+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 5.66 КоАП РФ. Незаконное финансирование деятельности политических партий, не связанной с участием в выборах и референдумах

Штраф за нарушение незаконного финансирования деятельности политических партий, не связанной с участием в выборах и референдумах является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается частью 1 статьей 5.66. КоАП РФ, которой предусмотрен как размер штрафа, так и список лиц, которые могут быть привлечены за указанное административное правонарушение.

Содержание

Размер штрафа

Задавайте вопросы, рады будем помочь!

Статья 5.66. Незаконное финансирование деятельности политических партий, не связанной с участием в выборах и референдумах
1. Осуществление пожертвования политической партии или ее региональному отделению физическим или юридическим лицом либо другим субъектом, которым законодательством Российской Федерации о политических партиях запрещено осуществлять пожертвования, либо осуществление пожертвования с нарушением установленного указанным законодательством порядка его перечисления (передачи) политической партии или ее региональному отделению —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Важно знать

  • лицо подлежит административной ответственности за нарушение незаконного финансирования деятельности политических партий, не связанной с участием в выборах и референдумах только в случае, если установлена его вина | ст. 1.5 КоАП РФ;
  • при применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство | ст. 1.6 КоАП РФ;
  • лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения | ст. 1.7 КоАП РФ;
  • закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу | ст. 1.7 КоАП РФ;
  • закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет | ст. 1.7 КоАП РФ;
  • юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению | ст. 2.1 КоАП РФ.

Возраст, по достижении которого могут назначить штраф

Штраф за нарушение незаконного финансирования деятельности политических партий, не связанной с участием в выборах и референдумах могут назначить лицу, которое достигло к моменту совершения правонарушения возраста шестнадцати лет | ст. 2.3 КоАП РФ.

При этом лицо в возрасте от 16 до 18 лет может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних

Исключение ответственности за нарушение законодательства о рекламе

Невменяемость

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения правонарушения находилось в состоянии невменяемости | ст. 2.8 КоАП РФ:

  • то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими;
  • вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Крайняя необходимость

Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам | ст. 2.8 КоАП РФ:

  • для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Малозначительность

Также, лицо может быть освобождено от административной ответственности и ограничиться устным замечанием при малозначительности деяния | ст. 2.9 КоАП РФ.
Освободить имеют право:

  • судья;
  • орган;
  • должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении.

Что такое малозначительность

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям | ст. 2.9 КоАП РФ.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

К ним, в частности, относятся следующие административные правонарушения:

  • управление ТС в состоянии опьянения | ст. 12.8 КоАП РФ;
  • отказ от прохождения медицинского освидетельствования | ст. 12.26 КоАП РФ.
  • личность;
  • имущественное положение;
  • добровольное устранение последствий;
  • возмещение причиненного ущерба.

Что смягчает ответственность

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело при назначении штрафа за нарушение незаконного финансирования деятельности политических партий, не связанной с участием в выборах и референдумах, могут признать смягчающими следующие обстоятельства | ст. 4.2 КоАП РФ:

  • раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
  • добровольное прекращение противоправного поведения;
  • добровольное сообщение о совершенном административном правонарушении;
  • оказание содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
  • предотвращение вредных последствий административного правонарушения;
  • добровольное возмещение причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;
  • добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении предписания об устранении допущенного нарушения;
  • совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
  • совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка;
  • судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими иные обстоятельства.

Что отягчает ответственность

Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут признать следующие обстоятельства отягчающими | ст. 4.3 КоАП РФ:

Статья 5.66 КоАП РФ. Незаконное финансирование деятельности политических партий, не связанной с участием в выборах и референдумах

1. Осуществление пожертвования политической партии или ее региональному отделению физическим или юридическим лицом либо другим субъектом, которым законодательством Российской Федерации о политических партиях запрещено осуществлять пожертвования, либо осуществление пожертвования с нарушением установленного указанным законодательством порядка его перечисления (передачи) политической партии или ее региональному отделению —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

2. Перечисление (передача) денежных средств и (или) иного имущества физическому или юридическому лицу для осуществления им пожертвования политической партии или ее региональному отделению, либо сбор денежных средств и (или) иного имущества в указанных целях, либо оказание содействия такому сбору —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

3. Осуществление пожертвования политической партии или ее региональному отделению физическим или юридическим лицом, получившим для осуществления пожертвования денежные средства и (или) иное имущество от другого лица, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Изменения — КоАП РФ

Редакция от 22.12.2014

(вступающая в силу с 24.02.2015)

Изменение части 1 статьи 3.5. || Абзац второй статьи 11.26 — изложен в новой редакции. || Изменение наименования статьи 11.29. || Часть 1 статьи 11.29 — изложена в новой редакции. || Часть 2 статьи 11.29 — изложена в новой редакции. || Дополнение статьи 11.29 частью 3. || Часть 1 статьи 27.13 — изложена в новой редакции. || Изменение части 3 статьи 31.5. || Дополнение статьи 32.2 частью 1.2.

Редакция от 22.12.2014

(вступающая в силу с 05.02.2015)

Изменение пункта 1 части 2 статьи 28.3.

Редакция от 22.12.2014

(вступающая в силу с 22.01.2015)

Изменение части 1 статьи 3.5. || Наименование статьи 7.14.1 — изложено в новой редакции. || Дополнение статьи 7.14.1 частью 3. || Изменение абзаца первого статьи 7.14.2. || Наименование статьи 23.57 — изложено в новой редакции. || Изменение части 1 статьи 23.57. || Изменение абзаца первого части 2 статьи 23.57. || Изменение пункта 1 статьи 23.57. || Изменение пункта 2 статьи 23.57. || Изменение пункта 3 статьи 23.57. || Изменение пункта 4 статьи 23.57. || Изменение пункта 72 части 2 статьи 28.3.

Редакция от 22.12.2014

Изменение части 2 статьи 1.4. || Изменение части 1 статьи 2.5. || Изменение части 2 статьи 3.9. || Изменение части 3 статьи 3.13. || Изменение части 1 статьи 4.5. || Абзац второй статьи 6.6 — изложен в новой редакции. || Статья 14.1.1 — изложена в новой редакции. || Изменение абзаца второго статьи 17.7. || Дополнение статьи 17.7 примечанием. || Абзац второй части 1 статьи 18.2 — изложен в новой редакции. || Дополнение статьи 18.2 частью 1.1. || Абзац второй части 2 статьи 18.2 — изложен в новой редакции. || Абзац второй части 1 статьи 18.3 — изложен в новой редакции. || Абзац второй части 2 статьи 18.3 — изложен в новой редакции. || Абзац второй части 1 статьи 18.4 — изложен в новой редакции. || Абзац второй части 2 статьи 18.4 — изложен в новой редакции. || Статья 19.6.1 — изложена в новой редакции. || Изменение части 2 статьи 23.1. || Изменение абзаца второго части 3 статьи 23.1. || Изменение пункта 13 части 2 статьи 23.10. || Изменение части 3 статьи 23.10. || Изменение части 1 статьи 23.48. || Изменение части 1 статьи 23.74. || Изменение пункта 2 части 2 статьи 23.74. || Изменение пункта 3 части 2 статьи 23.74. || Изменение пункта 5 части 2 статьи 28.3. || Изменение пункта 1 статьи 32.9.

Редакция от 24.11.2014

(вступающая в силу с 01.01.2015)

Изменение примечания статьи 2.4. || Изменение абзаца первого части 1 статьи 3.5. || Изменение части 1 статьи 4.5. || Статья 5.27 — изложена в новой редакции. || Дополнение статьей 5.27.1. || Дополнение статьей 7.23.3. || Изменение абзаца первого статьи 8.5. || Изменение абзаца второго статьи 8.5. || Дополнение статьей 8.28.1. || Дополнение главы 8 статьей 8.46. || Дополнение статьей 14.1.3. || Дополнение статьи 14.8 частью 4. || Дополнение статьей 14.54. || Изменение абзаца первого части 1 статьи 18.10. || Дополнение статьи 18.10 частью 4. || Изменение абзаца первого части 1 статьи 18.15. || Изменение абзаца первого части 3 статьи 18.15. || Изменение абзаца первого части 5 статьи 18.15. || Изменение абзаца первого части 2 статьи 18.16. || Дополнение статьей 18.20. || Дополнение статьи 19.5 частью 23. || Дополнение статьи 19.5 частью 24. || Дополнение статьей 19.6.2. || Изменение части 1 статьи 23.1. || Изменение части 2 статьи 23.1. || Изменение части 1 статьи 23.12. || Изменение части 1 статьи 23.29. || Изменение части 1 статьи 23.67. || Изменение пункта 1 части 2 статьи 28.3. || Изменение пункта 5 части 2 статьи 28.3. || Изменение пункта 16 части 2 статьи 28.3. || Изменение пункта 32 части 2 статьи 28.3. || Изменение пункта 69 части 2 статьи 28.3. || Изменение пункта 87 части 2 статьи 28.3. || Дополнение части 3 статьи 28.3 абзацем. || Изменение части 1 статьи 28.7.

Редакция от 24.11.2014

(вступающая в силу с 06.12.2014)

Изменение абзаца первого части 1 статьи 3.5. || Изменение наименования статьи 8.33. || Дополнение статьи 13.15 частью 5. || Изменение абзаца первого статьи 19.7. || Наименование статьи 20.8 — изложено в новой редакции. || Часть 1 статьи 20.8 — изложена в новой редакции. || Изменение пункта 1 части 2 статьи 28.3.

Это интересно:  Статья 1456 ГК РФ. Действия, не являющиеся нарушением исключительного права на топологию

Редакция от 24.11.2014

Изменение абзаца первого части 1 статьи 3.5. || Изменение части 1 статьи 4.5. || Изменение абзаца первого части 2 статьи 5.3. || Изменение абзаца второго статьи 5.16. || Изменение абзаца второго части 1 статьи 5.17. || Изменение абзаца второго части 2 статьи 5.17. || Абзац второй статьи 5.18 — изложен в новой редакции. || Изменение абзаца первого статьи 5.19. || Абзац второй статьи 5.19 — изложен в новой редакции. || Изменение наименования статьи 5.20. || Изменение абзаца второго статьи 5.20. || Изменение абзаца второго статьи 5.21. || Изменение абзаца второго статьи 5.50. || Дополнение статьей 5.64. || Дополнение статьей 5.65. || Дополнение статьей 5.66. || Дополнение статьей 5.67. || Дополнение статьей 5.68. || Изменение части 1 статьи 23.1. || Пункт 5 части 2 статьи 23.25 — изложен в новой редакции. || Пункт 6 части 2 статьи 23.25 — изложен в новой редакции. || Изменение пункта 1 части 5 статьи 28.3. || Изменение пункта 10 части 5 статьи 28.3.

Редакция от 04.11.2014

Статья 20.3 — изложена в новой редакции.

Редакция от 22.10.2014

(вступающая в силу с 15.11.2014)

Статья 5.64. Незаконное финансирование деятельности политических партий, общественных объединений, не связанной с участием в выборах и референдумах

1. Осуществление пожертвования политической партии, общественному объединению, осуществляющему политическую деятельность, или их региональному отделению физическим или юридическим лицом либо другим субъектом, которым законодательством Луганской Народной Республики о политических партиях, общественных объединениях, осуществляющих политическую деятельность, запрещено осуществлять пожертвования, либо осуществление пожертвования с нарушением установленного указанным законодательством Луганской Народной Республики порядка его перечисления (передачи) политической партии, общественному объединению, осуществляющему политическую деятельность, или их региональному отделению —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч российских рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч российских рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч российских рублей.

2. Незаконное перечисление (передача) денежных средств и (или) иного имущества физическому или юридическому лицу для осуществления им пожертвования политической партии, общественному объединению, осуществляющему политическую деятельность, или их региональному отделению, либо сбор денежных средств и (или) иного имущества в указанных целях, либо оказание содействия такому сбору —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч российских рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч российских рублей; на юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот тысяч российских рублей.

3. Незаконное осуществление пожертвования политической партии, общественному объединению, осуществляющему политическую деятельность, или их региональному отделению физическим или юридическим лицом, получившим для осуществления пожертвования денежные средства и (или) иное имущество от другого лица, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч российских рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч российских рублей; на юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот тысяч российских рублей.

Статья 5.65. Нарушение срока возврата жертвователю, перечисления (передачи) в доход Луганской Народной Республики пожертвований политической партии, общественному объединению, осуществляющему политическую деятельность

Нарушение установленного законодательством Луганской Народной Республики о политических партиях, общественных объединениях, осуществляющих политическую деятельность, срока возврата жертвователю (а в случае невозможности возврата — перечисления (передачи) в доход Луганской Народной Республики) пожертвования (его части), перечисленного (переданного) политической партии, общественному объединению, осуществляющему политическую деятельность, или их региональному отделению с нарушением установленного указанным законодательством Луганской Народной Республики порядка, —

влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч российских рублей.

Статья 5.66. Нарушение установленных законодательством Луганской Народной Республики о политических партиях, общественных объединениях, осуществляющих политическую деятельность, требований об обязательном аудите

1. Невыполнение установленных законодательством Луганской Народной Республики о политических партиях, общественных объединениях, осуществляющих политическую деятельность, требований об обязательном аудите годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и сводного финансового отчета политической партии, общественного объединения, осуществляющего политическую деятельность, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч российских рублей; на политическую партию, общественное объединение, осуществляющее политическую деятельность – от ста тысяч до трехсот тысяч российских рублей.

2. Нарушение политической партией, общественным объединением, осуществляющим политическую деятельность, установленного законодательством Луганской Народной Республики о политических партиях, общественных объединениях, осуществляющих политическую деятельность, срока проведения обязательного аудита в отношении всех региональных отделений, иных зарегистрированных структурных подразделений политической партии, общественного объединения, осуществляющего политическую деятельность, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч российских рублей; на политическую партию, общественное объединение, осуществляющее политическую деятельность – от ста тысяч до двухсот тысяч российских рублей.

3. Нарушение политической партией, общественным объединением, осуществляющим политическую деятельность, установленного законодательством Луганской Народной Республики о политических партиях, общественных объединениях, осуществляющих политическую деятельность, срока представления экземпляра аудиторского заключения —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч российских рублей; на политическую партию, общественное объединение, осуществляющее политическую деятельность – от пятидесяти тысяч до ста тысяч российских рублей.

Юридическая ответственность политических партий за нарушения законодательства о финансировании их избирательных кампаний

Страницы в журнале: 37-39

Е.А. БАБАЙ,

старший преподаватель кафедры истории и теории государства и права Хабаровской государственной академии экономики и права

Прозрачность финансирования избирательных кампаний является важнейшим условием контроля законности финансовых операций, которые осуществляются политическими партиями. Обладание достоверной и легкодоступной официальной информацией о финансировании избирательных кампаний политических партий разрушает монополию государственных органов по мониторингу финансовой деятельности политических партий.

Ключевые слова: политические партии, избирательная система, государственность, выборы, избирательная кампания, избирательный фонд, пожертвования, права граждан.

Legal responsibility of political parties for infringements of the legislation on financing of their election campaigns

The transparency of financing of election campaigns is the major condition of the control over legality of financial operations which are carried out by political parties. The possession the authentic and easily accessible official information on financing of election campaigns of political parties destroys monopoly of state structures on monitoring of financial activity of political parties.

Keywords: political parties, an electoral system, statehood, elections, the selective company, selective fund, donations, the rights of citizens.

Достаточно эффективная работа механизмов обеспечения прозрачности финансирования позволяет существенно расширить возможности контроля над соблюдением установленного порядка финансирования выборов за счет вовлечения в него самого широкого спектра институтов гражданского общества (общественных организаций, средств массовой информации и т. д.).

Поэтому можно говорить о том, что уровень прозрачности регламента финансирования выборов позволяет в значительной мере судить и о степени демократичности проводимых в государстве выборов.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» все расходы, произведенные политической партией в ходе ее избирательной кампании, должны быть оплачены из средств соответствующего избирательного фонда, создание которого есть обязанность любой политической партии. Законом установлены конкретные сроки и порядок организации избирательного фонда.

Для обеспечения возможности контроля поступления и расходования средств избирательного фонда политические партии должны в установленные законом сроки представлять финансовые отчеты.

Ответственность за создание избирательного фонда и расходование находящихся на нем средств несет представитель политической партии.

Однако практика проведения выборов свидетельствует о многочисленных финансовых нарушениях, допускаемых кандидатами и политическими партиями.

При проверке контрольно-ревизионными службами законности финансирования избирательной кампании политической партии необходимо выяснить следующие вопросы:

— предусмотрены ли в бюджете политической партии на очередной финансовый год средства на подготовку и проведение выборов;

— своевременно ли данные средства перечислены избирательным комиссиям;

— не вносились ли пожертвования в избирательный фонд лицами и организациями, которым это запрещено законом;

— не расходуются ли средства избирательного фонда на цели, не связанные с проведением избирательной кампании;

— предоставлены ли финансовые отчеты о расходовании средств избирательного фонда в определенный законом срок.

На практике установление в законодательстве мер юридической ответственности за нарушение порядка финансирования избирательной кампании и механизма их реализации является одной из гарантий соблюдения избирательных прав граждан. В юридической литературе традиционно выделяются следующие виды публично-правовой ответственности за нарушение избирательного законодательства: конституционно-правовая, административная, уголовно-правовая.

При анализе ответственности за нарушение законодательства о выборах, и прежде всего уголовной и административной, обнаруживается ряд проблем. В частности, традиционно вызывает затруднение вопрос о выборе административной или уголовной ответственности за примерно одинаковые правонарушения[1].

Часть 2 ст. 141 УК РФ устанавливает ответственность за подкуп, обман, принуждение, применение насилия либо угрозу его применения по отношению к избирателям. В статье 5.16 КоАП РФ также предусмотрена ответственность за подкуп избирателей. Налицо конкуренция уголовно-правовой и административно-правовой норм[2].

К сожалению, практика применения административной ответственности не столь уж велика, как могла бы быть при реальном количестве правонарушений в избирательной сфере. В качестве причины этого можно указать малую эффективность административных наказаний ввиду скромных размеров штрафов (особенно в сравнении с финансовыми возможностями и избирательными фондами участников избирательной кампании), а также отсутствие иных, более жестких альтернативных взысканий. Хочется подчеркнуть, что срок давности для привлечения к административной ответственности виновных лиц достигает 1 года. Органы, уполномоченные принимать соответствующие постановления, нередко затягивают рассмотрение дел. Таким образом, применение мер административной ответственности не устраняет последствий нарушения и не восстанавливает прав других кандидатов и избирательных объединений.

Неслучайно некоторые авторы предлагают дать право избирательным комиссиям в рамках КоАП РФ самим принимать решения о наложении соответствующих штрафов, что позволило бы более оперативно разбираться с проблемами привлечения политических партий к административной ответственности за нарушение законодательства о финансировании их избирательных кампаний[3].

При рассмотрении уголовной ответственности стоит отметить: обязательным признаком состава преступления является крупный размер финансовой поддержки — сумма денег, стоимость имущества или выгода имущественного характера, которые превышают 1/10 предельной суммы расходов избирательного фонда политической партии. Но во всех случаях крупный размер должен составлять не менее 1 млн руб. (ст. 141.1 УК РФ). Однако данную норму можно признать действующей лишь на выборах федерального уровня, где предельные размеры избирательных фондов значительно больше. Для большинства региональных и местных выборов в Российской Федерации сумма превышения в 1 млн руб. практически исключает возможность привлечения к уголовной ответственности по ст. 141.1 УК РФ[4].

В научных исследованиях, посвященных данной проблеме, высказывалось мнение о необходимости нивелировать в ст. 141.1 УК РФ нижнюю границу крупного размера[5]. Если из дефиниции крупного размера в ст. 141.1 УК РФ исключить вообще понятие нижней границы такого размера, то пределы преступного поведения будут устанавливаться не законом, а конкретным правоприменителем. Получится, что при проведении различных выборов правоприменитель сам будет устанавливать размер преступных нарушений в зависимости от величины избирательного фонда. Несоблюдение принципа законности повлечет за собой в этом случае нарушение и других норм — равенства, справедливости, так как лица, совершившие расходование одинаковой суммы средств, т. е. одни и те же деяния, будут признаны виновными в одних случаях — в преступлении, а в других аналогичных ситуациях — в непреступном правонарушении[6].

Среди возможных правонарушений, предусматривающих уголовную ответственность, особую сложность с точки зрения их квалификации представляют действия физических или юридических лиц, направленные на оказание услуг по необоснованно заниженным расценкам (например, работа высококвалифицированных специалистов — юристов, бухгалтеров, политологов и др.). Как правило, реальная стоимость данных действий в обычном гражданском обороте существенно выше.

Необоснованность занижения расценок определяется при анализе базовой рыночной оценки выполнения работы, изготовления товара, оказания услуги. Причем разница между суммой, установленной исходя из рыночной цены, и суммой по заниженным расценкам должна подпадать под определение крупного размера в соответствии с примечанием к ст. 141.1 УК РФ[7].

Это интересно:  Статья 600 ГК РФ. Риск случайной гибели имущества, переданного под выплату пожизненной ренты

Особо следует выделить действия, заключающиеся во внесении пожертвований в крупных размерах в избирательный фонд политической партии через подставных лиц. В первую очередь это относится к финансированию выборов иностранными государствами и организациями. Так, п. 6 ст. 58 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также п. 3 ст. 30 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» перечисляют лиц, которым запрещено вносить пожертвования. В их числе названы иностранные государства, организации и граждане; российские юридические лица с иностранным участием.

Предвыборная агитация также может быть сопряжена с подкупом избирателей, который определяется как совокупность незаконных методов получения дополнительных голосов избирателей в обмен на денежные суммы, ценные бумаги или товары, а также обещания раздачи этих материальных благ в обмен на соответствующее голосование (ст. 141 УК РФ). Существует немало способов подкупа избирателей, относимых к таковым законодательством Российской Федерации: раздача товаров, сувениров; проведение бесплатных концертов; передача денежных знаков (последний — наиболее распространенный). Все эти разновидности подкупа сложно доказать, даже если имеются свидетели, так как, например, денежные средства предлагаются не членами политической партии, а агитаторами, с которыми, как правило, не заключается никаких договоров.

Необходимо внести изменения в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, ужесточающие ответственность за подкуп избирателей и дающие возможность правоохранительным органам проводить оперативно-розыскные мероприятия в виде скрытой аудио- и видеозаписи в штабах политических партий, в отношении которых имеются данные о проведении ими подкупа избирателей[8].

Что касается конституционно-правовой ответственности партий, то фактически самые серьезные санкции в рамках избирательного процесса сводятся к ограничению права политических партий быть избранными в органы государственной власти или органы местного самоуправления за нарушение правил финансирования избирательной кампании. Случаи привлечения к такому виду ответственности нечасты и поэтому труднообобщаемы.

Финансовые нарушения, допускаемые в период избирательной кампании, зачастую выявить непросто. Это связано с короткими сроками проведения избирательных кампаний, а также с недостаточной подготовленностью избирательных комиссий к работе в этом направлении, отсутствием должного взаимодействия избирательных комиссий с правоохранительными органами, в задачи которых входит контроль за соблюдением законности при осуществлении финансовых операций. Основной сбор материала по правонарушениям, особенно связанным с административной ответственностью, производится после окончания избирательной кампании, когда, как правило, уже не действуют договоренности избирательных комиссий и правоохранительных органов о совместной работе в целях обеспечения проведения выборов. Кроме того, следует отметить, что те немногочисленные случаи, когда удается установить факты незаконного финансирования на выборах, не получают судом должной правовой оценки.

1 См.: Шапиев С.М. Уголовная ответственность за нарушения законодательства о выборах // Журнал о выборах. 2006. № 3. С. 2

3 См.: Гнетов А.В. Практика привлечения к ответственности за финансовые нарушения при проведении избирательных кампаний // Журнал о выборах. 2005. № 6. С. 43.

4 См.: Турищева Н.Ю. К вопросу о нарушении порядка финансирования избирательной кампании, кампании референдума: перспективы совершенствования законодательного описания // Российский судья. 2008. № 4. С. 19.

5 См., например: Елисеева Т.Н. Некоторые новеллы уголовного законодательства об ответственности за нарушение порядка финансирования избирательной кампании // Российский следователь. 2007. № 16. С. 19.

6 См.: Турищева Н.Ю. Указ. раб. С. 21.

7 См.: Завидов Б.Д. Уголовно-правовой анализ преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина // КонсультантПлюс.

8 См.: Соловьев С.Г. Денежный подкуп избирателей на муниципальных выборах: проблемы теории и практики // Современное право. 2007. № 1. С. 54.

Докладчик: Тишкин Юрий Львович, главный специалист аппарата Избирательной комиссии Омской области. — презентация

Презентация была опубликована 3 года назад пользователемСтанислав Подомарев

Похожие презентации

Презентация на тему: Докладчик: Тишкин Юрий Львович, главный специалист аппарата Избирательной комиссии Омской области.» — Транскрипт:

1 Докладчик: Тишкин Юрий Львович, главный специалист аппарата Избирательной комиссии Омской области

2 Сравнительная таблица изменений, внесенных Федеральным законом 355-ФЗ от г. в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (статья ФЗ) Предыдущая редакция Новая редакция статья Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей, а в случаях, предусмотренных частью 2 статьи и частью 2 статьи , — семи тысяч рублей, в случаях, предусмотренных частью 1 статьи настоящего Кодекса, — пятнадцати тысяч рублей, в случаях, предусмотренных статьями 5.26, 6.22 […] для должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей, в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 5.26, статьей 6.22, – ста тысяч рублей. статья Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей, а в случаях, предусмотренных частью 2 статьи и частью 2 статьи , — семи тысяч рублей, в случаях, предусмотренных 5.20, 5.66, частью 1 статьи настоящего Кодекса, — пятнадцати тысяч рублей, в случаях, предусмотренных статьей 5.16, частью 1 статьи 5.17, статьями 5.18, 5.19,5.26, 5.50, 6.22 […] […] для должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей, в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 5.26, частями 2 и 4 статьи 5.64, частью 1 статьи 5.68, статьей 6.22, – ста тысяч рублей.

3 Сравнительная таблица изменений, внесенных Федеральным законом 355-ФЗ от г. в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (статья ФЗ) Предыдущая редакция Новая редакция статья Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено норма отсутствовала, т.к. не было данных составов правонарушений статья Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено […] за нарушение законодательства Российской Федерации о политических партиях (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями настоящего Кодекса) по истечении трех лет со дня совершения административного правонарушения,

4 Сравнительная таблица изменений, внесенных Федеральным законом 355-ФЗ от г. в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (статья ФЗ) Предыдущая редакция Новая редакция статья 5.3 Непредставление государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями независимо от формы собственности, в том числе организациями, осуществляющими теле- и (или) радиовещание, редакциями периодических печатных изданий, а также должностными лицами указанных органов и организаций в избирательную комиссию, комиссию референдума сведений и материалов, запрашиваемых комиссией в соответствии с законом, либо представление таких сведений и материалов с нарушением установленного законом срока, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5.4 и частью 1 статьи 5.17 настоящего Кодекса, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей. статья 5.3 Непредставление государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями независимо от формы собственности, в том числе организациями, осуществляющими теле- и (или) радиовещание, редакциями периодических печатных изданий, а также должностными лицами указанных органов и организаций в избирательную комиссию, комиссию референдума сведений и материалов, запрашиваемых комиссией в соответствии с законом, либо представление таких сведений и материалов с нарушением установленного законом срока, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5.4 и частью 1 статьи 5.17 и статьей 5.64 настоящего Кодекса, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

5 Новые размеры штрафов по существующим статьям КоАП РФ Предыдущая редакция Новая редакция Статья Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей ; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей ; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Статья Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей ; на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей ; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

6 Новые размеры штрафов по существующим статьям КоАП РФ Предыдущая редакция Новая редакция Статья Непредоставление или неопубликованные отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума влекут наложение административного штрафа на кандидата, на лицо, являвшееся кандидатом, на лицо, избранное депутатом или на иную выборную должность, на уполномоченного представителя по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, на должностное лицо кредитной организации в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей. 2. Непредоставление, не предусмотренное законом неполное предоставление либо несвоевременное предоставление председателем избирательной комиссии, комиссии референдума в средства массовой информации для опубликования сведений о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, фондов референдума либо финансовых отчетов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений — влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей. Статья Непредоставление или неопубликованные отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума влекут наложение административного штрафа на кандидата, на лицо, являвшееся кандидатом, на лицо, избранное депутатом или на иную выборную должность, на уполномоченного представителя по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, на должностное лицо кредитной организации в размере от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей. 2. Непредоставление, не предусмотренное законом неполное предоставление либо несвоевременное предоставление председателем избирательной комиссии, комиссии референдума в средства массовой информации для опубликования сведений о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, фондов референдума либо финансовых отчетов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений — влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

7 Новые размеры штрафов по существующим статьям КоАП РФ Предыдущая редакция Новая редакция Статья Незаконное использование денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей ; на юридических лиц — от тридцати тысяч до ста тысяч рублей. Статья Незаконное использование денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей ; на юридических лиц — от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

8 Новые размеры штрафов по существующим статьям КоАП РФ Предыдущая редакция Статья Использование незаконной материальной поддержки при финансировании избирательной кампании, кампании референдума Использование в ходе проведения избирательной кампании, подготовки и проведения референдума кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, их уполномоченными представителями по финансовым вопросам в целях достижения определенного результата на выборах, референдуме без компенсации за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума материальной поддержки, оказанной гражданами, юридическими лицами, их филиалами, представительствами и иными подразделениями юридических лиц, за исключением использования избирательным объединением, выдвинувшим список кандидатов, без оплаты из средств избирательного фонда недвижимого и движимого имущества (за исключением ценных бумаг, печатной продукции и расходных материалов), находящегося в его пользовании на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, а также использование анонимной материальной поддержки, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, — влечет наложение административного штрафа на кандидата, лицо, являвшееся кандидатом, уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на избирательное объединение — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

Это интересно:  Статья 1145 ГК РФ. Наследники последующих очередей. Комментарии

9 Новые размеры штрафов по существующим статьям КоАП РФ Новая редакция Статья Использование незаконной материальной поддержки при финансировании избирательной кампании, кампании референдума Использование в ходе проведения избирательной кампании, подготовки и проведения референдума в целях достижения определенного результата на выборах, референдуме без компенсации за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума материальной поддержки, оказанной гражданами, юридическими лицами, их филиалами, представительствами и иными подразделениями юридических лиц, за исключением использования избирательным объединением, выдвинувшим список кандидатов, без оплаты из средств избирательного фонда недвижимого и движимого имущества (за исключением ценных бумаг, печатной продукции и расходных материалов), находящегося в его пользовании на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, а также использование анонимной материальной поддержки, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

10 Новые размеры штрафов по существующим статьям КоАП РФ Предыдущая редакция Новая редакция Статья Незаконное финансирование избирательной кампании, кампании референдума, оказание запрещенной законом материальной поддержки, связанные с проведением выборов, референдума выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей ; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей ; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения. Статья Незаконное финансирование избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, кампании референдума, оказание запрещенной законом материальной поддержки, связанные с проведением выборов, референдума выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей ; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей ; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

11 Новые размеры штрафов по существующим статьям КоАП РФ Предыдущая редакция Новая редакция Статья Несвоевременное перечисление средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей. Статья Несвоевременное перечисление средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

12 Новые размеры штрафов по существующим статьям КоАП РФ Предыдущая редакция Новая редакция Статья Нарушение правил перечисления средств, внесенных в избирательный фонд, фонд референдума влечет наложение административного штрафа на кандидата, на лицо, являвшееся кандидатом, на лицо, избранное депутатом, на уполномоченного представителя по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей ; на избирательное объединение — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей. Статья Нарушение правил перечисления средств, внесенных в избирательный фонд, фонд референдума влечет наложение административного штрафа на кандидата, на лицо, являвшееся кандидатом, на лицо, избранное депутатом, на уполномоченного представителя по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей ; на избирательное объединение — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

13 Новые статьи КоАП Российской Федерации Статья Нарушение порядка или срока представления сведений о поступлении и расходовании средств политической партии, сводного финансового отчета политической партии 1. Нарушение политической партией, ее региональным отделением или иным зарегистрированным структурным подразделением установленного законодательством Российской Федерации о политических партиях срока представления сведений о поступлении и расходовании средств политической партии, либо представление этих сведений в меньшем объеме, чем предусмотрено указанным законодательством, или с нарушением установленной формы, либо представление заведомо недостоверных сведений, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 25 тыс. рублей; на политическую партию, ее региональное отделение или иное зарегистрированное структурное подразделение — от 50 тыс. до 100 тыс. рублей. 2. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 50 тыс. до 100 тыс. рублей; на политическую партию, ее региональное отделение или иное зарегистрированное структурное подразделение — от 100 тыс. до 300 тыс. рублей. 3. Нарушение политической партией установленного законодательством Российской Федерации о политических партиях срока представления сводного финансового отчета политической партии, либо представление этого отчета в меньшем объеме, чем предусмотрено указанным законодательством, или с нарушением установленной формы, либо указание в этом отчете заведомо недостоверных сведений, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 25 тыс. рублей; на политическую партию — от 50 тыс. до 100 тыс. 4. Повторное в течение следующего отчетного периода, установленного законодательством Российской Федерации о политических партиях, совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 50 тыс. до 100 тыс. рублей; на политическую партию – от 200 тыс. до 500 тыс. руб.

14 Новые статьи КоАП Российской Федерации Статья Незаконное использование политической партией денежных средств и иного имущества при финансировании своей деятельности, не связанной с участием в выборах и референдумах Использование политической партией или ее региональным отделением при финансировании своей деятельности, не связанной с участием в выборах и референдумах, денежных средств и иного имущества, полученных в качестве пожертвований от физического или юридического лица либо другого субъекта, которым законодательством Российской Федерации о политических партиях запрещено осуществлять пожертвования, либо полученных в размере, превышающем максимальный размер соответствующего пожертвования, либо перечисленных (переданных) с нарушением установленного указанным законодательством порядка, – влечет наложение административного штрафа на политическую партию или ее региональное отделение в размере от 100 тыс. до 200 тыс. рублей.

15 Новые статьи КоАП Российской Федерации Статья Незаконное финансирование деятельности политических партий, не связанной с участием в выборах и референдумах 1. Осуществление пожертвования политической партии или ее региональному отделению физическим или юридическим лицом либо другим субъектом, которым законодательством Российской Федерации о политических партиях запрещено осуществлять пожертвования, либо осуществление пожертвования с нарушением установленного указанным законодательством порядка его перечисления (передачи) политической партии или ее региональному отделению — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 тыс. до 15 тыс. рублей; на должностных лиц — от 20 тыс. до 30 тыс. рублей; на юридических лиц — от 200 тыс. до 300 тыс. рублей. 2. Перечисление (передача) денежных средств и (или) иного имущества физическому или юридическому лицу для осуществления им пожертвования политической партии или ее региональному отделению, либо сбор денежных средств и (или) иного имущества в указанных целях, либо оказание содействия такому сбору — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 тыс. до 15 тыс. рублей; на должностных лиц — от 20 тыс. до 30 тыс. рублей; на юридических лиц — от 200 тыс. до 300 тыс. рублей. 3. Осуществление пожертвования политической партии или ее региональному отделению физическим или юридическим лицом, получившим для осуществления пожертвования денежные средства и (или) иное имущество от другого лица, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 тыс. до 15 тыс. рублей; на должностных лиц — от 20 тыс. до 30 тыс. рублей; на юридических лиц — от 200 тыс. до 300 тыс. рублей.

16 Новые статьи КоАП Российской Федерации Статья Нарушение срока возврата жертвователю, перечисления (передачи) в доход Российской Федерации пожертвований политической партии Нарушение установленного законодательством Российской Федерации о политических партиях срока возврата жертвователю (а в случае невозможности возврата — перечисления (передачи) в доход Российской Федерации) пожертвования (его части), перечисленного (переданного) политической партии или ее региональному отделению с нарушением установленного указанным законодательством порядка, — влечет наложение административного штрафа в размере от 100 тыс. до 300 тыс. рублей.

17 Новые статьи КоАП Российской Федерации Статья Нарушение установленных законодательством Российской Федерации о политических партиях требований об обязательном аудите 1. Невыполнение установленных законодательством Российской Федерации о политических партиях требований об обязательном аудите годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и сводного финансового отчета политической партии — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 50 тыс. до 100 тыс. рублей; на политическую партию — от 500 тыс. до 1 млн. рублей. 2. Нарушение политической партией установленного законодательством Российской Федерации о политических партиях срока проведения обязательного аудита в отношении всех региональных отделений, иных зарегистрированных структурных подразделений политической партии — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 40 тыс. рублей; на политическую партию — от 200 тыс. до 400 тыс. рублей. 3. Нарушение политической партией установленного законодательством Российской Федерации о политических партиях срока представления экземпляра аудиторского заключения — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 25 тыс. рублей; на политическую партию — от 50 тыс. до 100 тыс. рублей.

18 Сравнительная таблица изменений, внесенных Федеральным законом 355-ФЗ от г. в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Предыдущая редакция Новая редакция Статья Судьи 1. Судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями , частью 2 статьи 5.27, статьями , , […] Статья Судьи 1. Судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями , частью 2 статьи 5.27, статьями , , […]

19 Сравнительная таблица изменений, внесенных Федеральным законом 355-ФЗ от г. в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Предыдущая редакция Новая редакция Статья Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях […] 5. Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять: 1) члены избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями, комиссиями референдума, — об административных правонарушениях, предусмотренных статьями , , 5.12, 5.15, , 5.47, 5.50, 5.51, 5.56 настоящего Кодекса; […] Статья Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях […] 5. Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять: 1) члены избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями, комиссиями референдума, — об административных правонарушениях, предусмотренных статьями , , 5.12, 5.15, , 5.47, 5.50, 5.51, 5.56, настоящего Кодекса; […]

20 В силу требований п. 3 ч. 5 ст КоАП РФ протоколы об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.21 КоАП РФ вправе составлять инспектора Счетной палаты Российской Федерации, уполномоченные должностные лица контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации. В соответствии с положениями ч. 1 ст КоАП РФ, дело об административном правонарушении, предусмотренном 5.21 настоящего Кодекса, возбуждается прокурором. Протоколы об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.16 КоАП РФ, составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) – п. 1 ч. 2 ст КоАП РФ.

Статья написана по материалам сайтов: insulaw.ru, city-advokat.ru, poisk-ru.ru, www.sovremennoepravo.ru, www.myshared.ru.

»


Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector