+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 763 ГК РФ. Государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд

Текущая редакция ст. 763 ГК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
2. По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее — государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Комментарий к статье 763 ГК РФ

1. Подрядные работы могут выполняться для государственных или муниципальных нужд. В этом случае в целях осуществления этих работ должен заключаться государственный или муниципальный контракт. Исходя из ст. 3 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», государственный контракт или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд — это договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта РФ (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком, предметом которого является осуществление подрядчиком подрядных работ для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

Элементы государственного контракта или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд следующие:
1) субъекты:
— подрядчик;
— государственный или муниципальный заказчик;
2) предмет государственного контракта или муниципального контракта — выполнение строительных, проектных и других связанных со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работ. Под объектами производственного характера следует понимать здания, строения, сооружения (объекты капитального строительства), которые предназначены для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг. Объекты непроизводственного характера представляют собой объекты, предназначенные для реализации продукции, обслуживания населения).

3) обязанности сторон:
— подрядчик выполняет вышеуказанные работы и передает их государственному или муниципальному заказчику;
— государственный или муниципальный заказчик принимает и оплачивает подрядные работы.

2. Применимое законодательство:
— ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Консультации и комментарии юристов по ст 763 ГК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 763 ГК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 763. Государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд

1. Подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

2. По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее — государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Комментарий к статье 763 Гражданского Кодекса РФ

1. В соответствии с п. 1 коммент. ст. подрядные работы для государственных или муниципальных нужд могут рассматриваться как специальные разновидности строительного подряда и подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, особое правовое регулирование которых обусловлено несколькими обстоятельствами.

Во-первых, указанные работы выполняются с определенной целью — для удовлетворения государственных или муниципальных нужд. Определение государственных и муниципальных нужд дано в ч. 1 и 2 ст. 3 Закона о размещении заказов (подробнее о понятии государственных и муниципальных нужд см. коммент. к ст. 525 ГК).

В свою очередь, удовлетворение государственных или муниципальных нужд как цель рассматриваемой разновидности подрядных работ определяет особенности субъектного состава соответствующего правоотношения (см. коммент. к ст. 764 ГК), а также особое регулирование порядка оплаты работ с использованием бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

Указанные особенности обусловливают необходимость использования в регулировании соответствующих отношений специальной разновидности гражданско-правового договора — государственного или муниципального контракта. Согласно ч. 1 ст. 9 Закона о размещении заказов под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд (см. коммент. к ст. 525 ГК).

2. Согласно буквальному толкованию положений п. 1 коммент. ст. нормы § 5 гл. 37 ГК регулируют только выполнение работ, относящихся к строительному подряду и подряду на выполнение проектных и изыскательских работ, предназначенных для удовлетворения государственных и муниципальных нужд. Таким образом, можно сделать вывод о том, что положения соответствующего параграфа не применяются к регулированию иных видов подрядных работ, предназначенных для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, но не поименованных в п. 1 коммент. ст. (например, пошив форменной одежды для военнослужащих). При этом положения Закона о размещении заказов применяются ко всем видам подрядных работ, предназначенных для удовлетворения государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с п. 1 коммент. ст. предназначенные для удовлетворения государственных и муниципальных нужд работы, относящиеся к строительному подряду и подряду на выполнение проектных и изыскательских работ, осуществляются на основе государственного (муниципального) контракта на выполнение работ для государственных (муниципальных) нужд. Однако в соответствии с нормами ст. 5 и п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов в случае размещения заказов на выполнение работ на сумму, не превышающую предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, по итогам размещения соответствующего заказа может быть заключен как государственный (муниципальный) контракт, так и иной гражданско-правовой договор. Представляется, что в силу п. 2 ст. 3 ГК и ч. 1 ст. 2 Закона о размещении заказов приоритетное значение в регулировании данного вопроса должно оставаться за нормами ГК. Следовательно, указанные в п. 1 ст. 763 разновидности подрядных работ должны осуществляться исключительно на основе государственного (муниципального) контракта независимо от стоимости работ, при этом стоимость работ может иметь значение для выбора способа размещения заказа с учетом положений ст. 55 Закона о размещении заказов.

3. В соответствии с п. 2 коммент. ст. государственный (муниципальный) заказчик обязуется оплатить или обеспечить оплату выполненных работ. Обязанность государственного (муниципального) заказчика по обеспечению оплаты выполненных работ состоит прежде всего в согласовании и соблюдении порядка финансирования государственного (муниципального) контракта в соответствии с нормами бюджетного законодательства (см., например, ст. 72, 161 БК, п. 15.1 Постановления ВАС N 23). У бюджетных учреждений, выступающих государственными (муниципальными) заказчиками, есть и противоположная по своей направленности обязанность — обеспечить согласование новых сроков, а если необходимо — и других условий государственных (муниципальных) контрактов в случае уменьшения бюджетному учреждению главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения бюджетным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов (см. п. 3 ст. 161 БК РФ).

Это интересно:  Гк рф статья 269

Статья 763. Государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд

1. Подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

2. По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее — государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Комментарий к Ст. 763 ГК РФ

1. Контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд представляет собой разновидность соответственно договора строительного подряда (ст. 740 ГК) и договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ (ст. 758 ГК). Иные работы предметом государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в соответствии с комментируемой статьей не являются.

Что касается выполнения научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ, то они являются предметом соответствующего договора, регламентируемого положениями гл. 38 ГК РФ (ст. 769 «Договоры на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ»).

В силу прямого указания в законе к государственным или муниципальным контрактам на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных или муниципальных нужд применяются правила ст. ст. 763 — 768 ГК РФ (абз. 2 ст. 778 ГК). Договоры на выполнение иных работ, также направленных на удовлетворение государственных и муниципальных нужд, не относятся к государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в смысле комментируемой статьи. Отношения, возникающие из таких договоров, регулируются нормами общих положений гл. 37 ГК РФ о подряде (§ 1 гл. 37 ГК), правила ст. ст. 763 — 768 ГК РФ к таким отношениям могут применяться по аналогии.

Общим для государственных или муниципальных контрактов на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд прежде всего является предмет договора — работы (подробнее о предмете такого договора см. в комментариях к ст. ст. 740 и 758 ГК), а также то, что они направлены на обеспечение выполнения работ для публичных нужд. На стороне заказчика могут выступать только специальные субъекты, определенные в законе, — государственные и муниципальные заказчики (см. комментарий к ст. 764 ГК).

Понятие государственных и муниципальных нужд содержится в Федеральном законе «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» . Необходимо отметить, что легальное определение этого понятия не является неизменным.

———————————
См.: Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (в ред. Федерального закона от 3 ноября 2010 г. N 290-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3105; 2010. N 45. Ст. 5755.

Согласно изменениям законодательства, вступившим в силу с 1 января 2011 г., под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее — федеральные нужды), либо потребности субъектов Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее — нужды субъектов Федерации). При этом под нуждами федеральных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов Федерации понимаются обеспечиваемые федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов Федерации (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений (ч. 1 ст. 3 Закона о размещении заказов).

Согласно ч. 2 ст. 3 Закона о размещении заказов под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

Под нуждами муниципальных бюджетных учреждений понимаются обеспечиваемые муниципальными бюджетными учреждениями (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах данных бюджетных учреждений.

Таким образом, основным изменением в определении государственных и муниципальных нужд является то, что нужды бюджетных учреждений больше не относятся к государственным или муниципальным нуждам и бюджетные учреждения больше не могут выступать в качестве государственного или муниципального заказчика. Однако правила, установленные Законом о размещении заказов, в равной степени распространяются и на бюджетные учреждения.

Исходя из легального определения, к признакам, характеризующим потребности в качестве государственных нужд, относятся:

1) субъект потребности — Российская Федерация как публично-правовое образование или государственный заказчик федерального уровня, субъект Федерации как публично-правовое образование или государственный заказчик регионального уровня;

2) источник обеспечения потребности — средства федерального бюджета или внебюджетного источника финансирования, средства бюджета субъекта Федерации или внебюджетного источника финансирования;

3) предмет потребности — товары, работы, услуги, необходимые для осуществления функций и полномочий публично-правовых образований и государственных заказчиков.

В качестве легальных признаков, совокупность которых характеризует потребности в качестве муниципальных нужд, Закон о размещении заказов выделяет:

1) субъект потребности — муниципальное образование или муниципального заказчика;

2) источник обеспечения потребности — средства местного бюджета или внебюджетного источника финансирования;

3) предмет потребности — товары, работы, услуги, необходимые для решения вопросов местного значения или осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, либо функций и полномочий муниципальных заказчиков.

2. Как и другие подрядные договоры, государственный или муниципальный контракт по своей юридической природе является консенсуальным, двусторонним и возмездным.

На стороне заказчика такого договора может выступать только государственный или муниципальный заказчик, а не «иной» заказчик по ст. 4 Закона о размещении заказов (см. комментарий к ст. 764 ГК).

Особенность государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд заключается в том, что в ряде случаев на государственного или муниципального заказчика (учитывая особые источники финансирования и особый статус заказчика) возлагается обязанность не оплаты, а обеспечения оплаты работ.

Статья 763 ГК РФ. Государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд

Новая редакция Ст. 763 ГК РФ

1. Подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

2. По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее — государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Это интересно:  Статья 14.1 закона о защите конкуренции № 135-ФЗ

Комментарий к Ст. 763 ГК РФ

1. Особенностями договора (контракта) на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд являются:

— субъектный состав заказчика (п. п. 2, 3 ст. 764 ГК РФ);

— предмет договора: не всякие работы, но только подрядные строительные работы и связанные со строительством проектные и иные работы (п. 2 комментируемой статьи);

— предназначение работ: удовлетворение государственных и муниципальных нужд (п. п. 1 и 2 комментируемой статьи).

Государственные или муниципальные нужды — это обеспечиваемые за счет соответствующего бюджета и внебюджетных источников потребности в работах, необходимых для осуществления функций Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, для исполнения международных обязательств Российской Федерации, для реализации государственных программ соответствующего (федерального, регионального) уровня и решения вопросов местного значения.

Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

3. Система договорных связей при выполнении работ для государственных и муниципальных нужд отличается большей простотой, чем система связей при поставке товаров для тех же нужд. Контракт на выполнение работ для государственных и муниципальных нужд не предусматривает заключение каких-либо дополнительных договоров с иными лицами, указанными заказчиком. Таким образом, предметом контракта является непосредственно выполнение работ для заказчика и передача непосредственно заказчику результата работ (п. 2 комментируемой статьи).

Другой комментарий к Ст. 763 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Комментируемый параграф существенно обновлен Федеральным законом от 02.02.2006 N 19-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (СЗ РФ. 2006. N 6. Ст. 636). Новые правила расширяют сферу применения его положений, устанавливая единые нормы для государственных (федеральных и субъектов Федерации) и муниципальных заказчиков, определяя единый порядок размещения заказов на выполнение подрядных работ как для государственных, так и для муниципальных нужд.

Вместе с тем из оглавления комментируемой статьи («государственный или муниципальный контракт») и из содержания всего § 5 следует, что Кодекс объединяет два контракта: государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд и муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд. Общим для этих контрактов, прежде всего, является предмет договора, а также то, что они направлены на обеспечение выполнения работ для публичных нужд.

2. Государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее — государственный или муниципальный контракт) — отдельный вид договора подряда (п. 2 ст. 702 ГК РФ). В то же время, исходя из характера работ, составляющих предмет договора (строительные или проектные и изыскательские), он представляет собой разновидность соответственно договора строительного подряда или договора на выполнение проектных и изыскательских работ. Подобный вывод основан на формулировке пункта первого комментируемой статьи, содержащего отсылку к ст. 740 ГК и ст. 758 ГК.

ГК — основной правовой акт, регулирующий отношения по выполнению подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. Кодекс, однако, содержит статьи общего характера, не отражающие в полной мере специфику рассматриваемых отношений. Основная причина невысокого уровня разработанности в ГК отношений о подрядных работах для государственных или муниципальных нужд в том, что особенности этих отношений должны определяться специальным федеральным законом о подрядах для государственных или муниципальных нужд (см. ст. 768 ГК РФ). В данный момент такой закон не принят. Впредь до его принятия действуют иные федеральные законы, а также изданные до введения в действие части второй Кодекса нормативные правовые акты, не являющиеся законами. Так, отношения, связанные с размещением государственных и муниципальных заказов, регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о размещении заказов). (СЗ РФ. 2005. N 30 (часть 1). Ст. 3105.) В соответствии со статьей 2 названного Закона нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать настоящему Закону. Следовательно, размещение заказов на выполнение работ для государственных и муниципальных нужд регулируется на федеральном уровне и субъектам Российской Федерации право на регулирование этих вопросов не предоставлено (Определение СК по гражданским делам ВС РФ от 26.07.2006 N 55-Г06-9).

Специфика таких контрактов отражена в ряде других специальных правовых актов: Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3882); Бюджетном кодексе РФ и др. При производстве работ для оборонного заказа действует Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. N 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 6). (Далее — Закон об оборонном заказе.) Некоторые особенности заключения и исполнения государственного контракта на выполнение строительных работ определяются Основными положениями порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ N 812 от 14 августа 1993 г. (САПП РФ. 1993. N 34. Ст. 3189)). (Далее — Основные положения.) Применяя их, необходимо учитывать, что изданные до введения в действие части второй Кодекса нормативные правовые акты Правительства РФ по вопросам, которые согласно части второй ГК могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов (ч. 2 ст. 4 Вводного закона к ч. 2 ГК РФ). Специальный акт о порядке заключения и исполнения государственных контрактов на выполнение проектных и изыскательских работ отсутствует.

Недостаток правового регулирования отчасти восполняется и тем, что согласно ст. 765 ГК основания и порядок заключения рассматриваемых контрактов определяются в соответствии с положениями статей 527 и 528 ГК об основаниях и порядке заключения контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд. При этом, если заключается контракт на выполнение работ для федеральных нужд, применяется Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», что прямо допускается преамбулой Закона (СЗ РФ. 1994. N 34. Ст. 3540). (Далее — Закон о поставках продукции.)

Важно заметить, что нормы о государственном или муниципальном контракте на выполнение строительных, проектных и изыскательских работ применяются к государственным контрактам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд (абз. 2 ст. 778 ГК РФ). Указанное правило представляет собой законодательный прием отсылочного регулирования. Подробнее об этом см. комментарий к ст. 778 ГК.

3. Из формулировки пункта первого следует, что особенности государственного или муниципального контракта связаны с назначением строительных, проектных и изыскательских работ. Их предназначение — удовлетворение государственных или муниципальных нужд в соответствующих работах.

Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации в работах, необходимых для осуществления функций Российской Федерации (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ (далее — федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации в работах, необходимых для осуществления функций субъектов Российской Федерации, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее — нужды субъектов Российской Федерации), — п. 1 ст. 3 Закона о размещении заказов. Так, федеральные нужды, в том числе перечень федеральных целевых программ, предусматриваются в законе о федеральном бюджете на планируемый период. В целях обеспечения решения особо важных общегосударственных задач федеральным целевым программам, инициатором которых является Президент Российской Федерации, может присваиваться статус президентских программ. Потребности Российской Федерации в строительстве, реконструкции и техническом перевооружении объектов, предназначенных для нужд обороны и безопасности Российской Федерации, определяются в оборонном заказе.

Это интересно:  Статья 12.15 КоАП РФ. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона

Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местного бюджета потребности муниципальных образований в работах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, — п. 2 ст. 3 Закона о размещении заказов.

4. Указание в ст. 3 Закона о размещении заказов на особые бюджетные и внебюджетные источники финансирования государственных или муниципальных нужд означает, что в правовом регулировании финансирования работ значительное место занимают акты публично-правового характера. Так, объемы финансирования работ, предназначенных для удовлетворения потребностей Российской Федерации, предусматриваются в законе о федеральном бюджете на планируемый период в порядке, установленном БК. Сказанное означает также, что государственный заказ на подрядные работы размещается лишь тогда, когда на его выполнение выделены в соответствующем бюджете необходимые государственные финансовые ресурсы. Подобные ресурсы обычно выделяются на реализацию федеральных и региональных инвестиционных программ, а также на выполнение работ по оборонному заказу, по предотвращению и ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф, аварий и т.п.

В целях экономического стимулирования подрядчиков, выполняющих работы для государственных или муниципальных нужд, им могут предоставляться льготы по налогообложению, целевые дотации, субсидии, субвенции, кредиты на льготных условиях и другие льготы (ст. 4 Закона о поставках продукции, ст. 9 Закона об оборонном заказе и др.). Подобные обстоятельства делают привлекательным участие исполнителей в подрядных работах и позволяют избежать административного воздействия на них в целях привлечения к выполнению контракта. Тем самым подрядные работы для государственных или муниципальных нужд служат методом государственного регулирования инвестиционной деятельности, способствующим использованию государственных капитальных вложений на важнейших направлениях экономики страны, обеспечивающих ее структурную перестройку, сохранение и развитие производственного и непроизводственного потенциала, решение аграрных, природоохранных, социальных и иных проблем.

5. Как ранее отмечалось, нормы рассматриваемой главы применимы к контрактам, заключаемым на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд и обеспечиваемым за счет средств бюджета либо внебюджетных источников финансирования. Вместе с тем бюджетному учреждению средства из бюджета или из внебюджетных источников могут быть выделены по смете на выполнение подрядных работ для обеспечения собственных нужд учреждения. При реализации указанных полномочий бюджетное учреждение выступает как хозяйствующий субъект со специальной правоспособностью и действует в своих интересах в соответствии с целями деятельности, предусмотренными в его учредительных документах. Поэтому от договоров (контрактов), заключаемых учреждением в пределах выделенных по смете денежных средств для обеспечения собственных нужд, необходимо отличать контракты, заключаемые им в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

6. В п. 2 комментируемой статьи сформулировано определение как государственного, так и муниципального контракта. Эти контракты являются консенсуальными, двусторонне обязывающими, возмездными.

Из легального определения следует, во-первых, что предмет государственного или муниципального контракта — выполнение для государственных или муниципальных нужд строительных, проектных и других работ, связанных со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера, и их результат. (Подробнее об этом см. комментарий к ст. 740 ГК о предмете договора строительного подряда и комментарий к ст. 758 ГК о предмете договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ.) Формирование перечней строек и иных объектов для федеральных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Положением о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансировании за счет средств федерального бюджета (утв. Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2001 г. N 714 (СЗ РФ. 2001. N 43. Ст. 4097)). (Далее — Положение о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд.) См., например, Перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд на 2006 год, финансируемых за счет государственных капитальных вложений, предусмотренных на реализацию Федеральной адресной инвестиционной программы на 2006 год (утв. распоряжением Правительства РФ от 07.02.2006 N 140-р (СЗ РФ. 2006. N 9. Ст. 1026)).

Во-вторых, одним из участников государственного или муниципального контракта выступает специальный субъект — государственный или муниципальный заказчик (см. комментарий к ст. 764 ГК РФ). В-третьих, в определении содержится указание на особенности оплаты работ, заключающиеся в том, что в ряде случаев на заказчика (учитывая особые источники финансирования и особый статус заказчика) возлагается обязанность не оплаты, а обеспечения оплаты работ. (Подробнее об этом см. комментарий к п. 1 ст. 766 ГК.)

Статья 763 ГК РФ. Государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (действующая редакция)

1. Подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

2. По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее — государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 763 ГК РФ

1. Подрядные работы могут выполняться для государственных или муниципальных нужд. В этом случае в целях осуществления этих работ должен заключаться государственный или муниципальный контракт. Исходя из ст. 3 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» государственный контракт или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд — это договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта РФ (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком, предметом которого является осуществление подрядчиком подрядных работ для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

Элементы государственного контракта или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд следующие:

— государственный или муниципальный заказчик;

2) предмет государственного контракта или муниципального контракта — выполнение строительных, проектных и других связанных со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работ. Под объектами производственного характера следует понимать здания, строения, сооружения (объекты капитального строительства), которые предназначены для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг. Объекты непроизводственного характера представляют собой объекты, предназначенные для реализации продукции, обслуживания населения).

3) обязанности сторон:

— подрядчик выполняет вышеуказанные работы и передает их государственному или муниципальному заказчику;

— государственный или муниципальный заказчик принимает и оплачивает подрядные работы.

2. Применимое законодательство:

— ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Судебная практика:

— Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28.03.2014 N 03АП-936/14;

Статья написана по материалам сайтов: ogkrf.ru, www.gk-rf.ru, stgkrf.ru, gkodeksrf.ru, www.zakonrf.info.

»


Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector