+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 45 ТК РФ. Соглашение. Виды соглашений

Текущая редакция ст. 45 ТК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

Соглашение — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними.

Соглашения, содержащие обязательства, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов государственной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне.
Межрегиональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов Российской Федерации.

Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта Российской Федерации.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.
Иные соглашения — соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

На федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства может заключаться одно трехстороннее соответственно генеральное, межрегиональное, региональное, территориальное соглашение.

(Часть дополнительно включена с 6 декабря 2014 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 358-ФЗ)
(Статья в редакции, введенной в действие с 6 октября 2006 года Федеральным законом от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

Комментарий к статье 45 ТК РФ

1. В ч.1 комментируемой статьи содержится определение понятия соглашение», согласно которому соглашение — это, прежде всего, правовой акт. Поскольку соглашение содержит общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на различных уровнях, которые применяются всеми работниками и работодателями в зависимости от уровня соглашения, соглашение следует рассматривать как нормативный правовой акт. Кроме того, определение соглашения устанавливает его содержание:
— положения, которые регулируют социально-трудовые отношения, — положения, устанавливающие общие требования к труду и занятости работников, гарантии и компенсации работникам, а также иные положения, касающиеся трудовой деятельности работников и вопросов обеспечения со стороны работодателей такой деятельности;
— принципы регулирования экономических отношений, связанных с социально-трудовыми, — это могут быть положения о финансировании реализации положений соглашения за счет средств соответствующих бюджетов.

Соглашение, исходя из его определения, заключается между полномочными представителями работников и работодателей, под которыми следует понимать представителей, наделенных в соответствии с федеральным законодательством полномочиями по ведению коллективных переговоров и заключению соглашений. Таковыми, в частности, являются единый представительный орган и объединение работодателей.

Часть 1 комментируемой статьи устанавливает пять уровней заключения соглашений:
— федеральный уровень или уровень Российской Федерации, когда устанавливаются общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, касающиеся всех без исключения работников и работодателей;
— межрегиональный уровень — уровень отдельных субъектов Российской Федерации, когда устанавливаются общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, касающиеся работников и работодателей только отдельных субъектов Российской Федерации, на уровне которых заключено соглашение;
— региональный уровень — уровень только одного субъекта Российской Федерации — когда устанавливаются общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, касающиеся работников и работодателей только одного субъекта Российской Федерации, на уровне которого заключено соглашение;
— отраслевой (межотраслевой) уровень — уровень конкретной отрасли (сферы деятельности), например, промышленность, сельское хозяйство, торговля и т.п., когда устанавливаются общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, касающиеся работников и работодателей одной или нескольких отраслей деятельности;
— территориальный уровень — уровень отдельного муниципального образования, когда устанавливаются общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, касающиеся работников и работодателей отдельного муниципального образования (либо поселения, либо муниципального района, либо городского округа).

При этом, исходя из ч.1 комментируемой статьи, соглашение может заключаться между полномочными представителями сторон в пределах их компетенции. Полагаем, что в данном случае федеральный законодатель имел в виду те пределы, которые представителям сторон предоставили, соответственно, каждая из сторон коллективных переговоров по вопросам, касающимся заключения соглашений.

2. Исходя из ч.2 комментируемой статьи, соглашение в зависимости от количества сторон, участвующих в коллективных переговорах, может быть двусторонним и трехсторонним. Двустороннее соглашение — соглашение, заключаемое только между сторонами (работниками и работодателями), трехстороннее соглашение — соглашение, которое помимо, собственно, сторон заключено также с участием представителей органов государственной власти и органов местного самоуправления, к полномочиям которых относятся вопросы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений.

Согласно ч.2 комментируемой статьи заключение таких соглашений зависит от усмотрения сторон, а точнее от их договоренности.

3. Часть 3 комментируемой статьи касается такого вида соглашений, как трехсторонние, так как предполагает обязательное участие органов государственной власти или органов местного самоуправления. Такое участие возможно в том случае, если реализация положений соглашения требует финансирования из соответствующих бюджетов, например, если в соглашении содержатся нормы о предоставлении гарантий и компенсаций работникам в денежной форме за счет средств соответствующих бюджетов. В этом случае, по нашему мнению, а также с учетом положений ч.3 комментируемой статьи стороной соглашения обязательно должны быть органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также финансовые органы федерального, регионального или территориального (местного) уровня, в компетенцию которых входит рассмотрение вопросов о выделении денежных средств на финансирование определенных расходов либо главные распорядители бюджетных средств.

4. Часть 4 комментируемой статьи содержит классификацию соглашений в зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений:
— генеральное;
— межрегиональное;
— региональное;
— отраслевое (межотраслевое);
— территориальное;
— иные соглашения.

При этом отметим, что из ч.1 комментируемой статьи следует также, что такая классификация осуществляется не только исходя из сферы регулируемых социально-трудовых отношений, но и в зависимости от уровня, на котором заключаются такие соглашения.

Согласно ч.6 комментируемой статьи межрегиональное соглашение — правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений и заключенный на уровне двух и более субъектов Российской Федерации. Таким образом, положения такого соглашения касаются работников и работодателей только тех субъектов Российской Федерации, представители работников и работодателей которых заключили такое соглашение.

В соответствии с ч.7 комментируемой статьи региональное соглашение — правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта Российской Федерации. Таким образом, оно распространяется только на работников и работодателей субъекта Российской Федерации, представители работников и работодателей которого заключили такое соглашение.

Исходя из ч.9 комментируемой статьи территориальное соглашение — правовой акт, устанавливающий общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования (поселения, муниципального района, городского округа). Таким образом, его действие распространяется только на работников и работодателей конкретного муниципального образования, представители работников и работодателей которого заключили такое соглашение.

Часть 10 комментируемой статьи допускает возможность заключения иных видов соглашений, которые будут касаться только отдельных аспектов социального партнерства, то есть отдельных направлений регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, например, особенности выплаты заработной платы, предоставление дополнительных отпусков помимо установленных трудовым законодательством. Данные виды соглашений могут заключаться на любом уровне социального партнерства.

В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 358-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» комментируемая статья была дополнена ч.11, которая предусматривает возможность заключения одного трехстороннего соглашениях на любом уровне социального партнерства (федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном). Таким образом объединяется уровень социального партнерства и сфера регулируемых социально-трудовых отношений: на федеральном уровне заключается трехстороннее генеральное соглашение; на межрегиональном, региональном и территориальном — межрегиональное, региональное и территориальное соответственно.

Другой комментарий к ст. 45 ТК РФ

1. Основное отличие соглашения как правового акта социального партнерства от коллективного договора состоит в том, что действие соглашения распространяется не на одного, а на несколько работодателей (от двух до нескольких тысяч).

Определение соглашения, содержащееся в комментируемой статье, не полностью раскрывает особенности соглашений, заключаемых в Российской Федерации.

На практике социально партнерское регулирование выходит за рамки трудовых отношений, складывающихся между работниками и работодателями, и связанных с ними экономических отношений, охватывая также вопросы проведения социальной политики (отношения, обязательными участниками которых являются органы государственной власти, органы местного самоуправления). Естественно, фактическое участие в социальном партнерстве государства не отрицает права представителей работников и работодателей на заключение двусторонних соглашений.

Это интересно:  Статья 125 ФЗ № 229-ФЗ. Основания для отказа в рассмотрении по существу жалобы, поданной в порядке подчиненности

2. Соглашению как правовому акту социального партнерства присущи те же основные характеристики, которые были рассмотрены применительно к коллективному договору. Соглашение связывает обязательствами подписавшие его стороны, а также лиц, от имени которых оно заключено. Работодатели и трудящиеся, связанные соглашением, не должны включать в коллективные и индивидуальные трудовые договоры условия, противоречащие положениям соглашения. Исключения составляют ситуации, когда положения коллективных или индивидуальных трудовых договоров содержат правила, более благоприятные для работников, чем правила, установленные в соглашении.

3. Зачастую исполнение соглашений требует финансирования из тех или иных бюджетов. В этих случаях обязательными участниками соглашений являются соответствующие органы исполнительной власти или органы местного самоуправления.

4. Комментируемая статья содержит открытый перечень соглашений, которые могут заключаться сторонами социального партнерства. Любое из соглашений по общему правилу может быть как двусторонним, так и трехсторонним.

Трехсторонними, как правило, являются соглашения, устанавливающие общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений (генеральное, межрегиональное, региональное, территориальное). Генеральное соглашение всегда является трехсторонним.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение определяет общие условия оплаты труда, гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей). Данные соглашения чаще всего двусторонние, но могут быть и трехсторонними. Отраслевые (межотраслевые) соглашения независимо от уровня, на котором они заключаются, направлены на регулирование именно трудовых отношений в рамках отрасли (группы отраслей). Их заключение распространено в основном на федеральном уровне и получает в настоящий момент развитие на уровне субъектов РФ и муниципальных образований.

5. Иные соглашения могут заключаться по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, на любом уровне социального партнерства, а их участниками могут быть любые представители сторон социального партнерства. Предметом данных соглашений является, как правило, один из вопросов регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. В качестве примера можно привести соглашения о координации действий представителей сторон социального партнерства при осуществлении приватизации государственных и муниципальных предприятий, при реструктуризации промышленных предприятий и т.п.

Консультации и комментарии юристов по ст 45 ТК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 45 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Соглашение: понятие и виды

Правовое понятие и значение соглашения раскрываются в статье 45 Трудового кодекса РФ. Закрепленное в указанной статье определение подчеркивает регулятивное значение соглашений, которые содержат нормы трудового права. Соглашения, в зависимости от уровня заключения, устанавливают либо конкретные условия труда соответствующих категорий работников, либо общие обязательства сторон соглашения по обеспечению определенных трудовых прав и гарантий.

Понятие и стороны соглашения

Соглашение – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений.

Такая характеристика роли соглашения отражает объективно существующие взаимовлияние экономики и права, а также существенное воздействие материальных условий жизни общества на содержание норм трудового права.

Сторонами соглашения являются представители работников – профессиональные союзы или объединения профсоюзов и работодателей. Соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними в зависимости от уровня социального партнерства, компетенции сторон, участвующих в их заключении, а также порядка их финансирования. Трехсторонние соглашения заключаются с участием органов исполнительной власти или органов местного самоуправления.

Виды соглашений

В соответствии со статьями 26 и 45 Трудового кодекса РФ с учетом сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться следующие виды соглашений:

  1. Генеральное соглашение
  2. Межрегиональное соглашение
  3. Региональное соглашение
  4. Отраслевое (межотраслевое) соглашение
  5. Территориальное соглашение
  6. Иные соглашения
  • Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне.
  • Межрегиональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов Российской Федерации.
  • Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта Российской Федерации.
  • Отраслевое (межотраслевое) соглашение определяет общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
  • Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.
  • Иные соглашения – соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Важно обратить внимание на различие формулировок их целевого назначения. Их различие определяется не только сферой их действия, но и целевым назначением. Так если генеральное, межрегиональное и региональное соглашение направлены на установление общих принципов регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на указанном уровне их заключения, то целевое назначение отраслевого (межотраслевого) соглашения направлено на определение общих условий труда, его оплаты, гарантий, компенсаций, льгот и др. условия труда на соответствующем уровне социального партнерства.

Такое целевое назначение отраслевых соглашений позволяет, на наш взгляд, расширить круг нормативных условий соответствующих соглашений и определять в них соответствующие условия труда на более высоком уровне по сравнению с общими нормами трудового законодательства.

Согласно последней части ст. 45 ТК РФ предусматривается возможность заключения иных соглашений, заключаемых сторонами на любом уровне социального партнерства. В них получают отражение отдельные направления (вопросы) регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, круг которых определен в ст. 1 Трудового кодекса РФ. Это обеспечивает широкие возможности для решения многих вопросов, затрагивающих не только условия труда работников, но и другие жизненно важные для них вопросы.

По количеству сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть:

  1. Двухсторонними
  2. Трехсторонними
  • Двусторонние соглашения заключаются работодателями и профессиональными союзами или объединениями профсоюзов.
  • Трехсторонние соглашения заключаются с участием органов исполнительной власти или органов местного самоуправления.

Вид соглашения определяется по согласованию между представителями работников и работодателей.

Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

Содержание и структура соглашений

Содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение. Конкретное содержание и структура соглашений зависят от уровня и сферы действия соглашения, от его вида – трех- или двусторонние, а также и других обстоятельств.

Генеральные соглашения в качестве приоритетных целей определяют проведение широкого круга мероприятий социально-экономического характера, содействующих обеспечению права граждан на достойный труд, повышение качества жизни работников и их семей, сокращению масштабов бедности на основе устойчивого развития экономики и повышения ее конкурентоспособности, увеличению доходов организации.

В Генеральном соглашении могут быть предусмотрены обязательства, способствующие росту производительности труда, стабильной занятости населения, безопасности рабочих мест, расширению возможностей профессионального и карьерного роста работников.

В Генеральное соглашение, как правило, включаются несколько разделов, наименование которых отражает целевую направленность содержащихся в нем взаимных обязательств сторон:

  • Экономическая политика
  • Заработная плата, доходы и уровень жизни населения
  • Развитие рынка труда и содействие занятости населения
  • Социальное страхование, социальная защита, отрасли социальной сферы
  • Условия и охрана труда, промышленная и экологическая безопасность
  • Социально-экономические развитие северных регионов России
  • Развитие социального партнерства и координация действия сторон соглашения

В каждом из разделов Генерального соглашения формулируются конкретные обязательства сторон, способствующие практическому выполнению поставленных целей.

В соглашения других видов могут включаться взаимные обязательства сторон по вопросам оплаты труда, условиям и охраны труда, режима труда и отдыха, развития социального партнерства, а также иные вопросы, определенные сторонами. как уже отмечалось, с одержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение.

Порядок разработки проекта соглашения и заключения соглашения

Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров. Согласно ч. 5 ст. 47 ТК РФ сроки разработки проекта соглашения и заключения соглашения определяются комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. Виды комиссий и их функции определены ст. 35 Трудового кодекса РФ. В настоящее время их функции дополнены также организацией контроля за выполнением коллективных договоров и соглашений.

Все основные организационные вопросы, связанные с разработкой проекта соглашения и его заключения, включаются в положение о соответствующей комиссии, которое подготавливается сторонами и участниками комиссии вскоре после ее создания. Комиссия определяет срок разработки проекта, необходимость участия в обсуждении проекта представителей органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, порядок его подписания представителями сторон.

Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров. В отношении соглашений, требующих бюджетного финансирования, в целях обеспечения реального выполнения включаемых в них обязательств, а также согласования государственных интересов с интересами социальных партнеров, ст. 47 ТК РФ установила, что заключение и изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования, по общему правилу осуществляются сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения. Такие соглашения заключаются между работниками и работодателями в сфере здравоохранения, образования, культуры, науки, транспорта, связи, энергетики и других отраслей.

В настоящее время расширены полномочия комиссии в сфере ведения коллективных переговоров по заключению соглашения. Согласно ч. 5 ст. 47 ТК РФ комиссия имеет право уведомить работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, ведущих коллективные переговоры по разработке проекта соглашения и заключения соглашения, о начале коллективных переговоров, а также предложить им формы возможного участия в коллективных переговорах. Работодатели, получившие указанное уведомление, обязаны проинформировать об этом выборный орган первичной профсоюзной организации, объединяющий работников данного работодателя.

Это интересно:  Статья 129 ФЗ № 229-ФЗ. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов..

Практическое значение указанного положения заключается в том, что она позволяет своевременно включить работодателей, не являющихся членами объединения, в коллективные переговоры по разработке проекта и заключению соглашения на предложенных им формах участия. Работодатели, получившие такое уведомление, обязаны ознакомить выборный орган первичной профсоюзной организации, а через них и работников данного работодателя. Такой порядок содействует расширению сферы коллективно-договорного регулирования условий труда, более единообразному их регулированию в организациях со сходными условиями труда и повышению уровня правовой защищенности наемных работников, состоящих в трудовых правоотношениях.

Срок и сфера действия соглашения

В ст. 48 Трудового кодекса РФ четко урегулированы некоторые процедурные вопросы, определяющие законность соответствующего соглашения: это день вступления соглашения в силу и срок его действия (ч. 1 и 2 ТК РФ). Кроме того, в ней определен круг объектов коллективно-договорного правоотношения, на которых распространяется действие соглашения (ч. 3 и 4 ТК РФ), а также определены условия присоединения к заключенному на федеральном уровне отраслевому соглашению работодателей, не участвовавших в заключении данного соглашения.

Срок действия соглашения определяется сторонами, но не должен превышать 3 (трех) лет . При этом стороны могут один раз продлить его действие на срок не более 3 (трех) лет . Соглашение вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного соглашением.

В ч. 3 и 4 ТК РФ определены работодатели и указаны условия распространения на них соглашения. Так, по общему правилу оно распространяется на всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Если работодатель выйдет из указанного объединения до истечения срока действия соглашения, заключенного в период членства в объединении, он не освобождается от выполнения соглашения в период срока его действия.

Действие соглашения распространяется также на работодателей, которые не являются членами объединения работодателей, которое заключило соглашение, в следующих случаях:

  • Если работодатель (не являясь членом указанного объединения) уполномочил его от своего имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение.
  • Если работодатель присоединился к соглашению после его заключения
  • Если органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств выступают в качестве работодателей (ст. 25 ТК РФ).
  • Если от имени работодателей – федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, заключено соглашение соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления (ст. 34 ТК РФ).

Соглашение распространяется на всех работников, состоящих в трудовых правоотношениях с вышеперечисленными работодателями. При этом в тех случаях, когда на них одновременно распространяются несколько соглашений (например, заключенных на разных уровнях), к ним применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.

Порядок присоединения работодателей к опубликованному соглашению

Руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения вправе после опубликования соглашения в официальном издании предложить работодателям, которые не участвовали в его заключении, присоединиться к этому соглашению.

Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложения о присоединении к соглашению регулируются приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2007 № 260 «Об утверждении Порядка опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложения о присоединении к соглашению», согласно которому Федеральная служба по труду и занятости в течение трех календарных дней со дня регистрации соглашения (изменений и дополнений к нему) направляет текст соглашения и сведения о его регистрации для опубликования в официальном издании, например, «Российской газете» и в Минтруд России для размещения на официальном сайте министерства (www.rosmintrud.ru).

Основная цель установленного порядка присоединения работодателей к соглашению заключается в том, чтобы в интересах дальнейшего развития социального партнерства в сфере труда можно было бы охватить значительно большее количество работодателей и первичных профсоюзных организаций коллективно-договорным регулированием социально-трудовых отношений и добиваться установления достойного уровня условий труда, обеспечивая работников равной оплатой труда за равный труд, расширения практики установления дополнительных льгот и гарантий с учетом отраслевых особенностей труда при государственной поддержке соответствующего правового регулирования отношений в сфере труда.

Порядок изменения и дополнения соглашения

В процессе действия соглашений может возникать необходимость внесения в них изменений и дополнений, которые производятся в порядке, установленном для их заключения. Это значит, что должны быть проведены коллективные переговоры и достигнуто соглашение о возможности соответствующих изменений и дополнений.

В статье 49 Трудового кодекса РФ предусматривается также, что указанное изменение и дополнение может производиться в порядке, установленном соглашением. Очевидно, применение конкретного порядка зависит от характера возникших изменений, дополнений, а также срочности их внесения и других обстоятельств, которые возникают в период действия соглашения. Поэтому законодатель предусмотрел возможность их внесения также и в порядке, установленном соглашением.

В случае если стороны не заключили соглашение на последующий период, они принимают решение о продлении действующего соглашения. Его текст публикуется в «Российской газете» в двухнедельный срок.

Регистрация соглашений и контроль за их выполнением

Правила регистрации соглашений, контроля за их выполнением и ответственности за виновные нарушения установленных правил взаимоотношений между их сторонами являются аналогичными правилам, регулирующим соответствующие вопросы применительно к коллективному договору, поскольку коллективные договоры и соглашения – это лишь разновидности органически единых по существу социально-партнерских взаимоотношений, существующих в сфере труда.

Соглашения в течение 7 (семи) дней со дня их подписания должны быть направлены работодателем, представителем работодателя на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду (ст. 50 ТК РФ). Вступление соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации.

При осуществлении регистрации соглашения соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.

Контроль за выполнением соглашения осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду. При проведении указанного контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую для этого информацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса.

Ответственность сторон за нарушение или невыполнение соглашения

Лица, представляющие работодателя, либо представляющие работников, виновные в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных соглашением, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом.

В Кодексе РФ об административных правонарушениях установлено наказание за правонарушения, связанные с заключением соглашений, а также с нарушением или невыполнением их обязательств:

  • Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки – влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей (ст. 5.28. КоАП РФ).
  • Непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, – влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей (ст. 5.29. КоАП РФ).
  • Необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения – влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей (ст. 5.30. КоАП РФ).
  • Нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению – влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей (ст. 5.31. КоАП РФ).

Представители работодателя за виновное невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности по нормам трудового законодательства на основании ст. 419 ТК РФ, согласно которой лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами.

В поддержку своих требований, выдвигаемых в процессе коллективных переговоров по заключению коллективного договора или соглашения, профсоюзы имеют право на организацию и проведение забастовок, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других коллективных действий. Забастовка как крайняя мера воздействия на работодателя применяется в тех случаях, когда были использованы все предусмотренные процедуры переговоров и примирительные меры урегулирования разногласий.

Коллективный договор: понятие, стороны, срок действия и порядок заключения

Понятие, стороны и значение коллективного договора, как одной из важнейших форм социального партнерства и как самостоятельного правового института в сфере трудового права раскрываются в статье 40 Трудового кодекса РФ. В ней обращено внимание и на другие важные вопросы в частности, на порядок разрешения неурегулированных разногласий, возникающих на стадии ведения коллективных переговоров о заключении коллективного договора.

Это интересно:  Статья 77 ЗК РФ. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения

Статья 45. Соглашение. Виды соглашений

Соглашение — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними.

Соглашения, содержащие обязательства, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов государственной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне.
Межрегиональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов Российской Федерации.

Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта Российской Федерации.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.
Иные соглашения — соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

На федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства может заключаться одно трехстороннее соответственно генеральное, межрегиональное, региональное, территориальное соглашение.

(Часть дополнительно включена с 6 декабря 2014 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 358-ФЗ)
(Статья в редакции, введенной в действие с 6 октября 2006 года Федеральным законом от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

Комментарий к статье 45 Трудового Кодекса РФ

§ 1. В ст. 45 внесены изменения в основном редакционного характера.

Кроме того, в нее включена ч. 3, заимствованная из прежней редакции ст. 35 ТК, об обязательном участии в заключении соглашений соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, если соглашения предусматривают полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов. В подобной ситуации названные органы являются стороной соглашения.

Содержащиеся в ст. 45 общие характеристики генерального, межрегионального и регионального соглашений дополнены указанием на установление в них общих принципов регулирования экономических отношений, связанных с трудовыми (что вытекает из понятия соглашения, сформулированного в ч. 1 этой же статьи). Общие характеристики отраслевого (межотраслевого) и территориального соглашения дополнены указанием на установление в них компенсаций.

формулирует понятие соглашения;

затрагивает вопрос о его содержании (хотя имеется ст. 46, посвященная содержанию и структуре соглашения);

дает классификацию видов соглашений.

§ 3. Понятие соглашения, сформулированное в ч. 1 ст. 45, представляется недостаточно точным. В нем говорится, что соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений. Такими, как сказано в этой же статье, являются генеральные, межрегиональные и региональные соглашения. Что же касается отраслевых (межотраслевых) и территориальных соглашений, то в той же статье сказано, что они устанавливают не общие принципы, а общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей) или на территории соответствующего муниципального образования.

§ 4. В качестве видов соглашений Кодекс называет генеральное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное, но допускает существование и других видов соглашений.

Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» предусматривал еще и профессиональное тарифное соглашение (см. ст. 18).

§ 5. Соглашения могут заключаться на двух- и трехсторонней основе по договоренности сторон.

§ 6. Генеральные соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ предусматривают широкий круг обязательств сторон, направленных на повышение благосостояния населения, совершенствование регулирования трудовых отношений, содержат обязательства сторон, в том числе обязательства Правительства РФ по подготовке и внесению в Государственную Думу проектов федеральных законов в сфере труда.

Стороны этого Соглашения приняли обязательства в области экономической политики, заработной платы, доходов и уровня жизни, развития рынка труда и содействия занятости населения; социального страхования, социальной защиты и отраслей социальной сферы; защиты трудовых прав, охраны труда, промышленной и экологической безопасности; социально-экономических проблем северных регионов России; социального партнерства и координации действий сторон Соглашения. К нему приложен перечень Конвенций МОТ, необходимость первоочередной ратификации которых признана Сторонами.

Московское трехстороннее соглашение на 2006 г. между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей заключено с целью создания на основе принципов социального партнерства необходимых условий для обеспечения жизнедеятельности города, развития промышленности и предпринимательства, социальной и правовой защиты работников и жителей г. Москвы — граждан России.

Его стороны признают необходимым заключение городских отраслевых соглашений, окружных соглашений, коллективных договоров в организациях всех форм собственности и обязуются оказывать коллективам, развивающим принципы социального партнерства, всестороннее содействие. Московское соглашение рассматривается сторонами как основа для переговоров в отраслях, административных округах и организациях, расположенных на территории города Москвы. Обстоятельства и гарантии, включенные в Соглашение, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности работников.

Московское соглашение на 2006 г. открыто для присоединения всем заинтересованным объединениям работодателей и профсоюзов, действующих в г. Москве, в порядке, определенном Законом города Москвы от 22 октября 1997 г. N 44 «О социальном партнерстве» (в редакции Законов города Москвы от 19 февраля 2001 г. N 72, от 16 января 2002 г. N 3, от 19 мая 2004 г. N 30).

Московское соглашение на 2006 г. содержит обязательства сторон в областях: развития отраслей экономики города, предпринимательства, обеспечения защиты населения города; регулирования оплаты труда и создания благоприятных условий труда в организациях города; создания необходимых социальных условий жизни горожан и поддержания ее уровня; обеспечения конструктивного взаимодействия сторон социального партнерства.

Другой комментарий к статье 45 ТК РФ

1. Основное отличие соглашения как правового акта социального партнерства от коллективного договора состоит в том, что действие соглашения распространяется не на одного, а на несколько работодателей (от двух до нескольких тысяч).

Определение соглашения, содержащееся в комментируемой статье, не полностью раскрывает особенности соглашений, заключаемых в Российской Федерации.

На практике социально партнерское регулирование выходит за рамки трудовых отношений, складывающихся между работниками и работодателями, и связанных с ними экономических отношений, охватывая также вопросы проведения социальной политики (отношения, обязательными участниками которых являются органы государственной власти, органы местного самоуправления). Естественно, фактическое участие в социальном партнерстве государства не отрицает права представителей работников и работодателей на заключение двусторонних соглашений.

2. Соглашению как правовому акту социального партнерства присущи те же основные характеристики, которые были рассмотрены применительно к коллективному договору. Соглашение связывает обязательствами подписавшие его стороны, а также лиц, от имени которых оно заключено. Работодатели и трудящиеся, связанные соглашением, не должны включать в коллективные и индивидуальные трудовые договоры условия, противоречащие положениям соглашения. Исключения составляют ситуации, когда положения коллективных или индивидуальных трудовых договоров содержат правила, более благоприятные для работников, чем правила, установленные в соглашении.

3. Зачастую исполнение соглашений требует финансирования из тех или иных бюджетов. В этих случаях обязательными участниками соглашений являются соответствующие органы исполнительной власти или органы местного самоуправления.

4. Комментируемая статья содержит открытый перечень соглашений, которые могут заключаться сторонами социального партнерства. Любое из соглашений по общему правилу может быть как двусторонним, так и трехсторонним.

Трехсторонними, как правило, являются соглашения, устанавливающие общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений (генеральное, межрегиональное, региональное, территориальное). Генеральное соглашение всегда является трехсторонним.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение определяет общие условия оплаты труда, гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей). Данные соглашения чаще всего двусторонние, но могут быть и трехсторонними. Отраслевые (межотраслевые) соглашения независимо от уровня, на котором они заключаются, направлены на регулирование именно трудовых отношений в рамках отрасли (группы отраслей). Их заключение распространено в основном на федеральном уровне и получает в настоящий момент развитие на уровне субъектов РФ и муниципальных образований.

5. Иные соглашения могут заключаться по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, на любом уровне социального партнерства, а их участниками могут быть любые представители сторон социального партнерства. Предметом данных соглашений является, как правило, один из вопросов регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. В качестве примера можно привести соглашения о координации действий представителей сторон социального партнерства при осуществлении приватизации государственных и муниципальных предприятий, при реструктуризации промышленных предприятий и т.п.

Статья написана по материалам сайтов: otkrf.ru, websot.jimdo.com, tkrf24.ru.

»


Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector