+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 636 ГК РФ. Обязанность арендатора по оплате расходов, связанных с коммерческой эксплуатацией транспортного средства

Текущая редакция ст. 636 ГК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

Если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства с экипажем, арендатор несет расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов и на оплату сборов.

Содержание

Комментарий к статье 636 ГК РФ

1. Комментируемой статьей на арендатора возлагается обязанность по оплате текущих расходов, связанных с коммерческой эксплуатацией транспортного средства. Эти расходы, в свою очередь, не являются расходами на текущий и капитальный ремонт транспортного средства, а также на техническую эксплуатацию.

Коммерческая эксплуатация транспортного средства представляет собой использование транспортного средства в целях получения прибыли (доходов в целом) в результате такого использования. Поэтому данные расходы включают в себя, прежде всего, расходы на оплату топлива (бензина, газа, дизельного топлива и т.д.), мойки транспортного средства, замену мелких деталей, например, клемм аккумулятора, воздушного фильтра и т.д. Из материалов судебной практики следует, что также и текущие затраты на ГСМ относятся к расходам, связанным с коммерческой эксплуатацией транспортного средства и такие расходы несет арендатор, если иное прямо не предусмотрено договором аренды транспортного средства с экипажем (см. постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.02.2013 по делу N А19-428/2012).

Полагаем, что отнесение обязанности по осуществлению таких расходов к числу обязанностей арендатора обоснованно, так как арендатор, как правило, заключает договор аренды транспортного средства с экипажем в коммерческих целях, то есть, с целью извлечения выгоды в результате эксплуатации транспортного средства, поэтому именно арендатор в таком случае и должен нести расходы, связанные с текущей (повседневной) эксплуатацией транспортного средства.

Консультации и комментарии юристов по ст 636 ГК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 636 ГК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 636 ГК РФ. Обязанность арендатора по оплате расходов, связанных с коммерческой эксплуатацией транспортного средства

Если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства с экипажем, арендатор несет расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов и на оплату сборов.

Комментарии к ст. 636 ГК РФ

Комментируемая статья устанавливает обязанность арендатора нести расходы, связанные с коммерческой эксплуатацией транспортного средства. Сюда включаются расходы на топливо, различные транспортные, таможенные и иные сборы. Указанные расходы зависят от объема эксплуатации транспортного средства. В договоре расходы по этим вопросам могут быть распределены иначе.

Кодексы РФ

Популярные материалы

Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

Для пятидневной рабочей недели

Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ

Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ

Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

ГК РФ — документы Пленума и Президиума ВС

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.10.2018)

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)

ГК РФ — последние изменения и законы

О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

«Об исполнительном производстве»

«О банке развития»

«О негосударственных пенсионных фондах»

«О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

«О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования исполнения судебных актов и Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2018 году»

«О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации»

«О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»

«О внесении изменения в статью 1080 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации»

«О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации»

«О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации»

Это интересно:  Статья 1316 ГК РФ. Охрана авторства, имени исполнителя и неприкосновенности исполнения после смерти исполнителя

Энциклопедия судебной практики. Аренда транспортных средств с экипажем. Обязанность арендатора по оплате расходов, связанных с коммерческой эксплуатацией транспортного средства (Ст. 636 ГК)

Энциклопедия судебной практики
Аренда транспортных средств с экипажем. Обязанность арендатора по оплате расходов, связанных с коммерческой эксплуатацией транспортного средства
(Ст. 636 ГК)

1. Исполнение экипажем распоряжений арендатора, касающихся коммерческой эксплуатации транспортного средства

1.1. Под коммерческой эксплуатацией транспортного средства понимается использование его технических возможностей для удовлетворения хозяйственных потребностей с целью получения прибыли, при этом одной из возможностей такой эксплуатации может быть использование транспортного средства для оказания транспортных услуг третьим лицам

Если арендатор заключает договор в целях коммерческой эксплуатации транспортного средства, то есть в целях использования его технических возможностей для удовлетворения хозяйственных потребностей в коммерческих целях (с целью получения прибыли) (статья 636 Гражданского кодекса), то одна из возможностей такой эксплуатации может заключаться в использовании транспортного средства для оказания транспортных услуг третьим лицам.

1.2. В период аренды экипаж производит юридически значимые действия от имени арендатора в части коммерческой эксплуатации транспортного средства

В период аренды командир экипажа производит юридически значимые действия от имени арендатора в части коммерческой эксплуатации имущества.

2. Диспозитивный характер ст. 636 ГК РФ

2.1. Договором может быть предусмотрено возложение на арендодателя расходов, связанных с коммерческой эксплуатацией транспортного средства

Согласно статье 636 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства с экипажем, арендатор несет расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов и на оплату сборов.

Заключенные с ЗАО договоры субаренды транспортного средства с экипажем предусматривали отнесение на ЗАО как арендодателя расходов, связанных с коммерческой эксплуатацией транспортного средства. Указанные расходы связаны с деятельностью общества по извлечению прибыли, в связи с чем у суда апелляционной инстанции отсутствовали правовые основания для признания необоснованными, не связанными с производственной деятельностью затраты налогоплательщика на приобретение дизельного топлива

2.2. Стороны договора аренды транспортного средства с экипажем вправе распределить между собой обязанности по обеспечению транспортного средства ГСМ

Стороны договора аренды транспортного средства с экипажем могут самостоятельно распределить их права и обязанности в части несения расходов на оплату моторного топлива, обеспечения моторным топливом. При этом статья 636 Гражданского кодекса Российской Федерации не содержит обязательного правила, в соответствии с которым обеспечение моторным топливом может быть предусмотрено в договоре только как безусловная обязанность одной из сторон данного договора.

2.3. Договором может быть предусмотрено, что расходы арендодателя по приобретению топлива включаются в арендную плату

Согласно статье 632 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.

В силу статьи 636 Кодекса, если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства с экипажем, арендатор несет расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов и на оплату сборов.

Стороны согласовали в договоре от 11.01.2005 следующий порядок расчета (пункт 4.1 договора): «Арендная плата состоит из собственно арендных платежей и платы за предоставление услуг по управлению транспортными средствами согласно путевым листам и действующим тарифам с учетом колебания цен на ГСМ». В силу пункта 2.1.6 арендодатель обязан обеспечивать автомобиль топливом и иными расходными материалами.

Из толкования условий договора следует, что на арендодателя возложена обязанность обеспечить автомобиль топливом в процессе его использования арендатором, а арендатор должен возместить арендодателю его расходы по оплате топлива в составе арендной платы согласно «действующим тарифам с учетом колебания цен на ГСМ».

3. Обязанность арендатора обеспечить транспортное средство качественным топливом

3.1. На арендатора может быть возложена обязанность не только оплатить расходы по заправке транспортных средством топливом, но и приобрести топливо

Оценив в совокупности в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ представленные предпринимателем по встречному иску доказательства и отказывая в удовлетворении встречных исковых требований, арбитражные суды обоснованно руководствовались следующим.

Протоколы испытаний, подтверждающие некачественность дизельного топлива, являются разными по содержанию, акт о взятии проб дизельного топлива не имеет даты, что не позволило суду установить точное время забора проб, в связи с чем указанные документы суды правомерно не признали в качестве надлежащих доказательств вины заказчика в простое техники.

3.2. Объяснительные записки членов экипажа, являющихся заинтересованными лицами на стороне арендодателя, в подтверждение факта простоя техники по причине предоставления заказчиком некачественного топлива не признаются допустимыми и достоверными доказательствами

Исходя из вышеизложенного, судами сделан обоснованный вывод о том, что совокупность представленных по делу документов не подтверждает факт вины заказчика в простое техники, в связи с чем встречный иск предпринимателя правомерно не удовлетворен.

3.3. Суд признал недоказанным простой транспортного средства в связи с предоставлением арендатором некачественного топлива, поскольку акты простоя составлены арендодателем в одностороннем порядке и не были своевременно направлены арендатору

Оценив в совокупности в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ представленные предпринимателем по встречному иску доказательства и отказывая в удовлетворении встречных исковых требований, арбитражные суды обоснованно руководствовались следующим.

Это интересно:  Статья 11.1 Основ. Государственная поддержка нотариата

Ввиду того, что акты простоя составлены представителями ответчика в одностороннем порядке, при этом доказательств их своевременного их направления истцу не представлено, суды также обоснованно не приняли указанные документы во внимание при оценке доводов предпринимателя.

Исходя из вышеизложенного, судами сделан обоснованный вывод о том, что совокупность представленных по делу документов не подтверждает факт вины заказчика в простое техники, в связи с чем встречный иск предпринимателя правомерно не удовлетворен.

3.4. Суд признал недоказанным простой транспортного средства в связи с предоставлением арендатором некачественного топлива, поскольку акт о взятии проб топлива не имеет даты

Протоколы испытаний, подтверждающие некачественность дизельного топлива, являются разными по содержанию, акт о взятии проб дизельного топлива не имеет даты, что не позволило суду установить точное время забора проб, в связи с чем указанные документы суды правомерно не признали в качестве надлежащих доказательств вины заказчика в простое техники.

Исходя из вышеизложенного, судами сделан обоснованный вывод о том, что совокупность представленных по делу документов не подтверждает факт вины заказчика в простое техники, в связи с чем встречный иск предпринимателя правомерно не удовлетворен.

3.5. Суд признал недоказанным простой транспортных средств в связи с предоставлением арендатором некачественного топлива, поскольку в актах указано о простое семи транспортных средств, а забор топлива производился только из одного из них

Оценив в совокупности в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ представленные предпринимателем по встречному иску доказательства и отказывая в удовлетворении встречных исковых требований, арбитражные суды обоснованно руководствовались следующим.

Суды правомерно отметили, что забор топлива производился только из самосвала, в то время как в актах указано о простое двух экскаваторов и пяти самосвалов.

Исходя из вышеизложенного, судами сделан обоснованный вывод о том, что совокупность представленных по делу документов не подтверждает факт вины заказчика в простое техники, в связи с чем встречный иск предпринимателя правомерно не удовлетворен.

4. Право арендодателя на удержание ГСМ, приобретенных арендатором

4.1. В случае неисполнения арендатором обязанности по оплате аренды арендодатель вправе удержать приобретенные арендатором горюче-смазочные материалы

Установив наличие долга арендатора перед арендодателем, сделал правильный вывод о возникновении у последнего права на удержание приобретенных арендатором горюче-смазочных материалов и обоснованно отказал в удовлетворении иска в части возмещения стоимости горюче-смазочных материалов.

5. Отличие затрат, связанных с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, от затрат, связанных с обеспечением бытовых нужд экипажа

5.1. Затраты на приобретение топлива, необходимого для коммерческой эксплуатации транспортного средства, следует отличать от затрат на приобретение топлива, потраченного арендатором для обеспечения бытовых нужд экипажа

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.

Изучив материалы дела и проверив доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В «Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Гражданского кодекса Российской Федерации.

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на 1 июля 2018 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ» использованы авторские материалы, предоставленные творческим коллективом под руководством доктора юридических наук, профессора Ю. В. Романца, а также М. Крымкиной, О. Являнской (Части первая и вторая ГК РФ), Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Е. Ефимовой, М. Зацепиной, Н. Иночкиной, А. Исаковой, Н. Королевой, Е. Костиковой, Ю. Красновой, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, И. Лопуховой, А. Мигелем, А. Назаровой, Т. Самсоновой, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Псаревой, Е. Филипповой, Т. Эльгиной (Часть первая ГК РФ), Н. Даниловой, О. Коротиной, В. Куличенко, Е. Хохловой, А.Чернышевой (Часть вторая ГК РФ), Ю. Раченковой (Часть третья ГК РФ), Д. Доротенко (Часть четвертая ГК РФ), а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, А. Ефременковым, С. Кошелевым, М. Михайлевской.

Статья 636 ГК РФ. Обязанность арендатора по оплате расходов, связанных с коммерческой эксплуатацией транспортного средства

Статья 636. Обязанность арендатора по оплате расходов, связанных с коммерческой эксплуатацией транспортного средства

Если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства с экипажем, арендатор несет расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов и на оплату сборов.

Комментарий к статье 636

Коммерческая эксплуатация транспортного средства — это использование его технических возможностей для удовлетворения хозяйственных потребностей в коммерческих целях (с целью получения прибыли). Она предполагает использование транспортного средства как средства передвижения, прежде всего для перевозки (грузов, пассажиров и багажа). Транспортные средства отдельных видов транспорта можно использовать также и по иному хозяйственному назначению, например речное или морское судно для лова рыбы. Этим коммерческая эксплуатация отличается от технической эксплуатации (см. коммент. к ст. 632).
Представляется, однако, что уместнее было бы использовать термин не «коммерческая эксплуатация», а иной, более точный по лексическому смыслу, термин, например «использование» (соответственно — «расходы, связанные с использованием»). Такой термин не связывает арендатора ограничениями исключительно предпринимательского характера. У него может возникнуть потребность в аренде транспортного средства в научно-исследовательских целях, ведения мониторинга состояния окружающей среды, метеорологических наблюдений и т.п.
Расходы на коммерческую эксплуатацию транспортного средства — это расходы, не связанные с проведением мероприятий по поддержанию его в технически нормальном состоянии, величина которых зависит от степени использования транспортного средства арендатором (например, оплата горючего). Поэтому расходы на горючее, масло, иные материалы, детали, которые периодически должны заменяться во время работы транспортного средства, и иные материалы, необходимые при работе транспортного средства в рейсе, относятся к категории расходов на его коммерческую эксплуатацию. Стоимость деталей и материалов, необходимых для текущего и капитального ремонта, а также поддержания транспортного средства в нормальном состоянии, годном для его технической эксплуатации (например, стоимость смазочных веществ, антикоррозионных покрытий и т.п.), не входит в такие расходы. К расходам на коммерческую эксплуатацию относятся и иные затраты, связанные с необходимостью осуществлять обязательные платежи во время рейсов, в частности вносить обязательные сборы, установленные государственными и муниципальными органами власти (например, портовые сборы).
Норма имеет диспозитивный характер и применяется в том случае, если стороны в договоре не установили иное.

Это интересно:  Статья 1173 ГК РФ. Доверительное управление наследственным имуществом. Комментарии

Статья 636 ГК РФ. Обязанность арендатора по оплате расходов, связанных с коммерческой эксплуатацией транспортного средства

Статья 636. Обязанность арендатора по оплате расходов, связанных с коммерческой эксплуатацией транспортного средства

Комментарий к статье 636

1. При аренде транспортного средства с экипажем коммерческую эксплуатацию в целях извлечения прибыли осуществляет арендатор. По этой причине согласно комментируемой статье арендатор несет соответствующие расходы, если иное не предусмотрено договором аренды.
К расходам на коммерческую эксплуатацию транспортного средства относятся:
во-первых, расходы на оплату расходуемых в процессе эксплуатации транспортного средства материалов: горюче-смазочных материалов, подлежащих регулярной замене узлов, деталей и принадлежностей, и т.п. Эти расходы возлагаются на арендатора по той причине, что они напрямую зависят от его активности в пользовании арендованным транспортным средством. Вместе с тем, учитывая содержание ст. 635 ГК РФ (см. комментарий к ней), расходы на детали и материалы, необходимые для проведения текущего и капитального ремонта транспортного средства, а также его поддержания в состоянии, пригодном для его нормальной и безопасной эксплуатации, являются расходами в связи с технической эксплуатацией транспортного средства и возложены на арендодателя;
во-вторых, расходы на коммерческую эксплуатацию транспортного средства, которые несет арендатор, в них включаются также сборы, т.е. затраты, связанные с необходимостью осуществлять обязательные платежи во время эксплуатации транспортного средства: портовые, канальные и другие морские и речные сборы ; сборы за подачу и уборку вагонов и за маневровую работу на железнодорожном транспорте ; платежи за пользование платной автомобильной дорогой и автомобильной дорогой, содержащей платный участок , и др.
———————————
См.: Приказы ФСТ РФ от 20 декабря 2007 г. N 522-т/1 «Об утверждении ставок портовых сборов и правил их применения в морских портах Российской Федерации» // Российская газета. N 294. 2007; Минтранса России от 4 июня 2009 г. N 90 «Об утверждении Перечня сборов, взимаемых с судов в речных портах (портовых сборов), и Перечня сборов, взимаемых за услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» // Российская газета. N 131. 2009; от 31 октября 2012 г. N 387 «Об утверждении Перечня портовых сборов, взимаемых в морских портах Российской Федерации» // Российская газета. N 295. 21.12.2012.
См.: ст. 58 и 120 Устава железнодорожного транспорта РФ, утв. Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ // СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 170; Постановление ФЭК РФ от 19 июня 2002 г. N 35/15 «Об утверждении Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3)» // БНА. 2002. N 37.
Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. N 46. Ст. 5553.

2. Аналогичные по своему смыслу нормы содержатся в транспортном законодательстве. Так, фрахтователь морского судна оплачивает расходы и сборы, связанные с его коммерческой эксплуатацией: стоимость бункера, топлива, воды, лоцманских, маячных и других сборов, стоимость погрузки, укладки, выгрузки, подстилки и др. (п. 1 ст. 204 КТМ) .
———————————
См.: Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации / Под ред. Г.Г. Иванова. М., 2000.

3. Норма комментируемой статьи носит диспозитивный характер и применяется в том случае, если стороны не предусмотрели иное в договоре аренды.

Статья написана по материалам сайтов: ogkrf.ru, rulaws.ru, base.garant.ru, grazhdanskiy-kodeks-rf.com, rukak.ru.

»


Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector