+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 68 ЗК РФ. Землеустройство

1. Землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

2. Документы, подготовленные в результате проведения землеустройства, используются при осуществлении мониторинга земель.

Комментарий к статье 68 Земельного Кодекса РФ

1. Содержание правовых норм гл. XI взаимозависимы и служат достижению единой цели — обеспечению оптимального использования и эффективной охраны земель. Одним из элементов участия государства в управлении земельными ресурсами страны является землеустройство, тесно связанное с ведением мониторинга и кадастра земель. Оно регулируется ФЗ О землеустройстве», Постановлением Правительства РФ от 07.06.2002 N 396, которым утверждено Положение о проведении территориального землеустройства (СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2193), и другими нормативными правовыми актами.

Объектами землеустройства являются территории субъектов РФ, территории муниципальных образований и других административно-территориальных образований (например, ЗАТО), территориальные зоны, земельные участки, а также части указанных территорий, зон и участков.

Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости является федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами, осуществляющим специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции по ведению кадастрового учета земель, расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, по землеустройству, государственной кадастровой оценке земель, мониторингу земель и государственному контролю за использованием и охраной земель (см. комментарий к ст. 67). Многие функции по землеустройству реализуются его территориальными органами, которые осуществляют землеустроительное обеспечение на землях, находящихся в федеральной и региональной собственности, оказание услуг в сфере землеустройства, государственного кадастрового учета, государственной кадастровой оценки земель, оценки иных объектов недвижимости, проведение экспертизы землеустроительной документации.

Землеустройство состоит из комплекса мероприятий: а) юридическое и техническое оформление прав на землю (проведение проектно-изыскательских, геодезических, съемочных мероприятий, обследования качества земли, инвентарных работ, регистрация собственности, аренды и др.); б) экономическое наполнение (земля имеет цену, представляет собой имущество, выступает как средство производства).

Землеустройство осуществляется с учетом свойств земельных участков, планирования и проектирования использования сельскохозяйственных земель, требований по охране ценных угодий и всего необходимого комплекса для плодотворного, эффективного, устойчивого землепользования. Землеустройство может быть межхозяйственным (имеет целью организацию территории нескольких собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов), а может быть внутрихозяйственным (осуществляется на территории отдельного землепользования, принадлежащего юридическому или физическому лицу).

Порядок описания местоположения границ объектов землеустройства, порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством РФ.

2. Землеустроительная документация — документы, полученные в результате проведения землеустройства. К видам землеустроительной документации согласно ст. 19 ФЗ «О землеустройстве» относятся: а) генеральная схема землеустройства РФ, схемы землеустройства территорий ее субъектов, муниципальных образований, схемы использования и охраны земель; б) проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от негативных воздействий; в) материалы геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель; г) тематические карты и атласы состояния и использования земель.

Карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики, составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности. Форма карты (план) объекта землеустройства и требования к ее составлению устанавливаются Правительством РФ.

На сегодняшний день состав, содержание и правила оформления каждого вида землеустроительной документации регламентируются соответствующими ТУ, инструкциями, разработанными формами (см. Положение о государственной экспертизе землеустроительной документации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 04.04.2002 N 214 // СЗ РФ. 2002. N 15. Ст. 1432; Положение о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 514 // СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2870; и др.).

Статья 68 ЗК РФ. Землеустройство

Новая редакция Ст. 68 ЗК РФ

1. Землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

2. Документы, подготовленные в результате проведения землеустройства, используются при осуществлении мониторинга земель.

Комментарий к Статье 68 ЗК РФ

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи землеустройство представляет собой мероприятия по:

а) изучению состояния земель;

б) планированию и организации рационального использования земель и их охраны;

в) описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства;

г) организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства;

д) организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

ЗК содержит общие положения о землеустройстве, организации и порядке проведения землеустройства. Однако специальным законом, регулирующим землеустроительные отношения, является Федеральный закон от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ «О землеустройстве» (далее — Закон N 78-ФЗ).

Принятие Закона N 78-ФЗ было продиктовано земельной реформой в России, возвращением земли в гражданский оборот, реализацией других крупных мероприятий, связанных с землей. Поэтому и появилась острая необходимость в проведении землеустроительных мероприятий.

Землеустройство — ключевая категория Закона о землеустройстве. Под землеустройством понимаются мероприятия по изучению состояния земель, их планированию, охране и организации рационального использования. Реализация землеустройства предполагает описание местоположения и (или) установление на местности границ объектов землеустройства, а также организацию рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства.

Особенностью ее осуществления является также реализация мероприятий по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов (лицами, к ним относящимися) Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство).

Таким образом, содержащееся в Законе о землеустройстве определение землеустройства включает особую разновидность землеустройства, именуемую «внутрихозяйственным».

Перечисленные в определении мероприятия имеют разнообразную природу (правовые, организационно-хозяйственные, экономические, технологические, технические мероприятия) и осуществляются государством, землевладельцами, землепользователями и собственниками земель по наведению порядка в использовании и охране земель.

Целью любых землеустроительных работ является обеспечение рационального использования земель и их охрана, создание благоприятной окружающей среды и улучшение ландшафтов.

Цели же проведения внутрихозяйственного землеустройства закреплены и конкретизированы в ст. 18 Закона N 78-ФЗ. В ней же перечислены и основные виды работ, выполняемые при проведении внутрихозяйственного землеустройства:

— организация рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также организация территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни;

— разработка мероприятий по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.

Согласно п. 2 комментируемой статьи документы, подготовленные в результате проведения землеустройства, используются при осуществлении мониторинга земель.

В ст. 19 Закона N 78-ФЗ приведены все виды землеустроительной документации.

К видам землеустроительной документации относятся:

генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации, схема землеустройства территорий субъектов Российской Федерации, схема землеустройства муниципальных образований, схемы использования и охраны земель;

карты (планы) объектов землеустройства;

проекты внутрихозяйственного землеустройства;

проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий;

материалы почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель;

тематические карты и атласы состояния и использования земель.

Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться другие виды землеустроительной документации.

Состав, содержание и правила оформления каждого вида землеустроительной документации регламентируются соответствующими техническими условиями и требованиями проведения землеустройства.

Другой комментарий к Ст. 68 Земельного кодекса Российской Федерации

1. Землеустройство как особый вид деятельности, связанный с организацией использования и охраны земель, представляет собой довольно сложную систему технических мероприятий. Землеустройство — один из главных инструментов решения государственной задачи организации рационального использования и охраны земель.

Общие положения, касающиеся проведения землеустройства, определены в комментируемой статье и ст. 69 ЗК РФ. Более детально порядок проведения землеустроительных работ урегулирован в Федеральном законе «О землеустройстве», в ст. 1 которого закреплено определение понятия «землеустройство». Землеустройство — это мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство).

Исходя из содержания определения землеустройства, можно выделить основные виды землеустроительных работ. Во-первых, изучение состояния земель. Во-вторых, планирование и организация рационального использования земель и их охраны. В-третьих, описание и установление на местности границ объектов землеустройства. И в-четвертых, внутрихозяйственное землеустройство.

Изучение состояния земель проводится в целях получения информации об их количественном и качественном состоянии и включает в себя следующие виды работ: почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания; оценка качества земель; инвентаризация земель (ст. 9 названного Закона).

Материалы геодезических и картографических работ являются основой для проведения почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, инвентаризации земель, оценки качества земель, планирования и рационального использования земель, описания местоположения и установления на местности границ объектов землеустройства, внутрихозяйственного землеустройства. Геодезические и картографические работы выполняются в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 209-ФЗ «О геодезии и картографии». Геодезические и картографические работы — процесс создания геодезических и картографических продукции, материалов и данных (ст. 1 Закона).

Это интересно:  Статья 325 ТК РФ. Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно

Почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания проводятся в целях получения информации о состоянии земель, в том числе почвы, а также выявления земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям. Действуют Методические рекомендации по выявлению деградированных и загрязненных земель, утвержденные письмом Роскомзема от 27 марта 1995 г. N 315/582, и Методическое положение и руководство по составлению карт, оценке затопления и подтопления земель, утвержденное письмом Роскомзема от 18 января 1996 г. N 3-15/104.

Оценка качества земель согласно ст. 12 Федерального закона «О землеустройстве» проводится в целях получения информации о свойствах земли как средства производства в сельском хозяйстве. Оценка качества земель, являющихся исконной средой обитания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, проводится в целях установления продуктивности оленьих пастбищ и наличия биологических ресурсов, необходимых для обеспечения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.

Инвентаризация земель проводится для выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, других характеристик земель. Положение о порядке проведения инвентаризации земель утверждено постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 12 июля 1993 г. N 659. Инвентаризации подлежат земли всех категорий, не используемые в сельскохозяйственном производстве. С учетом местных условий органы исполнительной власти субъектов РФ конкретизируют содержание работ по инвентаризации земель и устанавливают очередность их проведения. При инвентаризации выявляются соответствие документов, удостоверяющих права юридических лиц на землю, фактически используемым земельным участкам; неиспользуемые либо используемые не по целевому назначению земельные участки; нарушенные и отработанные земли, подлежащие рекультивации; земли лесного фонда, не покрытые лесом, а также покрытые кустарником, малоценными лесными породами, расположенные за пределами особо охраняемых территорий. В ходе инвентаризации земель устанавливаются их местоположение, площадь, качественное состояние, а также причины, приведшие к выявленным изменениям состояния земель.

По результатам инвентаризации земель на каждое землепользование заводится самостоятельное дело с обосновывающими расчетами, графическим материалом, данными по вычислению площадей и подписанным всеми членами комиссии актом проведения инвентаризации земель.

Утвержденные материалы инвентаризации земель служат основанием для перерегистрации прав на землю и внесения соответствующих изменений в земельно-кадастровую документацию.

Планирование и организация рационального использования земель и их охраны как вид землеустроительных работ проводятся в целях совершенствования распределения земель в соответствии с перспективами развития экономики, улучшения организации территорий и определения иных направлений рационального использования земель и их охраны в стране, субъектах РФ и муниципальных образованиях.

Планирование и организация рационального использования земель и их охраны включают в себя разработку предложений о рациональном использовании земель и об их охране и природно-сельскохозяйственное районирование земель. Планирование и организация рационального использования земель и их охраны в городских и сельских поселениях проводятся в соответствии с градостроительной документацией (ст. 14 Федерального закона «О землеустройстве»).

Описание и установление на местности границ объектов землеустройства осуществляется согласно ст. 15 и 17 Федерального закона «О землеустройстве» в порядке, который должен быть определен Правительством РФ. Объектами землеустройства ст. 1 названного Закона признает территории субъектов РФ, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, а также части указанных территорий и зон.

В настоящее время продолжает действовать Положение о проведении территориального землеустройства, утвержденное постановлением Правительства РФ от 7 июня 2002 г. N 396. При этом следует иметь в виду, что территориальное землеустройство более не рассматривается в качестве одного из видов землеустроительных работ.

Статья 18 Федерального закона «О землеустройстве» регулирует порядок проведения внутрихозяйственного землеустройства, которое проводится в целях организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны, а также земель, используемых коренными малочисленными народами.

При внутрихозяйственном землеустройстве выполняются следующие виды работ: организация рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для сельскохозяйственного производства, а также организация территорий, используемых коренными малочисленными народами; разработка мероприятий по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.

2. Глава 4 Федерального закона «О землеустройстве» посвящена вопросам разработки и утверждения землеустроительной документации. Землеустроительная документация — это документы, полученные в результате проведения землеустройства. В ст. 19 Закона перечислены виды землеустроительной документации, к которым относятся генеральная схема землеустройства территории РФ, схема землеустройства территорий субъектов РФ, схема землеустройства муниципальных образований, схемы использования и охраны земель; карты (планы) объектов землеустройства; проекты внутрихозяйственного землеустройства; проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий; материалы почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель; тематические карты и атласы состояния и использования земель.

Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут устанавливаться другие виды землеустроительной документации. Состав, содержание и правила оформления каждого вида землеустроительной документации регламентируются соответствующими техническими условиями и требованиями проведения землеустройства.

Карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики. Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности.

Тематические карты и атласы состояния и использования земель составляются для отображения в них характеристик состояния и использования земель, данных зонирования и природно-сельскохозяйственного районирования земель, определения мероприятий по организации рационального использования земель и их охраны.

Землеустроительное дело включает в себя землеустроительную документацию в отношении каждого объекта землеустройства и другие касающиеся такого объекта материалы. Землеустроительное дело формируется и хранится в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ.

В результате проведения землеустройства формируется государственный фонд данных, полученных на основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации о проведении землеустройства. Порядок создания и ведения государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, а также порядок их использования определяется Правительством РФ.

Землеустроительная документация, включенная в этот фонд, является федеральной собственностью и не подлежит приватизации. Лица, осуществляющие проведение землеустройства, обязаны бесплатно передать экземпляр подготовленной ими землеустроительной документации в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Действуют Положение о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 514, и Положение о государственной экспертизе землеустроительной документации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 214.

Статья 68. Землеустройство

1. Землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

2. Документы, подготовленные в результате проведения землеустройства, используются при осуществлении мониторинга земель.

Комментарий к Ст. 68 ЗК РФ

1. Землеустройство представляет один из существенных видов земельных отношений, основанных на необходимости систематизированной организации землепользования в государстве, а также осуществлении формирования в соответствии с законом земельных участков и иных объектов землеустройства. На этом в целом основано понятие землеустройства, приведенное п. 1 комментируемой статьи. Понятие землеустройства установлено также Федеральным законом от 18.06.2001 N 78-ФЗ (в редакции Федерального закона от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ). Исходя из этого Закона землеустройство — мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство).

К объектам землеустройства данным Законом отнесены территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, а также части указанных территорий и зон.

2. К землеустроительным документам (землеустроительной документации) относятся документы, полученные в результате проведения землеустройства.

К видам землеустроительной документации относятся:

— генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации, схема землеустройства территорий субъектов Российской Федерации, схема землеустройства муниципальных образований, схемы использования и охраны земель;

— карты (планы) объектов землеустройства;

— проекты внутрихозяйственного землеустройства;

— проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий;

— материалы почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель;

— тематические карты и атласы состояния и использования земель.

Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться другие виды землеустроительной документации.

Состав, содержание и правила оформления каждого вида землеустроительной документации регламентируются соответствующими техническими условиями и требованиями проведения землеустройства.

Карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики.

Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности.

Форма карты (плана) объекта землеустройства и требования к ее составлению устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Тематические карты и атласы состояния и использования земель составляются для отображения в них характеристик состояния и использования земель, данных зонирования и природно-сельскохозяйственного районирования земель, определения мероприятий по организации рационального использования земель и их охраны.

Это интересно:  Статья 763 ГК РФ. Государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд

Землеустроительное дело включает в себя землеустроительную документацию в отношении каждого объекта землеустройства и другие касающиеся такого объекта материалы. Землеустроительное дело формируется и хранится в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ.

Важное значение для осуществления землеустройства имеет государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства. Данный фонд формируется на основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации о проведении землеустройства. Порядок создания и ведения государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, а также порядок их использования определяются Правительством РФ. Землеустроительная документация, включенная в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, является федеральной собственностью и не подлежит приватизации. Лица, осуществляющие проведение землеустройства, обязаны бесплатно передать экземпляр подготовленной ими землеустроительной документации в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Статья 68 Земельного кодекса. Землеустройство

1. Землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

2. Документы, подготовленные в результате проведения землеустройства, используются при осуществлении мониторинга земель.

Комментарии к ст. 68 ЗК РФ

1. Первые землеустроительные действия стали осуществляться уже в древнем Египте, Китае, Греции за несколько тысячелетий до нашей эры. Землемеры в то время делили землю, вели учет, осуществляли различные измерения для строительства каналов и сооружений, устанавливали границы, разрешали споры.

Землемерные действия осуществлялись и во времена Древней Руси, где землемеры занимались вычислением расстояния между пунктами на местности, согласованием границ между соседями, учетом земли и ее оценкой. Но термин «землеустройство» появился в русском языке только в начале XX в. До этого при осуществлении землеустроительных действий употребляли слова «землемерие», «межевание» и иные .

Волков С.Н. Теоретические основы землеустройства. Т. 1. М.: Колос, 2001. С. 91.

В дореволюционной России землеустройству придавалась со стороны государства большая значимость. Особенно роль землеустройства возросла с отменой крепостного права в России и последовавшей за ней земельной реформой, которая, в свою очередь, привела к усложнению земельно-правовых отношений. Важным этапом в развитии землеустройства послужило генеральное межевание, в рамках которого проводились мероприятия по установлению точных границ земельных дач (населенных и ненаселенных единиц владения) по всей территории Российской империи. Одновременно проводились описание и оценка дворянских имений отдельных владений. Генеральное межевание было вызвано частыми земельными спорами. Многие землевладения дворян к середине XVIII в. не были оформлены законным образом. Правовой основой генерального межевания был правительственный Манифест, опубликованный 19 сентября 1765 г., а также генеральные правила, данные межевой комиссии для сочинения по оным межевой инструкции, которые были опубликованы в тот же день.

В Манифесте устанавливалось, что все границы на 19 сентября 1765 г. признавались бесспорными. Таким образом, землевладельцы были признаны собственниками всех земель, которые оказались в границах их владении на день опубликования Манифеста.

С момента проведения генерального межевания повысился статус землемеров, чья работа стала считаться делом государственной важности, а государственные землемеры принимали присягу, в которой клялись достойно выполнять порученное им дело .

Генеральное межевание оформило и укрепило дворянское землевладение и легализовало произведенные помещиками захваты земель и лесов. Итоги генерального межевания до Октябрьской революции оставались основой гражданско-правовых отношений в сфере земельного права в России.

Сформировавшаяся система землеустройства в Российской империи к началу XX в. была нарушена в связи с принятием новыми большевистскими органами власти целого ряда актов, в том числе Декрета о земле (1917 г.). Провозглашение государственной собственности и отмена частной собственности на землю кардинально изменили земельные отношения, что не могло не отразиться и на развитии землеустройства.

Землеустройство становится одним из основных инструментов политических, экономических и аграрных преобразований. Его главной целью была реализации Декрета о земле, принятого Вторым Всероссийским съездом Советов 26 октября (8 ноября) 1917 г.

Первым нормативным актом советской власти, который регулировал вопрос землеустройства, стало Положение о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию, утв. ВЦИК 14 февраля 1919 г. Однако Положение не оправдало возложенных надежд на упорядочение землепользования. В 1922 г. был принят Земельный кодекс РСФСР, который был введен в действие с 1 декабря 1922 г. Постановлением ВЦИК от 30 октября 1922 г. Земельный кодекс содержал раздел о землеустройстве, и задачей этого института признавалось упорядочение существующих и образование новых землепользований соответственно правам на землю и требованиям хозяйственно-технической целесообразности.

После образования Союза Советских Социалистических Республик в 1922 г. землеустройство стало регулироваться на основе союзного земельного законодательства.

Общими началами землепользования и землеустройства, утв. Постановлением ЦИК СССР от 15 декабря 1928 г., устанавливалось, что землеустройство, организуя земельную площадь с соблюдением прав населения на свободный выбор форм землепользования, должно способствовать общему подъему сельского хозяйства, кооперированию и его коллективизации. Этот документ стал на период коллективизации, в также в предвоенные и послевоенные годы важнейшим.

К середине 60-х годов XX в. многие сельскохозяйственные мероприятия превратились в крупные по площади хозяйства . В РСФСР землеустройство в это время проводилось на основе Постановления Совета Министров РСФСР «О мерах по улучшению землеустройства, введению и освоению правильных севооборотов в колхозах и совхозах».

Земельный кодекс РСФСР 1970 г. вводит понятие «государственное землеустройство». Согласно Земельному кодексу 1970 г. под землеустройством понималась система государственных мероприятий, направленных на осуществление решений государственных органов в области пользования землей.

Задачами государственного землеустройства назывались: организация наиболее полного, научно обоснованного, рационального и эффективного использования земель, повышение культуры земледелия и охрана земель.

К началу 1990 г. в стране сложилась система землеустройства, правовую основу которой составляли названный Земельный кодекс РСФСР 1970 г., Постановление Совета Министров «Об улучшении организации выполнения и повышения качества проектно-изыскательских работ по землеустройству», принятое 10 апреля 1975 г., и ряд иных нормативных правовых актов.

Вместе с тем использование земель не было совершенным, существовало еще много проблем, сдерживающих экономику, что привело к необходимости проведения земельной реформы.

Начиная с 1991 г. землеустроительное обеспечение осуществлялось в соответствии с Постановлением Совмина РСФСР от 18 января 1991 г. N 30 «О Республиканской программе проведения земельной реформы на территории РСФСР». Основное внимание было уделено созданию фонда перераспределения земель, реорганизации колхозов, совхозов, приватизации их земель и иным целям.

В последнее десятилетие значительно снизилась роль землеустройства, не уделялось внимание его научно-методическому обеспечению. Не существовало должной правовой основы для регулирований землеустройства вплоть до принятия Земельного кодекса РФ, Федерального закона «О землеустройстве», а также целого ряда подзаконных нормативных актов, которые вывели землеустройство на новый качественный уровень.

В действующем Земельном кодексе РФ землеустройству посвящены статьи в гл. XI «Мониторинг земель, землеустройство, государственный земельный кадастр и резервирование земель для государственных и муниципальных нужд».

Земельный кодекс дает определение землеустройству через перечень мероприятий по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Схожее определение содержится в Федеральном законе «О землеустройстве», который добавил, что в состав землеустройства также входят мероприятия по организации территорий, используемых лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни.

Из определения видно, что выделяют два вида землеустройства: территориальное (или его еще называют межхозяйственное) и внутрихозяйственное.

При помощи территориального землеустройства государство осуществляет распределение земельного фонда между различными субъектами, изучение состояния земель, планирование и организацию рационального использования земель и их охраны, а также образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства и установление их границ на местности.

Под объектами землеустройства при этом понимаются согласно ст. 1 Федерального закона «О землеустройстве» объекты территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований и других административно-территориальных образований, территориальные зоны, земельные участки, а также части указанных территорий, зон и участков. Круг объектов варьируется в зависимости от вида землеустройства. Так, объектами территориального землеустройства будут являться территории землевладений (землепользований), совокупности земельных участков или их частей, территориальные зоны. Объектами внутрихозяйственного землеустройства будут являться земли сельскохозяйственного назначения, а также земли, используемые общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Основаниями проведения землеустройства являются решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о проведении землеустройства; договоры о проведении землеустройства; судебные решения.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона «О землеустройстве» территориальное землеустройство включает такие виды работ, как образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства и межевание его объектов.

Образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства проводятся с учетом их принадлежности к той или иной категории земель по целевому назначению, разрешенного использования, осуществляемого в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства Российской Федерации, площади, местоположения границ, ограничений в использовании земель, обременений правами иных лиц (сервитуты).

Межевание объектов землеустройства представляет собой установление границ муниципальных и других административно-территориальных образований, а также земельных участков. При определении границ объекта землеустройства на местности и их согласовании должен обеспечиваться учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты межеванием, путем извещения их в письменной форме не позднее чем за 7 дней до начала работ. Однако отсутствие надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения этих работ.

Если рассмотреть более детально, то в рамках территориального землеустройства составляются проекты образования новых, упорядочения и изменения существующих землевладений с устранением неудобств в их расположении, отводятся в натуре земельные участки на основе проектов земельных участков, готовится информация для оформления документов на право собственности или иных прав на землю.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 7 июня 2002 г. N 396 «Об утверждении Положения о проведении территориального землеустройства» обеспечение проведения территориального землеустройства в соответствии с решениями органов государственной власти, а также на землях, находящихся в федеральной собственности, осуществляют Федеральная служба кадастра объектов недвижимости (в настоящее время — Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр)) и ее территориальные органы. Территориальное землеустройство остальных объектов землеустройства проводится юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями на основании договора по инициативе органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.

Это интересно:  Статья 67 КАС РФ. Порядок выполнения судебного поручения

Внутрихозяйственное землеустройство проводится в целях организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны, а также земель, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни.

Внутрихозяйственное землеустройство нацелено на решение вопросов о перспективах развития территорий, сбалансирования состава земельных угодий, уточнения границ и проектирования систем использования территории с особым природоохранным режимом, разработки противоэрозионных, природоохранных мероприятий, установления земельно-оценочных нормативов, необходимых для исчисления земельного налога и арендной платы, и др.

При проведении внутрихозяйственного землеустройства выполняются работы по организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также организация территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни; разработка мероприятий по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.

Землеустройство тесно взаимосвязано с мониторингом земель и государственным кадастровым учетом земельных участков. Мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земель для своевременного выявления изменений их состояния, оценки этих изменений, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. В связи с этим наиболее целесообразно осуществлять мониторинг с использованием инструментов землеустройства (съемки местности, исследования состояния территорий и т.д.). Также при мониторинге земель широко используются архивные материалы землеустроительных организаций.

Взаимосвязь с государственным кадастром земельных участков проявляется таким образом, что именно в результате землеустроительных работ осуществляется формирование земельного участка, сведения о котором потом заносятся в данные земельного кадастра. В соответствии со ст. 70 комментируемого Кодекса государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Согласно ст. 1 этого Закона государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с указанным Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений.

2. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает, что документы, подготовленные в результате проведения землеустройства, используются при ведении государственного кадастра земельных участков и мониторинга земель.

В статье 19 Федерального закона «О землеустройстве» дается перечень видов землеустроительной документации: генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации, схема землеустройства территорий субъектов Федерации, схема землеустройства муниципальных и других административно-территориальных образований, схемы использования и охраны земель; проекты территориального землеустройства; материалы межевания объектов землеустройства; карты (планы) объектов землеустройства; проекты внутрихозяйственного землеустройства; проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий; материалы геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель; тематические карты и атласы состояния и использования земель.

Состав, содержание и правила оформления каждого вида землеустроительной документации регламентируются соответствующими техническими условиями и требованиями проведения землеустройства.

Данной статьей также предусматривается, что федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, могут устанавливаться и другие виды землеустроительной документации.

Глава II Федерального закона «О землеустройстве» содержит нормы о государственном регулировании проведения землеустройства, определяющие полномочия Российской Федерации в области регулирования проведения землеустройства, а также предусматривающие проведение государственной экспертизы землеустроительной документации и контроль за проведением землеустройства.

Государственная экспертиза землеустроительной документации осуществляется в целях обеспечения соответствия этой документации исходным данным, техническим условиям и требованиям.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 214 «Об утверждении Положения о государственной экспертизе землеустроительной документации» экспертиза осуществляется по решению органов государственной власти, органов местного самоуправления или по инициативе заинтересованных лиц.

В настоящее время полномочия по экспертизе землеустроительной документации возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2002 г. N 273 «Об утверждении Положения о контроле за проведением землеустройства» устанавливается, что контроль за проведением землеустройства осуществляется в целях обеспечения соблюдения юридическими лицами и гражданами при проведении землеустройства требований законодательства Российской Федерации, а также утвержденных в установленном порядке технических условий и требований проведения землеустройства.

Постановлением Правительства от 29 декабря 2008 г. N 1061 «Об утверждении Положения о контроле за проведением землеустройства» устанавливается, что контроль за проведением землеустройства осуществляется в целях обеспечения соблюдения организациями и гражданами при проведении землеустройства требований законодательства Российской Федерации, а также утвержденных в установленном порядке технических условий проведения землеустройства и требований к нему.

Полномочиями по контролю за проведением землеустройства в настоящее время наделена Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и ее территориальные органы, в связи с чем их должностные лица имеют право в установленном порядке:

а) получать от организаций и граждан информацию, необходимую для осуществления контроля;

б) привлекать специалистов заинтересованных органов государственной власти к осуществлению контроля.

Контроль осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, утвержденными Росреестром, а также внеплановых проверок.

Внеплановые проверки проводятся для контроля за исполнением предписаний об устранении ранее выявленных нарушений при проведении землеустройств, а также в случае получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушения требований законодательства Российской Федерации при проведении землеустройства, в том числе при описании местоположения и (или) установлении на местности границ объектов землеустройства на основании заявления лица, заинтересованного в проведении контроля.

Комментарий к СТ 68 ЗК РФ

Статья 68 ЗК РФ. Землеустройство

Комментарий к статье 68 ЗК РФ:

1. Содержание правовых норм гл. XI взаимозависимы и служат достижению единой цели — обеспечению оптимального использования и эффективной охраны земель. Одним из элементов участия государства в управлении земельными ресурсами страны является землеустройство, тесно связанное с ведением мониторинга и кадастра земель. Оно регулируется ФЗ «О землеустройстве», Постановлением Правительства РФ от 07.06.2002 N 396, которым утверждено Положение о проведении территориального землеустройства (СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2193), и другими нормативными правовыми актами.

Объектами землеустройства являются территории субъектов РФ, территории муниципальных образований и других административно-территориальных образований (например, ЗАТО), территориальные зоны, земельные участки, а также части указанных территорий, зон и участков.

Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости является федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами, осуществляющим специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции по ведению кадастрового учета земель, расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, по землеустройству, государственной кадастровой оценке земель, мониторингу земель и государственному контролю за использованием и охраной земель (см. комментарий к ст. 67). Многие функции по землеустройству реализуются его территориальными органами, которые осуществляют землеустроительное обеспечение на землях, находящихся в федеральной и региональной собственности, оказание услуг в сфере землеустройства, государственного кадастрового учета, государственной кадастровой оценки земель, оценки иных объектов недвижимости, проведение экспертизы землеустроительной документации.

Землеустройство состоит из комплекса мероприятий: а) юридическое и техническое оформление прав на землю (проведение проектно-изыскательских, геодезических, съемочных мероприятий, обследования качества земли, инвентарных работ, регистрация собственности, аренды и др.); б) экономическое наполнение (земля имеет цену, представляет собой имущество, выступает как средство производства).

Землеустройство осуществляется с учетом свойств земельных участков, планирования и проектирования использования сельскохозяйственных земель, требований по охране ценных угодий и всего необходимого комплекса для плодотворного, эффективного, устойчивого землепользования. Землеустройство может быть межхозяйственным (имеет целью организацию территории нескольких собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов), а может быть внутрихозяйственным (осуществляется на территории отдельного землепользования, принадлежащего юридическому или физическому лицу).

Порядок описания местоположения границ объектов землеустройства, порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством РФ.

2. Землеустроительная документация — документы, полученные в результате проведения землеустройства. К видам землеустроительной документации согласно ст. 19 ФЗ «О землеустройстве» относятся: а) генеральная схема землеустройства РФ, схемы землеустройства территорий ее субъектов, муниципальных образований, схемы использования и охраны земель; б) проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от негативных воздействий; в) материалы геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель; г) тематические карты и атласы состояния и использования земель.

Карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики, составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности. Форма карты (план) объекта землеустройства и требования к ее составлению устанавливаются Правительством РФ.

На сегодняшний день состав, содержание и правила оформления каждого вида землеустроительной документации регламентируются соответствующими ТУ, инструкциями, разработанными формами (см. Положение о государственной экспертизе землеустроительной документации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 04.04.2002 N 214 // СЗ РФ. 2002. N 15. Ст. 1432; Положение о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 514 // СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2870; и др.).

Статья написана по материалам сайтов: www.gk-rf.ru, zkodeksrf.ru, stzkrf.ru, rulaws.ru, zemkod.ru.

»


Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector