+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 5.48 КоАП РФ. Нарушение прав зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений…

1. Общим объектом правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов, часть которых — отношения по проведению предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума), являются родовым объектом данного правонарушения.

Порядок и условия размещения (распространения) агитационных материалов в период избирательной кампании (кампании референдума) нормативно сформулированы в законах о выборах и референдумах, в частности в ст. 54 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, и заключаются (применительно к комментируемой статье) в следующем.

По общему правилу печатные агитационные материалы могут вывешиваться (размещаться, расклеиваться) в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов (за исключением специально отведенных для этого мест). Размещение же агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, либо в собственности организации, в уставном капитале которой доля (вклад) Российской Федерации, субъектов РФ и (или) муниципальных образований на день официального опубликования решения о назначении выборов, регистрации инициативной группы по проведению референдума превышает 30 процентов, производится на равных условиях для всех кандидатов, избирательных объединений, инициативных и иных групп по проведению референдума (далее — объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности) и бесплатно (п. 8 ст. 54 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

Организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие рекламные услуги, обязаны обеспечить кандидатам, избирательным объединениям, инициативным и иным группам по проведению референдума также равные условия для размещения агитационных материалов (п. 9 ст. 54 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

Данное правонарушение следует отличать от схожих с ним по объекту и предмету правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 5.12 и ст. 5.14 КоАП РФ.

В комментируемой статье не говорится о виде агитационных материалов, но, учитывая контекст п.

Правонарушающие действия (бездействие) посягают на принцип равенства кандидатов, избирательных объединений, инициативных и иных групп по проведению референдума в ходе избирательной кампании (кампании референдума). Это может выражаться, например, в размещении на объекте (например, на стене здания, на видеоэкране, смонтированном на площади, на стенде и т.д.), находящемся в государственной собственности (России или субъекта РФ), муниципальной собственности, агитационных материалов одного кандидата и отказе в таком размещении другому кандидату или взимании с него завышенной платы за это; в размещении рекламной компанией на рекламных щитах агитационных материалов избирательных объединений на неравных условиях — за разную плату, на разный период и т.д.

Данное правонарушение может быть совершено как в форме действий, так и путем бездействия. Оконченным оно считается с момента совершения хотя бы одного из указанных выше действий (бездействия). Наступления каких-либо иных вредных последствий для привлечения к административной ответственности не требуется.

3. Субъектами правонарушения являются юридические лица:

— владельцы объектов и сооружений, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

— организации, оказывающие рекламные услуги (любой организационно-правовой формы и любой формы собственности);

— должностные лица указанных органов и организаций, а также индивидуальные предприниматели, которые несут административную ответственность как должностные лица (см. ст. 2.4 КоАП РФ).

Обычно объектами государственной и муниципальной собственности владеют органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия, имущество которых находится в собственности соответственно государства либо муниципального образования.

4. Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется умышленной виной (как с прямым, так и с косвенным умыслом): по неосторожности данное деяние совершить едва ли возможно.

Возбуждение дела об административном правонарушении, предусмотренном комментируемой статьей, осуществляется прокурором, который выносит по этому поводу мотивированное постановление (см. ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ).

Статья 5.48 КоАП РФ. Нарушение прав зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений…

На основании статьи 28.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за нарушения законодательства о выборах дела об административных правонарушениях по следующим статьям данного Кодекса, возбуждаются исключительно прокурором:

Статья 5.1 — нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей;

— Статья 5.7. — отказ в предоставлении отпуска для участия в выборах, референдуме – административный штраф в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей;

— Статья 5.21. — несвоевременное перечисление средств избирательным комиссиям, кандидатам, избирательным объединениям – административный штраф в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей;

— Статья 5.23. — сокрытие остатков тиражей избирательных бюллетеней – административный штраф на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;

— Статья 5.24. — нарушение установленного законом порядка подсчета голосов, определения результатов выборов, порядка составления протокола об итогах голосования с отметкой Повторный» или «Повторный подсчет голосов» – административный штраф от пятисот до двух тысяч рублей;

— Статья 5.25. — непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов – административный штраф от пятисот до пяти тысяч рублей;

— Статья 5.45 — использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума – административный штраф в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей;

— Статья 5.46 — подделка подписей избирателей – административный штраф в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей;

— Статья 5.48. — нарушение прав зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, при выделении площадей для размещения агитационных материалов – административный штраф на должностных лиц в размере от двух тысяч пятисот до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;

— Статья 5.52. — невыполнение уполномоченным лицом требований законодательства о выборах об обеспечении кандидатам, избирательным объединениям равных условий для проведения агитационных публичных мероприятий – административный штраф в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

В соответствии со статьей 28.3. КоАП РФ в сфере нарушений выборного законодательства полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях обладают члены избирательной комиссии с правом решающего голоса по следующим статьям КоАП РФ:

— Статья 5.3. — неисполнение решения избирательной комиссии, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; непредставление сведений и материалов по запросу избирательной комиссии — административный штраф на должностных лиц в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей;

— Статья 5.4. — нарушение порядка представления сведений об избирателях – административный штраф в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей;

— Статья 5.5. — нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов – административный штраф на граждан в размере от пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до ста тысяч рублей;

— Статья 5.8. — нарушение предусмотренных законодательством о выборах порядка и условий проведения предвыборной агитации, на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях – административный штраф на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на избирательные объединения, на иных юридических лиц — от двадцати тысяч до ста тысяч рублей;

— Статья 5.9. — нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности – административный штраф на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;

— Статья 5.10. — проведение предвыборной агитации вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах – административный штраф на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до ста тысяч рублей;

— Статья 5.12. — изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах – административный штраф на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц – от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до ста тысяч рублей;

— Статья 5.15. — нарушение установленных законодательством о выборах порядка и сроков уведомления избирательной комиссии о факте предоставления помещений и права на предоставление помещений для встреч с избирателями – административный штраф от двух тысяч до пяти тысяч рублей;

— Статья 5.17. — непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов – административный штраф от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей;

— Статья 5.18. — незаконное использование денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата, избирательного объединения – административный штраф на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до ста тысяч рублей;

Это интересно:  Статья 11.16 КоАП РФ. Нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте

— Статья 5.19. — использование незаконной материальной поддержки при финансировании избирательной кампании – административный штраф на кандидата, лицо, являвшееся кандидатом, уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на избирательное объединение — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения;

— Статья 5.20. — незаконное финансирование избирательной кампании, оказание запрещенной законом материальной поддержки, связанные с проведением выборов, выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам – административный штраф на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения;

— Статья 5.47. — сбор подписей избирателей в запрещенных местах, а также сбор подписей лицами, которым участие в этом запрещено федеральным законом – административный штраф на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;

— Статья 5.50. — нарушение правил перечисления средств, внесенных в избирательный фонд – административный штраф на кандидата, на лицо, являвшееся кандидатом, на лицо, избранное депутатом, на уполномоченного представителя по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на избирательное объединение — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей;

— Статья 5.51. — нарушение организацией, индивидуальным предпринимателем, выполняющими работы или оказывающими услуги по изготовлению агитационных печатных материалов, правил изготовления агитационных печатных материалов – административный штраф на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;

— Статья 5.56. — нарушение порядка и сроков представления и хранения документов, связанных с подготовкой и проведением выборов – административный штраф от одной тысячи пятисот до пяти тысяч рублей.

В силу ст. 28.3 КоАП РФ протоколы по следующим составам КоАП РФ вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции):

— Статья 5.6. — нарушение прав члена избирательной комиссии, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, либо представителя средства массовой информации влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей;

— Статья 5.10. — проведение предвыборной агитации вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах – административный штраф на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до ста тысяч рублей;

— Статья 5.11. — проведение предвыборной агитации, лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом – административный штраф на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;

— Статья 5.12. — изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах – административный штраф на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц – от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до ста тысяч рублей;

— Статья 5.14. — умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам — административный штраф в размере от пятисот до одной тысячи рублей;

— Статья 5.15. — нарушение установленных законодательством о выборах и референдумах порядка и сроков уведомления избирательной комиссии о факте предоставления помещений и права на предоставление помещений для встреч с избирателями – административный штраф от двух тысяч до пяти тысяч рублей;

— Статья 5.16. — подкуп избирателей, либо осуществление в период избирательной кампании, благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах – административный штраф на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;

— Статья 5.22. — незаконная выдача гражданину избирательного бюллетеня – административный штраф от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей;

— Статья 5.49. — нарушение запрета на проведение в период избирательной кампании, лотерей и других основанных на риске игр, связанных с выборами – административный штраф на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

При этом в силу ч. 3 ст. 29.6 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях по фактам нарушений избирательного законодательства рассматриваются мировыми судьями в пятидневный срок.

Статья 5.48. Нарушение прав зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума, иных групп участников референдума при выделении площадей для размещения агитационных материалов

(наименование в редакции, введенной в действие с 7 августа 2006 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ
Нарушение прав зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума, иных групп участников референдума на размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, регистрации инициативной группы по проведению референдума превышает 30 процентов, а равно нарушение организациями, оказывающими рекламные услуги, условий размещения агитационных материалов (абзац в редакции, введенной в действие с 7 августа 2006 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч пятисот до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

(Статья дополнительно включена с 19 июля 2003 года Федеральным законом от 4 июля 2003 года N 94-ФЗ)

Комментарий к статье 5.48 КоАП РФ

В соответствии со ст. 54 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 2002 г. органы местного самоуправления по предложению соответствующей комиссии не позднее чем за 30 дней до дня голосования обязаны выделить специальные места для размещения печатных агитационных материалов на территории каждого избирательного участка, участка референдума. Такие места должны быть удобны для посещения избирателями, участниками референдума и располагаться таким образом, чтобы избиратели, участники референдума могли ознакомиться с размещенной там информацией. Площадь выделенных мест должна быть достаточной для размещения на них информационных материалов комиссий и агитационных материалов зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума. Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума должна быть выделена равная площадь для размещения печатных агитационных материалов. Перечень указанных мест доводится комиссиями, по предложениям которых выделены эти места, до сведения кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума.

Печатные агитационные материалы могут вывешиваться (расклеиваться, размещаться) в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов. Размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, имеющей на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, регистрации инициативной группы по проведению референдума в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, превышающую (превышающий) 30 процентов, осуществляется на равных условиях для всех кандидатов, избирательных объединений, для инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума. При этом за размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, плата не взимается.

Организации, индивидуальные предприниматели, оказывающие рекламные услуги, обязаны обеспечить кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума равные условия для размещения агитационных материалов.

Объективная сторона правонарушения выражается в действии (бездействии).

Субъективная сторона правонарушения характеризуется прямым или косвенным умыслом.

Другой комментарий к статье 5.48 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Применительно к проведению выборов распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей, представляет собой одну из форм предвыборной агитации (см. подп. «д» п. 2 ст. 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Распространение печатных агитационных материалов в агитационный период предусмотрено ст. 30 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации», подп. 3 п. 2 ст. 57, п. 7, 8 ст. 56 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», подп. 3 п. 2 ст. 49, п. 9, 10 ст. 63 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации».

Печатные агитационные материалы могут вывешиваться (расклеиваться, размещаться) в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах (за исключением мест, предусмотренных ст. 54 указанного Федерального закона) только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов. Размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, имеющей государственную и (или) муниципальную долю в своем уставном (складочном) капитале, превышающую 30% на день официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов, о регистрации инициативной группы по проведению референдума, производится на равных условиях для всех кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, для инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума. При этом за размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, плата не взимается.

Это интересно:  Статья 342 КАС РФ. Полномочия Президиума Верховного Суда Российской Федерации при пересмотре судебных актов в порядке надзора

Организации, оказывающие рекламные услуги, обязаны обеспечить кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума равные условия для размещения агитационных материалов.

Нарушения указанных прав зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп по проведению референдума, иных групп участников референдума при выделении площадей для размещения агитационных материалов квалифицируется в соответствии с комментируемой статьей.

3. Индивидуальные предприниматели-нарушители несут административную ответственность, установленную санкцией комментируемой статьи для должностных лиц (о корреляции статуса индивидуального предпринимателя и должностного лица см. комментарий к ст. 2.4). Физические лица, не наделенные правомочиями индивидуального предпринимателя, не относятся к субъектам рассматриваемых административных правонарушений.

4. О рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, и о процессуальных особенностях обжалования постановлений, вынесенных по делам об указанных правонарушениях, см. соответственно п. 5 и 6 комментария к ст. 5.45.

Статья 5.48 КоАП РФ. Нарушение прав зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума, иных групп участников референдума при выделении площадей для размещения агитационных материалов

Нарушение прав зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума, иных групп участников референдума на размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, регистрации инициативной группы по проведению референдума превышает 30 процентов, а равно нарушение организациями, оказывающими рекламные услуги, условий размещения агитационных материалов —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч пятисот до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Комментарии к ст. 5.48 КОАП РФ

1. Объектом правонарушения по данной статье являются общественные отношения, связанные с организацией и проведением выборов и референдумов, в частности с размещением печатных агитационных материалов. О понятии печатных агитационных материалов см. п. п. 2, 3 комментария к ст. 5.14.

2. Законодательство РФ о выборах и референдумах (см. п. п. 3 и 5 комментария к ст. 5.1) предусматривает, что печатные агитационные материалы могут вывешиваться в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов. Размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля (вклад) Российской Федерации, субъектов РФ и (или) муниципальных образований на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, регистрации инициативной группы по проведению референдума превышает 30 процентов, производится на равных условиях для всех кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума, иных агитационных групп участников референдума. При этом за размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, плата не взимается (п. 8 ст. 54 Федерального закона от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

3. Организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие рекламные услуги, обязаны обеспечить кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума и иным группам участников референдума равные условия для размещения агитационных материалов (п. 9 ст. 54 упомянутого Федерального закона).

4. Объективная сторона правонарушения заключается в действиях (бездействии), нарушающих принцип равенства. Это может выражаться в размещении на объекте агитационных материалов одного кандидата и отказе в таком размещении другому кандидату или взимании с него платы; в размещении рекламной компанией на рекламных щитах агитационных материалов избирательных объединений на неравных условиях — за разную плату и т.д.

5. Субъектами правонарушения являются юридические лица — владельцы объектов и сооружений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, рекламные компании, а также должностные лица перечисленных организаций и индивидуальные предприниматели.

6. Субъективная сторона правонарушения характеризуется прямым или косвенным умыслом.

7. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями (ст. 23.1) в пятидневный срок (ч. 3 ст. 29.6). Возбуждение дела об административном правонарушении осуществляется прокурором, который выносит мотивированное постановление (ч. 1 ст. 28.4).

Избирательное право

Административная ответственность в сфере избирательных правоотношений

Значительная часть нарушений избирательных прав граждан влечет применение мер административной ответственности, в силу чего институт административной ответственности занимает заметное место в системе охранительных юридических гарантий осуществления гражданами активного и пассивного избирательного права.

Административные правонарушения в этой сфере и ответственность за их совершение предусмотрена главой 5 (статьи 5.1-5.25) КоАП РФ.

Исходя из специфики и предметной характеристики отношений, являющихся объектом правонарушения, последние можно классифицировать по определенным группам:

  • нарушения, связанные с осуществлением деятельности избирательных комиссий;
  • нарушения индивидуальных прав субъектов избирательного права;
  • нарушения установленных законом правил финансирования избирательной кампании и кампании референдума;
  • нарушения установленных законом правил ведения предвыборной агитации и прав граждан на получение информации о выборах и референдуме;
  • нарушения правил голосования и установления результатов выборов и референдума.

К первой группе относятся следующие административные правонарушения:

  • нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума, либо нерассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в списке избирателей, участников референдума, либо отказ выдать гражданину письменный ответ о причине отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей, участников референдум (статья 5.1 КоАП РФ);
  • неисполнение решения избирательной комиссии (комиссии референдума), принятого в пределах ее компетенции, а равно в непредставлении государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями независимо от формы собственности, в том числе организациями, осуществляющими теле- и (или) радиовещание, редакциями периодических печатных изданий, а также должностными лицами указанных органов и организаций в избирательную комиссию, комиссию референдума сведений и материалов, запрашиваемых комиссией в соответствии с законом, либо представление таких сведений и материалов с нарушением установленного законом срока, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5.4 и частью 1 статьи 5.17 КоАП РФ (статья 5.3 КоАП РФ);
  • нарушение установленного законом порядка представления сведений об избирателях, участниках референдума либо представление недостоверных сведений об избирателях, участниках референдума соответствующим избирательным комиссиям должностным лицом, на которое законом возложена эта обязанность (статья 5.4 КоАП РФ).

Субъектами указанных нарушений являются члены соответствующих избирательных комиссий либо должностные лица и иные субъекты, на которых законом возлагается обязанность исполнять решения избирательных комиссий и предоставлять им необходимые сведения (статья 5.3). Объективная сторона может выражаться как в противоправных действиях указанных субъектов, так и в бездействии, а субъективная сторона характеризуется как в умысле, так и неосторожности.

В группу нарушений индивидуальных прав субъектов избирательного права включаются:

К административным правонарушениям в сфере финансирования избирательных кампаний и референдума можно отнести:

— непредоставление кандидатом, лицом, являвшимся кандидатом, лицом, избранным депутатом или на иную выборную должность, либо избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, кредитной организацией в установленный законом срок отчета, сведений об источниках и о размерах средств, перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума, и обо всех произведенных затратах на проведение избирательной кампании, кампании референдума, неполное предоставление в соответствии с законом таких сведений либо предоставление недостоверных отчета, сведений (часть 1 статьи 5.17 КоАП РФ);

— непредоставление, не предусмотренное законом неполное предоставление либо несвоевременное предоставление председателем избирательной комиссии, комиссии референдума в средства массовой информации для опубликования сведений о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, фондов референдума либо финансовых отчетов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений (часть 2 статьи 5.17 КоАП РФ);

— использование кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума при финансировании своей избирательной кампании или кампании референдума денежных средств, не перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума, или денежных средств, поступивших в избирательный фонд, фонд референдума с нарушением законодательства о выборах и референдумах, а равно расходование иными лицами в целях достижения определенного результата на выборах, референдуме денежных средств, не перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо превышение установленных законом предельных размеров расходования средств избирательного фонда, фонда референдума, либо расходование денежных средств избирательного фонда, фонда референдума на не предусмотренные законодательством о выборах и референдумах цели (статья 5.18 КоАП РФ);

— использование в ходе проведения избирательной кампании, подготовки и проведения референдума кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, их уполномоченными представителями по финансовым вопросам в целях достижения определенного результата на выборах, референдуме без компенсации за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума материальной поддержки, оказанной гражданами, юридическими лицами, их филиалами, представительствами и иными подразделениями юридических лиц, за исключением использования избирательным объединением, выдвинувшим список кандидатов, без оплаты из средств избирательного фонда недвижимого и движимого имущества (за исключением ценных бумаг, печатной продукции и расходных материалов), находящегося в его пользовании на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, а также использование анонимной материальной поддержки, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (статья 5.19 КоАП РФ);

Оказание финансовой поддержки избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума помимо их избирательных фондов, фондов референдума, либо бесплатные или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров юридическими лицами, их филиалами, представительствами и иными подразделениями, связанных с проведением выборов, референдума и направленных на достижение определенного результата на выборах, на выдвижение инициативы проведения референдума, на достижение определенного результата на референдуме, либо выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, оказание платных услуг, направленных на достижение определенного результата на выборах, на выдвижение инициативы проведения референдума, на достижение определенного результата на референдуме без документально подтвержденного согласия кандидата или его уполномоченного представителя по финансовым вопросам, уполномоченного представителя по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума и без оплаты из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума, либо внесение пожертвований в избирательный фонд, фонд референдума через подставных лиц, либо оказание кандидату, инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума для проведения соответствующей избирательной кампании, кампании референдума материальной поддержки, направленной на достижение определенного результата на выборах, референдуме, без компенсации за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (статья 5.20 КоАП РФ);

Это интересно:  Статья 1333 ГК РФ. Изготовитель базы данных

— неперечисление, а равно перечисление с нарушением установленных законом сроков органом исполнительной власти, органом местного самоуправления, наделенными соответствующими полномочиями по перечислению средств, кредитной организацией, отделением связи средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума (статья 5.21 КоАП РФ);

В сфере отношений, связанных с предвыборной агитацией и реализацией права граждан на информацию о выборах и референдуме, предусмотрена административная ответственность за следующие нарушения:

— нарушение главным редактором, редакцией средства массовой информации, организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, либо иной организацией, осуществляющей выпуск или распространение средства массовой информации, порядка опубликования (обнародования) материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, в том числе агитационных материалов, а равно нарушение в период избирательной кампании, кампании референдума порядка опубликования (обнародования) указанных материалов в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая сеть «Интернет» (часть 1 статьи 5.5 КоАП РФ);

— непредоставление государственной или муниципальной организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, редакцией государственного или муниципального периодического печатного издания избирательной комиссии, комиссии референдума на безвозмездной основе, а равно в установленный законом срок соответственно эфирного времени, печатной площади для информирования избирателей, участников референдума, ответов на вопросы граждан, обнародования решений и актов избирательной комиссии, комиссии референдума, а также для размещения иной информации, обнародование которой предусмотрено законодательством о выборах и референдумах (часть 2 статьи 5.5 КоАП РФ);

— нарушение кандидатом, избирательным объединением, членом или уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, иным лицом, уполномоченным выступать от имени кандидата, избирательного объединения или привлеченным указанными лицами к проведению предвыборной агитации, либо лицом, замещающим государственную должность или выборную муниципальную должность, предусмотренных законодательством о выборах и референдумах порядка и условий проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях (статья 5.8 КоАП РФ);

— нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах условий рекламы предпринимательской и иной деятельности кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, иных лиц и организаций, на рекламирование предпринимательской и иной деятельности которых распространяются требования и ограничения, предусмотренные законодательством о выборах и референдумах (статья 5.9 КоаП РФ);

— проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах (статья 5.10 КоАП РФ);

— проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом, а равно привлечение к проведению предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лиц, которые не достигнут на день голосования возраста 18 лет, в формах и методами, которые запрещены федеральным законом (статья 5.11 КоАП РФ);

— изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов, референдума печатных или аудиовизуальных агитационных материалов, не содержащих установленной федеральным законом информации об их тираже, дате выпуска, об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума, о наименовании, юридическом адресе и об идентификационном номере налогоплательщика организации либо о фамилии, об имени, отчестве, о месте жительства лица, изготовивших эти печатные или аудиовизуальные агитационные материалы, а также о наименовании организации либо о фамилии, об имени, отчестве лица, заказавших изготовление этих печатных или аудиовизуальных агитационных материалов, изготовление печатных или аудиовизуальных агитационных материалов, в которых перечисленные данные указаны неверно, изготовление или распространение печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, содержащих коммерческую рекламу, либо без предварительной оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума, распространение печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов без предоставления их экземпляра (копни) либо фотографии в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума вместе со сведениями о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы, а равно распространение печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований закона к использованию в них изображения физического лица, высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении (часть 1 статьи 5.12 КоАП РФ);

— размещение печатных агитационных материалов в местах, где это запрещено федеральным законом, либо размещение этих материалов в помещениях, зданиях, на сооружениях и иных объектах без разрешения собственников или владельцев указанных объектов (часть 2 статьи 5.12 КоАП РФ);

— непредоставление до окончания срока предвыборной агитации возможности обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации зарегистрированного кандидата, деловой репутации избирательного объединения в случае обнародования (опубликования) в средствах массовой информации материалов, способных нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, деловой репутации избирательного объединения, если в соответствии с федеральным законом предоставление такой возможности является обязательным (статья 5.13 КоАП РФ);

— умышленное уничтожение или повреждение информационных либо агитационных печатных материалов, вывешенных в соответствии с законом на зданиях, сооружениях или иных объектах с согласия их собственника или владельца в ходе избирательной кампании, подготовки или проведения референдума, либо нанесение надписей или изображений на информационные либо агитационные печатные материалы (статья 5.14 КоАП РФ);

— нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума либо представителя средства массовой информации на осуществление наблюдения и на своевременное получение информации и копий избирательных документов, документов референдума, получение которых предусмотрено законом (часть 1 статьи 5.6 КоАП РФ);

— выдача председателем, заместителем председателя, секретарем или иным членом избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса лицам, указанным выше, заверенной копии протокола избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов или референдума, содержащей данные, которые не соответствуют данным, содержащимся в первом экземпляре соответствующего протокола, либо заверение председателем, заместителем председателя, секретарем или иным членом избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса копни протокола с нарушением требований, предусмотренных законом (часть 2 статьи 5.6 КоАП РФ).

Нарушения избирательных прав в той или иной степени имеют цель повлиять на результаты голосования. В этой связи административное законодательство предусматривает ответственность за действия, направленные на оказание соответствующего противоправного влияния на избирателя и за нарушение установленного законом порядка голосования и установления его результатов.

Таковыми, в частности, являются:

  • подкуп избирателей, участников референдума, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо осуществление благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах (статья 5.16 КоАП РФ);
  • незаконная выдача членом избирательной комиссии, комиссии гражданину избирательного бюллетеня в целях предоставления ему возможности проголосовать за других лиц или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо выдача гражданину заполненного избирательного бюллетеня (статья 5.22 КоАП РФ);
  • сокрытие остатков тиражей избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме (статья 5.23 КоАП РФ);
  • нарушение председателем или членом избирательной комиссии, комиссии референдума установленного законом порядка подсчета голосов либо установленного законом порядка обработки итогов голосования, определения результатов выборов, референдума (часть 1 статьи 5.24 КоАП РФ);
  • нарушение председателем или членом избирательной комиссии, комиссии референдума установленного федеральным законом порядка составления протокола об итогах голосования с отметкой «Повторный» или «Повторный подсчет голосов» (часть 2 статьи 5.24 КоАП РФ);
  • непредоставление либо несвоевременное предоставление председателем участковой избирательной комиссии, комиссии референдума для ознакомления избирателям, участникам референдума, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, представителям средств массовой информации сведений об итогах голосования (часть 1 статьи 5.25 КоАП РФ);
  • то же нарушение, совершенное председателем территориальной избирательной комиссии, председателем окружной избирательной комиссии, председателем избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, председателем Центральной избирательной комиссии, а равно нарушение одним из указанных должностных лиц сроков направления сведений либо неполное предоставление сведений об итогах голосования на выборах, референдуме в средства массовой информации для опубликования (части 2-5 статьи 5.25 КоАП РФ, при этом для председателей вышестоящих избирательных комиссий устанавливается более строгая ответственность).

Статья написана по материалам сайтов: sci-book.com, sad291.izh.ru, rukoaprf.ru, zknrf.ru, isfic.info.

»


Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector