости, содержащая внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о части такого объекта недвижимости, на которую распространяется сфера действия сервитута.
Если сервитут относится ко всему земельному участку, предоставление кадастрового паспорта земельного участка или кадастровой выписки о земельном участке не требуется.
Такое различие в составе документов носит не просто формальный характер. С целью установления сервитута (причем неважно, публичного или частного) в отношении части земельного участка кадастровый инженер подготавливает отчет о фактическом местоположении границы части земельного участка для установления сервитута, в состав которого входит каталог (или каталоги, если предусмотрено несколько вариантов установления сервитута) координат местоположения характерных точек границ сервитута. Сведения о координатах вносятся в ГКН, а затем уже вносится запись о сервитуте в ЕГРП. «Сфера действия сервитута», если перевести ее на язык кадастровой деятельности, таким образом, не что иное, как часть земельного участка, местоположение границ которой на плане (не всегда это удается сделать на местности) определяет его длину и ширину. Соответственно при прекращении сервитута действует обратный порядок: сначала вносится запись о прекращении действия сервитута в ЕГРП, а затем из ГКН исключаются сведения о координатах местоположения характерных точек границ сервитута.

Это интересно:  Статья 76 ФЗ № 229-ФЗ. Обращение взыскания на дебиторскую задолженность

Статья 39.45 ЗК РФ. Срок публичного сервитута

Опция доступна для Челябинского и Саратовского регионов

Опытный юрист перезвонит вам, чтобы обсудить вашу задачу.

Беседа с юристом БЕСПЛАТНА, не является консультацией, длится до 10 минут

Отправляя эту форму, вы даете согласие на обработку персональных данных в соответствии с нашей политикой конфиденциальности

Согласен на обработку персональных данных в соответствии с Соглашением

Акция! Первая консультация 30 минут БЕСПЛАТНО!

Подробнее ЗДЕСЬ

Услуги и цены

Юридическая помощь в судах

Юридические услуги по недвижимости и земле

Юридические услуги бизнесу

Консультации

Услуги кадастровых инженеров

Дистанционные услуги

К автору любого материала на сайте можно записаться на личную консультацию
Телефон для записи:

Советы юриста

Разберем на примере искового заявления о взыскании задолженности

Во-первых, не впадать в панику. 30-40% дел проигрывается истцами. Во-вторы.

В ноябре 2015 года в Челябинской области утверждены результаты переоценки (установления новой кадастр.

С января 2011 года кассационная инстанция стала третьей инстанцией в судах общей юрисдикции по граждан.

Признание права — это получение решения суда или арбитражного суда, признающего Вас законным владельцем (со.

Подготовка иска — это работа для юриста. От качества этого документа на 50% зависит успех дела. Однако, есл.

Новая редакция Земельного Кодекса (глава V.3 ЗК РФ) предусматривает ряд важных новшеств в отношении сервитутов земельных участков, относящихся к государственной и муниципальной собственности. Главная задача внесенных изменений состоит в том, чтобы перенести заключение соглашений о сервитуте из кулуаров властных органов на уровень правоотношений между частными лицами. Для этого пользователям государственных и муниципальных земельных участков (например, арендаторам) дано право самостоятельно и без согласия публичного собственника заключать соглашения о сервитуте и, более того, получать плату за сервитут.

В тех случаях, когда участок не предоставлен в пользование частному лицу, сохранена возможность заключения соглашения о сервитуте с органом публичной власти, причем процедура заключения такого соглашения подробно урегулирована.

Таким образом, внесенные изменения направлены на то, чтобы снизить бюрократическую нагрузку на органы публичной власти, и в ряде случаев облегчить жизнь тем гражданам и организациям, которые нуждаются в заключении соглашений о сервитуте. Итак, по порядку.

Как я уже писала, право на заключение соглашения о сервитуте государственных и муниципальных земельных участков теперь предоставлено землепользователям, а именно, лицам, которые занимают участок на основании:

  • Права постоянного бессрочного пользования;
  • Права пожизненного наследуемого владения;
  • Аренды сроком более, чем на 1 год;
  • Права безвозмездного пользования сроком более, чем на 1 год.

При этом согласие уполномоченного органа на заключение такого соглашения не требуется, если соответствующим договором аренды или безвозмездного пользования не предусмотрено иное (п.1 ст. 39.24 ЗК РФ в новой редакции). Орган, уполномоченный на распоряжение данным земельным участком, должен быть лишь уведомлен о заключенном соглашении о сервитуте в течение 10 дней с момента его заключения (п.3 ст. 39.24 ЗК РФ в новой редакции). Последствия неуведомления в законе не содержатся.

  1. Плата за сервитут, соглашение о котором заключено частным землепользователем, поступает указанному землепользователю (п. 3 ст. 39.25 ЗК РФ в новой редакции). Этой нормой законодатель, видимо, пытается стимулировать частных лиц к заключению подобных соглашений.
  2. Соглашение о сервитуте, заключенное с арендатором земельного участка или с лицом, которому участок предоставлен на праве безвозмездного пользования, действует лишь в течение действия договора аренды или договора о безвозмездном пользовании (пункты 4, 5 ст. 39.24 ЗК РФ в новой редакции).
  3. Пунктом 1 статьи 39.25 подробно урегулировано содержание соглашения о сервитуте, в частности, указано, что оно должно содержать кадастровый номер земельного участка и учетный номер обременяемой части земельного участка. Таким образом, данная норма подтверждает необходимость кадастрового учета соответствующей части земельного участка.
  4. Если соглашение о сервитуте части земельного участка заключено на срок менее 3х лет, то заключение такого соглашения допускается без кадастрового учета соответствующей части и без государственной регистрации сервитута. В этом случае граница действия сервитута определяется в соответствии со схемой, приложенной к соглашению (п. 4 ст. 39.25 ЗК РФ). Надо сказать, в ряде случаев это положение может быть весьма ценным.
  5. Статьей 39.26 ЗК РФ подробно урегулирован порядок заключения соглашения о сервитуте государственного или муниципального земельного участка с уполномоченным органом публичной власти.
  • в уполномоченный орган публичной власти направляется заявление о заключении соглашения о сервитуте с приложением схемы обременяемой части земельного участка. Если соглашение о сервитуте предлагается заключить в отношении всего земельного участка, прилагать схему не требуется.
  • орган публичной власти в месячный срок обязан выполнить одно из следующих действий:

— Направить уведомление о готовности заключить соглашение о сервитуте;

— Направить предложение о заключение соглашения о сервитуте иной части земельного участка;

— Подготовить, подписать и направить заявителю проект соглашения о сервитуте целого земельного участка

— Отказать в заключении соглашения о сервитуте при наличии предусмотренных законом оснований.

  • После получения уведомления о готовности заключить соглашение о сервитуте или предложения о заключении соглашения о сервитуте иной части земельного участка заявитель обеспечивает за свой счет кадастровые работы и постановку на кадастровый учет части земельного участка для заключения соглашения и сервитуте.
  • Уполномоченный орган готовит и направляет заявителю соглашение об установлении сервитута в 3х экземплярах, которое заявитель должен подписать в течение 30 дней.

Кроме вышесказанного, хочется отметить следующий момент. Статьей 39.23 предусмотрена довольно странная формулировка, описывающая основания заключения соглашения об установлении сервитута государственного или муниципального земельного участка. Сказано, что такое соглашение может быть заключено в случаях, установленных гражданским законодательством, Земельным Кодексом и другими федеральными законами, в частности, в случаях строительства линейных объектов, инженерных изысканий и пользования недрами. Таким образом, возможность заключения соглашения о сервитуте государственных и муниципальных земельных участков для иных случаев, например, для обеспечения доступа к другим участкам и объектам, сохранена, однако, почему-то не прописана в ЗК прямо. Будем надеяться, что это не повлияет негативно на развитие практики по данному вопросу.

Статья написана по материалам сайтов: xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai, zemkod.ru, rukak.ru, www.cab74.ru.

»


Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector