+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 637 ГК РФ. Страхование транспортного средства

Если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства с экипажем, обязанность страховать транспортное средство и (или) страховать ответственность за ущерб, который может быть причинен им или в связи с его эксплуатацией, возлагается на арендодателя в тех случаях, когда такое страхование является обязательным в силу закона или договора.

Комментарий к Ст. 637 ГК РФ

1. Страховой интерес в транспортном средстве принадлежит прежде всего его собственнику, поскольку именно он несет по общему правилу риск случайной гибели или повреждения транспортного средства (ст. 211 ГК). Нормальная и безопасная эксплуатация транспортного средства напрямую зависит от правильности действий экипажа, члены которого являются работниками арендодателя. Поэтому именно на арендодателя закон возлагает обязанность страховать транспортное средство и (или) ответственность за ущерб, который может быть причинен в связи с его эксплуатацией, когда такое страхование является обязательным в силу закона или договора.

2. Комментируемая статья касается двух видов имущественного страхования:

1) страхования риска утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества — переданного в аренду транспортного средства (ст. 930 ГК); 2) страхования ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц (ст. 931 ГК) при эксплуатации арендованного транспортного средства. Ее действие не распространяется на страхование других рисков, в частности на личное страхование экипажа транспортного средства, которое предусмотрено рядом транспортных уставов и кодексов.

———————————
Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 2. Ст. 56.

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (ОСАГО) регулируется Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 263 .

———————————
Собрание законодательства РФ. 2002. N 18. Ст. 1720.

Собрание законодательства РФ. 2003. N 20. Ст. 1897.

Обязательное страхование ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами за вред, причиненный их жизни, здоровью либо имуществу при эксплуатации воздушного судна, предусмотрено в п. 1 ст. 131 Воздушного кодекса РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 203 КТМ РФ судовладелец обязан в течение срока действия тайм-чартера оплачивать расходы на страхование судна и своей ответственности.

4. С учетом системного толкования норм ст. ст. 15, 640, 931, 1064 ГК РФ используемый в тексте комментируемой статьи термин «ущерб» следует рассматривать в качестве синонима терминов «вред» и «убыток» .

———————————
См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2006 (автор комментария — Е.Н. Васильева). Т. 2.

5. Комментируемая норма является диспозитивной, т.е. закрепленное в ней правило может быть изменено соглашением сторон договора аренды транспортного средства с экипажем.

Статья 637 ГК РФ. Страхование транспортного средства

Статья 637. Страхование транспортного средства

Примечание.
Об обязательном страховании см. также статьи 203, 323, 334 КТМ РФ.

Если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства с экипажем, обязанность страховать транспортное средство и (или) страховать ответственность за ущерб, который может быть причинен им или в связи с его эксплуатацией, возлагается на арендодателя в тех случаях, когда такое страхование является обязательным в силу закона или договора.

Комментарий к статье 637

Норма комментируемой статьи направлена на регулирование отношений по поводу страхования как условия договора аренды транспортного средства с экипажем.
Речь в данном случае идет как об обязательном, так и о добровольном страховании. Обязательное страхование осуществляется в силу указаний закона. Добровольное страхование осуществляется по свободному волеизъявлению страхователя (см. коммент. к ст. 927) или в силу выполнения им своей договорной обязанности. Применительно к договору аренды транспортного судна основанием возникновения обязательства заключить договор страхования служит соответствующее условие договора аренды. Таким образом, добровольное с точки зрения страхового правоотношения страхование приобретает обязательный характер для сторон в арендном правоотношении. Объектом страхования применительно к аренде транспортного средства является само транспортное средство и также ответственность за причинение вреда третьим лицам этим транспортным средством или в связи с его эксплуатацией. С 1 июля 2003 г. вступил в силу Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в ред. от 21.07.2005) . Под третьими лицами понимаются граждане (физические лица), не связанные со страхователем трудовыми отношениями, и юридические лица. Согласно требованиям трудового законодательства страхование работников обязан осуществлять работодатель. В данном случае это обязанность арендодателя, который обязан страховать членов экипажа. Следовательно, комментируемая статья не распространяется на страхование экипажа.
———————————
СЗ РФ. 2002. N 18. Ст. 1720; N 52 (ч. 1). Ст. 5132; 2003. N 26. Ст. 2566; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 25; N 23. Ст. 2311; N 30 (ч. 1). Ст. 3114.

Это интересно:  Статья 23.1 закона № 35-ФЗ. Государственное регулирование цен (тарифов) на оптовом и розничных рынках

Ныне возник еще один вид страхования — страхование ответственности за причинение экологического вреда, который в ряде случаев носит обязательный характер. Так, в гл. XII Закона об атомной энергии одной из форм финансового обеспечения ответственности за причинение ядерного ущерба физическим и юридическим лицам, а также окружающей природной среде является обязательное страхование этой ответственности. Такое страхование или иная форма обеспечения являются необходимым условием при получении лицензии на право эксплуатации судов с ядерными двигателями. Подготовлен проект закона об обязательном экологическом страховании, в котором предусмотрена обязанность владельцев источников повышенной опасности (в том числе транспортных средств) страховать свою ответственность за причинение вреда окружающей природной среде.
Страхование транспортного средства или ответственности владельца за вред перед третьими лицами может быть обязательным и в силу международных соглашений, в которых участвует российская сторона.
В комментируемой статье используется термин «причинение ущерба», когда речь идет о страховании ответственности. Это противоречит нормам гл. 59 об обязательствах о возмещении вреда и ст. 931 о страховании ответственности за причинение вреда, а также ст. 640 ГК об ответственности за вред, причиненный арендованным транспортным средством. В этих статьях используется термин «причинение вреда». Лексически синонимичные слова «вред» и «ущерб» не являются таковыми в специальном, гражданско-правовом, значении. Ущерб (реальный ущерб) по определению п. 2 ст. 15 ГК не включает упущенную выгоду, вред — включает, потому что в деликтных обязательствах убытки являются способом возмещения вреда. По смыслу ст. 1082 ГК вред и убытки совпадают по объему возмещения. Кроме того, сам термин «ущерб» применим лишь к регулированию отношений по причинению имущественного вреда (ущерб как утрата или повреждение имущества) и не применим к причинению вреда личности (жизни и здоровью гражданина), а страхованию подлежит ответственность за причинение вреда как имуществу, так и личности.
Непоследовательность в использовании этих терминов проявляется и в пределах регулирования аренды транспортного средства. Так, в ст. 640 ГК предметом регулирования является ответственность за вред, причиненный транспортным средством, а в комментируемой статье при страховании этой же ответственности используется термин «ущерб».
Комментируемая статья возлагает обязанность застраховать транспортное средство или ответственность за причиненный им вред, а также вред, причиненный в результате его эксплуатации, или первое и второе вместе, на арендодателя. Однако стороны могут в договоре предусмотреть иное регулирование, возложив эти обязанности полностью или частично на арендатора. Такое возложение обязанностей на арендатора должно отразиться в формировании арендной платы, так как расходы на страхование в этом случае должны быть исключены из расчета цены договора.

Статья 637 ГК РФ. Страхование транспортного средства

Текущая редакция ст. 637 ГК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

Если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства с экипажем, обязанность страховать транспортное средство и (или) страховать ответственность за ущерб, который может быть причинен им или в связи с его эксплуатацией, возлагается на арендодателя в тех случаях, когда такое страхование является обязательным в силу закона или договора.

Комментарий к статье 637 ГК РФ

1. На арендодателя в соответствии с комментируемой статьей возлагается также обязанность по страхованию транспортного средства и ответственности за ущерб, который может быть причинен им или в связи с его эксплуатацией, что является, по нашему мнению, правомерным, так как такое страхование непосредственно связано с возможностью использования транспортного средства для тех или иных целей и, соответственно, с возможностью заключения договора аренды такого транспортного средства. При этом договор аренды может также возлагать эти обязанности и на арендатора, а также на иных лиц, например, на представителей арендатора или арендодателя, но в этом случае стороны должны предусмотреть все конкретизирующие условия возложения такой обязанности, которую в таком случае будет нести не арендодатель.

Это интересно:  Статья 5 закона об ОСАГО. Правила обязательного страхования

Однако такая обязанность возникает только в случае, если требование о таком страховании содержится в законе или в договоре. Так, например, законодательством предусмотрена необходимость обязательного страхования ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами за вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц при эксплуатации воздушного судна, ответственности перевозчика перед грузовладельцем или грузоотправителем за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груз, перевозимый воздушным транспортным средством, гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

2. Применимое законодательство:
— ВзК РФ;
— КТМ РФ;
— ФЗ от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»;
— ФЗ от 10.12.95 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
— ФЗ от 14.06.2012 N 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном».

Консультации и комментарии юристов по ст 637 ГК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 637 ГК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 637 ГК РФ. Страхование транспортного средства (действующая редакция)

Если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства с экипажем, обязанность страховать транспортное средство и (или) страховать ответственность за ущерб, который может быть причинен им или в связи с его эксплуатацией, возлагается на арендодателя в тех случаях, когда такое страхование является обязательным в силу закона или договора.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 637 ГК РФ

1. На арендодателя в соответствии с комментируемой статьей возлагается также обязанность по страхованию транспортного средства и ответственности за ущерб, который может быть причинен им или в связи с его эксплуатацией, что является, по нашему мнению, правомерным, так как такое страхование непосредственно связано с возможностью использования транспортного средства для тех или иных целей и, соответственно, с возможностью заключения договора аренды такого транспортного средства. При этом договор аренды может также возлагать эти обязанности и на арендатора, а также на иных лиц, например, на представителей арендатора или арендодателя, но в этом случае стороны должны предусмотреть все конкретизирующие условия возложения такой обязанности, которую в таком случае будет нести не арендодатель.

Однако такая обязанность возникает только в случае, если требование о таком страховании содержится в законе или в договоре. Так, например, законодательством предусмотрена необходимость обязательного страхования ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами за вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц при эксплуатации воздушного судна, ответственности перевозчика перед грузовладельцем или грузоотправителем за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, перевозимого воздушным транспортным средством, гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

2. Применимое законодательство:

— ФЗ от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»;

— ФЗ от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;

— ФЗ от 14.06.2012 N 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном».

3. Судебная практика:

— Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2008 N 17АП-5572/2008-АК;

— Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.09.2014 N 02АП-6175/14;

— Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2014 N 18АП-9357/2014;

— Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2011 N 09АП-8307/2011.

Энциклопедия судебной практики. Аренда транспортных средств с экипажем. Страхование транспортного средства (Ст. 637 ГК)

Энциклопедия судебной практики
Аренда транспортных средств с экипажем. Страхование транспортного средства
(Ст. 637 ГК)

1. Статья 637 ГК РФ предусматривает лишь источник средств страхования применительно к конкретному транспортному средству, но не влияет на обязанность перевозчика застраховать свою гражданскую ответственность за вред, причиненный пассажирам

Судами установлено, что Транспортной компанией (арендатором) были заключены договоры аренды транспортного средства с экипажем.

Статьей 637 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность арендодателя по договору аренды транспортного средства с экипажем страховать, в частности, ответственность за ущерб, который может быть причинен им или в связи с его эксплуатацией, установлена диспозитивно, в зависимости от содержания договора аренды.

Это интересно:  Статья 130 ГК РФ. Недвижимые и движимые вещи

Таким образом, названная норма права относительно страхования ответственности за ущерб предусматривает лишь источник средств для страхования, то есть, за чей счет такое страхование будет произведено применительно к конкретному транспортному средству.

При этом правила, предусмотренные ст. 637 Гражданского кодекса Российской Федерации, не изменяют и не могут изменять предусмотренную Законом N 67-ФЗ обязанность перевозчика иметь свою гражданскую ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу пассажиров застрахованной.

2. Наличие страхования ответственности арендодателя, предоставившего транспортное средство в аренду с экипажем, не освобождает арендатора как перевозчика от обязанности застраховать свою гражданскую ответственность за вред, причиненный пассажирам

Согласно статье 637 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность арендодателя по договору аренды транспортного средства с экипажем страховать, в частности, ответственность за ущерб, который может быть причинен им или в связи с его эксплуатацией, установлена диспозитивно, в зависимости от содержания договора аренды. Названная норма права относительно страхования ответственности за ущерб предусматривает лишь источник средств для страхования, то есть за чей счет такое страхование будет произведено применительно к конкретному транспортному средству.

При этом правила, предусмотренные статьей 637 Гражданского кодекса Российской Федерации, не изменяют и не могут изменять предусмотренную Федеральным законом N 67-ФЗ обязанность перевозчика страховать свою гражданскую ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу пассажиров.

3. При рассмотрении спора, не связанного с передачей в аренду транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации, ст. 637 ГК РФ не может быть применена

Довод заявителя жалобы о том, что суды не применили статью 637 ГК РФ о страховании арендованного объекта, отклоняется, поскольку данная норма права не регулирует отношения сторон, не связанные с передачей в аренду транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации.

4. Положения ст. 637 ГК РФ не подлежат применению к отношениям, регулирующим аренду транспортного средства без экипажа

Ссылка ответчика на положения ст. 637 ГК РФ не может служить основанием к отказу в иске, поскольку положения данной статьи распространяют свое действия на отношения, регулирующие аренду транспортного средства с экипажем. В данном случае имело место аренда автомашины без экипажа.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В «Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Гражданского кодекса Российской Федерации.

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на 1 июля 2018 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ» использованы авторские материалы, предоставленные творческим коллективом под руководством доктора юридических наук, профессора Ю. В. Романца, а также М. Крымкиной, О. Являнской (Части первая и вторая ГК РФ), Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Е. Ефимовой, М. Зацепиной, Н. Иночкиной, А. Исаковой, Н. Королевой, Е. Костиковой, Ю. Красновой, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, И. Лопуховой, А. Мигелем, А. Назаровой, Т. Самсоновой, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Псаревой, Е. Филипповой, Т. Эльгиной (Часть первая ГК РФ), Н. Даниловой, О. Коротиной, В. Куличенко, Е. Хохловой, А.Чернышевой (Часть вторая ГК РФ), Ю. Раченковой (Часть третья ГК РФ), Д. Доротенко (Часть четвертая ГК РФ), а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, А. Ефременковым, С. Кошелевым, М. Михайлевской.

Статья написана по материалам сайтов: stgkrf.ru, grazhdanskiy-kodeks-rf.com, ogkrf.ru, www.zakonrf.info, base.garant.ru.

»


Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector